РП по чтению 8 вид 5 кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Чтение»
5 класса
для обучающихся с УО (вариант 1)
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Непомнящая Елена Николаевна

г. Свирск

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9
классов под редакцией В.В. Воронковой. Москва, издательство «Владос», 2011 год.
Цель курса «Чтения»: состоит в последовательном совершенствовании навыка
полноценного выразительного, осмысленного чтения и умения воспринимать литературное
произведение в единстве его содержательной и языковой стороны.
Основными задачами курса «Чтение» являются:
 формировать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
 научить, понимать содержание, заключённое в художественных образах;
 коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоциональноличностной сферы;
 совершенствовать навыки связной устной речи; формировать потребности в
чтении;
Межпредметные связи
 Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
 Письмо. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по
затрагиваемым в беседе вопросам.
 Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных
Формы организации учебного процесса
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать,
приводить примеры.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения
как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний:
открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений
на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной
речи:
 составление планов;
 краткие и подробные пересказы текста;
 устные сочинения-характеристики героев;
 развитие художественной фантазии у детей; - придумывание финала, опираясь на
развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание,
великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни
писателя и читателя пр.).
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и
доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов,
мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Чтение» является обязательной частью
учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Чтение» в 5 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 136 часов - 4 часа в неделю (34 учебных недели), из них 7 часов внеклассного
чтения.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока 40 мин.
Тематическое планирование ориентируется на использование учебника для 5 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост.
З.Ф.Малышева. -М.: Просвещение, 2019.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения:
правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их
мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценить их действия и поступки; устанавливать несложные
причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Предусмотрена углубленная работа по развитию связной устной речи. Обучающиеся
овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической
работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение
словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в
воспроизведении прочитанного.
В 5 классе проводятся уроки внеклассного чтения. Целью этих уроков является
дополнительная работа по формированию осознанного интереса к книгам у детей с особыми
возможностями здоровья. Обучающиеся знакомятся с детскими произведениями, рассматривают
книги, правильно читают названия книг, фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о
чём в ней рассказывается. Формируется навык самостоятельного чтения книг, читательской
культуры, с этой целью организуются посещения школьной библиотеки, где учащиеся учатся
самостоятельно выбирать книгу по интересам. Примерная тематика произведений для чтения
подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их
кругозора, воспитания нравственных качеств.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Ученик научится:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
- чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- самовыражаться через слово;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в
виде иллюстраций, схем, таблиц);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и интересы.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных сказок;
- различать фольклорные и литературные произведения;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок
устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку.
Ученик получит возможность научиться:

- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях
речевого общения;
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и
своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Содержание учебного предмета «Чтение»
Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки. Цель:
обогащение знаний обучающихся об устном народном творчестве разных народов, об общности
сюжетов, о характеристиках персонажей, признаках национальных традиций. Ориентироваться
в литературоведческих понятиях. Узнавать литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица). Правильно и осознанно читать тексты. Уметь сравнивать сказку и былину
Сказки.
Цель: обогащение знаний обучающихся о сказках разных народов, об общности сюжетов,
о характеристиках персонажей, признаках национальных традиций. Обучение выразительному,
безошибочному, осознанному чтению. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми
словами после работы над ним под руководством учителя; Слоговое чтение трудных по смыслу
и слоговой структуре слов; Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте; Пересказ содержания
прочитанной сказки; чтение диалогов; самостоятельная работа по заданиям и вопросам,
помещенным в книге для чтения. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов
поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выразительное чтение сказок,
передача содержания сказок по плану
Картины родной природы.
Русские писатели о природе
Цель: уточнение и расширение знаний обучающихся о сезонных изменениях в природе, о
подготовке животных и птиц к зиме, знакомство с поэтическими произведениями, развитие
эстетических представлений о красоте русской природы. Осознанное, правильное чтение текста
вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; Слоговое чтение
трудных по смыслу и слоговой структуре слов; Соблюдение при чтении знаков препинания и
нужной интонации; Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте;
Пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки; Чтение диалогов; самостоятельная
работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения. Делить на части несложных по
структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после
предварительного анализа;
О друзьях – товарищах.
Цель: Обучение выразительному, безошибочному осмысленному чтению. Формирование
детского коллектива на основе изученных произведений. Воспитание доброго и уважительного
отношения к окружающим. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после
работы над ним под руководством учителя; Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой
структуре слов; Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации; Ответы на

вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте; Пересказ содержания прочитанного
рассказа или сказки; Чтение диалогов; Самостоятельная работа по заданиям и вопросам,
помещенным в книге для чтения.
Басни
Цель: Знакомство с жанром «Басни». Обучение выразительному, безошибочному
осмысленному чтению. Овладение элементарными приёмами анализа басни с помощью учителя.
Уметь читать басню. Понимать содержание басни.
Спешите делать добро.
Цель: формирование положительного отношения детей к одноклассникам, уважительное
отношение к педагогам. Обучение выразительному осознанному чтению. Правильное и
осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание; Осознанное,
правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством
учителя; Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов; Соблюдение при
чтении знаков препинания и нужной интонации; Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится
в прочитанном тексте; Пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки; Чтение диалогов;
самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
О животных
Цель: воспитание у обучающихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к
ним. Обучение выразительному, безошибочному, осознанному чтению. Делить на части
несложных по структуре и содержанию тексты (с помощью учителя) на основе готового плана
после предварительного анализа; Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами
после работы над ним под руководством учителя; Слоговое чтение трудных по смыслу и
слоговой структуре слов; Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте; Пересказ содержания
прочитанного рассказа или сказки; Уметь читать диалоги; самостоятельная работа по заданиям и
вопросам, помещённым в книге для чтения.
Из прошлого нашего народа
Цель: Обучение выразительному, осмысленному, безошибочному чтению. Знакомство со
страницами истории своей страны. Воспитание чувства патриотизма. Читать произведения
доступные по содержанию осмысленно и выразительно. Ознакомиться со страничками истории
своей страны. Овладеть элементарными приёмами анализа произведений. Осознанное
восприятие и оценка содержания.
Из произведений зарубежных писателей.
Цель: Обучение выразительному, осмысленному, безошибочному чтению. Знакомство с
произведениями зарубежных писателей. Осознанно и выразительно читать. Передавать
содержание произведения по коллективно составленному плану. Слоговое чтение трудных по
смыслу и слоговой структуре слов; Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации; Отвечать на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте; Уметь делать
пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки; Уметь читать диалоги; Самостоятельная
работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения.
Произведения для внеклассного чтения
Н. Носов Рассказы, П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин
«Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель
(последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар «Чук и
Гек»
Произведения для заучивания наизусть
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень»,
И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е.
Серова «Подснежник»

Календарно-тематическое планирование учебного предмет «Чтение»

