РП по речевой практике 8 вид 2-4 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по учебному курсу «Речевая практика»
2-4 класс
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
(уровень: специально-коррекционное обучение)
Учитель: Рогозина Анна Александровна,

Свирск
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Речевая практика» 2-4 классы разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа
составлена
с
использованием
материалов
Федерального
государственного образовательного стандарта. Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по речевой практике, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
19декабря 2015 г. №1599)
Цели:
1.повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
2. научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
Задачи:
формировать у детей общеречевые навыки;
развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение
слов,
постоянное повышение речевой мотивации учащихся
-одновременное
развитие
всех
сторон
(фонетической,
лексической,
грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного
освещения темы;
- организация связных высказываний школьников
Общая характеристика учебного предмета.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи
обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что
программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы)
обусловлено
несовершенством
речевой
практики
младших
школьников
с
интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства
общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень
речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного
освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения
предметной области «Язык и речевая практика».
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой
коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с
окружающими людьми.
Задачи раздела «Речевая практика»:
-Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевого акта компонентов.
-Ускорить и обобщить речевой опыт обучающихся.
- Улучшить качественные характеристики устной речи ( как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность) .
- Способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся .
- Совершенствовать умение строить устные связные высказывания.
- Воспитывать культуру речевого общения.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли
собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы
школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с
окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя.
Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо
поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать
коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны
использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов,
обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий
особенности развития каждого ребенка;
- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и
двигательной активности);
- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует
стимулировать все действующие сенсорные системы);
- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его
людей.
Программа имеет практико - ориентировочную направленность. Основной формой
организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация
(тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного
общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в
спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения,
моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ. По характеру познавательной
деятельности основными методами обучения учащихся с интеллектуальной
недостаточностью являются :
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
- Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы
организации деятельности детей.
Кол-во часов на изучение предмета во 2-4 классах -2 часа в неделю.
Кол-во учебных недель -34часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в
аудиозаписи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих
родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых
ситуаций;

уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Получит возможность научиться:
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план;
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до
школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу
учителя;
участвовать в беседе;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
2 класс - 68ч (2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и
слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет,
удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми
предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу
на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку
над партой, а теперь — под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя
с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например:
«Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её
фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т.
д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками
предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально
сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую
скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы).
Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное
их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на
одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.Раз
— Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с
речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное,
удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса:
приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство ,представление ,приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы Это…», «Познакомься, пожалуйста,
это…».Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай»,
«Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те)
ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы
«Поздравляю
с…»,
«Поздравляю
с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно
я…».
Благодарность. Формулы
«Спасибо»,
«Большое
спасибо»,
«Пожалуйста».благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, …(имя)»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка

благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о
лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!»,
«Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето». «Я за порогом дома»: «Добро
пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в
столовую!», «Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев». «Я в мире природы»:
«У меня есть щенок!».
3 класс - 68ч (2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов,
предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил,
пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я
видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение
подобных заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов.
Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме,
которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик
открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном
выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных
диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит»
(выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий
случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход
от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы
голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим
тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально
подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах)
выражения этих чувств.
Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной,повествовательной и
восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег
идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни Общение с природой. Что «говорят» деревья,
цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их.
Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу
(с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением,
попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный
материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:
нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе
никто ничего не поймёт;
говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это
вежливо и не обижать его;
не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините»,
«Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и
афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание
записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных
действиях и т. д.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься,
пожалуйста, это…».Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те)
ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы
«Поздравляю
с…»,
«Поздравляю
с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как
хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите,
пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата:
«Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…,пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно
я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник». «Я за порогом дома»:
«Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у
врача», «Отправляюсь в магазин», «Я — зритель», «Какая сегодня погода?».
«Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со скалочкой», «Сказки
про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Весенние поздравления»,
«Готовим подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!», «Узнай меня!».
«Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».
4 класс - 68ч (2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за
учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или
рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых
ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие
чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя,
удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и
жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио,
кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это
общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или
письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать,
сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай»,
«Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те)
ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы
«Поздравляю
с…»,
«Поздравляю
с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно не…», «Можно
я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»:«Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я —
пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории»,
«Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».

