РП по этике 8 вид 6-7 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

Рабочая программа
Учебного предмета « Этика» для 6,7 классов ОВЗ УО
(интеллектуальные нарушения)
на 2022-2023 уч.г.

Составитель: Фомина
Надежда Сергеевна
учитель-логопед

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному
предмету ЭТИКА составлена на основании:
 С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
 Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
 .Методического письма «О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ
Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Цель: развитие когнитивной и эмоциональной сфер учащегося.
Задачи:


дать элементарные сведения о правилах взаимоотношений между
людьми, принятых в обществе,
 сформировать знания об основных правилах поведения человека в
обществе
 формировать навыки устойчивого социального поведения.
Общая характеристика учебного предмета
Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему
содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственноэтические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены
элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно
достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного формирования
личности. Содержание данной программы составляют три основных содержательных
направления:
• знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание
своего «Я»;
•обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих
людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа
собственных ощущений, реакций, поведения;

• системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения
социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил,
принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее
оптимальной и доступной для обучающихся, так как создает условия для осознанного
усвоения учебного материала. По сути, уроки этики — это практикум по
жизневедению, обращенный к сознанию обучающихся, к тому, как развивающаяся
личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень
важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить обучащающихся к
приемлемым выводам и оценкам.
Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащегося в ходе
работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности:
поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по
отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим
людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение
других людей. Необходимо убеждать обучающихся в том, что все люди равны в их
стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен
предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут
совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим. Работа по
программе предполагает использование разнообразного наглядного матери-ала:
таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также
выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с
простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические
упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных
требований общества к человеку в обществе.
Место
учебного
предмета
в
учебном
плане
На изучение курса «Этика» в 6-7 коррекционных классах отводится 2 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
Знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями
между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими
поступки людей. Цели и задачи изучения предмета. Сведения о том, что
нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни,
помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.
Человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими
и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых
существ. Единство человеческого сообщества на Земле; представление об
индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и
психической уникальностью (неповторимостью); представление о формировании
человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими
людьми;
представление о единственности, ценности и неповторимости каждого
человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
Минимальный уровень
 представление о некоторых этических нормах;
 высказывать свое отношение к поступкам героев литературных произведений
(кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения.
Личностные результаты:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
 иметь представления о человеке как биологическом виде, знать его
индивидуальные особенности; об основных видах деятельности личности; о
правильном поведении и поступках; о дружбе и взаимоотношениях; добре и
зле, уметь различать их.
 иметь представление о семье, ее значении в жизни человека и общества
 знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно
рассчитывать
бюджет семьи на один месяц
 знать основные нравственные правила поведения людей, о различных
социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми,
живущими в одной семье,
 иметь представление о деловом этикете, правилах разговора по телефону,
правилах ведения делового разговора с руководителем; деловом стиле одежды
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.

Календарно – тематическое планирование уроков этики в 6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
7
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Тема
Общее представление о предмете «Этика»
Правила, регулирующие поступки людей
История происхождения этических правил
История происхождения этических правил
в древнем мире
История происхождения этических правил в
древнем Китае
История происхождения этических правил в
Росии
Человек как биологический вид
Единство всех людей как социальная
общность
Индивидуальные
особенности
каждого
человека
Индивидуальные
особенности
каждого
человека
Особенности психической деятельности
Социальные факторы в формировании
личности
Развитие мышления и речи
Развитие индивидуальных особенностей
человека
Условия для формирования интересов,
привычек
Основные виды деятельности личности на
разных возрастных этапах
Основные виды деятельности личности на
разных возрастных этапах
Направленность
личности:
желания,
потребности, мотивы, интересы
Направленность
личности:
желания,
потребности, мотивы, интересы
Поведение,
поступки
как
проявление
личности, индивидуальных качеств человека
Поведение,
поступки
как
проявление
личности, индивидуальных качеств человека
Дружба – чувство, присущее человеку
Правила
взаимоотношений
между
товарищами
Взаимоотношения людей в коллективе
«Скажи мне, кто твой друг…»

Ко-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

38

Основа дружеских отношений
«Кто ты друг?»
Помощь настоящая и ложная
Помощь настоящая и ложная
Истинная дружба
Дружба – соперничество
Дружба – компанейство
Возникновение конфликтов в отношениях
друзей
Этические правила в отношениях друзей.
Друзья - мальчики
Дружба между мальчиком и девочкой
Друзья – девочки
Друг - взрослый
Повторение
по
теме
«Отношение
товарищества»
Что такое добро и зло?

