РП по рисованию 8 вид 5 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству
ФГОС ООО
Для обучающихся с УО (вариант 1)
5 класс

Учитель: Ясная Светлана Владимировна

г. Свирск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с положением МОУ
«ЯС(К)ОШ VII – VIII видов» «о порядке разработки рабочей программы учебного предмета»; на
основе Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего
образования, по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида:
5-7 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И.А.
Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1; и отвечает
требованиям образовательной программы школы.
Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения
видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к
произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими
недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе
нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к
осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социальнонравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость
создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных
предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно
полезных обязанностей.
Задачи курса изобразительного искусства в 5 классах состоят в том, чтобы:
С навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и
умения применять их в у формировать у обучающихся элементарные знания основ
реалистического рисунка; учебной и общественно-полезной деятельности;
сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения
смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в
будущей профессии;
использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития
обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и
потенциальных возможностей каждого ученика;

Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
обучение на уроках по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках
в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах






художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественнополезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за
качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается
обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и
способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам
программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по
форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и
образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков,
анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала,
комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических
особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по
принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем
обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с
ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности,
эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем,
которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения
рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об
изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения,
выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый
раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы





Межпредметные связи:
ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО
значительное внимание отводится

- практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;
- составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления
праздничных открыток, плакатов
- составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям
- демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров
Реализация коррекционной работы :
- Развитие воображения и творческого мышления
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении
величины составных частей предмета.
- Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и
эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги,
в используемой геометрической форме.
- Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного
искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства
красоты.
- Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса,
аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.
- Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.
Краткое содержание тем
Рисование с натуры
Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета,
относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы,
используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом
предмета.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге,
применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов.
Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов
орнамента с соблюдением контура изображения.
Рисование на темы
Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения,
на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного.
Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года.
Использование гуашевых и акварельных красок.
Беседы об изобразительном искусстве
Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное
творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.












Требования к уровню подготовки обучающихся.
В 5 классе:
Выпускник 5 класса научится:
Видам работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование,
рисование на тему);
Отличительным признакам видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное
творчество, живопись);
Особенностям материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
Основным средствам выразительности (цвет, объем, освещение)
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на
темы;
Выпускник 5 класса получит возможность научится:
Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной
деятельности;



Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на
уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
5класс
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

25-26
27-28
29-30

31-32

33-34

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных
промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино,
Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные
ягоды, ветки, листья)
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов
(чередование по форме и цвету)
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырёх
овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг по шаблону).
Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных
форм (круг по шаблону диаметром 12см).
Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза
керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика, игрушки, малая
скульптура).
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы ( например:
«Крутой спуск», «Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (например:
детская раскладная пирамидка разных видов).
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство»
(богородская деревянная игрушка: «Кузнецы». Клюющие курочки»,
«Маша и медведь» и др.).
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного
билета (формат 7*30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги
размером 10*30см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на
переднем плане пушистая ель и небольшая берёзка, затем полянка, по
которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с чётко
выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой
или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе,
товарищах и семье» (Д.Мочальский «Первое сентября», И.Шевандронова
«В сельской библиотеке», А.Курчанов «У больной подруги»,
Ф.Решетников «Опять двойка»).
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

2

2

35-36

37-38
39-40

41-42
43-44

45-46
47-48
49-50

51-52
53-54
55-56
57-58

59-60

61-62
63-64
65-66

67-68

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание
рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость,
спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются
на коньках и т.п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

2

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых
линий (например, елочки по углам квадрата, веточки – посередине
сторон).
Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (телевизор,
радиоприёмник, часы с прямоугольным циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на
тему «Мы победили» (В.Пузырьков «Черноморцы», Ю.Непринцев «Отдых
после боя», П.Кривоногов «Победа»).

2

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

2

Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан, ящик,
коробка).
Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повернутого к
учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с
рыбками).
Рисование с натуры объёмного предмета, расположенного выше уровня
зрения (скворечник).
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору
учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

2

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из
растительных декоративно переработанных элементов в геометрической
форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин не
тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских
захватчиков (А.Пластов «Фашист пролетел», С.Герасимов «Мать
партизана», А.Дайнека «Оборона Севастополя»).
Рисование симметричных форм: насекомые- бабочка, стрекоза, жук – по
выбору (натура – раздаточный материал).
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием
декоративно переработанных природных форм (например стрекозы и
цветка тюльпана).
Повторно-обобщающий урок. Выставка детских рисунков.

2

2
2

2

2
2
2
2

2

2
2
2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».