Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска» АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта, вариант 1) на 2022-2023 учебный год Составитель: Исаева Ирина Владимировна, учитель информатики г. Свирск 2022 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету на уровне основного общего образования для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (редакция от 23.07.2013); на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599; Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.12.2015 г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Информатика» в 7 классе входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа , что составляет 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных 2 (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; наличие мотивации к труду, работе на результат; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; 3 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности: обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний; доступность материала; научность; осуществление дифференцированного и индивидуального подхода; концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. Специальные задачи коррекционной школы: Обучение по программе «Информатика» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия: активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации); учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами; обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи; развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный). Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов. Формы обучения: Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы. Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал. Коррекционно-развивающие задания: Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет). 4 Развитие зрительно-мыслительных операций (найди предмет на картине, найди отличия). Словарная работа (терминология). Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям). Развитие памяти (игры: «Найди пару», «Кто больше запомнит»). Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам). Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажеры, развивающие игры). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Структура курса информатики в соответствии с программой, содержащейся в ПрАООП (вариант1), представлена следующими разделами: «Практика работы на компьютере», «Работа с простыми информационными объектами», «Работа с цифровыми образовательными ресурсами». В 7 классе., когда только начинается изучение систематического курса информатики, есть необходимость в специальном пропедевтическом периоде, цель которого – сформировать у обучающихся обобщенное понятие об информации и действиях с ней, чтобы далее ученики могли оперировать с этим понятием при овладении навыками получения, обработки, сохранения и передачи информации с помощью компьютера и ИКТ. С данной целью в содержании курса информатики предусмотрен вводный раздел «Введение. Информация в окружающем мире». Раздел 1. «Введение Информация в окружающем мире» Техника безопасности в кабинете информатики. Виды информации. Действия с информацией. Профессии, связанные с обработкой информации. Раздел 2. «Практика работы на компьютере. Компьютер- устройство для работы с информацией» Компьютер, его назначение и устройство. Ввод информации в компьютер и ее хранение. Вывод информации Раздел 3. «Работа с простыми информационными объектами» Графический редактор – приложение для работы с графической информацией. Работа с изображениями. Создание изображений, Редактирование изображений. Добавление текста в изображение. Текстовый редактор – приложение для работы с текстовыми документами. Ввод текста в текстовый документ. Редактирование текста. Форматирование текста. Вставка рисунков и фигур в текстовый документ. Раздел 4. «Работа с цифровыми образовательными ресурсами» Интернет. Поиск информации в Интернете. Безопасность при работе и общении в Интернете. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование по информатике для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне (работа на уроке, подготовка домашних заданий, самообразование); формирование ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать»; 5 формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье (применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например групповая работа); формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда (работа на уроках, подготовка домашних заданий, самообразование); формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир (физминутки на уроках); формирование ценностно отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества (применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке, например групповая работа); формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее (саморегуляция). Тематическое планирование № Тема Количество урока часов 3 Раздел 1 «Введение Информация в окружающем мире» 1 Техника безопасности в кабинете информатики. Виды 1 информации. 2 Действия с информацией. 1 3 Профессии, связанные с обработкой информации. 1 5 Раздел 2 «Практика работы на компьютере. Компьютер устройство для работы с информацией» 4 Компьютер, его назначение и устройство. 1 5 Ввод информации в компьютер 1 6 Хранение информации в компьютере 1 7 Вывод информации 1 8 Контроль по разделу «Практика работы на компьютере. 1 Компьютер- устройство для работы с информацией» Раздел 3 «Работа с простыми информационными объектами» Раздел 3.1. «Графический редактор. Работа с изображениями» 11 9 Графический редактор – приложение для работы с графической 1 информацией. 10-12 Создание изображений в графическом редакторе. 3 13-15 Редактирование изображений 3 16 Проект «Новогодняя открытка» 1 17-18 Добавление текста в изображение. 2 19 Контроль по разделу 3.1«Графический редактор. Работа с 1 изображениями» Раздел 3.2 «Текстовый редактор. Работа с текстом» 10 6 20 21-22 23-24 25 26 27 28 29 30-31 32 33 34 Текстовый редактор – приложение для работы с текстовыми документами. Ввод текста в текстовый документ. Редактирование текста. Форматирование текста. Вставка фигур в текстовый документ. Вставка рисунков в текстовый документ. Проект «Письмо ветерану» Контроль по разделу 3.2 «Текстовый редактор. Работа с текстом» Раздел 4 «Работа с цифровыми образовательными ресурсами» Интернет. Поиск информации в Интернете. Безопасность при работе и общении в Интернете. Контроль по разделу 4 «Работа с цифровыми образовательными ресурсами»3 Резерв 1 2 2 1 1 1 1 1 4 2 1 1 1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Т.В.Алышева, В.Б.Лабутин, В.А.Лабутина «Информатика. 7 класс», учебное пособие, М.:, «Просвещение» , 2023 Материалы авторских мастерских https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/. 7