РП по музыке 8 вид 2 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по предмету «Музыка»
2 класса
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
(уровень: специально-коррекционное обучение)
Учитель: Рогозина Анна Александровна,

г. Свирск
2022
1

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы /
[А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.].» - 8-е изд. — М. : Просвещение, 2013.
Данная программа предназначена для работы с учащимися 2 класса (возраст 8-11 лет)
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа составлена с
учётом характеристики детей, обучающихся в данном классе.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебновоспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности
для ребенка с проблемами в развитии . Благодаря развитию технических средств, музыка стала
одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на
протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С.
Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека
непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального
восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Музыка формирует
вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию
окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным
средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных
учреждений.
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные
произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие
психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой,
развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки,
необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое
координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно
реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства
музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические
особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед
преподавателем на уроках музыки и пения:
1)
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а
также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический слова формировать ориентировку в средствах
музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
2) Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению школьников с проблемами в развитии через занятия музыкальной
деятельностью;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с
окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
3) Задачи развивающие:
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и
способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Уроки музыки являются предметом коррекционного цикла. Музыкальное воспитание
занимает важное место в системе гуманистического образования школьника с ограниченными
2

возможностями, обеспечивает условия для развития личности, коррекцию имеющихся у ребенка
отклонений посредством культуры и искусства.
Коррекционная деятельность ,осуществляемая на уроках музыки, решает следующие задачи:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального
напряжения;
-корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоциональноволевой, моторной сферах;
-создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с
музыкальным искусством.
Общая характеристика учебного предмета
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим
стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее
значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло,
любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в
художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку
осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на
вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире.
Данная программа не
подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на
учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока,
распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той
или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития
учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкальнопедагогической деятельности.
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель,
задачи и содержание данной программы:
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод концентричности организации музыкального материала;
— метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в
обучении);
— метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
— метод игры;
— метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные
содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются
выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе
носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком
жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и
ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий»,
«О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном
театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого
культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки
музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет
функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания
музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся
неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные
3

варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в
рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует
развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на
самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты — домашней
фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров,
дирижирование,
музыкальные
игры.
Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников
и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной
деятельности.
Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения
музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного
материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от
интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня
музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности
музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его
музыкально-педагогической деятельности.
На изучение предмета «Музыка» во 2 классе составляет - 34 часа.
2.ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» во 2 КЛАССЕ
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных
образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном
процессе;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия
произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в
разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания,
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности
к
осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной исполнительской
деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее пределами;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в
процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной
деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного
отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости
в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности
учащихся.
4

В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка» учащиеся 2– IV
классов с интеллектуальными нарушениями научатся проявлять эстетические и художественные
предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать
позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале,
развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских
замыслов. Кроме того школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству,
размышлять о музыке, выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у
них возникло то или иное мнение.Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать
музыку вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она
составная и необходимая ее часть. Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное,
говорить о прекрасном – значит улучшаться!
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры,
интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические
суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными
нарушениями.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми
предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:
-готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
- понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей
этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России,
музыкальной культуре ее народов,
5

- понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии
человека.
В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности
обучающиеся научатся:
- понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира,
- постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства,
обусловленные восприятием музыкальных произведений,
использовать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных
и
музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных
произведений, в импровизации. Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать
свое отношение к искусству;
-проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности;
-формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном
творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных
музыкальноисполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.
Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие
коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к
дальнейшему самопознанию и саморазвитию.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной
музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся
получит возможность научиться:
-реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
-музицировать; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение,
музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В календарно-тематическом планировании предмета в уроках с 1 по 8 , включены темы
2019-2020 учебного года, перенесенные на 2020-2021учебный год,
в соответствии с
Распоряжением Министерства образования Иркутской обл. №330-мр от 22.04.2020г.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:
«Пение», «Слушание музыки».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной
деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и
комплексные типы уроков.
6

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных
нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее
адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой
музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное
пение любимой песни. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное
пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по
характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного
воздействия — убеждение и внушение.
Слушание музыки
Умение различать запев и припев в песне, вступление, проигрыш, окончание.
Ознакомление и умение различать пение хором и соло.
Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, весёлые, маршевые,
спокойные, напевные.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба, флейта, барабан и баян.
Умение различать звуки по высоте: высокие и низкие.
Умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие.
Ознакомление с приёмами игры на ложках.
Пение
Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринуждённо, стараясь тянуть звук.
Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы.
Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
Развитие слухового внимания при пении в унисон.
Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки.
Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и чёткое, ясное произношение согласных
звуков.
Понимание и выполнение элементарных дирижёрских жестов.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА»
2 класс (34ч.)
№
урока
п/п
1

Наименование разделов, тем уроков
1 четверть (8 часов)
На горе-то калина. Русская народная песня

Кол-во часов

1

« Я с комариком плясала» - р.н.песня - слушание
2

Звуки по высоте и длительности

1

« Две тетери» р.н.песня – разучивание
3

Каравай. Русская народная песня

1

« Кадриль» р.н. песня – слушание
4

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота
Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита

1

« Песенка Львенка и Черепахи» Б. Гладков – разучивание
5

Музыкальные инструменты

1

« Плясовая» В. Семенов – слушание
6

Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой

1

« Солнышко» р.н. попевка
7

К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».

1
7

« На лесной поляне» Б. Кравченко игра на развитие ритма
8

Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира
«Сон в летнюю ночь»

1

« Мир похож на цветной луг» (заключительный урок с 1 кл.)
9
10
11
12
13
14
15

2 четверть (8 часов)
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И.
Иорданского
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк»
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома»
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка»
Рамиресс. Жаворонок
Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева

1
1
1
1
1
1
1

С. Рахманинов. Итальянская полька
3 четверть (10 часов)
Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О.
Высотской
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой

1

Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка
А. Флярковского, слова А. Санина
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова

1

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Яковлева
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточ8А». Музыка
Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского
Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского,
слова М. Пляцковского

1

26

Бабушкин козлик. Русская народная песня.

1

27

4 четверть (8 часов)
Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету».
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

1

28

Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита

1

29-30

2

31

На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка».
Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».

32

« На лесной поляне» Б. Кравченко игра на развитие ритма

1

Обобщающий урок. Повторение пройденного материала

2

Итого

34

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

33-34

1
1
1
1

1

1
1

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».