РП по географии 8 вид 6-7 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ГЕОГРАФИЯ» для 6,7 класса
уровень – специальной (коррекционной) школы

Учитель: Борисова Ольга Викторовна
первая квалификационная категория

2022/2023 учебный год

г. Свирск
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «География» для 6,7 класса специальной
(коррекционной) школы VIII вида составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (сборник № 1) – М. : Владос, 2011 год – под редакцией В.В.
Воронковой.
2. Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 22.04.2020 г. №
330-мр.
Основной целью рабочей программы является создание комплекса условий для
максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении
географии.
Реализовать данную цель помогут следующие задачи:
 Формирование элементарных географических представлений о Вселенной, Земле,
России, Иркутской области;
 Развитие
ключевых
компетенций
обучающихся
(коммуникативных,
информационных, кооперативных и др.);
 Развитие любознательности, научного мировоззрения;
 Формирование умения работать с географической картой, графической
наглядностью;
 Привитие любви к Родине, её природе; умения бережного отношения к природе
своего края – Иркутской области;
 Привитие гражданских и патриотических чувств.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся научатся
ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоемами,
планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных
географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и
уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей
темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и
водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План
и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения
плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с
географической картой. К обучающимся с нарушенным пространственным анализом при
оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по
Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают
более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться
лишь сильными обучающимися под руководством учителя.
Такая последовательность изучения тем отличается от ранее принятой (в
соответствии с более старой программой географии) позволит более логично перейти от
знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган,
шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне»,
«Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование
географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими,
что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления
будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
Общее количество часов по плану, количество часов в неделю:
№
п/п

Класс

1

6 класс

Название курса
Начальный курс физической географии

Количество часов
в год:

в неделю:

68 час.

2 час.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
6 класс «Начальный курс физической географии» (68 час., 2 час. в неделю)
2

Введение (4 час.)
Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.
Ориентирование на местности (5 час.)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование по местным признакам природы. Экскурсия для закрепления понятий о
горизонте и об основных направлениях.
Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»;
Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»;
Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по
местным признакам».
Формы поверхности Земли (4 час.)
Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы.
Землетрясения. Извержения вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа
своей местности.
Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы
вулкана в разрезе».
Вода на Земле (10 час.)
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки.
Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности.
Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов
(не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)»
План и карта (10 час.)
Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка.
Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической
карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Значение физической
карты в жизни и деятельности людей.
Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»;
Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка»;
Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана».
Земной шар (15 час.)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства
шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Физическая карта
полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной
поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа
умеренных и полярных поясов.
Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены
времен года»;
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и
океанов»;
Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов
освещенности на земном шаре».
Карта России (17 час.)
Географическое положение России на карте. Столица России – Москва. Границы
России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря,
омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана. Мотя Тихого и
3

Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны.
Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие
месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера России. Крупные города России (по
выбору учителя). Иркутская область на карте России.
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей
Родины, пограничных государств»;
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических
объектов».
7 класс «География России» (68 час., 2 час. в неделю)
Особенности природы и хозяйства России (11 час.)
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части
России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их
основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население
России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. Сельское хозяйство, его
отрасли. Транспорт России.
Практическая работа № 1 «Изготовление из картона условных знаков полезных
ископаемых»;
Практическая работа № 2 «Нанесение на контурные карты изученных объектов и
надписывание их названий».
Природные зоны России (2 час.)
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Практическая работа № 3 «Работа с физической картой и картой природных зон
России».
Зона арктических пустынь (5 час.)
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные
занятия. Северный морской путь.
Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».
Зона тундры (8 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
тундры: Мурманск, Нарьян-Мар. Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры.
Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».
Лесная зона (17 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир.
Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Архангельск, СанктПетербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники
и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Практическая работа № 6 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».
Зона степей (8 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.
Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной зоны:
Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города
степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
4

