РП по истории Отечества 8 вид 8-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Рабочая программа
по Истории Отечества
для 8-9 классов
уровень – специальный ( коррекционный)

Учитель: Ясная Светлана Владимировна

г. Свирск

Пояснительная записка
История Отечества для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и
умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением
интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Рабочая программа по истории Отечества составлена в соответствии с программой под
редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1».
Изд. «ВЛАДОС», 2011.
Данный курс обеспечен учебниками История России: Учеб. для 8 класса специальной
(коррекционной)
общеобразовательной
учреждений VIII вида.
Б.П.Пузанов,
О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. – М. ВЛАДОС, 2010.
Цель

изучение исторического материала,

овладение знаниями и умениями,

коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,

формирование личностных качеств гражданина,

подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,

специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Задачи:
образовательные:
•
усвоить важнейшие факты истории;
•
создать исторические представления, отражающие основные явления
прошлого;
•
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
•
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
•
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим
материалом.
воспитательные:
•
гражданское воспитание учащихся,
•
патриотическое воспитание,
•
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
•
нравственное воспитание,
•
эстетическое воспитание,
•
трудовое воспитание,
•
правовое воспитание,
•
формирование мировоззрения учащихся.
коррекционно – развивающие:
•
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти,
мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
•
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
•
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
•
расширять лексический запас. развивать связную речь.

.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Принципы:
• принцип коррекционной направленности в обучении;
• принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
• принцип научности и доступности обучения;
• принцип систематичности и последовательности в обучении;
• принцип наглядности в обучении;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
• наглядные – наблюдение, демонстрация;
• практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
• Комбинированный урок.
Применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные
фрагменты. Применение многообразных наглядных средств формирует умение
представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт
представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент
обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических
событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии.
Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
В результате изучения истории Отечества обучающийся 8 класса должен:
Знать/понимать:
- когда началось и закончилось событие;
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, учёных.
Уметь:
- пользоваться лентой времени;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических
событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
В результате изучения истории Отечества обучающийся 9 класса должен:
Знать/понимать:
- основные события отечественной истории, их даты;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев, их главные
свершения.
Уметь:
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
•
•
•

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.

Содержание

8 КЛАСС (68 часов)
Тема 1. Единая Россия (конец XV века - XVII век) – 22 часа.
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства
Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань. Значение
создания единого Российского государства.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана
Грозного с боярами. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к
Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка
присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к
Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы,
их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра:
их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем
иностранцев. Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и
первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола.
Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию.
Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов
— Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха
Никона и раскол в Православной церкви.
Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке – 19 часов.
Воцарение Петра I. Борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский
престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга.
Полтавская битва: разгром шведов. Петр I — первый российский император. Личность
Петра I Великого. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в
области культуры.
Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского
университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа
Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины И. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым.
Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец
Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования

Екатерины II в области культуры и просвещения. Установление губернского
управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке.
Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и
Ползунов И. И. Развитие науки и искусства.
Тема 3. История нашей страны в период XIX века - 23 часа.
Павел I. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии
Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г.
Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие
знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат.
Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин,
Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева.
Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с
декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом
Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II. Отмена крепостного права. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и
железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами.
Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю.
Витте.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н.
Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И.
Чайковского. Величайший русский певец Ф. Ю. Шаляпин. Развитие образования и науки,
живописи и архитектуры.
4 часа – резервные часы
9 КЛАСС (68 часов)
Тема 1. Россия в начале XX века – 10 часов.
Правление Николая II . Антиправительственные движения начала XX века. Русско-японская
война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». Революционные события 1905—1907
годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье». Созыв Государственной Думы.
Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые.
Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры.
Первая мировая война и участие в ней России. Экономическое положение в стране во время
Первой мировой войны. Отношение народа к войне.
Тема 2. Россия в 1917 – 1920 годах – 8 часов.
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство и Советы
народных депутатов. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват
власти большевиками в Петрограде. Захват Зимнего дворца и низложение Временного
правительства. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского
государства — В. И. Ленин. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к
православной церкви. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев
населения к захвату власти большевиками.
Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов.
«Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В.

Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к
ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армий батьки Махно.
Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского
правительства. Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства,
продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
Тема 3. Советская Россия – СССР в 20 - 30-е годы XX века – 9 часов.
Новая экономическая политика (НЭП) в стране, ее сущность и основные отличия от
предшествующей экономической политики Советской власти. Положительные и
отрицательные результаты НЭП. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция СССР. Положение народов Советской
страны.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной
системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в
руках И. В. Сталина.
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль
в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация
сельского
хозяйства.
Насильственное
осуществление
коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И.
П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И.
Вавилов).
Тема 4. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войне 1941- 1945
годов – 14 часов.
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной
промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии. Советскофинская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японей (о. Хасан, р.
Халхин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны, нападение
Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к
наступлению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета
обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути
отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество
ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на
Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем
фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны.
Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории
Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и
Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой
войны. Героические и трагические уроки войны.

