РП по биологии 8 вид 7-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета биология
для обучающихся 7-9 классов с легкой умственной отсталостью
на 2022- 2023уч.г.
Составитель:
Скопинцева О.Н., учитель

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Основные цели и задачи предмета.
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
• освоить знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;
• овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о факторах здоровья и риска;
проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма;
• воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в природе;
• применять знания и умения в повседневной жизни для решения практических
задач и обеспечения безопасности своей жизни: выращивания растений и животных;
заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и
окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой
природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил
поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения.
Бактерии.Грибы» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это дает
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений,
доступных обучающимся с ОВЗ о неживой природе, формирование представления о мире,
который окружает человека.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе
необходимо решение следующих практических задач:
• сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде,
воздухе, полезных ископаемых, почве);
• формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег,
ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
• экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса
условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к
природе;
• первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений
(комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными,
которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
• привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Основной целью программы по биологии в 7 классе является изучение элементарных
сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, формирование представлений
о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе
необходимо решение следующих практических задач:
• сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о
строении и жизни растений);
• экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса
условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе;
• первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений
(комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;
• привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе
чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Основной целью программы по биологии в 8 классе является изучение элементарных
сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе
необходимо решение следующих практических задач:
• сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и
жизни животных);
• проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей
природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных),
бережного отношения к природе;
• первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать
дома или в школьном уголке природы;
• привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Основной целью программы по биологии в 9 классе является изучение элементарных
сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, об организме человека и
охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе
необходимо решение следующих практических задач:
• сообщение учащимся элементарных сведений о строении и жизнедеятельности
основных органов и в целом всего организма человека;
• знакомство с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной работе
организма;
• приобретение знаний о необходимости правильного питания, соблюдения
требований гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью
приносят курение, употребление спиртных напитков, токсикомания и наркомания.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся 6 класса должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды,
воздуха;
• расширение при нагревании и сжатие при охлаждении способность к проведению
тепла;
• текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
• обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

• определять температуру воды и воздуха;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
• адаптации к условиям проживания на своей территории;
• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в
ней.
Учащиеся 7 класса должны знать:
• названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов,
папоротников, голосеменных и цветковых;
• строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков
и соцветий;
• некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее
распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
• разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы
предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
• отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
• приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных,
сложноцветных);
• различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
• различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных
растений;
• выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
• различать грибы и растения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
• адаптации к условиям проживания на своей территории;
• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в
ней.
Учащиеся 8 класса должны знать:
• основные отличия животных от растений;
• признаки сходства и различия между изученными группами животных;
• общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
• места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
• названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение
изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах);
• кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных
животных;
• устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания:
приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
• проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или
домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

• рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
• адаптации к условиям проживания на своей территории;
• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в
ней.
Учащиеся 9 класса должны знать:
• названия, строение и расположение основных органов организма человека;
• элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
• влияние физических нагрузок на организм;
• вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
• основные санитарно – гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
• применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма
в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
• соблюдать санитарно - гигиенические правила.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
• адаптации к условиям проживания на своей территории;
• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в
ней.
Содержание учебного курса
Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой
природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.
В процессе знакомства с неживой природой
у обучающихся развивается
наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинноследственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с
неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Тема
Введение.
Вода
Воздух
Полезные ископаемые
Почва
Повторение

Кол-во часов
3
15
15
20
13
2

№ уроков
1-3
4-18
19-33
34-53
54-66
67-68

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и
бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах
растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее
распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных
растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью
уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков
их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко
сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Введение
Практические работы

Общее знакомство с цветковыми растениями
Многообразие растительного мира.
Бактерии
Грибы
Резерв
Итого:

Кол-во
часов
2
2
24
32
2
4
2
68

№ уроков
1-2
3-4
5-28
29-60
61,62
63-66

67-68

Программа 8 класса предусматривает знакомство с многообразием животного мира и
образом жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем
строении организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
№
п/п
1
2

3

4

Тема
Введение
Беспозвоночные животные
• Черви
• Насекомые
Позвоночные животные
• Рыбы
• Земноводные
• Пресмыкающиеся
• Птицы
• Млекопитающие
• Сельскохозяйственные млекопитающие
Повторение

Кол-во
часов
2
11
3
8
53
7
5
4
9
17
11
2

№ уроков
1-2
3-13

14-66

67-68

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и
жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся
знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной
его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются
сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь
себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных
напитков и наркотиков, а также токсикомания.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Введение
Общий обзор организма человека
Опора и движение
Кровь и кровообращение
Дыхание
Пищеварение
Почки
Кожа
Нервная система
Органы чувств