Практическая работа № 7 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».
Зона полупустынь и пустынь (6 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный
мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны
полупустынь и пустынь.
Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».
Зона субтропиков (2 час.)
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия.
Города-курорты.
Высотная поясность в горах (6 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы
и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. хозяйство.
Население и его основные занятия. Города.
Практическая работа № 9 «Вычерчивание схемы смены природных зон в горах».
8 класс «География материков и океанов, 1 часть» (68 час., 2 час. в неделю)
Введение (1 час.)
Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан (5 час.)
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан.
Современное изучение Мирового океана.
Практическая работа № 1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий».
Африка (16 час.)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны.
Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн.
Животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет.
Эфиопия. Танзания. Демократическая республика Конго (ДР Конго). Нигерия. ЮжноАфриканская республика (ЮАР).
Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар,
полуострова Сомали, пустыни Сахара, рек (Нил, Конго), гор (Атласс, Капские, Драконовы),
Суэцкого канала»;
Практическая работа № 3 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных природной зоны»;
Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных природной зоны»;
Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных природной зоны»;
Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте изученных государств
и их столиц».
Австралия (8 час.)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая
Гвинея.
Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте острова Новая
Гвинея, реки Муррей, города Канберра»;
Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных материка».
Антарктида (5 час.)
5

Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана
природы. Современные исследования Антарктиды.
Практическая работа № 9 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных материка».
Северная Америка (9 час.)
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты
Америки (США). Канада. Мексика, Куба.
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте Карибского моря,
Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска,
Флорида, Калифорния»;
Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор Кордильер и
Аппалачей»;
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек Миссисипи и
Миссури, Великих озер»;
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте изученных
государств и их столиц».
Южная Америка (11 час.)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера.
Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность саванн,
степей, пустынь и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и
государства. Бразилия. Аргентина. Перу.
Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте острова Огненная
Земля, Панамского канала, Магелланова пролива»;
Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте Амазонской
низменности, гор Анды, реки Амазонки»;
Практическая работа № 16 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных материка»;
Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте изученных
государств и их столиц».
Евразия (13 час.)
Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера
Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и
животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии.
Практическая работа № 18 «проведение на контурной карте границы между
Европой и Азией»;
Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте морей (Норвежское,
Северное,
Балтийское,
Средиземное,
Черное),
заливов
(Финский),
островов
(Великобритания), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский,
Малая Азия);
Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте морей (Красное,
Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское), заливов
(Бенгальский, Персидский), островов (Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов
(Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея);
Практическая работа № 21 «Обозначение на контурной карте гор: Альпы,
Пиренеи, Апеннины»;
Практическая работа № 22 «Обозначение на контурной карте гор: Гималаи, ТяньШань, Кавказ»;
6

Практическая работа № 23 «Обозначение на контурной карте рек: Висла, Дунай,
Эльба, Днепр, Дон, Волга»;
Практическая работа № 24 «Обозначение на контурной карте рек: Хуанхэ, Янцзы,
Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья», озер: Байкал, Балхаш»;
Практическая работа № 25 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных Европы»;
Практическая работа № 26 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных Азии».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Класс
6
класс

