Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОГРАФИЯ» для 6,7 класса уровень – специальной (коррекционной) школы Учитель: Борисова Ольга Викторовна первая квалификационная категория 2022/2023 учебный год г. Свирск 2022 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «География» для 6,7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (сборник № 1) – М. : Владос, 2011 год – под редакцией В.В. Воронковой. 2. Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 22.04.2020 г. № 330-мр. Основной целью рабочей программы является создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии. Реализовать данную цель помогут следующие задачи: Формирование элементарных географических представлений о Вселенной, Земле, России, Иркутской области; Развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, информационных, кооперативных и др.); Развитие любознательности, научного мировоззрения; Формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью; Привитие любви к Родине, её природе; умения бережного отношения к природе своего края – Иркутской области; Привитие гражданских и патриотических чувств. В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К обучающимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными обучающимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем отличается от ранее принятой (в соответствии с более старой программой географии) позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. Общее количество часов по плану, количество часов в неделю: № п/п Класс 1 6 класс Название курса Начальный курс физической географии Количество часов в год: в неделю: 68 час. 2 час. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 6 класс «Начальный курс физической географии» (68 час., 2 час. в неделю) 2 Введение (4 час.) Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений. Ориентирование на местности (5 час.) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»; Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»; Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам». Формы поверхности Земли (4 час.) Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе». Вода на Земле (10 час.) Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения. Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)» План и карта (10 час.) Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и деятельности людей. Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»; Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка»; Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана». Земной шар (15 час.) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены времен года»; Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов»; Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре». Карта России (17 час.) Географическое положение России на карте. Столица России – Москва. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана. Мотя Тихого и 3 Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера России. Крупные города России (по выбору учителя). Иркутская область на карте России. Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств»; Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических объектов». 7 класс «География России» (68 час., 2 час. в неделю) Особенности природы и хозяйства России (11 час.) Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт России. Практическая работа № 1 «Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых»; Практическая работа № 2 «Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий». Природные зоны России (2 час.) Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России. Практическая работа № 3 «Работа с физической картой и картой природных зон России». Зона арктических пустынь (5 час.) Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона тундры (8 час.) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар. Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры. Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Лесная зона (17 час.) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Архангельск, СанктПетербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Практическая работа № 6 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона степей (8 час.) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей. 4 Практическая работа № 7 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона полупустынь и пустынь (6 час.) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона субтропиков (2 час.) Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты. Высотная поясность в горах (6 час.) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Практическая работа № 9 «Вычерчивание схемы смены природных зон в горах». 8 класс «География материков и океанов, 1 часть» (68 час., 2 час. в неделю) Введение (1 час.) Материки и части света на глобусе и карте. Мировой океан (5 час.) Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана. Практическая работа № 1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий». Африка (16 час.) Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет. Эфиопия. Танзания. Демократическая республика Конго (ДР Конго). Нигерия. ЮжноАфриканская республика (ЮАР). Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, рек (Нил, Конго), гор (Атласс, Капские, Драконовы), Суэцкого канала»; Практическая работа № 3 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»; Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»; Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»; Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц». Австралия (8 час.) Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея. Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра»; Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка». Антарктида (5 час.) 5 Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. Практическая работа № 9 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка». Северная Америка (9 час.) Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки (США). Канада. Мексика, Куба. Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска, Флорида, Калифорния»; Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор Кордильер и Аппалачей»; Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек Миссисипи и Миссури, Великих озер»; Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц». Южная Америка (11 час.) Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия. Аргентина. Перу. Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Магелланова пролива»; Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте Амазонской низменности, гор Анды, реки Амазонки»; Практическая работа № 16 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка»; Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц». Евразия (13 час.) Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. Практическая работа № 18 «проведение на контурной карте границы между Европой и Азией»; Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное), заливов (Финский), островов (Великобритания), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия); Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте морей (Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское), заливов (Бенгальский, Персидский), островов (Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея); Практическая работа № 21 «Обозначение на контурной карте гор: Альпы, Пиренеи, Апеннины»; Практическая работа № 22 «Обозначение на контурной карте гор: Гималаи, ТяньШань, Кавказ»; 6 Практическая работа № 23 «Обозначение на контурной карте рек: Висла, Дунай, Эльба, Днепр, Дон, Волга»; Практическая работа № 24 «Обозначение на контурной карте рек: Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья», озер: Байкал, Балхаш»; Практическая работа № 25 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Европы»; Практическая работа № 26 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Азии». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Класс 6 класс 7 класс Обучающиеся должны знать Обучающиеся должны уметь Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: • что изучает география; • определять стороны горизонта, • горизонт, линию и стороны ориентироваться по Солнцу, горизонта; компасу и местным признакам • основные формы земной природы; поверхности; • выявлять на местности особенности • виды водоемов, их различия; рельефа, водоемов; • меры по охране воды от • делать схематические зарисовки загрязнения; изучаемых форм земной по• правила поведения в природе; верхности; • отличие плана от рисунка и • читать географическую карту географической карты; (условные цвета и основные знаки) • основные направления на плане, по атласам-приложениям к географической карте; учебнику; • условные цвета и основные знаки • составлять описания изучаемых географической карты; объектов с опорой на карту и • распределение суши и воды на картины; Земле; • показывать на карте объекты, • материки и океаны, их указанные в программе, обозначать расположение на глобусе и карте их при помощи учителя на полушарий; контурной карте из рабочей тетради • Солнце как ближайшую к Земле на печатной основе; звезду и его значение для жизни на • выполнять задания в «Рабочей Земле; тетради по начальному курсу физи• кругосветные путешествия, ческой географии» для 6 класса доказывающие шарообразность специальной коррекционной школы Земли; VIII вида (количество заданий и • значение запусков в космос время заполнения определяет искусственных спутников Земли и учитель с учётом индивидуальных полетов людей в космос, имена возможностей обучающихся). первых космонавтов; • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида). Обучающиеся должны уметь: Обучающиеся должны знать: • показывать границы России на • положение России на физической глобусе, карте полушарий, физикарте, карте полушарий и глобусе; ческой карте и карте природных зон России, давать элементарное • пояса освещенности, в которых 7 расположена наша страна; • природные зоны России; • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; • хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; • правила поведения в природе; • названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида). описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами; • показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе; • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; • делать несложные макеты изучаемых природных зон; • принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе; • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей обучающихся). Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным обучающимся по темам, связанным с географической картой. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Природоведение. 5 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 176 с. : ил. – ISBN 978-5-09-030330-9. 2. География. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 184 с. : ил. + Прил. (16 с. : ил., карт.). – ISBN 978-5-09-025956-9. 3. География. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с. : ил. + Прил. (15 с. : ил., карт.). – ISBN 978-5-09-029686-1. 4. Государственная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII видов (сборник №1) – М.: Владос, 2011 год. – под редакцией Воронковой В.В. 5. Иркутск и Иркутская область. Атлас географический. Иркутск: ФГУП «ВостСибАГП», 2010; 6. Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология). – Иркутск: ИД «Сарма», 2007; 7. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970 г. 8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс «Начальный курс физической географии» (68 час., 2 час. в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Наименование разделов, тем ВВЕДЕНИЕ Что изучает география Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды Явления природы Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ Горизонт. Линия горизонта Стороны горизонта. Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта» Компас и правила пользования им. Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса» Ориентирование по местным признакам природы Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам» ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Равнины (плоские и холмистые), холмы Овраги, их образование Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе» Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности ВОДА НА ЗЕМЛЕ Вода в природе Родник, его образование Колодец, водопровод Части реки. Равнинные и горные реки Как люди используют реки Озера. Водохранилища. Пруды Болота, их осушение Океаны и моря Острова и полуострова. Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)» Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения ПЛАН И КАРТА Рисунок и план предмета План и масштаб План класса. Количество часов 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 9 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса» План школьного участка. Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка» Условные знаки плана местности. Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана» План и географическая карта Условные цвета физической карты Условные знаки физической карты Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и деятельности людей Обобщающее повторение темы «План и карта» ЗЕМНОЙ ШАР Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне Планеты. Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены времен года» Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса Глобус – модель земного шара Физическая карта полушарий. Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов» Распределение воды и суши на Земле Океаны на глобусе и карте полушарий Материки на глобусе и карте полушарий Первые кругосветные путешествия Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре» Природа тропического пояса Природа умеренных и полярных поясов Обобщающее повторение темы «Земной шар» КАРТА РОССИИ Географическое положение России на карте Столица России – Москва Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств» Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана Мотя Тихого и Атлантического океанов Острова и полуострова России Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических объектов» Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны 1 1 1 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 10 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых Реки: Волга с Окой и Камой Реки: Дон, Днепр, Урал Реки Сибири: Обь, Енисей Реки: Лена и Амур Озера России Крупные города России (по выбору учителя) Иркутская область на карте России Обобщающее повторение темы «Карта России» ПОВТОРЕНИЕ / РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 66 67 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 ВСЕГО: 68 час. 7 класс «География России» (68 час., 2 час. в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Наименование разделов, тем ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Географическое положение России на карте мира Европейская и азиатская части России Административное деление России Разнообразие рельефа Полезные ископаемые, их основные месторождения. Практическая работа № 1 «Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых» Климат России Водные ресурсы России, их использование Население России. Народы России Промышленность – основа хозяйства, её отрасли Сельское хозяйство, его отрасли Транспорт России. Практическая работа № 2 «Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий» ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ Размещение природных зон на территории России Карта природных зон России. Практическая работа № 3 «Работа с физической картой и картой природных зон России» ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ Положение на карте Климат Растительный и животный мир. Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных» Количество часов 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 5 1 1 1 11 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Население и его основные занятия Северный морской путь ЗОНА ТУНДРЫ Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Климат. Водоемы тундры Растительный мир Животный мир. Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных» Хозяйство. население и его основные занятия Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры ЛЕСНАЯ ЗОНА Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Климат Реки, озера, каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и лиственные леса Животный мир Пушные звери. Практическая работа № 6 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных» Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо-Западной России Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса ЗОНА СТЕПЕЙ Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки Растительный мир Животный мир. Практическая работа № 7 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных» Хозяйство. Население и его основные занятия Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар Охрана природы зоны степей 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 12 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Климат. Реки Растительный мир Животный мир. Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных» Хозяйство. Население и его основные занятия Города зоны полупустынь и пустынь ЗОНА СУБТРОПИКОВ Положение на карте Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Городакурорты ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа Города и экологические проблемы Урала Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Практическая работа № 9 «Вычерчивание схемы смены природных зон в горах» ПОВТОРЕНИЕ / РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 66 67 68 6 1 1 1 1 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 ВСЕГО: 68 час. 13