Кол-во
часов
1
3
11
8
6
12
2
5
8
7

№ уроков
1
2-4
5-15
16-23
24-29
30-41
42-43
44-48
49-56
57-63

11
12

Охрана здоровья человека в Российской
Федерации
Повторение

3

64-66

2

67-68

Тематическое планирование
«Неживая природа», 6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Программный материал
Введение (3 ч)
Неживая и живая природа.
Твердые тела, жидкости и газы.
Для чего изучают природу.
Вода (15 ч)
Вода в природе.
Вода - жидкость
Температура воды и ее измерение.
Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.
Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело.
Превращение воды в пар. Кипение воды.
Три состояния воды в природе.
Вода – растворитель.
Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе.
Нерастворимые в воде вещества.
Чистая и мутная вода.
Питьевая вода
Экскурсия на водоем. (виртуальная)
Учет и использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве. Охрана воды.
Что мы узнали о воде.
2 четверть
Воздух (15 ч)
Воздух в природе.
Воздух занимает место.
Воздух сжимаем и упруг.
Воздух – плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Теплый воздух легче холодного.
Движение воздуха в природе
Состав воздуха. Кислород.
Значение кислорода в природе и жизни человека.
Углекислый газ.
Применение углекислого газа.
Значение воздуха.
Чистый и загрязненный воздух.
Охрана воздуха.
3 четверть
Что мы узнали о воздухе.
Полезные ископаемые (20 ч)

Кол-во
час.
1/1
1/2
1/3
1/4
1/5
1/6
1/7
1/8
1/9
1/10
1/11
1/12
1/13
1/14
1/15
1/16
1/17
1/18
1/19
1\20
1/21
1/22
1/23
1/24
1/25
1/26
1/27
1/28
1/29
1/30
1/31
1/32
1/33
1/34

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Разнообразие полезных ископаемых.
Полезные ископаемые, используемые в строительстве
Гранит.
Известняки.
Песок и глина.
Горючие полезные ископаемые.
Торф.
Каменный уголь.
Нефть.
Природный газ.
Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных
удобрений.
Калийная соль.
Фосфориты.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Железные руды.
Черные металлы. Чугун.
Медная и алюминиевая руды.
Распознавание черных и цветных металлов по образцам.
Экскурсия (виртуальная) к местам добычи и переработки полезных
ископаемых.
Что мы узнали о полезных ископаемых.
Почва (13 ч)
Что называют почвой.
Состав почвы.
Перегной – органическая часть почвы.
Песок, глина и минеральные соли – минеральная часть почвы.
Виды почв.
Водные свойства песчаных и глинистых почв.
Местные типы почв.
Осенняя (основная) обработка почвы.

Весенняя предпосевная обработка почвы.
Значение почвы для народного хозяйства
Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы. Пути
их решения.
Охрана почв.

Что мы узнали о почве.
Повторение.
Учебно-тематический план
«Растения. Бактерии. Грибы», 7 класс

1/35
1/36
1/37
1/38
1/39
1/40
1/41
1/42
1/43
1/44
1/45
1/46
1/47
1/48
1/49
1/50
1/51
1/52
1/53
1\54
1/55
1\56
1\57
1/58
1\59
1/60
1/61
2/62, 63
1/64
1/65
1/66
2/67, 68

№ п/п

Программный материал

1.
2.

Введение
Разнообразие растений. Значение растений.
Охрана растений.

3
4

Практические работы
Осенние работы в саду. Обработка почвы.
Подготовка сада к зиме.

18/14

Общее знакомство с цветковыми растениями
Строение растения.
Строение цветка.
Понятие о соцветиях.
Опыление цветков. Оплодотворение.
Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Строение семени с двумя семядолями.
Строение семени с одной семядолей.
Условия, необходимые для прорастания семян.
Всхожесть семян. Правила заделки семян в почву.
Разнообразие корней.
Корневые системы (стержневая и мочковатая).
2 четверть
Строение корня. Значение корня в жизни растения.
Видоизменение корней.

19/15

Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные.

