Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска» Рабочая программа по Истории Отечества для 7 класса уровень – специальный (коррекционный) Учитель: Ясная Светлана Владимировна г. Свирск Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»); Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов» Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.-3-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2018. 223 с. Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи: образовательные: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. воспитательные; гражданское воспитание учащихся, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся. коррекционно – развивающие: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости. содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. расширять лексический запас, развивать связную речь. Сведения о программе Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2019г Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Обоснование выбора Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни. В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат. Определение места и роли учебного предмета. Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю. Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося; 9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости; 12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Уровни овладения предметными результатами. Достаточный уровень Учащиеся должны знать: - Какие исторические даты называются точными, приблизительными; -Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); -Кто руководил основными сражениями. Учащиеся должны уметь: - Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком; - Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; - Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме. Минимальный уровень Учащиеся должны знать: - когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя); - кто руководил основными сражениями (с помощью учителя). Учащиеся должны уметь: - Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя); - Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов); - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя). Базовые учебные действия Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Краткий учебный курс. № Раздел Коли честв о Краткое содержание курса часов 1 Древняя Русь. 11 Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских языков: восточная западная, южная. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов Киева и Новгорода. Истоки славянского язычества. 2 Древнерусское государство. Киевская Русь. 12 Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать. Развитие древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен. 3 Крещение Киевской Руси (X в.) Расцвет Русского государства. 16 Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Киев — один из крупнейших городов Европы. Законотворчество в Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Причины распада единого государства на отдельные княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). 4 Русь в борьбе с завоевателями( XIII—XV вв.) 18 Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Сражение на реке Калке. Поражение русскополовецкого войска кочевниками. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. 5 Единое Московское государство. 11 Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Реформаторская деятельность Ивана Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Положение крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Количество п/п 1 История – наука о прошлом. Лента времени. 1 2 Наша Родина Россия, её положение на карте. Государственные символы России. 1 3 Древняя Русь (9ч) Происхождение славян. Три ветви славян. 1 4 В каких местах селились славяне. 1 5 Славяне и соседние народы 1 6 Облик славян и черты их характера. 1 7 Торговый путь «Из варяг в греки». 1 8 Занятие восточных славян. 1 9 Организация жизни славян. 1 10 Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян 1 11 Языческие традиции восточных славян. 1 12 Повторение по изученной теме. Контрольные вопросы 1 13 О чем рассказывает древняя летопись. 1 14 Об Аскольде, Дире и их походах в Византию 1 15 Князь Олег (882 - 912). Правление Олега в Киевской Руси. 1 16 Обобщающий урок по изученным темам. 1 17 Древнерусское государство Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 -945). 1 18 Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. 1 19 Как княгиня Ольга отомстила древлянам 1 20 Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. 1 21 Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами. 1 22 Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. 1 23 Повторение по теме «Древнерусское государство Киевская Русь» 1 24 Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (16ч). Сыновья князя Святослава. 1 25 Возвращение Владимира на Русь. 1 26 Князь Владимир Красное Солнышко. 1 27 Крещение Руси. 1 28 Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства 1 29 Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054) 1 30 Русь после смерти Ярослава Мудрого. 1 31 Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113 - 1125). 1 32 Обобщающий урок по изученным темам. 1 33 Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. 1 34 Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. 1 35 Новгородская республика. Господин великий Новгород 1 36 Занятие и торговые пути новгородцев. 1 37 Ростово - Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 1157). 1 38 История возникновения Москвы. 1 39 Культура Руси X – XIII вв 1 40 Повторение по изученной теме. 1 41 Русь в борьбе с завоевателями (18ч). Образование монгольского государства. 1 42 Чингисхан и его армия. 1 43 Битва на реке Калке 1 44 Нашествие монголов на Русь 1 45 Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. 1 46 Походы Батыя на южнорусские земли. 1 47 Новгородский князь Александр Невский (1236 - 1263). 1 48 Ледовое побоище. 49 Власть Золотой Орды над русскими князьями. 1 50 Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII XIVвв. 1 51 Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты. 1 52 Изменения в Золотой Орде 1 53 Обобщающий урок по изученным темам. 1 54 Русь в борьбе с завоевателями. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 - 1 1389) Благословение Сергия Радонежского 55 Куликовская битва. 1 56 Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. 1 57 Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III 1 58 Повторение по изученной теме 1 59 Единое Московское государство (11ч) Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533- 1584). 1 60 Земской собор, реформы Избранной рады. 1 61 Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами. 1 62 Опричнина. Покорение Сибири. 1 63 Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I - самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. 1 64 Минин и Пожарский: за веру и Отечество. 1 65 Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (16451676). 1 66 Укрепление южных границ России. О казаках 1 67 Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках. 1 68 Обобщающий урок. 1