РП по родному русскому языку 6-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной русский язык»
для 6-9 классов основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Калиушка Татьяна Юрьевна
учитель русского языка и литературы

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 6-9-х классов
составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной
программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература».
Для реализации рабочей программы «Родной (русский) язык 6-9 класс» используется
УМК:
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для
общеобразовательных организаций) 6 класс
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для
общеобразовательных организаций) 7 класс
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для
общеобразовательных организаций) 8 класс
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для
общеобразовательных организаций) 9 класс
Цель примерной рабочей программы соотносится с главными задачами реализации
основной образовательной программы основного общего образования:
- воспитание ценностного отношения к родному языку (русскому) как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего
народа;
- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать,
быть понятым, выражать внутренний мир человека.
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и
познавательному развитию;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком (русским) во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с
установкой на билингвизм.
Общая характеристика учебного предмета
Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение
предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования нацелено на
личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа.
Задачи изучения родного языка (русского) в школе:
 формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
 усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
 овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;

овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка
как средства коммуникации и средства познания.
Родной язык (русский) является основой развития мышления и средством обучения в школе,
поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного
общего образования и формированием у школьников различных видов компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных
сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о
языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и
функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных
нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас;
формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение родным языком (русским), умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения родного языка (русского) создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы,
необходимые для изучения иностранных языков.
Методической основой изучения курса русского языка в основной школе является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной
деятельности школьников.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий
предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление
коммуникативно-деятельностной направленности русского языка, нацеленность его на
метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования
функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во
внешней среде и активно в ней функционировать.
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» как части предметной области «Родной
язык. Родная литература» основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка» и др.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО в ходе изучения всех учебных предметов
обучающиеся должны приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Именно поэтому в сфере
развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.


Планируемые результаты освоения предмета
«Родной язык»
Изучение родного языка (русского) – языка как знаковой системы, лежащей в основе
человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к
ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим
духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному
развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с
установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких
результатов при изучении других учебных предметов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и
личностных результатов.
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей, идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и

общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся научится:
 определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей
и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся научится:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;


самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
1. Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся научится:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся научится:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;


формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся научится:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся научится:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты
1. Совершенствование разных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования.
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков.
4. Расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств адекватно ситуации и стилю общения.
6. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Содержание учебного предмета «Родной язык» 6-9 классы
«Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного
курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского
народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в
языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой
межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение
речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания
правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с
учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное
на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных
для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать
речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные
стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык»
6 класс
№ п/п

Тема урока

Количество

1

Из истории русского литературного языка

1

2

Диалекты как часть народной культуры

1

3,4

Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур

2

5,6

Особенности освоения иноязычной лексики

2

Современные неологизмы

1

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.
Современные фразеологизмы.

3

Орфографический и пунктуационный практикум.

1

7
8,9,10
11

Орфографический и пунктуационный практикум.

1

Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы
произношения отдельных грамматических форм.

2

15

Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи

1

16

Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи

1

Лексические омонимы и точность речи.

2

19

Особенности склонения имён собственных.

1

20

Нормы употребления имён существительных

2

Нормы употребления имён прилагательных, числительных,
местоимений.

2

23

Контрольная работа по теме «Лексика»

1

24

Работа над ошибками

1

25

Тематическое единство текста. Тексты описательного характера.

1

26,27

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.

2

28.29

Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.

2

30,31

Орфографический и пунктуационный практикум.

2

32.33

Повторение паройденного за курс 6 класса

2

34

Повторение пройденного за курс 6 класса

1

12
13,14

17,18

21,22

Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык»
7 класс
Тема урока

№
урока
1

Русский язык как развивающееся явление.

