РП по музыке 8 вид 5 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по музыке
для 5 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель: Борисова Ольга Викторовна
первая квалификационная категория

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе:
 примерной программы «Музыка» (авторы Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина
Т.С.) 2014 г.
В данной программе учитывается потребность современного российского общества и
возрастные особенности школьников. В программе нашли отражение изменившиеся
социокультурные условия деятельности школы, потребности педагога в обновлении
содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого
класса общеобразовательных учреждений. В комплект для 5 класса входят издания авторов
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Назначение программы: программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения чтения которые определены Федеральным
государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса МОУ «СОШ №4 г. Свирска»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 ч. (34 рабочие недели)
Форма обучения: очная.
Режим занятий: на изучение предмета «Музыка» в 5 классе отводится по 1 часа в неделю.
Формы контроля: текущий
Основные типы учебных занятий:
-комбинированный урок;
-урок изучения нового учебного материала;
-урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Методические подходы: дифференцированный, деятельностный, системный,
комплексный, теоретический, личностно-ориентированный. Во время учебного процесса
используются наглядные, практические и словесные методы обучения.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания,
оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и
последовательности, наглядности.

2

Принцип коррекционной направленности, который в программе является ведущим и
нацелен на исправление недостатков общего, речевого и нравственного воспитания умственно
отсталых детей в процессе овладения предметом.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю,
игровой
направленностью,
эмоциональной
дополнительностью
используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения
и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
В содержание программы курса «Музыка» входит овладение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы
музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание
программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных
видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения,
вокальных упражнений. В зависимости от использования различных видов музыкальной и
художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные,
тематические и комплексные типы уроков.
Планируемые результаты освоения предмета «Музыка»
В результате изучения курса по данной программе у учащихся будут сформированы
метапредметные учебные действия
Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе
Коммуникативные учебные действия

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,
ученик - класс, учитель-класс)

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации
Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе
3

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов
Познавательные учебные действия

воспринимать музыку, текст

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале
Предметные результаты
Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Обучающийся научится:

определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;

представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара);

пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

выразительное, слаженное достаточно эмоциональное исполнение выученных
песен с простейшими элементами динамических оттенков;

правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;

правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

различение песни, танца, марша;

передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);

владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельное исполнение разученных детских песен;

знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);

представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);

представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);

пение хором с выполнением требований художественного исполнения;

ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;

различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;

владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
речи.


Содержание тем учебного курса 5 класса
Содержание раскрывает следующими содержательными линиями: "Музыка как вид
искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка в современном мире:
традиции и инновации" и представлено темами: "Музыка и литература", "Музыка и
изобразительное искусство".
4

1."Музыка и литература" - 18 часов
Сюжеты,
темы,
образы
искусства.
Интонационные
особенности
языка
народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и
современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.
Симфония-действо.
Кантата. Средства
музыкальной
выразительности.
Хор.
Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта.
Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием.
Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.
Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы.
Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).
Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.
Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные
жанры.
2. "Музыка и изобразительное искусство" - 17 часов
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев.
Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.
Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах
искусства.
Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты,
тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие
голоса (меццо-сопрано).
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и
живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств.
Гармония красок.
Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.
Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.
Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов
симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Органная музыка. Хор a capella, Католический собор. Православный храм. Духовная
музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись.
Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм.
Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и
изобразительного искусства.
Тематическое планирование 5 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока

Что роднит музыку с литературой
Жанры вокальной и инструментальной музыки
Вокальная музыка (Романс)
Разнообразие образов в вокальной музыке
Фольклор в музыке русских композиторов(Кикимора)
Фольклор в музыке русских композиторов (Шехерезада)
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни
Вторая жизнь песни (песня Сольвейг)
Всю жизнь мою несу Родину в душе

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр
Опера-былина Н.Римского-Корсакова «Садко»
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Мюзикл
Что роднит музыку с изобразительным искусством
«Небесное и земное» в звуках и красках
Звать через прошлое к настоящему
Музыкальная живопись
Музыкальная живопись и живописная музыка
Колокольные звоны
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
«О подвигах, о доблести, о славе»
Мир композитора
Заключительный урок-концерт
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».