РП по химии 8-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

Рабочая программа
учебного предмета химия
для 8,9 классов основного общего образования
на 2022- 2023уч.г.
Составитель:
Скопинцева О.Н., учитель

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе:
1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего
образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по
утверждении приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897;
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской
области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования (далее – РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы,
утвержден распоряжением Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г.
№ 164-мр (в редакции от 30.12.2010 г. № 1235-мр);
5. Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школы №4 г. Свирск» на
2021-2022 учебный год;
6. Рабочей программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г.
Фельдмана. ФГОС. Химия. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений, сост. Гара Н. Н., М. «Просвещение», 2017 г
7. Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области
от 15.04.2011 г. № 75-37-0541/11.
8. Учебника Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф. Г. Химия. 9 класс. ФГОС. Просвещение.
2019г.
9. Учебника Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф. Г. Химия. 8 класс. ФГОС. Просвещение.
2018г.
Основные цели изучения химии направлены:
-на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символики;
-на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
-на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающее среде.
Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие
обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для

повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих
знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному
отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного
приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в
том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета
Учащийся 8 класса научится:
-описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
-характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
-раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент,
простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
-изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
-вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях;
-сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
-классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
-описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека)
простых веществ – кислорода и водорода;
-давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений
естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
-пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
-проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в
процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении
наблюдений и опытов;
-различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Учащийся 8 класса получит возможность научиться:
-грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
-осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
-понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях
по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
-использовать
приобретенные
ключевые
компетентности
при
выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
-развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного
общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении
результатов выполненной работы;
-объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся
использования различных веществ.

Девятиклассник научится:

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из
классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов
реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или
поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению
степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительновосстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ
отдельных катионов и анионов.
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований
и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ
(металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и
третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
оснóвных, амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных
классов неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ:
водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих
реакций.

Девятиклассник получит возможность научиться:
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным
уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов
получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ
в природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов
в направлении личностного развития:















воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую
химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному,
культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору профильного образования на основе информации о существующих
профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных
интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной
деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно
принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности
(учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:













самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность

Регулятивные УУД:











осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спсобность к
мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного
конфликта, к преодолению препятствий;
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные УУД:
способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять план,
формулировать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать
современные источники информации;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности
в
различных
формах
(сообщение,
презентация).
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная
инициативность);

устанавливать рабочие отношения,
продуктивной кооперации

эффективно

сотрудничать

и

способствовать

Содержание учебного предмета «Химия» 8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества
и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы
с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование,
выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения
химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и
молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.
Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических
элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная
молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по
химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам
бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по
валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность
М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода.
Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита
атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры
безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды.
Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды.
Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля
растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон
Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения
газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация.
Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические
свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые
основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция
нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства
кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость
солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки
веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон
сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение
состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода,
собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи
кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений.
Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение
основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с
лабораторным оборудованием.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
Получение и свойства кислорода
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление
массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы
вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы
растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества,
содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных
элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное
классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации
химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический
смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.
Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная
формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его
ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов.
Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление
относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов,
перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И.
Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния,
фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие
натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с
хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи:
ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете
электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления
элементов.
Демонстрации: Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и
ионными связями.

СОДЕРЖАНИЕ
учебного предмета химии 9 класса
(68часов)
Повторение курса химии 8 класса (5 ч). Периодический закон и периодическая система
хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов. Химическая связь. Строение
вещества. Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация.
Основные классы неорганических соединений: их свойства. Расчёты по химическим
уравнениям.
Демонстрации. Таблица «Виды связей». Таблица «Типы кристаллических решеток»
Раздел 1. Многообразие химических реакций (18 ч).
Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)
Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы
окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно - восстановительных
реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на
скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.
Демонстрации. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических
реакций от различных факторов.
Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической
реакции».
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции
на её скорость.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2. Электролитическая диссоциация (12 ч)

