Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска» Рабочая программа по обществознанию для 9 класса (уровень – коррекционный) Учитель: Ясная Светлана Владимировна г. Свирск Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 9 класса (VIII вид 1 вариант) составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VШ вида. 8-9 классы /Под ред. В. В. Воронковой. Сб. 1 . - М.: Гумм. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Рабочая программа рассчитана на 34 часа Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их социальной и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение ими пользоваться. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для обучающихся 9 классе социальных ролях. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролей. Овладение умениями получения, осмысления обществоведческой и социальной информации, систематизации полученных данных. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. В результате изучения обществознания обучающиеся должен Знать/понимать основные понятия курса социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; Уметь • объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Обучающиеся должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации. Курс обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Формы организации учебного процесса: Одним из основных методов работы является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у обучающихся представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Также используются: Наглядные – наблюдение, демонстрация Практические – задания. Типы уроков: Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Комбинированный урок Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) Содержание учебного предмета. I.Права и обязанности гражданина России. Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека в РФ. Труд и трудовые отношения. Дисциплина труда. Трудовой договор. Количество, качество труда и заплата. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником. Купля-продажа. Права потребителя. Защита прав потребителя. Банковский вклад. II.Семейные отношения. Семья ячейка общества. Семейное право. Заключение брака. Имущественные права и брачный договор. Женщина в обществе и семье. Мужчина в обществе и семье. Семейное хозяйство. Расторжение брака. Права ребенка. III.Социальная сфера. Духовная жизнь. Свобода совести. Социальные права человека. Гражданские и политические свободы. Право на образование. Система образования РФ. Право на доступ к культурным ценностям. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Содержание I.Права и обязанности гражданина России. Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан. Основные конституционные права человека в РФ. Повторительно-обобщающий урок. II.Трудовые отношения. Труд и трудовые отношения. Дисциплина труда. Трудовой договор. Количество, качество труда и заплата. Повторительно-обобщающий урок. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником. Купля-продажа. Права потребителя. Защита прав потребителя. Банковский вклад. Повторительно-обобщающий урок. II.Семейные отношения. Семья ячейка общества. Семейное право. Заключение брака. Имущественные права и брачный договор. Женщина в обществе и семье. Мужчина в обществе и семье. Семейное хозяйство. Расторжение брака. Права ребенка. Повторительно-обобщающий урок. III.Социальная сфера. Духовная жизнь. Свобода совести. Социальные права человека. Гражданские и политические свободы. Право на образование. Система образования РФ. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 Право на доступ к культурным ценностям. Повторительно-обобщающий урок. 1 1