РП по истории Отечества 8 вид 7 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Рабочая программа
по Истории Отечества
для 7 класса уровень – специальный (коррекционный)

Учитель: Ясная Светлана Владимировна

г. Свирск

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:


Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".



Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)



Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;



Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»);



Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»



Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015
года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»



Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под
редакцией И.М. Бгажноковой



Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова,
Л.В. Смирнова.-3-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2018. 223 с.

Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и
использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:


усвоить важнейшие факты истории;



создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;



усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития;



овладеть умением применять знания по истории в жизни;



выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные;


гражданское воспитание учащихся,



патриотическое воспитание,



воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,



нравственное воспитание,



эстетическое воспитание,



трудовое воспитание,



правовое воспитание,



формирование мировоззрения учащихся.

коррекционно – развивающие:


развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи,
эмоционально – волевой сферы.



учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.



содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.



расширять лексический запас, развивать связную речь.

Сведения о программе
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора
педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2019г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов
по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их
умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических
нарушений.
Обоснование выбора
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для
детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль
коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных
качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной
истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации
событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала,
облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию
знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей
учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую
информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному
овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди
в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание
точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность
уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают
игры, викторины с использованием исторических дат.

Определение места и роли учебного предмета.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь,
быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и
борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В настоящей
рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с
помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью
вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за
свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно
включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к
культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических
и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью
к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль
и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Краткий учебный курс.
№

Раздел

Коли
честв
о

Краткое содержание курса

часов
1

Древняя Русь.

11

Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских
языков: восточная западная, южная. Славяне-воины; борьба славян со
степными кочевниками; походы на Византию. Грады как центры
племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора
— дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с
членов общины, полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как
условие развития внутренних и внешних связей восточных славян.
Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов Киева и
Новгорода. Истоки славянского язычества.

2

Древнерусское
государство.
Киевская Русь.

12

Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать. Развитие
древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск,
Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в
Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами,
западными и южными славянами. Торговые пути к греческим
черноморским колониям. Первые русские князья и основание рода
Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы
князей для расширения границ государства и покорения соседних
племен.

3

Крещение
Киевской Руси
(X в.) Расцвет
Русского
государства.

16

Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия
Киевской Руси и религии соседних государств. Великий князь киевский
Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью
христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при Ярославе
Мудром. Киев — один из крупнейших городов Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава
Мудрого. Причины распада единого государства на отдельные
княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр.
Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь
новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий
Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).

4

Русь в борьбе с
завоевателями(
XIII—XV вв.)

18

Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим
каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана
соседних племен. Сражение на реке Калке. Поражение русскополовецкого войска кочевниками. Восстановление хозяйства и городов
Руси после нашествия войск Батыя. Развитие новых центров (Тверь,
Москва, Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за
свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание
Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность
Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над
Ордой. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Правитель централизованного государства — Иван III. История
Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского
государства от Золотой Орды.

5

Единое
Московское
государство.

11

Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на
царство царя Ивана IV (Грозного). Реформаторская деятельность Ивана
Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Положение
крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его
военные успехи. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени.
Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец
правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания.

Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства
группой бояр Освободительная борьба русского народа против
польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение
Москвы. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского
царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван
Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг:
«Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой
букварь». Век великих географических открытий Азии, Дальнего
Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Быт народа и
высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного
уклада.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Количество

п/п
1

История – наука о прошлом. Лента времени.

1

2

Наша Родина Россия, её положение на карте. Государственные символы России.

1

3

Древняя Русь (9ч) Происхождение славян. Три ветви славян.

1

4

В каких местах селились славяне.

1

5

Славяне и соседние народы

1

6

Облик славян и черты их характера.

1

7

Торговый путь «Из варяг в греки».

1

8

Занятие восточных славян.

1

9

Организация жизни славян.

1

10

Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян

1

11

Языческие традиции восточных славян.

1

12

Повторение по изученной теме. Контрольные вопросы

1

13

О чем рассказывает древняя летопись.

1

14

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию

1

15

Князь Олег (882 - 912). Правление Олега в Киевской Руси.

1

16

Обобщающий урок по изученным темам.

1

17

Древнерусское государство Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей
(913 -945).

1

18

Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря.

1

19

Как княгиня Ольга отомстила древлянам

1

20

Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию.

1

21

Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами.

1

22

Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.

1

23

Повторение по теме «Древнерусское государство Киевская Русь»

1

24

Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (16ч). Сыновья князя
Святослава.

1

25

Возвращение Владимира на Русь.

1

26

Князь Владимир Красное Солнышко.

1

27

Крещение Руси.

1

28

Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства

1

29

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054)

1

30

Русь после смерти Ярослава Мудрого.

1

31

Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской
Руси (1113 - 1125).

1

32

Обобщающий урок по изученным темам.

1

33

Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.

1

34

Распад Руси на отдельные княжества в XII веке.

1

35

Новгородская республика. Господин великий Новгород

1

36

Занятие и торговые пути новгородцев.

1

37

Ростово - Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 1157).

1

38

История возникновения Москвы.

1

39

Культура Руси X – XIII вв

1

40

Повторение по изученной теме.

1

41

Русь в борьбе с завоевателями (18ч). Образование монгольского государства.

1

42

Чингисхан и его армия.

1

43

Битва на реке Калке

1

44

Нашествие монголов на Русь

1

45

Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.

1

46

Походы Батыя на южнорусские земли.

1

47

Новгородский князь Александр Невский (1236 - 1263).

1

48

Ледовое побоище.

49

Власть Золотой Орды над русскими князьями.

1

50

Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII XIVвв.

1

51

Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты.

1

52

Изменения в Золотой Орде

1

53

Обобщающий урок по изученным темам.

1

54

Русь в борьбе с завоевателями. Московский князь Дмитрий Иванович (1350 -

1

1389) Благословение Сергия Радонежского

55

Куликовская битва.

1

56

Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение
Новгорода.

1

57

Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III

1

58

Повторение по изученной теме

1

59

Единое Московское государство (11ч) Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный
(1533- 1584).

1

60

Земской собор, реформы Избранной рады.

1

61

Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами.

1

62

Опричнина. Покорение Сибири.

1

63

Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I - самозванец. Лжедмитрий II.
Семибоярщина.

1

64

Минин и Пожарский: за веру и Отечество.

1

65

Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (16451676).

1

66

Укрепление южных границ России. О казаках

1

67

Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках.

1

68

Обобщающий урок.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».