Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска» Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС ООО Для обучающихся с УО (вариант 1) 5 класс Учитель: Ясная Светлана Владимировна г. Свирск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с положением МОУ «ЯС(К)ОШ VII – VIII видов» «о порядке разработки рабочей программы учебного предмета»; на основе Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования, по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И.А. Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1; и отвечает требованиям образовательной программы школы. Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социальнонравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета являются: -практико-ориентированная направленность содержания обучения; -применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; -применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей. Задачи курса изобразительного искусства в 5 классах состоят в том, чтобы: С навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в у формировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; учебной и общественно-полезной деятельности; сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика; Планируемые результаты В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу: коррекционно – обучающую; коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественнополезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы). Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы Межпредметные связи: ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/; ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/; ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/; ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/. Реализация практической части рабочей программы по ИЗО. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится - практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни; - составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов - составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям - демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров Реализация коррекционной работы : - Развитие воображения и творческого мышления - Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета. - Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. - Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты. - Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы. - Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Краткое содержание тем Рисование с натуры Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета. Декоративное рисование Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения. Рисование на темы Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок. Беседы об изобразительном искусстве Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях. Требования к уровню подготовки обучающихся. В 5 классе: Выпускник 5 класса научится: Видам работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему); Отличительным признакам видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись); Особенностям материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь); Основным средствам выразительности (цвет, объем, освещение) Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму; Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании; Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; Выпускник 5 класса получит возможность научится: Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности; Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5класс № п/п Тема урока Кол-во часов 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех). Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья) Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету) Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг по шаблону). Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Рисование симметричного узора по образцу. Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметром 12см). Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика, игрушки, малая скульптура). Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы ( например: «Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры объемного предмета конической формы (например: детская раскладная пирамидка разных видов). Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы». Клюющие курочки», «Маша и медведь» и др.). Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7*30 см). Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10*30см). Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая берёзка, затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с чётко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д.Мочальский «Первое сентября», И.Шевандронова «В сельской библиотеке», А.Курчанов «У больной подруги», Ф.Решетников «Опять двойка»). Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.). Рисование с натуры цветочного горшка с растением. 2 Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине сторон). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприёмник, часы с прямоугольным циферблатом). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В.Пузырьков «Черноморцы», Ю.Непринцев «Отдых после боя», П.Кривоногов «Победа»). 2 Декоративное рисование плаката «8 Марта». 2 Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). 2 Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин не тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать партизана», А.Дайнека «Оборона Севастополя»). Рисование симметричных форм: насекомые- бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал). Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративно переработанных природных форм (например стрекозы и цветка тюльпана). Повторно-обобщающий урок. Выставка детских рисунков. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2