Не выданные уроки перенесены на 2020-2021 уч.г. в соответствии с
распоряжением Министерства образования Иркутской области 330-МР
от 22.02.2020
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Речевая практика»
2 класс
№ урока
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Тема
Добро пожаловать!
Наша ученица.
Кто нас лечит и кормит.
Правила для школьника.
Дежурим с другом (подругой).
«Ура! Перемена!»
Истории о лете.
Я расскажу вам, где отдыхал.
«Игрушки».
«Моя любимая игрушка».
«Магазин игрушек».
«Уложим куклу спать».
«Мы уже не малыши».
Знакомство со сказкой «Три
медведя».
Инсценировка сказки «Три
медведя».
Знакомство со сказкой «Три

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

поросенка».
Инсценировка сказки «Три
поросенка»
Знакомство со сказкой «Красная
Шапочка»
Инсценировка сказки «Красная
Шапочка»
Знакомство со стихотворением С.
Михалкова «Мой щенок».
В воскресенье все дома.
Расскажи о себе.
Я звоню себе домой.
Я звоню в экстренные службы.
Играем во дворе.
Не надо больше ссориться.
Дружат в нашем классе девочки и
мальчики
Наш товарищ заболел.
Готовимся к празднику.
Новогодние чудеса.
Новогодние поздравления.
Новогодние поздравления.
Зимняя одежда.
Зимние забавы.
Мы катаемся с горы.
Мы лепим снеговика.
Я умываюсь.
Я чищу зубы.
Режим дня школьника.
Я правильно одеваюсь.
Вещи в моем шкафу.
Я собираюсь на прогулку.
Содержу одежду в чистоте.
Опрятному человеку нужны
помощники
Я обуваюсь.
Я ухаживаю за обувью.
Я по лужам прогулялся.
Мишка заболел
Садитесь, пожалуйста! (Поведение
в автобусе)
Мы не знаем, как пройти, как
быть?
Где я живу
Моя дорога в школу
За покупками в магазин
Я иду в кружок. Кто со мной?
Мы в гостях на день рождении
День рождения! Знакомимся с
гостями

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

День рождения! Провожаем
гостей
Накрываем на стол
Поздравляем маму
«К нам весна шагает…»
Первоцветы
Весенняя прогулка.
«А у нас в квартире кот! А у вас?»
Учу попугая говорить
У меня есть щенок!
Здравствуй лето!
Здравствуй, лето!
Летние каникулы. Летние
каникулы. Знать правила
безопасного поведения во время
каникул.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1
2
3

Снова в школу
Правила приветствия
Вводный контроль. Тестирование
Составление рассказов на тему
летнего отдыха
Секреты вежливого общения
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
Конструирование диалогаконфликта
Разучивание считалок
игра"Рыбак"
В библиотеке. Экскурсия
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
Ролевая игра " В библиотеке"
На приеме у врача
Экскурсия в медицинский кабинет
Рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса
Лисичка со скалочкой
рассказывание сказки «Три
медведя» с опорой на картинки и
слова
Как мы готовимся к встрече
Нового года.
Знакомство со словом
«супермаркет». Отделы магазина.

1ч
1ч
1ч
1ч

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Моделирование диалога между
продавцом и покупателем.
Ролевая игра.
Для чего используете телефон?
Виды телефонов.
Правила общения по телефону
Прослушивание аудиозаписи
стихотворения К.Чуковского.
Я- зритель.
Составление правил вежливого
зрителя.
Время года –зима. Прогноз
погоды.
Закончи рассказ о зиме.
Описание зимы по вопросам.
Экскурсия.
Прослушивание аудиозаписи
сказки «Снегурочка»
беседа по сказке Снегурочка
Обобщающий урок по сказкам
Снегурочка
Учимся понимать животных
Беседа о домашних животных
Составление правил ухода за
домашними животными
Пересказ произведений о
животных
У меня есть щенок
Пошли в столовую
Красная шапочка
Я поздравляю тебя!
Вспоминаем любимые сказки
Я за порогом дома
Я в мире природы
У меня есть друзья
Мы собрались поиграть
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Готовим подарок
весенние поздравления
Узнай меня
Я в мире природы
Учимся понимать животных
Буду здоровым
Эмоции
Режим дня
«Подскажите, пожалуйста…»,
«Сочиняем сказку»
«В гостях у леса»
«Поздравляем с Днём победы!»
Правила дорожной безопасности

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Сезонные измененния в природе.
Перелетные птицы: грач, скворец.
Человек и природа
Обобщающий урок

61
62
63
64

№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

1ч
1ч
1ч
1ч

Тема урока
Как я провел лето
Знакомство со стихотворением
И. Гамазковой «Прошлым летом».
Составление рассказа «Самое интересное
событие прошлого лета».
Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по
рисункам.

4 класс

Количество
часов
1
1
1
1

Обобщение темы «Это важно!»
Где и как хранятся книги. Свободные
высказывания.
Виды книг, их назначение.
Как нужно обращаться с книгой
Моя любимая книга
Обобщение темы «Это важно!»
Как ты обращаешься с просьбой
Правила обращения к знакомым и
незнакомым людям
Ролевая игра по ситуации
Обобщение темы «Это важно!»

