ОПДО

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования…………………………………………стр. 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 3
1.2. Цели и задачи дополнительного образования………………….стр. 5
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования……….стр. 5
2.
Содержательный радел образовательной программы
дополнительного образования………………………………………….стр. 7
2.1. Содержание дополнительного образования……………………стр. 7
2.2. Условия реализации дополнительного образования…………..стр. 10
2.3. Планируемые результаты освоения программы……………….стр. 12
3.
Организационный раздел образовательной
программы дополнительного образования…………………………...стр. 13
3.1. Учебный план МОУ «СОШ № 4 г.Свирска»
по реализации образовательной программы дополнительного
образования на 2021 – 2022 учебный год……………………………..стр. 13

1

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительного
образования
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
3.2.
Реализация дополнительного образования обучающихся МОУ
«СОШ № 4 г.Свирска»
(далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется
на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726 - р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству и содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996 – р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом
Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- Устав МОУ «СОШ № 4 г.Свирска».
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75
Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом
2

совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни
в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного
образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных
способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам
направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и
интересов
обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся
Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного
образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
3

совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную,
физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и
социально-педагогическую направленности, и внедрения современных
методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся
являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеразвивающим программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их
социализации и адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего народа.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и педагогическая целесообразность организации
дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно,
дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной
мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность гимназии по дополнительному образованию детей строится
на следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой,
и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а
развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому
4

ребенку
максимально
благоприятных
условий
для
духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание
проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение,
отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование
привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей
каждого
обучающегося:
существующая
система
дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и
педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить
свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения,
формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их
приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных
качеств, необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
5

Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
2.

Содержательный раздел образовательной программы
дополнительного образования
2.1. Содержание дополнительного образования

Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется
через техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную,
художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую
направленности.
Целью технической направленности дополнительного образования
является развитие интереса детей к технике как объекту творчества,
формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии,
обогащение личности, содействие приобретению практических умений,
творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью художественной направленности является: нравственное и
художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами
объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов
чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие
творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной
культуры, произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа
собучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
6

Программы
естественнонаучной
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и
углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии,
химии, способствуют формированию интереса к научно-исследовательской
деятельности обучающихся.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы
программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами
учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика,
информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое
внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня
экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и
правовых принципов природопользования.
Задачи:
-формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и путей их разрешения;
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по
охране окружающей среды(способности к анализу экологических ситуаций).
Целью
туристско-краеведческой
направленности
является
совершенствование системы образования на основе изучения родного края с
использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей
воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей,
любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
-усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и
культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;
-создание условий в образовательном пространстве для проявления и
развития ключевых компетентностей школьников;
-формирование потребности в активной жизненной позиции по
сохранению и преобразованию родного края;
Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного
образования ориентирована на изучение психологических особенностей
личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как
члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в
коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской
социальной инициативы является одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что
сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
7

Содержание образовательных программ соответствует:
 достижениям мировой культуры, российским традициям;
 определенному уровню образования;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
 современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в
системе дополнительного образования Учреждения:
 практические (упражнения, самостоятельные задания)
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
 демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических
учреждений)
 дидактические (использование обучающих пособий)
 иллюстративные
(использование
иллюстративного
материала
художественной и периодической печати)
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
 игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
 ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций
головного мозга)
 технологические (использование различных педагогических технологий
в организации работы с детьми)
 репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
 Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном фактическом материале)
 проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,
постановка отдельных проблемных вопросов)
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские
задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
 Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и
т.д.)
 Конкурс
 Фестиваль
 Соревнование
 Экскурсия
 Концерт
8

 Выставка
 Викторина и т.д.
2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально-технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие
системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для
этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются
интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения,
его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно
призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и
кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в
возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или
нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком
занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не
рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и
неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40
минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с
14 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного
процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные,
групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет)
определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность
достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность
занятий определяется содержанием программы.
9

Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и
учебным планом дополнительного образования.
В МОУ «СОШ № 4 г.Свирска» созданы необходимые условия для
организации дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех
проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об
успехах в области дополнительного образования Учреждения информируются
все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность достижения обучающимися определенных
результатов;
2)
соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований
пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и
охраны труда работников.
Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками,
экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и
наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинет
музыки, изобразительного искусства, актовый зал.
Кабинет изобразительного искусства оснащен необходимыми
материалами: наглядные наборы муляжей, репродукций, мультимедийное
оборудование.
Кабинет музыки и хореографии обеспечен следующим оборудованием:
музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с
выходом в сеть «Интернет», фонотека.
Кабинеты математической направленности, информатики обеспечены
всем необходимым для занятий включают в себя интерактивную доску,
компьютеры.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи
волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты,
канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания.
Актовый зал (на 190 посадочных мест) имеет оборудование для
проведения массовых мероприятий: большой экран, микрофоны, колонки,
ноутбук, микшерный пульт, микрофонные стойки.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
10

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых
установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную
основу
программы,
письменную
формулировку
предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет
продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных
программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и
личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные
обучающимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в
виде совокупности способов
универсальных учебных действий и
коммуникативных
навыков,
которые
обеспечивают
способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний,
самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные
программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также
возможности диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает
проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может
проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль
достижений, концерт и т.д.)
3.3.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МОУ
«СОШ № 4 г.Свирска»
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
11

– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное пространство
основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов
направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного
образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с
социальным заказом;
- содействовать развитию инновационного движения
в
дополнительном образовании детей;
внедрять
интегрированные
программы
дополнительного
образования, направленные на социально-педагогическую поддержку
детей.
3.

