РП по музыке 8 вид 4 кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
4 класса
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
(уровень: специально-коррекционное обучение)
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Рогозина Анна Александровна, учитель начальных классов

г. Свирск

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования
по музыке в 4 классе с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа»,
авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2016.
Успехи в изучении предмета «Музыка» немаловажную роль играют в качестве подготовки
ребёнка по другим школьным предметам. Учитывая это, программа построена с учётом
специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении,
причиной которых являются:
- незрелость эмоционально - волевой сферы;
- нарушения восприятия и памяти;
- проблемы речи и замедление темпа её развития;
- отставание в развитии форм мышления;
- общее ослабление здоровья из-за проявлений хронических заболеваний и повышенной
утомляемости обучающихся.
Данная программа строит обучение детей с ОВЗ по предмету «музыка» на основе принципа
коррекционно–развивающей направленности процесса, в котором нужно обозначить
дополнительный комплекс коррекционных задач и целей, стоящих перед преподавателем на
уроках, а именно:
- корригировать отклонения в нарушении восприятия и памяти;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- способствовать снятию эмоционального напряжения;
- активизировать творческие способности учащихся.
Реализуется данная программа через следующие методы и формы:
- обучение на интересе, успехе, доверии;
- очищение содержания уроков от сложных подробностей (сокращение биографических
данных композиторов, замена песенного материала (до 15%) на более доступный по музыке и
содержанию);
увеличение многообразия и наглядности учебного предмета (музыкальные клипы,
презентации, видео, музыкальные тесты);
-одновременное подключение слуха,зрения, моторики;
- формулирование определений по установленному образцу;
- взаимообучение, диалогические методики;
- оптимальность темпа изучения с позиции полного усвоения.
Задачи программы:
 развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
 понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
 освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера,
балет, симфония, музыка из кинофильмов);
 изучение особенностей музыкального языка;
 формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности
(сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям
России, музыкальной культуре разных народов;
 развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение,
слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение и импровизация).
3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
4 класс
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «
Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты
структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и
времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва
учебного времени.
«Музыка в жизни человека».
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных
композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» .
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние,
выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп,
динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных
интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира».
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и
телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент,
который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями
и музыкальными инструментами коренных народов Сибири:
Урок №3 Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Жанры сибирских песен
Урок №26 Кирилл и Мефодий. Р/К Праздники народов Народные праздники Сибири.
Требования к уровню подготовки учащихся

расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой
разных народов, стилей, композиторов;

выявление характерных особенностей русской музыки (народной и
профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения
анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

4


расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативнообразного мышления учащихся и творческих способностей;

развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия
различных явлений музыкального искусства.

совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
Основные виды учебной деятельности
Слушание музыки Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию,
характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений
об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и
исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкальноисполнительского замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение Общее представление о пластических средствах
выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику.
Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные
импровизации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 4 класс
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и
плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

приобретение знаний и умении;

овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –
эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через
эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают,
что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его
духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию
другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни
и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров
музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных
направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки
других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы и др.;
–
формирование
этических
чувств
доброжелательностии
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с
задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о
музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и
других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных
носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные
презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой
деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационнообразный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 4 класс
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем
Пение Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова ил.
Кондрашенко
Пение Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой
Пение Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Всего
часов
1
1
1
6

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Пение Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
Слушание музыки Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко»
Пение Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца
Слушание музыки В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов
РСФСР»
Пение Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского
Пение Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова,
слова ю. Яковлева
Пение Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова
Пение Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А.
Флярковского, слова А. Санина

1
1
1
1

Пение Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского
Слушание музыки Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте.
Чардаш
Слушание музыки К. Брейбург - В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не
уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад»
Пение Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю.
Чичкова, слова М. Пляцковского
Пение Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко.
Слушание музыки Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к
драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Пение Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л.Ошанина
Пение Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой
Слушание музыки В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор

1
1

Пение Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова
Слушание музыки Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе
Салтане»
Пение Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого
Слушание музыки М .Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан И Людмила»
Пение Во кузнице. Русская народная песня
Слушание музыки Кирилл и Мефодий. Праздники народов Сибири
Пение Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского
Слушание музыки П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома»
Пение Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового
Слушание музыки Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма
«Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера
Пение Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня
Слушание музыки Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь».
Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе
Слушание музыки Дважды два - четыре. Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского
Пение Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды угром». Музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».