7
класс

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
• что изучает география;
• определять стороны горизонта,
• горизонт, линию и стороны
ориентироваться
по
Солнцу,
горизонта;
компасу и местным признакам
• основные формы земной
природы;
поверхности;
• выявлять на местности особенности
• виды водоемов, их различия;
рельефа, водоемов;
• меры по охране воды от
• делать схематические зарисовки
загрязнения;
изучаемых форм земной по• правила поведения в природе;
верхности;
• отличие плана от рисунка и
• читать
географическую
карту
географической карты;
(условные цвета и основные знаки)
• основные направления на плане,
по
атласам-приложениям
к
географической карте;
учебнику;
• условные цвета и основные знаки
• составлять описания изучаемых
географической карты;
объектов с опорой на карту и
• распределение суши и воды на
картины;
Земле;
• показывать на карте объекты,
• материки
и
океаны,
их
указанные в программе, обозначать
расположение на глобусе и карте
их при помощи учителя на
полушарий;
контурной карте из рабочей тетради
• Солнце как ближайшую к Земле
на печатной основе;
звезду и его значение для жизни на
• выполнять задания в «Рабочей
Земле;
тетради по начальному курсу физи• кругосветные
путешествия,
ческой географии» для 6 класса
доказывающие
шарообразность
специальной коррекционной школы
Земли;
VIII вида (количество заданий и
• значение запусков в космос
время
заполнения
определяет
искусственных спутников Земли и
учитель с учётом индивидуальных
полетов людей в космос, имена
возможностей обучающихся).
первых космонавтов;
• различия в нагревании и освещении
земной поверхности Солнцем;
• географическое положение нашей
страны на физической карте России
и карте полушарий;
• названия географических объектов,
обозначенных в программе по теме
«Карта
России»
(по
атласу,
специально разработанному для
коррекционных школ VIII вида).
Обучающиеся должны уметь:
Обучающиеся должны знать:
• показывать границы России на
• положение России на физической
глобусе, карте полушарий, физикарте, карте полушарий и глобусе;
ческой карте и карте природных зон
России,
давать
элементарное
• пояса освещенности, в которых
7

расположена наша страна;
• природные зоны России;
• природные условия и богатства
России,
возможности
использования их человеком;
• типичных
представителей
растительного и животного мира в
каждой природной зоне;
• хозяйство, основное население, его
занятия и крупные города в каждой
природной зоне;
• экологические
проблемы
и
основные мероприятия по охране
природы в России;
• правила поведения в природе;
• названия географических объектов
на территории России, указанные в
программе (по атласу, специально
разработанному
для
коррекционных школ VIII вида).

описание природы по зонам,
пользуясь картинами и картами;
• показывать по картам (физической
и природных зон России) из
приложения
к
учебнику
географические объекты, указанные
в программе;
• устанавливать взаимосвязь между
климатом, растительным и животным
миром,
природными
условиями и занятиями населения;
• делать несложные макеты
изучаемых природных зон;
• принимать участие в мероприятиях
по охране окружающей среды;
правильно вести себя в природе;
• выполнять задания в «Рабочей
тетради по географии России» для 7
класса специальной коррекционной
школы VIII вида (количество
заданий и время заполнения
определяет учитель с учетом
индивидуальных
возможностей
обучающихся).

Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать
уровень требований к отдельным обучающимся по темам, связанным с географической
картой.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Природоведение. 5 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII
вида : с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 176 с. :
ил. – ISBN 978-5-09-030330-9.
2. География. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с
прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 184 с. : ил. +
Прил. (16 с. : ил., карт.). – ISBN 978-5-09-025956-9.
3. География. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида : с
прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с. : ил. +
Прил. (15 с. : ил., карт.). – ISBN 978-5-09-029686-1.
4. Государственная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII видов (сборник №1) – М.: Владос, 2011 год. – под редакцией Воронковой
В.В.
5. Иркутск и Иркутская область. Атлас географический. Иркутск: ФГУП
«ВостСибАГП», 2010;
6. Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области (природа, население,
хозяйство, экология). – Иркутск: ИД «Сарма», 2007;
7. Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной
школе. М., «Просвещение». 1970 г.

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс «Начальный курс физической географии» (68 час., 2 час. в неделю)
№
п/п
1
2
3
4

5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26

Наименование разделов, тем
ВВЕДЕНИЕ
Что изучает география
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды
Явления природы
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических
представлений.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Горизонт. Линия горизонта
Стороны горизонта.
Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»
Компас и правила пользования им.
Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»
Ориентирование по местным признакам природы
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях.
Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон
горизонта по местным признакам»
ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Равнины (плоские и холмистые), холмы
Овраги, их образование
Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.
Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной
поверхности, схемы вулкана в разрезе»
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности
ВОДА НА ЗЕМЛЕ
Вода в природе
Родник, его образование
Колодец, водопровод
Части реки. Равнинные и горные реки
Как люди используют реки
Озера. Водохранилища. Пруды
Болота, их осушение
Океаны и моря
Острова и полуострова.
Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России
различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек,
озер и т.д.)»
Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения
ПЛАН И КАРТА
Рисунок и план предмета
План и масштаб
План класса.