Организационный раздел образовательной программы
дополнительного образования

3.1. Учебный план МОУ «СОШ № 4 г.Свирска» по реализации
образовательной программы дополнительного образования
на 2021 – 2022 учебный год
Учебный
план
по
реализации
образовательной
программы
дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение
доступности, эффективности и качества дополнительного образования,
создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и
составлен с учетом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей
включает в себя следующие направленности:
1. Спортивно-оздоровительное
2. Социальное
12

3. Общеинтелектуальное
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования на 2018 – 2019 учебный год
Направленность
Название
объединения

ЮИД
Занимательный
английский

Мир информатики

Мини-футбол

PROДвижение

Ф.И.О. педагога

Количес
тво
групп

Всего
часов по
Количес
програм
тво часов
ме в год
в неделю
(32
недели)
3
96

Направленность

Тимакина О.Г.

1

Пропагандировать
правила дорожного
движения среди
учащихся с целью
формирования у
школьников
устойчивых навыков
безопасного
поведения на улицах
и дорогах
Программа кружка
нацелена на
воспитание интереса к
изучению английског
о, развитие
гармоничной
личности, языковых и
познавательных
способностей и
психических
процессов.
формирование умения
описывать объекты
реальной и
виртуальной.
действительности на
основе различных
способов
представления
информации; ·
овладение приемами и
способами
информационной
деятельности; ·
формирование началь
ных навыков
использования
компьютерной
техники.
Процесс
формирования
интереса к занятиям
физической культурой
и спортом.

Ховалыг Д.Н.

1

3

Тимакина О.Г.

1

2

96

62

Шадрин А.

3

6

192

Прокопьева С.М.

2

6

192

13

Баскетбол

Спортивные игры

Юный эколог

Математический форум

«ДЮП»

Программа
рассчитана для детей
1-2 классов, для того
чтобы получить
элементарные и
основные
танцевальные навыки
и умения.

Шадрин А.

Программа
предназначена для
организации занятий
по баскетболу
во внеурочной
деятельности
школьников.

Кустова М.А.

Программа
предназначена
сформировать у
обучающихся
устойчивые мотивы и
потребности в
бережном отношении
к своему здоровью и
физической
подготовленности, в
творческом
использовании
средств физической
культуры в
организации
здорового образа
жизни.
Направлена на
формирование
системного подхода в
восприятии мира,
представлений о
взаимосвязи и
взаимозависимости
живого и неживого,
экологическое
воспитание и
просвещение.
Разбор и подготовка
заданий к ОГЭ по
математике

Камнева Е.С.

1

3

96

1

3

96

1

3

96

Горбунова О.А.

2

4

128

Тимакина О.Г.

1

3

96

Аннотация к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам
Название
программы
«Математический
форум»

Краткое содержание программы
Программа внеурочной деятельности «Математический форум»
относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной
деятельности в рамках ФГОС.
14

«Дружина Юных
пожарных»

Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с
учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Содержание занятий направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и
конкурсах. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию
у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть
основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и
направлять.
Основными целями проведения занятий являются:
 привитие интереса обучающимся к математике;
 углубление и расширение знаний по математике;
 развитие математического кругозора, мышления, исследовательских
умений
обучающихся;
 воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения
математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач,
олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического
мышления, вовлечению в исследовательскую деятельность.
Сроки реализации программы: 3 года
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 часа в год.
Программа «Дружина юных пожарных» имеет социально-педагогическую
направленность.
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий,
природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил
установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за
неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство
людей халатно и небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Таким образом, актуальность данной программы очевидна, ведь обучение
мерам пожарной безопасности нынешних школьников очень важная
составляющая профилактики борьбы с огнем. На занятиях ДЮП ребята учатся
умению помочь себе и окружающим в экстремальных ситуациях. Во все времена
15

это было ценным и редким качеством человека. Ведь в чрезвычайной ситуации
помимо знаний, ещё очень важно умение сконцентрироваться и не растеряться.
Отличительной особенностью программы является то, что помимо
обучения ребят правилам пожарной безопасности, с ними будут проводиться
специальные игры и тренинги, способствующие более эффективной работе в
команде. Кроме того, ряд несложных физических упражнений, который будет
предложен им на занятиях, позволит укрепить организм, повысит силу и
выносливость.
В коллектив можно набирать учащихся с 14 до 16 лет. Благодаря
возможности варьировать степень сложности заданий и время на их исполнение,
данная программа вполне может быть применима для разновозрастной группы
учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели, 8,5 месяцев. Занятия
проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу. Основной формой проведения
являются учебно-тренировочные занятия.
«Занимательный
английский»

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный
английский» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями
российских стандартов языкового образования на основе следующих
нормативных правовых документов:
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время
актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование
коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и
социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона
нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных
пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только
эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей,
но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации
учащихся. Программа призвана способствовать внедрению и распространению
инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения
иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать
осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей
страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на
компьютере, использовании информационных технологий на занятиях:
компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и
проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с
аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко
выраженный межпредметный характер.
Программа рассчитана на детей 8-9 лет, то есть группа комплектуется из
учащихся 3 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время по
40 минут (34 часа в год). Срок реализации программы 1 год. Программа
реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на
внеучебную деятельность (научно-познавательное направление).