Химические реакции, идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.
Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты.
Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до
конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете
представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных
реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.
Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства
кислот, оснований и солей как электролитов».
Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и
«Электролитическая диссоциация».
Раздел 2. Многообразие веществ.
Тема 3. Галогены (4 ч)
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор.
Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические
свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы.
Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение
его в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и
йода.
Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Тема 4. Кислород и сера (6 ч)
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их
атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в
природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее
соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.
Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе
получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных
сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Тема 5. Азот и фосфор (9 ч)
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их
атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот
азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение.
Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты.
Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе
получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная
кислота, ее соли и удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами
природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с
азотными и фосфорными удобрениями.
Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.
Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного.
Тема 6. Углерод и кремний (8 ч)
Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод.
Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ.
Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы.
Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами
природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива.
Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов
и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.
Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или
объёму исходного вещества, содержащего примеси.
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
Тема 7. Общие свойства металлов (11 ч)
Металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь.
Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы
получения. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и
химические свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов.
Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и
кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и
химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия.
Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические
свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды,
гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных
соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных,
щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с
кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с
кислотами и щелочами.
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их
соединения».
Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод –
основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.
Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы
углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и

химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения.
Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен.
Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные
реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.
Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена.
Применение.
Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные
спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы,
аминокислоты, белки. Роль белков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер,
структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы нефти и продуктов их переработки.
Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
элементов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по разделам)
8 класс.
№ Наименование раздела Количество Контрольные Лабораторн
Практич
п/
часов
работы
ые работы
еские
п
работы
1
Первоначальные
22
1
7
2
химические понятия
2
Кислород
5
1
1
3
Водород
3
1
1
4
Вода. Растворы
8
1
1
5
Количественные
5
отношения в химии
6
Важнейшие классы
12
1
8
1
неорганических
соединений
7
Периодический закон и 6
строение атома
8
Строение вещества.
7
1
Химическая связь.
Итого:
68
4
17
6

9 класс
№/п Наименование Количество
раздела
часов
Повторение
5
1.
курса химии 8
класса
Многообразие
18
2.
химических
реакций

Контрольные Лабораторные
работы
работы
1

2

Практические
работы

2

3.
4.

Многообразие
веществ
Краткий обзор
важнейших
органических
веществ
Итого

38

1

7

68

5
-

4

7

Тематическое планирование
учебного предмета «Химия» 8 класс
№

1

Тема урока
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Вещества и их свойства.

Кол-во
час.
22
1

Л/О №1: Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
2
34
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21

Методы познания в химии.
Практическая работа №1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и
веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси.
Л /О №2: Разделение смеси с помощью магнита.
Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Физические и химические явления. Химические реакции.
Л/О №3: Примеры физ. явлений (растирание сахара в ступке, нагревание
стеклянной трубки).
Л/О №4: Примеры хим. явлений (горение свечи, прокаливание медной
проволоки, взаимодействие щёлочи с ф/ф, серной кислоты с хлоридом
бария и т.д.).
Атомы, молекулы и ионы.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Простые и сложные вещества. Химические элементы.
Л/О №5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
Знаки химических элементов.
Относительная атомная масса
Закон постоянства состава веществ
Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
Массовая доля химического элемента в соединении.
Валентность химических элементов. Определение валентности
элементов по формулам бинарных соединений.
Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения.
Типы химических реакций.
Л/О №6: Разложение основного карбоната меди (II)) (малахита).
Л/О №7: Реакция замещения меди железом
Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические
понятия»

1
2
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

22 Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические
понятия».
Кислород
23 Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.
24 Свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в
природе. Л/О №8: Ознакомление с образцами оксидов.
25 Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода.
26 Озон. Аллотропия кислорода
27 Воздух и его состав.
Водород
28 Водород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение

1

29 Свойства и применение водорода.
Л/О №9: Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)
30 Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его
свойств»
Вода. Растворы.
31 Вода.
32 Химические свойства и применение воды.
33 Вода — растворитель. Растворы.
34 Массовая доля растворенного вещества.
35 Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного
вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды
для приготовления раствора определенной концентрации»
36 Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с
определенной массовой долей растворенного вещества
37 Повторение и обобщение по темам «Кислород»,
«Водород», «Вода. Растворы».
38 Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода.
Растворы».
Количественные отношения в химии
39 Моль — единица количества вещества. Молярная масса.
40 Вычисления по химическим уравнениям
41 Закон Авогадро. Молярный объем газов.
42 Относительная плотность газов
43 Объемные отношения газов при химических реакциях
Важнейшие классы неорганических соединений
44 Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение,
применение. Л/О № 10: Взаимодействие основных оксидов с кислотами.
45 Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.
46 Химические свойства основа­ний.
Л/О №11: Свойства растворимых и нерастворимых оснований.
Л/О №12: Взаимодействие щелочей с кислотами.
Л/О №13: Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
Л/О №14: Разложение гидроксида меди (II) при нагревании
47 Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Л/О №15: Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей.
48 Кислоты: состав, классификация, номенклатура, получение кислот.
49 Химические свойства кислот.
Л/О №16: Действие кислот на индикаторы.

