Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска» Рабочая программа Учебного предмета « Этика» для 6,7 классов ОВЗ УО (интеллектуальные нарушения) на 2022-2023 уч.г. Составитель: Фомина Надежда Сергеевна учитель-логопед г. Свирск 2022 Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету ЭТИКА составлена на основании: С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ; Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599), Цель: развитие когнитивной и эмоциональной сфер учащегося. Задачи: дать элементарные сведения о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, сформировать знания об основных правилах поведения человека в обществе формировать навыки устойчивого социального поведения. Общая характеристика учебного предмета Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственноэтические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного формирования личности. Содержание данной программы составляют три основных содержательных направления: • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»; •обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения; • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях. Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для обучающихся, так как создает условия для осознанного усвоения учебного материала. По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию обучающихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить обучащающихся к приемлемым выводам и оценкам. Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащегося в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать обучающихся в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим. Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного матери-ала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе. Место учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Этика» в 6-7 коррекционных классах отводится 2 часа в неделю. Содержание учебного предмета Знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. Цели и задачи изучения предмета. Сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе. Человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле; представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью); представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми; представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты: Минимальный уровень представление о некоторых этических нормах; высказывать свое отношение к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения. Личностные результаты: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты иметь представления о человеке как биологическом виде, знать его индивидуальные особенности; об основных видах деятельности личности; о правильном поведении и поступках; о дружбе и взаимоотношениях; добре и зле, уметь различать их. иметь представление о семье, ее значении в жизни человека и общества знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, иметь представление о деловом этикете, правилах разговора по телефону, правилах ведения делового разговора с руководителем; деловом стиле одежды использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Календарно – тематическое планирование уроков этики в 6 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 7 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема Общее представление о предмете «Этика» Правила, регулирующие поступки людей История происхождения этических правил История происхождения этических правил в древнем мире История происхождения этических правил в древнем Китае История происхождения этических правил в Росии Человек как биологический вид Единство всех людей как социальная общность Индивидуальные особенности каждого человека Индивидуальные особенности каждого человека Особенности психической деятельности Социальные факторы в формировании личности Развитие мышления и речи Развитие индивидуальных особенностей человека Условия для формирования интересов, привычек Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека Дружба – чувство, присущее человеку Правила взаимоотношений между товарищами Взаимоотношения людей в коллективе «Скажи мне, кто твой друг…» Ко-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 38 Основа дружеских отношений «Кто ты друг?» Помощь настоящая и ложная Помощь настоящая и ложная Истинная дружба Дружба – соперничество Дружба – компанейство Возникновение конфликтов в отношениях друзей Этические правила в отношениях друзей. Друзья - мальчики Дружба между мальчиком и девочкой Друзья – девочки Друг - взрослый Повторение по теме «Отношение товарищества» Что такое добро и зло? 39 Как проявляется зло? 1 40 Эволюция взглядов на добро и зло в истории развития человеческого общества 1 41 Влияние добрых и неправильных поступков на характер человека 1 42 Влияние добрых и неправильных поступков на характер человека 1 43 Отношение к человеку других людей 1 44 Оценка людьми доброжелательного человека 1 45 Оценка людьми недоброжелательного человека 1 46 Оценка людьми недоброжелательного человека 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 1 1 1 1 1 1 47 Идеал - представление о совершенном человеке и эталонах человеческого поведения 1 48 Нравственный идеал людей разных эпох 1 49 Идеал действительный и иллюзорный 1 50 Индивидуально – личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей. 1 51 Семья в жизни человека. Место и роль 1 ребёнка в семье 52 Связи в семье: родственные, духовные, дружеские. 1 53 Родственники и родственные отношения. 1 54 Влияние семьи на формирование личности 1 55 Взаимоотношения между членами семьи 1 56 Ролевые, социальные функции семьи 1 57 Значение родителей для ребёнка. Тепло и психологическая защита 1 58 Любовь и власть родителей .Авторитет родителей. Родители образец для подражания 1 59 Родители - советчики и друзья. Стиль взаимоотношений родителей с детьми. 1 60 Влияние каждого типа взаимоотношений на характер ребёнка и его дальнейшую жизнь 1 61 Влияние каждого типа взаимоотношений на характер ребёнка и его дальнейшую жизнь 1 62 Ребёнок в жизни семьи 1 64 Конфликты с родителями. Причины конфликтов 1 65 Предупреждение и преодоление конфликтов в семье 1 66 Соблюдение этических норм при разрешении конфликтов 1 67 Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми 1 68 Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми. 1 Календарно – тематическое планирование уроков этики в 7класс № Тема 1 2 3 4 Общее представление о предмете «Этика» Правила, регулирующие поступки людей История происхождения этических правил Долг, совесть, общественное мнение, их влияние на поведение личности Свобода, необходимость, ответственность 1 1 1 1 Мораль и право. Деяние, направленное против другой личности Наказание за поступки Основные разделы права: семейное право Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями уголовного и гражданского кодекса Нравственное и безнравственное поведение человека Виды обращения. Приветствия. Правила поведения на уроке и перемене. Правила поведения в школьной столовой и школьном дворе. Правила поведения на улице Правила поведения в общественном транспорте (автобусе) Правила поведения в электричках, поездах. Обобщающий урок. Выбор подарка. Что дарить, когда и кому. Правила поведения в гостях. Как вести себя за столом, находясь в гостях. Что, когда и как едят и пьют. Традиции застолья. Общение с гостями. Прощание с гостями. 1 1 1 1 1 Какой ты друг? Узы товарищества: честность Узы товарищества: правдивость Узы товарищества: взаимопомощь Типы дружеских отношений Возникновение конфликтов в отношениях Этические правила в дружеских отношениях 1 1 1 1 2 2 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Ко-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Этические правила в дружеских отношениях В человеке все должно быть прекрасно Памятка по самовоспитанию 1 2 1 35 Познай самого себя. 1 36 1 41 42 Определяем цель, составляем план по самовоспитанию. Обобщающий урок. Требования к одежде. Виды одежды Что такое мода? Мода, происхождение. История моды. Роль и значение моды в настоящее время Как всегда быть модным? 43 Правила поведения в магазинах. 1 44 45 46 47 48 47 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Правила поведения в общественных местах. . Контролируй свое настроение. Важные мелочи повседневного этикета. Речь и этикет. Тон нашей речи Как развить уверенность в себе Как реагировать на грубость. Как развить уверенность в себе Умение слушать. Как правильно нужно знакомиться Культура общения Турнир вежливости Отдых в лесу Купание в незнакомых местах Обобщающий урок. Повторение 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 37 38 39 40 1 1 1 2 1 1