№ п/п

Разделы и темы

Колво

часов
1
Вводное занятие. Знакомство с учебником
1
Устное народное творчество 18 часов
2
Заклички. Потешки.
1
3
Пословицы и поговорки
1
4
Считалки, загадки
1
5
Русская сказка «Никита Кожемяка»
1
6
Тофаларская сказка «Как наказали медведя»
1
7
Башкирская сказка «Золотые руки»
1
8
Проверка техники чтения
1
9
Русская сказка «Морозко»
1
10
Русская сказка «Два мороза»
1
11
Татарская сказка «Три дочери»
1
12-14
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
3
богатырях»
15-17
Д. Мамин -Сибиряк «Серая Шейка»
3
18
Внеклассное чтение «Сказки народов мира»
1
19
Обобщающий урок по теме «Устное народное
1
творчество»
Картины родной природы 15 часов
20
Г. А. Скребицкий «Июнь»
1
21
И. Суриков «Ярко солнце светит…».
1
22-24 А. Платонов «Июльская гроза»
3
25
А. Прокофьев «Берёзка». Расширение словарного
1
запаса
26
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к
1
закату…»Развитие познавательного интереса.
27
Г. А. Скребицкий «Сентябрь»
1
28-29 И. Соколов-Микитов «Золотая осень»
2
30
К. Бальмонт «Осень»
1
31
Г.А. Скребицкий «Добро пожаловать!»
1
32
В. Астафьеву «Осенние грусти…»
1
33
Урок внеклассного чтения В. Осеева «Волшебное
1
слово»
34
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы
1
О друзьях – товарищах 11 часов
35-36 Ю. Яковлев «Колючка»
2
37
Ю. Яковлев «Колючка»
1
38-39 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
2
40
В. Медведев «Фосфорический» мальчик»
1
41-43 Л. Воронкова «Дорогой подарок»
3
44
Я. Аким «Твой друг»
1
45
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»
1
Басни И. А. Крылова 5 часов
46
И. Крылов «Ворона и Лисица»
1
47
И. Крылов «Щука и Кот»
1
48
И. Крылов «Квартет»
1
49
Внеклассное чтение по теме «Басни И. Крылова»
1
50
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»
1
Спешите делать добро 11 часов
51-52 Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
2
53
О. Бондарчук «Слепой домик»
1

Корректировка

54-55
56-57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73-74
75-76
77-78
79-81
82-84
85-86
87
88
89

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

107

В. Осеева «Бабка»
А. Платонов «Сухой хлеб».
В. Распутин «Люся»
В. Брюсов «Труд»
Р. Рождественский «Огромное небо»
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»
Картины родной природы 11 часов
И. Бунин «Первый снег»
Ф. Тютчев « Зима»
Г. Скребицкий «Декабрь»
Урок внеклассного чтения «Природа моей Родины»
К. Бальмонт «К зиме»
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»
С. Есенин «Берёза»
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Обобщающий урок по теме «Картины родной
природы»
Урок внеклассного чтения Б. Житков «На льдине»
О животных 17 часов
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
А. Толстой «Желтухин»
К. Паустовский «Кот Ворюга
Б. Житков «Про обезьянку»
Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»
С. Михалков «Будь человеком»
Обобщающий урок по теме «О животных».
Уроки внеклассного чтения К.Г.Паустовский «
Похождения жука –носорога»
Весна 17 часов
Весна. Г. Скребицкий «Март»
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»
Г. Скребицкий «Весна - красна»
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»
Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
А. Толстой «Весенние ручьи»
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
А. Блок «Ворона»
Е. Серова «Подснежник»
И. Соколов – Микитов «Весна»
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»
С. Есенин «Черёмуха»
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
Обобщающий урок по теме «Картины родной
природы»
Урок внеклассного чтения Д,Н, Мамин-Сибиряк
«Сказка про храброго зайца»
Из прошлого нашего народа 15 часов
О. Тихомиров «На поле Куликовом. Москва собирает
войско»

2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
3
3
2
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

108
109
110
111
112
113
114-117
118
119
120
121

122-124
125-127
128-130
131
132-134
135
136

По О. Тихомиров «На поле Куликовом. Куликовская
1
битва»
О. Тихомиров «На поле Куликовом. Слава героям».
1
С. Алексеев « Бородино»
1
С. Алексеев « Ключи»
1
С. Алексеев « Конец похода»
1
Н. Некрасов «Мороз, красный нос»
1
А. Куприн «Белый пудель»
4
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!»
1
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»
1
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего
1
народа»
Урок внеклассного чтения В. Катаев «Сын полка»
1
(отрывок)
Из произведений зарубежных писателей 16 часов
В.Гюго «Гаврош»
3
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
3
С. Лагерлёф «Лесной гном»
3
Проверка техники чтения
1
Г.Х. Андерсен. «Русалочка»
2
Урок внеклассного чтения Г.Х. Андерсен
1
Обобщающий урок по теме: «Зарубежная литература»
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».