Количество
1

Факторы, влияющие на развитие языка.
2,3

Устаревшие слова

как живые

свидетели

2

истории.
4,5

Архаизмы, историзмы

6,7

Рр Творческая работа «Этимология слова»

8

Анализ творческих работ

9,10

Группы лексических единиц по степени
устарелости. Лексические заимствования последних
десятилетий.

1

11,12

Основные орфоэпические нормы

1

2

13,14

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи.

2

15

Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.

1

16

Тест

1

17,18

Речевой этикет

2

Русская этикетная речевая манера общения.
19

Невербальный (несловесный) этикет общения.

1

20

Язык и речь. Виды речевой деятельности

1

Традиции русского речевого общения.
21,22

Текст как единица языка и речи

2

Основные типы текстовых структур.
Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение.
Тексты аргументативного типа: рассуждение,

23

1

доказательство, объяснение.
24,25

Творческая работа «Рассуждение по тексту»

2

26

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.

1

27,28

Публицистический стиль. Путевые записки.

2

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные
особенности.
29,30

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная
информация в текстах художественного стиля речи. Притча

2

31,32

Притча. Работа с текстом

2

33,34

Итоговое занятие

2

Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык»
8 класс
№ урок
а

Тема

Количество

1

Русский язык как развивающееся явление. Краткая история
русской письменности. Создание славянского алфавита.

1

2,3

Становление русского литературного языка. Роль
церковнославянского (старославянского) языка в развитии
русского языка. Старославянизмы и их приме

2

4,5

Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Национально-культурная специфика русской фразеологии

2

6

Национально-культурная специфика русской фразеологии

1

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
русских народных и литературных сказок. Русские пословицы
и поговорки.

1

9

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике. Употребление
иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

10

РР. Творческая работа «Концепт слова» (на выбор)

1

7,8

Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Равноправные и допустимые варианты
11,12
произношения. Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в современной речи.

2

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Типичные речевые ошибки.

2

13,14

Основные грамматические нормы современного русского
15,16 литературного языка. Типичные грамматические ошибки в
речи.

2

17

Типичные грамматические ошибки в речи.

1

18

Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках.

1

Речевой этикет: нормы и традиции. Активные процессы в
речевом этикете.

2

21

Контрольный тест по разделу «Культура речи»

1

22

Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Формы
речи: монолог и диалог.

1

23

. Формы речи: монолог и диалог.

19,20

24,25 Текст и его основные признаки. Типы речи.

2

26,27 Стили речи, их особенности.

2

28,29

РР. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре
письма другу (в том числе электронного), страницы дневника.

30,31 РР Защита проектов по темам раздела.
32

2
2

Защита проектов по темам раздела

33,34 Повторение пройденного

1

Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык»
9 класс
№
урока

Тема урока

Количество

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского
народа

1

2

Ключевые слова русской культуры

1

3

Крылатые слова и выражения в русском языке

1

4

Развитие русского языка как закономерный процесс

1

5

Основные тенденции развития современного русского языка

1

6

Новые иноязычные заимствования в современном русском
языке

1

7

Словообразовательные неологизмы в современном русском
языке

1

8

Переосмысление значений слов в современном русском
языке

1

9

Стилистическая переоценка слов в современном русском
языке

1

10

РР Творческая работа «Экология языка»

1

11

Активные процессы в области произношения и ударения

1

12

Трудные случаи лексической сочетаемости

1

Типичные ошибки в управлении, в построении простого
осложненного и сложного предложений

2

15

Речевой этикет в деловом общении

1

16

Правила сетевого этикета

1

17

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1

18

РР Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.

1

19

Контрольный тест по разделу «Культура речи»

1

20

Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасности при общении в соцсетях

1

21

Виды преобразования текстов

1

22

Разговорная речь. Анекдот. Шутка.

1

23-24

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

2

25-26

Научно-учебный подстиль. Доклад. Сообщение.

2

13-14

27-28

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

2

29-30

Язык художественной литературы. Текст и ирнтертекст.
Прецедентные тексты. Афоризмы.

1

31-32

РР Защита проекта по предложенной теме

1

33-34

Резервные уроки

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».