20/16
21/17
22/18
23/19
24/20
25/21
26/22
27/23
28/24

Образование органических веществ в растении.
Испарение воды листьями, значение этого явления.
Дыхание растений.
Листопад и его значение.
Значение листьев в жизни растений.
Строение стебля.
Значение стебля в жизни растения.
Разнообразие стеблей.
Растение – целостный организм.
Многообразие растительного мира

29/1
30/2
31/3
32/4
33/5

Деление растений на группы

5/1
6/2
7/3
8/4
9/5
10/6
11/7
12/8
13/9
14/10
15/11
16/12
17/13

34/6
35/7

Мхи
Папоротники
Голосеменные. Хвойные растения
3 четверть
Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых растений на
однодольные и двудольные.
Однодольные растения.
Общие признаки злаковых.
Хлебные злаковые культуры.

Кол-во
час.
2ч
1
1
2ч
1
1
24 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32ч
1
1
1
1
1

1
1

36/8
37/9
38/10
39/11
40/12

41/13
42/14
43/15
44/16
45/17
46/18
47/19
48/20
49/21
50/22
51/23
52/24
53/25
54/26
55/27
56/28
57/29
58/30
59/32
60/32
61/1
62/2
63/1
64/2
65/3
66/4

Выращивание зерновых и использование злаков в народном
хозяйстве.
Общие признаки Лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.
Дикорастущие лилейные. Ландыш.
Овощные лилейные. Строение луковицы
Двудольные растения.
Пасленовые. Общие признаки Пасленовых. Дикорастущие
Пасленовые. Паслен
Картофель – пищевое пасленовое растение.
Выращивание картофеля.
Овощные пасленовые. Томат.
Овощные пасленовые. Баклажан и перец.
Цветочно-декоративные пасленовые.
Бобовые.
Общие признаки бобовых. Овощные бобовые.
Фасоль и соя – южные бобовые культуры.
Кормовые бобовые растения.
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.
Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.
Плодово-ягодные розоцветные.
Вишня. Малина.
Плодово-ягодные розоцветные.
Земляника.
4 четверть.
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые
сложноцветные.
Календула и бархатцы – однолетние цветочные растения.
Маргаритка и георгин – многолетние цветочные растения.
Уход растениями.
Уход за комнатными растениями. Перевалка комнатных растений.

Пересадка комнатных растений.
Весенние работы в саду
Уход за посевами и посадками

Бактерии
Бактерии. Общее понятие.
Значение бактерий в природе и жизни человека
Грибы
Строение и особенности жизнедеятельности грибов.
Съедобные грибы.
Ядовитые грибы, их распознавание.
Повторительно-обобщающий урок
Резерв

67/1
68/2

Повторение. Многообразие растительного мира.
Эти удивительные растения. Викторина.

Учебно-тематический план
«Животные», 8 класс

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
2ч
1
1
4ч
1
1
1
1
2ч.
1
1

№
п/п
1
2
3

4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32

Программный материал
Введение (2ч.)
Многообразие животного мира
Значение животных и их охрана.
Беспозвоночные животные (11 ч.).
Черви.
Общие признаки беспозвоночных животных.
Общие признаки червей. Дождевой червь.
Круглые черви – паразиты человека. Профилактика глистных
заболеваний.
Насекомые (8 ч.)
Общие признаки насекомых. Их роль в природе и хозяйственной
деятельности человека.Экскурсия.
Бабочка – капустница
Яблонная плодожорка
Майский жук.
Комнатная муха.
Медоносная пчела.
Пчелиная семья и ее жизнь.
Тутовый шелкопряд.
Обобщение по теме: «Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные ( 53 часа)
Общие признаки позвоночных животных.
Рыбы (7ч)
Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб.
Размножение рыб.
Речные рыбы (окунь, щука, карп).
2 четверть
Морские рыбы (треска, сельдь).
Обобщение по теме: «Рыбы»
Земноводные (5ч)
Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение.
Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие лягушки
Жаба. Значение и охрана земноводных.
Обобщение по теме: «Земноводные»
Пресмыкающиеся(4 ч.)
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее
строение пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся.
Отличие ужа от гадюки.
Размножение и развитие пресмыкающихся. Охрана
пресмыкающихся.
Обобщение по теме: «Пресмыкающиеся»
Птицы (9 ч.)
Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения.
Особенности внутреннего строения птиц.
Размножение и развитие птиц.
3 четверть