1

5
1
1
1
1
1
3
1

1
8ч
1
1
1
1
1

1
1
1
5
1
1
1
1
1
12
1
1
1

1

1
1

Л/О №17: Отношение кислот к металлам.
50 Соли: классификация, номенклатура, способы получения
51 Свойства солей
52 Генетическая связь между основными классами неорганических
соединений
53 Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме
«Основные классы неорганических соединений»
54 Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических
соединений»
55 Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических
соединений».
Периодический закон и строение атома
56 Классификация химических элементов.
57 Периодический закон Д. И. Менделеева.
58 Периодическая таблица химических элементов
59 Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.
60 Распределение электронов по энергетическим уровням.
61 Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева
62 Контрольная работа по теме «Периодический закон и строение атома».
Строение вещества. Химическая связь.
63 Электроотрицательность химических элементов
64 Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи
65 Ионная связь
66 Валентность и степень окисления. Правила определения степеней
окисления элементов
67 Повторение и обобщение
68 Итоговая контрольная работа

1
1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1
1

9 класс. 2 н.ч.
№

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока
Повторение основных вопросов курса 8 класса
Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И.
Менделеева в свете строения атомов
Химическая связь. Строение вещества
Основные классы неорганических соединений: их состав,
классификация
Основные классы неорганических соединений: их свойства
Расчёты по химическим уравнениям
Раздел 1. Многообразие химических реакций
Тема 1. Классификация химических реакций (6 ч)
Окислительно-восстановительные реакции.
Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения
окисления и восстановления.
Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотермические
реакции.

Кол-во
час.
5ч
1
1
1
1
1
18ч
1
1
1

Скорость химических реакций. Первоначальные представления о
катализе.
10 Практическая работа №1.Изучение влияния условий проведения
химической реакции на её скорость.
11 Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом
равновесии.
12 Тема 2. Электролитическая диссоциация (12 ч)
Сущность процесса электролитической диссоциации.
13 Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.
14 Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
15- Реакции ионного обмена и условия их протекания. Л.О. № 1. Реакции
16 обмена между растворами электролитов
17- Химические свойства основных классов неорганических соединений в
18 свете представлений об электролитической диссоциации и
окислительно-восстановительных реакциях.
19 Гидролиз солей.
20 Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач по
теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».
21 Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в
избытке.
22 Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация
химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».
23 Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических
реакций» и «Электролитическая диссоциация».
Раздел 2. Многообразие веществ
24 Тема 3. Галогены (4 ч)
Общая характеристика неметаллов. Положение галогенов в
периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и
применение галогенов. Хлор. Л. О. № 2. Знакомство с образцами
природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами
сульфатами, нитратами)
25 Хлороводород: получение и свойства.
26 Соляная кислота и её соли. Л.О. № 3. Качественная реакция на хлоридион
27 Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение
её свойств.
28 Тема 4. Кислород и сера (6 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Сера.
29 Сероводород. Сульфиды.
30 Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.
31 Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Л.О. № 4
– некоторые хим. свойства серной кислоты;
- качественная реакция на сульфат-ион
32 Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
33 Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по
теме «Кислород и сера».
34 Тема 5. Азот и фосфор (9 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.
35 Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.
9

1
1
1
1
1
1
2
2

1
1
1
1
1
40ч
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

36
37
38
39
40
41
42
43

44
45
46
47
48

49
50
51

52

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его
свойств.
Соли аммония. Л. О. № 5. Распознавание катионов аммония.
Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода
продукта реакции от теоретически возможного
Азотная кислота.
Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные
удобрения. Л. О. № 6. Знакомство с минеральными удобрениями
Тема 6. Углерод и кремний (8 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Углерод.
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в
природе. Л. О. № 7. Распознавание карбонат - ионов.
Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и
изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. Л. О. №
8. Природные силикаты
Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по
известной массе или объёму исходного вещества, содержащего
примеси
Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
Тема 7. Общие свойства металлов (11 ч)
Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы
металлов. Л. О. № 9. Знакомство с образцами металлов и сплавов
(работа с коллекциями)
Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.
Понятие о металлургии. Л. О. № 10. Вытеснение одного металла
другим из раствора соли
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений
металлов.
Щелочные металлы.
Магний. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды и способы её
устранения.
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия. Л. О. №
11. Знакомство с соединениями алюминия
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
Соединения железа. Л. О. № 12. Знакомство с рудами железа
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по
теме «Металлы и их соединения».
Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов»
Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства металлов»
Обобщающий урок по курсу химии 9 класса
Итоговая контрольная работа № 4.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ
Органическая химия.
Углеводороды. Л. О. № 13. Знакомство с углём, нефтью, продуктами
переработки

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5ч
1
1

66
67
68

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, карбоновые
кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Аминокислоты. Белки.
Полимеры.

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».