РП по миру природы и человека 8 вид 2-4 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека»
2-4 класс
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
(уровень: специально-коррекционное обучение)
Учитель : Рогозина Анна Александровна

г. Свирск
2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2-4 классов
составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 0 – 4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой (раздел
«Окружающий мир», авторы А.К.Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская) - Москва
«Просвещение»,2011 год.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34
учебных часа в год. Для реализации данной программы был выбран учебник для 2-4
класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) –
«Живой мир» Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. В учебнике заложена основа
для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и
неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни
живой природы, смене времен года. Данная программа представляет коррекционноразвивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития
эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных
качеств личности ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование
определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к
дальнейшему обучению в школе.
Основная цель изучения предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании
простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачами курса «Мир природы и человека» для детей с выраженными
интеллектуальными нарушениями являются:
 формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии
с людьми и предметами окружающей действительности;
 формирование способов ориентировки в окружающей действительности;
 формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об
окружающей действительности;
 формирование всех видов деятельности;
 развитие познавательной активности;
 развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
 воспитание экологической культуры;
 становление нравственной ориентировки;
 формирование самостоятельности;
 воспитание положительных качеств.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В
процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно
использовать следующие методы и приёмы:
 словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
 наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
 практический метод (упражнения, практическая работа);
 репродуктивный метод (работа по алгоритму);
 индивидуальный;
 творческий метод;
 совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в
основном на начальном этапе обучения и при изучении нового
содержания);






рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной
инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с
последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами
окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения,
свойств и качеств для более точного их восприятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–
познавательные и внешние мотивы;
учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков
окружающих людей.
Метапредметные результаты
Базовые учебные действия
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации с помощью учителя;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
с помощью учителя;
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью
учителя;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях с помощью учителя;
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной
организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать,
устанавливать общие и отличительные свойства;
 участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
 связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения,
правильно используя формы знакомых слов;
 ухаживать за одеждой и обувью;
 поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
 соблюдать правила личной гигиены;
 соблюдать правила уличного движения;
 знать правила дорожного движения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
2 класс
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения
солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с
названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание
водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное
описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб,
сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной
грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в
природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры.
Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег,
лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений
воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и
кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными
растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания.
Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в
питании человека.
Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана
рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
3 класс
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за
высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность,
туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни,
радуга, холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем.
Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация,
орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и
перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные
представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг,
запад, восток. Направление ветра.
Живая природа Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники

(2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные
ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за
домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц –
кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд,
галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных
заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
4 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года,
закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав),
иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное
время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3
наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их
значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист,
колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за
ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел.
Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды,
воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк.
Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице
(сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному
переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
2 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Название тем уроков
Сутки. Долгота дня летом.
Долгота дня летом. Долгота дня зимой.
Неживая природа. Вода. Свойства воды.
Вода горячая и холодная. Температура воды.
Вода в природе. Атмосферные осадки.
Значение воды.
Времена года. Экскурсия.
Осень. Изменения в природе. Занятия людей осенью.
Растения и животные осенью.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
Растения, части растений.
Жизнь растений. Виды растений.
Огород. Овощи. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.
Уход за растениями сада и огорода.
Времена года. Зима. Растения и животные зимой.
Занятия людей зимой.
Разнообразие животных.
Кошка и рысь.
Породы кошек.
Собака и волк.
Породы собак.
Рыбы. Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Использование рыб человеком и охрана природы.
Времена года. Весна. Экскурсия.
Обобщающий урок.
Гигиена тела человека.
Органы пищеварения.
Питание человека.
Продукты питания.
Правила питания.
Профилактика отравлений
Времена года. Лето. Растения и животные летом.
Итоговый урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 3 класс
№

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8

Сутки. Долгота дня летом
Долгота дня зимой
Времена года
Экскурсия
Сентябрь- осенний месяц
Овощи: картофель, капуста
Растения на клумбах: астры, ноготки
Растения в природе и их значение в жизни человека

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Итоговый урок Проверь себя
Сезонные изменения в природе
Труд людей осенью
Транспорт
Виды транспорта
Наземный транспорт
Водный транспорт
Посуда
Виды посуды
Деревья, кустарники, травы
Части растений
Лес. Растения леса
Жизнь растений весной
Животные. Разнообразие животного мира

23

Животные. Разнообразие животного мира

24
25
26
27
28
29
30
31

Домашние животные зимой и весной
Дикие животные весной
Апрель-весенний месяц
Весна-обобщающий урок
Охрана здоровья: мой организм. Человек. Части тела.
Осанка и здоровье.
Режим дня
Профилактика простудных заболеваний

Кол-во часов

32
33
34

Кровь. Сердце .Пульс
Окружающая среда и здоровье человека
Питание человека
Тематическое планирование 4 класс

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

4 класс(34 часа)
Название разделов, тем уроков
Профилактика простудных заболеваний. Кровь. Сердце.
Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека.
Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время
года.
Труд людей осенью. Сентябрь - начало осени.
Почва.
Состав почвы.
Овощи, фрукты, ягоды.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Лекарственные растения.
Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь.
Труд людей зимой.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы.
Семена цветковых растений
Деревья, кустарники, травы.
Разнообразие животных в природе.
Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы.
Февраль - последний месяц зимы.
Март - весенний месяц.
Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна.
Домашнее животное - корова.
Домашнее животное - лошадь.
Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы: гусь.
Домашние птицы: индюк.
Итоговый урок.
Середина весны.
Май – конец весны
Зимующие и перелетные птицы.
Насекомые вредные и полезные.
Рыбы - как представители животных.
Человек – часть природы.
Здоровье человека. Профилактика заболеваний.
Обобщающий урок.
4 класс

№
Название разделов, тем уроков
п/п
1 Профилактика простудных заболеваний. Кровь. Сердце. Пульс.
2 Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека.
3 Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Труд людей осенью. Сентябрь - начало осени.
Почва.
Состав почвы.
Овощи, фрукты, ягоды.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Лекарственные растения.
Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь.
Труд людей зимой.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы.
Семена цветковых растений
Деревья, кустарники, травы.
Разнообразие животных в природе.
Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы.
Февраль - последний месяц зимы.
Март - весенний месяц.
Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна.
Домашнее животное - корова.
Домашнее животное - лошадь.
Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы: гусь.
Домашние птицы: индюк.
Итоговый урок.
Середина весны.
Май – конец весны
Зимующие и перелетные птицы.
Насекомые вредные и полезные.
Рыбы - как представители животных.
Человек – часть природы.
Здоровье человека. Профилактика заболеваний.
Обобщающий урок.
итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».