Количество
часов
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

4
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
10
1
1
1
9

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

56

Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»
План школьного участка.
Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана
школьного участка»
Условные знаки плана местности.
Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков
плана»
План и географическая карта
Условные цвета физической карты
Условные знаки физической карты
Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и
деятельности людей
Обобщающее повторение темы «План и карта»
ЗЕМНОЙ ШАР
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне
Планеты.
Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и
ночи, смены времен года»
Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение
космоса
Глобус – модель земного шара
Физическая карта полушарий.
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте
материков и океанов»
Распределение воды и суши на Земле
Океаны на глобусе и карте полушарий
Материки на глобусе и карте полушарий
Первые кругосветные путешествия
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные.
Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы
расположения поясов освещенности на земном шаре»
Природа тропического пояса
Природа умеренных и полярных поясов
Обобщающее повторение темы «Земной шар»
КАРТА РОССИИ
Географическое положение России на карте
Столица России – Москва
Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ
нашей Родины, пограничных государств»
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря
Северного ледовитого океана
Мотя Тихого и Атлантического океанов
Острова и полуострова России
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья.
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте
географических объектов»
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1

1
10

57
58
59
60
61
62
63
64
65

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
Реки: Волга с Окой и Камой
Реки: Дон, Днепр, Урал
Реки Сибири: Обь, Енисей
Реки: Лена и Амур
Озера России
Крупные города России (по выбору учителя)
Иркутская область на карте России
Обобщающее повторение темы «Карта России»
ПОВТОРЕНИЕ / РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

66
67
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1

ВСЕГО: 68 час.
7 класс «География России» (68 час., 2 час. в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13

14
15
16

Наименование разделов, тем
ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Географическое положение России на карте мира
Европейская и азиатская части России
Административное деление России
Разнообразие рельефа
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Практическая работа № 1 «Изготовление из картона условных знаков
полезных ископаемых»
Климат России
Водные ресурсы России, их использование
Население России. Народы России
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли
Сельское хозяйство, его отрасли
Транспорт России.
Практическая работа № 2 «Нанесение на контурные карты изученных
объектов и надписывание их названий»
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ
Размещение природных зон на территории России
Карта природных зон России.
Практическая работа № 3 «Работа с физической картой и картой
природных зон России»
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Положение на карте
Климат
Растительный и животный мир.
Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»

Количество
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1

11

17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

47
48
49
50
51

Население и его основные занятия
Северный морской путь
ЗОНА ТУНДРЫ
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат. Водоемы тундры
Растительный мир
Животный мир.
Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»
Хозяйство. население и его основные занятия
Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар
Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры
ЛЕСНАЯ ЗОНА
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат
Реки, озера, каналы
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
Смешанные и лиственные леса
Животный мир
Пушные звери.
Практическая работа № 6 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»
Значение леса
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России
Города Центральной России
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России
Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса
ЗОНА СТЕПЕЙ
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки
Растительный мир
Животный мир.
Практическая работа № 7 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар
Охрана природы зоны степей

1
1
8
1
1
1
1

1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1

1
1
1
1
1
12

52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат. Реки
Растительный мир
Животный мир.
Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города зоны полупустынь и пустынь
ЗОНА СУБТРОПИКОВ
Положение на карте
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Городакурорты
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города
Практическая работа № 9 «Вычерчивание схемы смены природных зон
в горах»
ПОВТОРЕНИЕ / РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

66
67
68

6
1
1
1
1

1
1
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1

ВСЕГО: 68 час.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».