РП по КРЗ Основы социальной жизни 8 вид 5 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
по коррекционно-развивающему курсу
«Основы социальной жизни»
для обучающихся с УО (вариант 1)
5 класс
на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Буйлова И.В.,
социальный педагог

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы социальной жизни» разработана на основе программы под
реакцией Воронковой В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»; учебного пособия:
«Социально-бытовая ориентировка» В.П. Субчева учебное пособие для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 5 класс, М. ВЛАДОС 2013.
Цель данного курса:
развитие и совершенствование социальной (жизненной) компетенции; навыков
самостоятельной, независимой жизни.
Основные задачи курса
 расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
 формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
 ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
 практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и
предприятий социальной направленности;
 усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том
числе с использованием деловых бумаг);
 развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств
личности.
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана для обучающихся 5 класса 1 часа в неделю (34учебных недели),
имеет практико-ориентированный характер, так как большую часть времени отведено на
освоение приёмов и способов деятельности.
На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные:
наблюдение, демонстрация, просмотр; практические: карточки, тесты.
Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетноролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация
учебных кинофильмов, презентаций.
Планируемые результаты освоения курса
Ученик научится
 последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
 правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;
 виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;
 санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
 различные меню завтрака;
 правила поведения за столом;
 правила поведения при встрече и расставании;
 почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
 наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
 виды магазинов и их назначение.
Ученик получит возможность научится





совершать утренний туалет;
подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;
накрывать стол с учетом конкретного меню;
тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

 обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;
 соблюдать правила дорожного движения;
 соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки,
покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
 соблюдать правила поведение в магазине;
 оплачивать покупку;
 выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
Предмет «Основы социальной жизни» в 5 классах ориентирован на достижение
следующих базовых учебных действий:
Личностные:
 испытывать чувство гордости за свою страну;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Регулятивные:
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
 дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Коммуникативные:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные
виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
 использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Основы социальной жизни»
Данная учебная программа включает в себя следующие разделы:
 Личная гигиена.
 Одежда и обувь.
 Питание.
 Культура поведения.
 Жилище.
 Транспорт.
 Торговля.

Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила и приёмы
выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота причёски. Содержание в
чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная
щётка, мочалка, расчёска, полотенце, трусики, носки. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни
и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме,
просмотре телепередач. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно
детского организма и окружающих. Воспитание привычки к здоровому образу жизни, силы
воли.
Практические работы:

Чистка зубов, мытьё рук, лица, шеи, ног.

Расчёсывание волос.

Подмывание на ночь

Стрижка ногтей.

Уход за кожей, рук, ног, используя детский крем.

Стирка вещей индивидуального пользования.

Установка настольной лампы на рабочем месте.
Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья
человека. Виды одежды и головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой и
подготовка её к хранению: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной
обуви к хранению.
Практические работы:

Сушка и чистка верхней одежды, обуви.
Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов,
составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на
здоровье детей. Место приготовления пищи и его оборудование. Приготовление пищи, не
требующей тепловой обработки. Правила и приёмы ухода за посудой и помещением, где
готовят пищу. Сервировка стола. Строгое соблюдение правил пользования режущими
инструментами.
Практические работы:

Нарезка хлеба, сырых и варёных овощей, сыра, колбасы.

Приготовление простых и сложных бутербродов.

Сервировка стола с учётом различных меню.

Мытьё посуды, кухонных принадлежностей.

Уборка помещения.

Стирка полотенец, салфеток.
Культура поведения. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего
здоровья. Формы и методы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам
при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за
столом.
Практические работы:

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.

Ролевые игры, ситуативные диалоги – при встрече расставании и за столом.
Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное,
государственное. Варианты квартир и подсобных помещений: жильё по конструкции – комнаты
отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация
рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы.
Практические работы:

Заполнение адреса на открытке, почтовом конверте и почтовом переводе.

Заполнение почтового адреса на телеграмме и телеграфном переводе.

Организация рабочего места школьника.
Транспорт. Виды транспортных средств. Проезд в школу (маршрут, виды транспорта).
Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Коллективные поездки в транспорте.
Торговля. Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и
деятельности людей, животных. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия,

кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты,
кулинария. Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Овощи и фрукты» и др.
Виды товаров (фасованные, в развес и в розлив). Порядок приобретения товаров в
продовольственном магазине. Срок годности стоимости продуктов.
Практические работы:

Определение сроков годности продуктов (на примере молочных продуктов).

Приобретение продуктов, проверка чека и сдачи.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
5 класс
№ п/п

Разделы. Тема урока.

1

Вводное занятие

2
3
4
5

Правила личной гигиены.
Предметы и средства личной гигиены
Уход за полостью рта.
Гигиена зрения.
Одежда и обувь 6 часа
Виды одежды и головных уборов, их назначение
Повседневный уход за одеждой и подготовка её к
хранению
Сушка и чистка верхней одежды, обуви
Ремонт одежды
Питание 7часов
Значение питания в жизни и деятельности людей
Влияние правильного режима и рационального питания
на здоровье детей
Место приготовления пищи и его оборудование
Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки
Культура поведения 4 часа
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для
общего здоровья
Формы и методы исправления осанки
Формы обращения к старшим и сверстникам
Правила поведения за столом.
Жилище 3 часа
Виды жилых помещений в городе, деревне
Гигиенические требования к жилому помещению
Почтовый адрес дома, школы
Транспорт 4 часа
Виды транспортных средств
Поведение в транспорте и на улице.
Правила дорожного движения
Знаки дорожного движения
Торговля 5 часов
Виды торговых предприятий
Продуктовые магазины и их отделы
Порядок приобретения товаров в продовольственном
магазине.
Виды товаров. Срок годности стоимости продуктов.
Итоговый урок

Кол-во
часов
1

Личная гигиена 4 часа

6
7
8
9-11
12
13
14
15-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
3

1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Корректировка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».