Тема 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах – 13 часов.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны.
Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности.
Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение, культа личности и
первые реабилитации репрессированных. Хрущёвская «оттепель». Всемирный Фестиваль
молодёжи и студентов в Москве. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий
Гагарин. Освоение целины.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Война в Афганистане. XVII
Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального
климата в стране. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын).
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы
Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана
и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Тема 6. Новая Россия в 1991—2021 годах – 8 часов.
Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие
новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы.
Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая
и политическая деятельность.
Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и
образования в стране. Сегодняшний день России.
6 часов – резервные часы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18-19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Наименование раздела, темы

Кол-во
часов

Тема 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)

22

Вводный урок.
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
Расширение государства Российского при Василии III.
Русская православная церковь в Российском государстве.
Первый русский царь Иван IV
Грозный.
Опричнина Ивана Грозного.
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
Покорение Сибири.
Быт простых и знатных людей.
Москва – столица Российского государства.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».
Великий иконописец Андрей Рублев.
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Правление Бориса Годунова.
Смутное время.
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.
Начало правления династии Романовых.
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана
Разина.
Раскол в Русской православной церкви.
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
ПОУ по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»
Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке.
Начало правления Петра I.
Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.
Полтавская битва.
Победа Русского флота. Окончание Северной войны.
Петр I – первый российский император.
Преобразования Петра I.
Эпоха дворцовых переворотов.
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.
Основание в Москве первого Российского университета и Академии
художеств.
Правление Екатерины II.
Золотой век дворянства.
Положение крепостных крестьян.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.
Знаменитый полководец Александр Суворов.
Русские изобретатели и умельцы.
Развитие литературы и искусства в XVIII веке.
Быт и нравы русских людей в XVIII веке.
ПОУ по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»
Тема 3. История нашей страны в XIX веке.
Россия в начале XIX века.
Начало Отечественной войны 1812 года.
Бородинская битва.
Оставление Москвы.
Народная война против армии Наполеона.
Отступление и гибель французской армии.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
1
1
1
1
1
1

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68

Правление Александра I.
Создание тайных обществ в России.
Восстание декабристов.
Император Николай I.
Золотой век русской культуры.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.
Крымская война 1853 – 1856 гг.
Отмена крепостного права.
Реформы Александра II.
Правление Александра III.
Развитие российской промышленности.
Появление революционных кружков в России.
Наука и культура во второй половине XIX в.
Жизнь и быт русских купцов.
Быт простых россиян в XIX веке.
ПОУ по теме «История нашей страны в XIX веке»
Работа с хронологией
Работа с историческими терминами
Работа с исторической картой
Итоговое обобщение и повторение
ВСЕГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
68ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№

Наименование раздела, темы
Тема 1. Россия в начале XX века.

10

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Вводный урок.
Начало правления Николая II.
Русско – японская война 1904 – 1905 гг.
Первая русская революция.
Появление первых политических партий в России.
Реформы государственного управления.
Реформы П.А.Столыпина.
Серебряный век русской культуры.
Россия в Первой мировой войне.
ПОУ по теме: «Россия в начале XX века».
Тема 2. Россия в 1917 – 1920 годах.
Февральская революция и отречение царя от престола.
Захват власти большевиками в Петрограде.
Установление советской власти.
Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий.
Борьба между красными и белыми.
Крестьянская война против «белых» и «красных».
Экономическая политика Советской власти.
ПОУ по теме «Россия в 1917 – 1920 годах».
Тема 3. СССР в 20 – 30-е годы XX века.
Новая экономическая политика.
Образование СССР.
Изменения в системе государственного управления. Культ личности
И.В.Сталина.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Кол-во
часов

22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59-60.
61.
62.
63.
64.
65.
66-68.

Индустриализация в СССР.
Коллективизации крестьянских хозяйств.
Новая Конституция страны 1936 г.
Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века.
Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XX века.
ПОУ по теме: «СССР в 20 – 30-е гг. XX века».
Тема 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 –
1945 годов.
СССР накануне
Второй мировой
войны.
Советский союз в начале Второй мировой войны.
Начало Великой Отечественной войны.
Битва за Москву.
«Все для фронта! Все для победы!»
Блокада Ленинграда.
Сталинградская битва.
Борьба советских людей на оккупированной территории.
Битва на Курской дуге.
Героизм тружеников тыла.
Окончание Великой Отечественной войны.
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.
Свирск в годы Великой Отечественной войны.
ПОУ по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной
войны 1941 – 1945 гг.»
Тема 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах.
Возрождение страны после войны.
Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.
Реформы Н.С. Хрущева.
Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы.
Освоение космоса.
Хрущевская «оттепель».
Экономика и политика в эпоху «застоя».
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».
Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века.
Реформы М.С. Горбачева.
Распад СССР.
ПОУ по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах».
Тема 6. Новая Россия в 1991 – 2021 годах.
Экономические реформы Б.Н.Ельцина.
Реформы государственного управления.
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века.
Продолжение реформ в России.
Россия в современном мире.
Свирск сегодня
ПОУ по теме: «Новая Россия в 1991 – 2021 годах».
Работа с хронологией.
Работа с историческими терминами.
Работа с исторической картой.
Итоговое обобщение и повторение.
ВСЕГО

1
1
1
1
1
14
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
2
1
1
1
1
1
3
68ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».