РП по миру истории 8 вид 6 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
по миру истории
ФГОС ООО
Для обучающихся с УО (вариант 1)
6 класс

Учитель: Ясная Светлана Владимировна

г. Свирск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой,
Рабочая программа составлена по учебнику Мир истории 6 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. М.: Просвещение, 2020 год.
Цель:
- дать представление об истории как науке;
- научить определять последовательность событий.
Задачи:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального
российского государства;
- формирование учебных действий;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием
разнообразных урочных и внеурочных форм
организации деятельности обучающихся:
познавательно-поисковой, творческой, игровой и др.;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам
отечественной культуры, этноистории, этнокультуры, региона.
Планируемые результаты освоения предмета «Мир истории» в 6 в классе
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
·
осознание своей национальности;
·
уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину;
·
принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
·
определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
·
сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой
социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;
·
умение устанавливать личностный смысл;
·
понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя, ставить
самостоятельно цели и добиваться результатов;
·
умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций,
результатов трудовой деятельности;
·
уважительное отношение к чужому мнению.
Предметными результатами освоения предмета «Мир истории» являются:
1-й уровень:
·
удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех
разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;
·
умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
·
умение высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
·
сформированность основных компонентов учебной деятельности:
·
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно и с помощью
учителя;
·
овладение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
·
овладение элементами оценки и самооценки;
·
интерес к изучению истории.
2-й уровень
·
усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и узнавания;
·
использование части понятий в активной речи;
·
умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный
ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
·
сформированность основных компонентов учебной деятельности:
2

·
умение слушать учителя, самостоятельное выполнение предложенных видов заданий;
·
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, умение самостоятельно
исправить ошибки;
·
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций,
опорных схем);
·
адекватная реакция на оценку учебных действий.
Учащиеся должны знать:
·
Историю своей семьи, своего имени, фамилии;
·
Государственное устройство РФ, герб, флаг и гимн РФ;
·
Исторические памятники;
·
Современные религии и как они появились.
Учащиеся должны уметь:
·
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
·
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;
·
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
·
правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.
Учебно-методический комплекс:
1. Мир истории.6 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида /И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М.: Просвещение,2020.
2. Мир истории. История Отечества 6-9 классы: методические рекомендации/
И.М. Бгажнокова, И.В. Карелина – М.: Просвещение, 2020г
Содержание программы
Имя, отчество, семья, родословная человека
История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в
России (2-3 примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека.
Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения,
предки, потомки. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Отчий дом. Наша Родина – Россия
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда
построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы.
Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.
Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия. Край
(область, республика), в котором мы живем, главный город края. Национальный состав.
Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица.
Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ. Главный город страны.
Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг,
Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем. Земля, другие
планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент,
президент.
О том, что такое время и как его изучают Понятие о времени как о прошлом, настоящем и
будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.
Приборы для отсчета времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное
время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени.
Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая
эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии
месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка):
давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас – настоящее; завтра, через день, через месяц, через
год-будущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и
начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами).
Новое тысячелетие (21 в.).
Что изучает наука история
История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний
для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера).
3

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения:
археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на
конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и
духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах,
археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники
(фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве,
исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история
страны, история культуры, науки, религии.
История Древнего мира
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные).
Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего.
Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его
отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало
каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление
орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота,
собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на
смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания.
Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба
за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких
животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Время и место
появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от
опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние
различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни.
Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.
История вещей. Занятия человека на Земле
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование
огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве:
изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в
военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).
Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от
сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для
жизни всего человечества.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения
древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде.
Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного
земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения
энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных
ископаемых. Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши,
земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства
жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и
др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с
глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство
жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для
изучения истории.
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее
изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в
исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей,
связанных с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище
человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за
4

его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота,
земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека. История
хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой
обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции
приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое
условие сохранения здоровья и жизни человека.
Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для
развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3
– 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды
и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем
облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства,
совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и
климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3
примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у
разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви.
Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные
исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с
изготовлением одежды и обуви.
Человек и общество
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях.
Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов,
открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).
Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых
религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для
духовной жизни человечества. Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие
изобретения (2-3 примера).
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в
ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и
коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита.
История книги и книгопечатания (общие представления). Понятие о культуре и человеке как
носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления
искусства (общие представления).
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община.
Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о
гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о
богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Мир истории»
№ урока
Тема

Колво
часов
1

1.

Вводный урок на тему «Почему надо изучать историю»

2.
3.
4.
5.
6.
7.

История имени
Отчество и фамилия человека
Семья
Биография
Поколения людей
Повтор – обобщающий урок по теме «Имя, отчество, семья, родословная
человека»
О доме
Названия городов и улиц
Родник «Двенадцать ключей»
Истоки
Наша Родина – Россия
Как устроено государство
Герб, флаг, гимн России
Москва – столица России
Мы жители планеты Земля
Повтор – обобщающий урок по теме «Отчий дом. Наша Родина –
Россия»
Что такое время
История календаря
Русский земледельческий календарь
Названия месяцев из русского земледельческого календаря
Счёт лет в истории
Историческое время
Повтор – обобщающий урок по теме «О том, что такое время и как его
изучают»

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

31.
32.

Что такое история
Какие науки помогают истории
Как работают археологи
Исторические памятники
Историческая карта
Повторительно – обобщающий урок по теме «Что изучает наука
история»
Земля и космос
От кого произошёл человек

33.

Человек умелый

1

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Следующее поколение людей каменного века
Лента времени
Наступление ледников
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели
Новые занятия людей
Повтор – обобщающий урок по теме «История Древнего мира»
Огонь в жизни древнего человека
Огонь, глина, гончар

1
1
1
1
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

6

42.
43.
44.
45.
46.

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей
Вода, её назначение в жизни человека
О разных плавательных средствах
Вода и земледелие
Вода как источник энергии

1
1
1
1
1

47.
48.
49.

Какие дома строили древние люди
Как появилась мебель
Как появилась каша и хлеб

1
1
1

50.

История об обыкновенной картошке

1

51.
52.
53.
54.

О керамике, фарфоре и деревянной посуде
История появления одежды
Одежда и положение человека в обществе
Как люди украшали себя

1
1
1
1

55.

В чём истинная красота человека

1

56.

1

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

Повтор – обобщающий урок по теме «История вещей. Занятия человека
на Земле»
О далёких предках-славянах и родовом строе
Как люди понимали мир природы в древности
Каким богам поклонялись славяне
Современные религии
Как появились современные религии
Что общего между разными религиями
Искусство и культура
Произведения народного творчества
Письмо и первые книги

66.
67.
68.

От изобретения колеса – к новым открытиям
Человечество стремиться к миру
Повторение на тему «Человек и общество»

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».