«Мини-футбол»

Программа предназначена для детей в возрасте 8 - 18 лет. Период освоения
программы - 8 лет. Программный материал объединен в целостную систему
многолетней спортивной подготовки, предусматривающий обучение на 2 этапах:
- этап начальной подготовки,
- тренировочный этап.
Актуальность программы определяется следующими факторами:
- пропаганда здорового образа жизни;
16

«Мир информатики»

- недостаточность физической активности учащихся;
-стремление перспективных детей и подростков достичь высших спортивных
результатов.
Деятельность по Программе направлена на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях
физической культурой и спортом,
- создание условий для физического воспитания и физического развития,
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и
спорта, в том числе в избранном виде спорта — футбол,
- выявление, отбор одаренных детей, подготовка спортивного резерва,
- подготовка учащихся к поступлению в образовательные организации,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
физической культуры и спорта.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов
спортивной подготовки:
1) принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех
сторон тренировочного процесса (физической, психологической, теоретической,
технико-тактической подготовок).
2) принцип преемственности, который определяет последовательность
изложения программного материала по этапам обучения для обеспечения в
многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост
показателей физической и технико-тактической подготовленности;
3) принцип вариативности, который предусматривает в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена,
вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенных задач спортивной подготовки.
ФУТБОЛ (англ. football, от foot - нога и ball - мяч), спортивная командная игра,
цель которой - забить как можно больше мячей в ворота соперника, и не
пропустить в свои, используя индивидуальное ведение и передачи мяча
партнерам ногами, головой и др. частями тела - кроме рук. В матче побеждает
команда, забившая больше голов. По популярности и распространенности на
планете футбол является игровым видом спорта номер один, членами
международной федерации футбола (FIFA) являются 208 национальных
футбольных федераций. Во многих странах эта игра является частью
национальной культуры и объектом национальной гордости, что во многом
определяет тот уровень интереса, который проявляется к футболу, и тем
процессам, которые его окружают, во всем мире.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех
отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в
новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина
является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с
тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно,
становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных
программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых
передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания
экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих
ошибках.
17

«Спортивные игры»

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно
в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети
могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
С 1 по 3 годы обучения программа “Мир информатики” представляет собой
глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс,
построенный на специально отобранном материале и опирающийся на
следующие принципы:
 системность;
 гуманизация;
 междисциплинарная интеграция;
 дифференциация;
 дополнительная мотивация через игру.
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и
физической подготовленности, в творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены
доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению
элементами техники и тактики спортивных игр и развитию физических
способностей.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений
Российской Федерации организация занятий по направлениям дополнительного
образования является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время,
отводимое на дополнительное образование, используется по желанию
обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения.
Материал программы предполагает изучение основ спортивных игр:
баскетбола, волейбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая
физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Программа предназначена для учащихся 12-14 лет

«Юный инспектор
движения»

Программа кружка «Юный инспектор движения» (ЮИД) для детей 8-11
лет разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного
движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил
безопасного поведения, учащихся на улицах и дорогах».
Направленность
образовательной
программы
социальнопедагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного
процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения,
которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам
дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически
знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно,
обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на
улицах, дорогах и в транспорте.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах,
содействовать сохранению жизни и здоровья детей, приучению их к
установленному порядку в сфере дорожного движения. Подготовка к участию
в конкурсе "Безопасное колесо".

«Юный эколог»

Программа «Юный эколог» имеет естественно-научную направленность.
В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным и
решающим образом связано с модернизацией системы образования.
18

Стратегический приоритет политики в сфере детства – это развитие ценностей
здорового образа жизни, в том числе формирование экологической культуры
школьников, улучшение подготовки учащихся по экологии, защите окружающей
среды.
Актуальность программы заключается в том, чтобы дети и подростки не
бездумно смотрели на природу, а видели и понимали природные явления и связь
между ними; могли объяснить, почему происходят изменения в разное время
года. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника не
просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые
грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих
знаний, преобразовывающего окружающий мир. Программа способствует
формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает
гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация,
творческое саморазвитие.
В коллектив можно набирать учащихся с 7 до 16 лет. Благодаря
возможности варьировать степень сложности заданий и время на их исполнение,
данная программа вполне может быть применима для разновозрастной группы
учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели, 8,5 месяцев. Занятия
проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу. Основной формой проведения
являются учебные занятия.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
педагогов. (приложение 1).

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».