Кол-во
час.
1/1
1/2
1/3

1\4
1/5
1/6

1/7
1\8
1/9
1/10
1/11
1/12
1/13
1/14

1/15
1/16
1/17
1/18
1/19
1/20
1/21
1/22
1/23
1/24
1/25
1/26

1/27
1/28
1/29
1/30
1/31
1/32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка, кряква, гуси). Охрана птиц.
Птицы, обитающие возле жилья человека. Домашние птицы.
Птицеводство. Экскурсия.
Обобщение по теме: «Птицы»
Млекопитающие(17 ч.)
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение.
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих.
Грызуны. Значение и охрана грызунов.
Зайцеобразные. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери. Значение и охрана.
Пушные хищные звери.
Звероводческие фермы
Разведение норки на зверофермах
Домашние хищники: собака и кошка
Ластоногие морские животные.
Китообразные: киты и дельфины.
Парнокопытные животные.
Непарнокопытные животные.
Приматы.
Млекопитающие. Общие признаки и отличительные особенности.
Сельскохозяйственные млекопитающие (11 ч.)
Корова.
Содержание коров на фермах и выращивание телят.
Животноводческая ферма. Экскурсия.
Овцы, их содержание.
Верблюды и их содержание.
Северные олени и их содержание.
Домашние свиньи и уход за ними.
Домашние лошади и их содержание.
Значение лошадей в народном хозяйстве.
Млекопитающие. Сельскохозяйственные животные.
Охрана животных и бережное отношение к ним.
Повторение (2 ч.)
Что мы знаем о животных.
В мире животных. Викторина.

1/33
1/34
1/35
1/36
1/37
1/38
1/39
1/40
1/41
1/42
1/43
1/44
1/45
1/46
1/47
1/48
1/49
1\50
1/51
1/52
1/53
1/54
1/55
1/56
1/57
1/58
1/59
1/60
1/61
1\62
1/63
1/64
1/65
1/66
1/67
1/68

Учебно-тематический план
«Человек», 9 класс
№
п/п
1
2
3

Программный материал
Введение (1 ч.)
Место человека среди млекопитающих в живой природе.
Общий обзор организма человека (3 ч.)
Общее знакомство с организмом человека.
Краткие сведения о строении клеток и тканей человека.

Кол-во
час.
1/1
1/2
1\3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Органы и системы органов человека.
Опора тела и движение (11 ч.)
Значение опорно – двигательной системы.
Состав и строение костей
Скелет человека. Соединение костей подвижное и неподвижное.
Скелет головы.
Скелет туловища и конечностей.
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и
переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела.
Работа мышц.
Значение физических упражнений для правильного формирования
скелета и мышц.
Предупреждение развития плоскостопия.
Повторение по теме: «Опора тела и движение».
Кровь и кровообращение (8 ч.)
Значение крови и кровообращения. Состав крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды.
Сердце, его строение и работа.
2 четверть
Движение крови по сосудам. Пульс.
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний
Первая помощь при кровотечениях.
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.
Повторение по теме: «Кровь и кровообращение».
Дыхание (6 ч.)
Значение дыхания. Органы дыхания. Голосовой аппарат.
Газообмен в легких и тканях
Болезни, передающиеся через воздух.
Гигиена органов дыхания.
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.
Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Повторение по теме: «Дыхание».
Пищеварение (12ч)
Значение пищеварения. Пищевые продукты.
Питательные вещества.
Витамины.
3 четверть
Органы пищеварения
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в
кровь.
Гигиена питания.
Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.
Предупреждение
пищевых отравлений
Предупреждение глистных заражений.
Повторение по теме: «Пищеварение».
Почки (2ч)

1/4
1/5
1/6
1/7
1/8
1/9
1/10
1/11
1/12
1/13
1/14
1/15
1/16
1/17
1/18

1/19
1/20
1/21
1/22
1/23
1/24
1/25
1/26
1\27
1/28
1/29
1/30
1\31
1/32
1/33
1/34
1/35
1/36
1\37
1/38
1/39
1/40
1/41
1/42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Почки – органы выделения.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа (5ч)
Кожа человека и ее значение
Закаливание организма человека.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах,
ожогах и обморожении.
Повторение по теме: «Кожа».
Нервная система (8ч)
Строение и значение нервной системы.
Головной мозг.
Спинной мозг.
Нервы.
Гигиена умственного труда
Сон и его значение.
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
Повторение по теме: «Нервная система».
Органы чувств (7ч)
Значение органов чувств.
Строение, функции органа зрения.
Гигиена органа зрения.
Строение органа слуха.
Предупреждение нарушений слуха.
Органы обоняния
и вкуса.
Повторение по теме: «Органы чувств».
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3ч)
Охрана здоровья человека.
Система здравоохранения в Российской Федерации.
Болезни цивилизации: Меры профилактики
Повторение «Организм человека»

1/43
1/44
1/45
1/46
1/47
1/48
1/49
1/50
1/51
1/52
1/53
1/54
1/55
1/56
1/57
1/58
1/59
1/60
1/61
1/62
1/63
1/64
1/65
1/66
2/67, 68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».