РП по музыке 8 вид 3 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по предмету «Музыка»
3 класса
для обучающихся с умственной отсталостью
(уровень: специально-коррекционное обучение)
Учитель: Рогозина Анна Александровна

г. Свирск
2022
1

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая образовательная программа по музыке составлена на основе Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 14классы.( Автор: М.Н. Перова) под редакцией В.В.Воронковой - М.: «Просвещение», 2012г.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебновоспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности
для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из
самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении
всей его жизни.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие
музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые
для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование,
точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на
музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной
выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности,
исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед
преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в
процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;
совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность,
звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкальноисполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной
деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального
напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с
окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В
процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки,
обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные
сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся
воспринимать музыку.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание
музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов
музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные,
комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных
нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее
адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо
2

активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей
прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевальноритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших
музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает
совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания,
близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного
воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу
урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый
из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3
произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить
внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии
теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим
самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе
«Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним
произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного
года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это
связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных
понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на
абстрактно-логическое мышление.
Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она
включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание
радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя
зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель
музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально
подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию,
негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и
детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют
мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на
умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная,
трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на
эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них
состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии,
немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие
при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность
воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми
младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь
диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой
для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни,
если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью,
чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.
Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью
создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире.
Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно
обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие
3

на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством
музыкальной культуры.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени
подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от
местных условий.
На изучение предмета «Музыка» в 3 классе составляет - 34 часа.
2.ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» 3 КЛАСС
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных
образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном
процессе;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия
произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в
разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания,
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности
к
осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной исполнительской
деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее пределами;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в
процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной
деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного
отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости
в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности
учащихся.
В результате освоения рабочей программы учебного предмета «Музыка» учащиеся 2– IV
классов с интеллектуальными нарушениями научатся проявлять эстетические и художественные
предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать
позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале,
развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских
замыслов. Кроме того школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству,
размышлять о музыке, выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у
них возникло то или иное мнение.Постепенно у детей возникает желание и потребность слушать
музыку вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она
составная и необходимая ее часть. Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное,
говорить о прекрасном – значит улучшаться!

4

Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения,
элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения,
элементарный опыт музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми
предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:
-готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
- понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей
этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России,
музыкальной культуре ее народов,
- понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии
человека.
В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности
обучающиеся научатся:
- понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира,
- постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства,
обусловленные восприятием музыкальных произведений,
использовать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных
и
музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных
5

произведений, в импровизации. Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать
свое отношение к искусству;
-проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности;
-формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном
творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных
музыкальноисполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.
Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие
коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к
дальнейшему самопознанию и саморазвитию.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной
музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся
получит возможность научиться:
-реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
-музицировать; использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение,
музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
3класс
Учащиеся должны знать:
- музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
- музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
Учащиеся должны уметь:
- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем
регистре;
- распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками;
- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 3 КЛАСС
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:
«Пение», «Слушание музыки».

6

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной
деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и
комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных
нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее
адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой
музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное
пение любимой песни. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное
пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по
характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного
воздействия — убеждение и внушение.
Слушание музыки
Умение различать запев и припев в песне, вступление, проигрыш, окончание.
Ознакомление и умение различать пение хором и соло.
Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, весёлые, маршевые,
спокойные, напевные.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба, флейта, барабан и баян.
Умение различать звуки по высоте: высокие и низкие.
Умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие.
Пение
Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринуждённо, стараясь тянуть звук.
Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы.
Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
Развитие слухового внимания при пении в унисон.
Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки.
Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и чёткое, ясное произношение согласных
звуков.
Понимание и выполнение элементарных дирижёрских жестов.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА»
№
урока
1
2

3 КЛАСС (34ч.)
Наименование разделов, тем уроков
1 четверть (8 ч.)
Наша школьная страна. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.

Кол-во часов

1

Чему учат в школе. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
Дважды два – четыре. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

1

4

Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хаита

1

5

Музыкальные инструменты
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой

1

3

6
7
8

К. Сен-Сане. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
Л. Боккерини. Менуэт
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в
летнюю ночь»
2 четверть (8 ч.)

1

1
1
1
1

7

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк»
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома»
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка»
Рамиресс. Жаворонок
Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева
С. Рахманинов. Итальянская полька
3 четверть (10ч.)

1

Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова 3. Петровой
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А.
Флярковского, слова А. Санина
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Яковлева

1

Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова,
слова М. Пляцковского
Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Ша-инского, слова М.
Пляцковского

1

Бабушкин козлик. Русская народная песня.

1

4 четверть (8 ч.)
Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хаита
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хаита
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка». Музыка Б.
Савельева, слова А. Хаита
Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Муз. В.
Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Пусть всегда будет солнце! Муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина
Повторение пройденного материала
итого

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».