39

Как проявляется зло?

1

40

Эволюция взглядов на добро и зло в истории
развития человеческого общества

1

41

Влияние добрых и неправильных поступков
на характер человека

1

42

Влияние добрых и неправильных поступков
на характер человека

1

43

Отношение к человеку других людей

1

44

Оценка людьми доброжелательного человека

1

45

Оценка людьми недоброжелательного
человека

1

46 Оценка людьми недоброжелательного
человека

1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

1
1
1
1
1
1

47

Идеал - представление о совершенном
человеке и эталонах человеческого поведения

1

48

Нравственный идеал людей разных эпох

1

49

Идеал действительный и иллюзорный

1

50

Индивидуально – личностные качества
человека, их влияние на его характер и
отношение к нему других людей.

1

51

Семья в жизни человека. Место и роль

1

ребёнка в семье
52

Связи в семье: родственные, духовные,
дружеские.

1

53

Родственники и родственные отношения.

1

54 Влияние семьи на формирование личности

1

55

Взаимоотношения между членами семьи

1

56

Ролевые, социальные функции семьи

1

57

Значение родителей для ребёнка. Тепло и
психологическая защита

1

58

Любовь и власть родителей .Авторитет
родителей. Родители образец для подражания

1

59

Родители - советчики и друзья. Стиль
взаимоотношений родителей с детьми.

1

60

Влияние каждого типа взаимоотношений на
характер ребёнка и его дальнейшую жизнь

1

61

Влияние каждого типа взаимоотношений на
характер ребёнка и его дальнейшую жизнь

1

62

Ребёнок в жизни семьи

1

64 Конфликты с родителями. Причины
конфликтов

1

65

Предупреждение и преодоление конфликтов в
семье

1

66

Соблюдение этических норм при разрешении
конфликтов

1

67

Правила поведения в семье, с родными и
близкими людьми

1

68

Правила поведения в семье, с родными и
близкими людьми.

1

Календарно – тематическое планирование уроков этики в 7класс
№

Тема

1
2
3
4

Общее представление о предмете «Этика»
Правила, регулирующие поступки людей
История происхождения этических правил
Долг, совесть, общественное мнение, их влияние
на поведение личности
Свобода, необходимость, ответственность

1
1
1
1

Мораль и право.
Деяние, направленное против другой личности
Наказание за поступки
Основные разделы права: семейное право
Ответственность человека за совершенное
правонарушение (знакомство с отдельными
статьями уголовного и гражданского кодекса
Нравственное и безнравственное поведение
человека
Виды обращения. Приветствия.
Правила поведения на уроке и перемене.
Правила поведения в школьной столовой и
школьном
дворе.
Правила поведения на улице
Правила поведения в общественном транспорте
(автобусе)
Правила поведения в электричках, поездах.
Обобщающий урок.
Выбор подарка. Что дарить, когда и кому.
Правила поведения в гостях.
Как вести себя за столом, находясь в гостях.
Что, когда и как едят и пьют.
Традиции застолья.
Общение с гостями. Прощание с гостями.

1
1
1
1
1

Какой ты друг?
Узы товарищества: честность
Узы товарищества: правдивость
Узы товарищества: взаимопомощь
Типы дружеских отношений
Возникновение конфликтов в отношениях
Этические правила в дружеских отношениях

1
1
1
1
2
2
1

5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Ко-во
часов

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34

Этические правила в дружеских отношениях
В человеке все должно быть прекрасно
Памятка по самовоспитанию

1
2
1

35

Познай самого себя.

1

36

1

41
42

Определяем цель, составляем план по
самовоспитанию.
Обобщающий урок.
Требования к одежде.
Виды одежды
Что такое мода? Мода, происхождение. История
моды.
Роль и значение моды в настоящее время
Как всегда быть модным?

43

Правила поведения в магазинах.

1

44
45
46
47
48
47
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Правила поведения в общественных местах. .
Контролируй свое настроение.
Важные мелочи повседневного этикета.
Речь и этикет.
Тон нашей речи
Как развить уверенность в себе
Как реагировать на грубость.
Как развить уверенность в себе
Умение слушать.
Как правильно нужно знакомиться
Культура общения
Турнир вежливости
Отдых в лесу
Купание в незнакомых местах
Обобщающий урок.
Повторение

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40

1
1
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».