РП по информатике 8 вид 7 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика»
для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью
(нарушениями интеллекта, вариант 1)
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Исаева Ирина
Владимировна, учитель информатики

г. Свирск
2022

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету на уровне основного общего образования
для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (редакция от 23.07.2013);
 на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №
1599;
 Примерной адаптированной основной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
11.12.2015 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует
овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств
ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных
ситуациях. Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности
протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах
и средствах их автоматизации.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных
связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств
ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной
информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов,
которые в настоящее время принято называть современными образовательными
результатами.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ,
уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Информатика» в 7 классе входит в предметную область
«Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа , что
составляет 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП в предметной области «Математика» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
2

(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные
особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной
образовательной деятельности по изучению предмета.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням:
минимальному и достаточному. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого
уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими
образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 наличие мотивации к труду, работе на результат;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
 представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
3

 выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
 пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными
электронными ресурсами;
 пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
 запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА
В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с
нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены
и сохранены принципы коррекционной направленности:
 обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов
усвоения знаний;
 доступность материала;
 научность;
 осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
 концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема
изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее
усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом,
затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем
систематического повтора и усложнения тренинга.
Специальные задачи коррекционной школы:
Обучение по программе «Информатика» направлено на коррекцию недостатков
мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
 активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза,
обобщения, классификации);
 учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи
и отношения между объектами;
 обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй
речи;
 развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и
понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных
процессов и компьютерных ресурсов.
Формы обучения:
Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала: рассказ,
беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические
положения и ключевые понятия содержания программы.
Организация
практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение
самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.
Коррекционно-развивающие задания:
 Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти
отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
4

 Развитие зрительно-мыслительных операций (найди предмет на картине, найди
отличия).
 Словарная работа (терминология).
 Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным
карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям).
 Развитие памяти (игры: «Найди пару», «Кто больше запомнит»).
 Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по
наводящим вопросам).
 Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажеры, развивающие игры).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура курса информатики в соответствии с программой, содержащейся в ПрАООП
(вариант1), представлена следующими разделами: «Практика работы на компьютере»,
«Работа с простыми информационными объектами», «Работа
с цифровыми
образовательными ресурсами». В 7 классе., когда только начинается изучение
систематического курса информатики, есть необходимость в специальном
пропедевтическом периоде, цель которого – сформировать у обучающихся обобщенное
понятие об информации и действиях с ней, чтобы далее ученики могли оперировать с этим
понятием при овладении навыками получения, обработки, сохранения и передачи
информации с помощью компьютера и ИКТ. С данной целью в содержании курса
информатики предусмотрен вводный раздел «Введение. Информация в окружающем
мире».
Раздел 1. «Введение Информация в окружающем мире»
Техника безопасности в кабинете информатики. Виды информации. Действия с
информацией. Профессии, связанные с обработкой информации.
Раздел 2. «Практика работы на компьютере. Компьютер- устройство для работы с
информацией»
Компьютер, его назначение и устройство. Ввод информации в компьютер и ее
хранение. Вывод информации
Раздел 3. «Работа с простыми информационными объектами»
Графический редактор – приложение для работы с графической информацией. Работа
с изображениями. Создание изображений, Редактирование изображений. Добавление
текста в изображение. Текстовый редактор – приложение для работы с текстовыми
документами. Ввод текста в текстовый документ. Редактирование текста. Форматирование
текста. Вставка рисунков и фигур в текстовый документ.
Раздел 4. «Работа с цифровыми образовательными ресурсами»
Интернет. Поиск информации в Интернете. Безопасность при работе и общении в
Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по информатике для 7-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
 формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне (работа на уроке,
подготовка домашних заданий, самообразование);
 формирование ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать»;
5

 формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого
общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье
(применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке,
например групповая работа);
 формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда (работа на уроках, подготовка домашних заданий, самообразование);
 формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества
и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают
ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
 формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир (физминутки на
уроках);
 формирование ценностно отношения к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества
(применение интерактивных форм организации учебной деятельности на уроке,
например групповая работа);
 формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
 самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое
собственное будущее (саморегуляция).
Тематическое планирование
№
Тема
Количество
урока
часов
3
Раздел 1 «Введение Информация в окружающем мире»
1
Техника безопасности в кабинете информатики. Виды
1
информации.
2
Действия с информацией.
1
3
Профессии, связанные с обработкой информации.
1
5
Раздел 2 «Практика работы на компьютере. Компьютер устройство для работы с информацией»
4
Компьютер, его назначение и устройство.
1
5
Ввод информации в компьютер
1
6
Хранение информации в компьютере
1
7
Вывод информации
1
8
Контроль по разделу «Практика работы на компьютере.
1
Компьютер- устройство для работы с информацией»
Раздел 3 «Работа с простыми информационными объектами»
Раздел 3.1. «Графический редактор. Работа с изображениями»
11
9
Графический редактор – приложение для работы с графической
1
информацией.
10-12 Создание изображений в графическом редакторе.
3
13-15 Редактирование изображений
3
16
Проект «Новогодняя открытка»
1
17-18 Добавление текста в изображение.
2
19
Контроль по разделу 3.1«Графический редактор. Работа с
1
изображениями»
Раздел 3.2 «Текстовый редактор. Работа с текстом»
10
6

20
21-22
23-24
25
26
27
28
29
30-31
32
33
34

Текстовый редактор – приложение для работы с текстовыми
документами.
Ввод текста в текстовый документ.
Редактирование текста.
Форматирование текста.
Вставка фигур в текстовый документ.
Вставка рисунков в текстовый документ.
Проект «Письмо ветерану»
Контроль по разделу 3.2 «Текстовый редактор. Работа с текстом»
Раздел 4 «Работа с цифровыми образовательными ресурсами»
Интернет. Поиск информации в Интернете.
Безопасность при работе и общении в Интернете.
Контроль по разделу 4 «Работа с цифровыми образовательными
ресурсами»3
Резерв

1
2
2
1
1
1
1
1
4
2
1
1
1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 Т.В.Алышева, В.Б.Лабутин, В.А.Лабутина «Информатика. 7 класс», учебное
пособие, М.:, «Просвещение» , 2023
 Материалы авторских мастерских https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».