1
1

Общественный транспорт и правила
поведения в нем.
Ролевая игра «В автобусе».
Обобщение темы «Это важно!»
Сказка «Петушок-Золотой гребешок».
Чтение сказки. Просмотр иллюстраций.
Беседа по картинкам. Составление
предложений
к
картинке.
Выбор
интонации.
Выбор глаголов. Пересказ сказки по
глагольному плану.

1

Что такое «сказка»?
Составление сказки
Иллюстрирование сказки
Обобщение темы «Это важно!»
Для чего нужен телевизор? Как им
управлять?
Программа телепередач. «Моя любимая
программа». Свободные высказывания.
Составление своей телевизионной
программы на день.
Обобщение темы «Это важно!»
Знакомство со сказкой
Работа над содержанием сказки
Чтение сказки по ролям.
Что такое «Новый год»?
Новогодние сказки
«Моя новогодняя история»
Правила дорожного движения
Дорожные знаки
Экскурсия «Знаки-помощники в нашем
селе».
Обобщение темы «Это важно!»

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Для чего нам нужен лес?
Творческая работа «Что может
нанести вред лесу?».
Составление «Правил вежливого
поведения в лесу».
Обобщение темы «Это важно!»
Игра «Свои чувства не скажу, а без слов
вам покажу».
Знакомство с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово».
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что
легче?», «На катке» в аудиозаписи
Обобщение темы «Это важно!»
Какие бывают приглашения.
Составление приглашений
Оформление приглашения на день
рождения.
Какие бывают приглашения.

1
1

51.
52.
53.

Какие бывают праздники?
Составление поздравления
Поздравительная открытка и подписи к
ней.

1
1
1

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

Обобщение темы «Это важно!»
Какие бываю письма?
Откуда и куда идут письма?
Составление письма другу.
Обобщение темы «Это важно!»
За что нужно извиняться?
Как правильно просить прощения
Ролевые игры по теме ситуации.

1
1
1
1
1
1
1
1

62.
63.

Обобщение темы «Это важно!»
Песни, стихи, рассказы о Великой
Отечественно войне.
Рисование праздничных открыток.
Подписывание открыток
поздравлениями.
Подготовка поздравительных открыток
ко Дню Победы!
Летние работы в саду и огороде
Итоговый урок

1
1

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

64.
65.
66.
67.
68.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» 4 класс
№
уро
ка
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

Тема урока
Как я провел лето
Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».
Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».
Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по рисункам.
Обобщение темы «Это важно!»
Где и как хранятся книги. Свободные высказывания.
Виды книг, их назначение.
Как нужно обращаться с книгой

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.

Моя любимая книга
Обобщение темы «Это важно!»
Как ты обращаешься с просьбой
Правила обращения к знакомым и незнакомым людям
Ролевая игра по ситуации
Обобщение темы «Это важно!»
Общественный транспорт и правила поведения в нем.
Ролевая игра «В автобусе».
Обобщение темы «Это важно!»
Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки. Просмотр
иллюстраций.
Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке. Выбор
интонации.
Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану.
Что такое «сказка»?
Составление сказки
Иллюстрирование сказки
Обобщение темы «Это важно!»
Для чего нужен телевизор? Как им управлять?
Программа телепередач. «Моя любимая программа».
Составление своей телевизионной программы на день.
Обобщение темы «Это важно!»
Знакомство со сказкой
Работа над содержанием сказки
Чтение сказки по ролям.
Что такое «Новый год»?
Новогодние сказки
«Моя новогодняя история»
Правила дорожного движения
Дорожные знаки
Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе».
Обобщение темы «Это важно!»
Для чего нам нужен лес?
Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».
Составление «Правил вежливого поведения в лесу».
Обобщение темы «Это важно!»
Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово».
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На катке»
Обобщение темы «Это важно!»
Какие бывают приглашения.
Составление приглашений
Оформление приглашения на день рождения.
Какие бывают приглашения.
Какие бывают праздники?
Составление поздравления
Поздравительная открытка и подписи к ней.
Обобщение темы «Это важно!»
Какие бываю письма?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Откуда и куда идут письма?
Составление письма другу.
Обобщение темы «Это важно!»
За что нужно извиняться?
Как правильно просить прощения
Ролевые игры по теме ситуации.
Обобщение темы «Это важно!»
Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественно войне.
Рисование праздничных открыток.
Подписывание открыток поздравлениями.
Подготовка поздравительных открыток ко Дню Победы!
Летние работы в саду и огороде
Итоговый урок
итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».