Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска» Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Основы социальной жизни» для обучающихся с УО (вариант 1) 5 класс на 2022 - 2023 учебный год Составитель: Буйлова И.В., социальный педагог г. Свирск 2022 Пояснительная записка Рабочая программа «Основы социальной жизни» разработана на основе программы под реакцией Воронковой В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»; учебного пособия: «Социально-бытовая ориентировка» В.П. Субчева учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида 5 класс, М. ВЛАДОС 2013. Цель данного курса: развитие и совершенствование социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни. Основные задачи курса расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Место учебного курса в учебном плане Программа рассчитана для обучающихся 5 класса 1 часа в неделю (34учебных недели), имеет практико-ориентированный характер, так как большую часть времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности. На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока: словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр; практические: карточки, тесты. Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетноролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций. Планируемые результаты освоения курса Ученик научится последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач; виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью; санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; различные меню завтрака; правила поведения за столом; правила поведения при встрече и расставании; почтовый адрес своего дома и школы-интерната; наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; виды магазинов и их назначение. Ученик получит возможность научится совершать утренний туалет; подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны; накрывать стол с учетом конкретного меню; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками; обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках; соблюдать правила дорожного движения; соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила поведение в магазине; оплачивать покупку; выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню. Предмет «Основы социальной жизни» в 5 классах ориентирован на достижение следующих базовых учебных действий: Личностные: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Содержание коррекционно-развивающего курса «Основы социальной жизни» Данная учебная программа включает в себя следующие разделы: Личная гигиена. Одежда и обувь. Питание. Культура поведения. Жилище. Транспорт. Торговля. Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила и приёмы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота причёски. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щётка, мочалка, расчёска, полотенце, трусики, носки. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание привычки к здоровому образу жизни, силы воли. Практические работы: Чистка зубов, мытьё рук, лица, шеи, ног. Расчёсывание волос. Подмывание на ночь Стрижка ногтей. Уход за кожей, рук, ног, используя детский крем. Стирка вещей индивидуального пользования. Установка настольной лампы на рабочем месте. Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Виды одежды и головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению. Практические работы: Сушка и чистка верхней одежды, обуви. Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и его оборудование. Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Правила и приёмы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. Строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами. Практические работы: Нарезка хлеба, сырых и варёных овощей, сыра, колбасы. Приготовление простых и сложных бутербродов. Сервировка стола с учётом различных меню. Мытьё посуды, кухонных принадлежностей. Уборка помещения. Стирка полотенец, салфеток. Культура поведения. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы и методы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом. Практические работы: Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки. Ролевые игры, ситуативные диалоги – при встрече расставании и за столом. Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир и подсобных помещений: жильё по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы. Практические работы: Заполнение адреса на открытке, почтовом конверте и почтовом переводе. Заполнение почтового адреса на телеграмме и телеграфном переводе. Организация рабочего места школьника. Транспорт. Виды транспортных средств. Проезд в школу (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Коллективные поездки в транспорте. Торговля. Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария. Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Овощи и фрукты» и др. Виды товаров (фасованные, в развес и в розлив). Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Срок годности стоимости продуктов. Практические работы: Определение сроков годности продуктов (на примере молочных продуктов). Приобретение продуктов, проверка чека и сдачи. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса 5 класс № п/п Разделы. Тема урока. 1 Вводное занятие 2 3 4 5 Правила личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены Уход за полостью рта. Гигиена зрения. Одежда и обувь 6 часа Виды одежды и головных уборов, их назначение Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению Сушка и чистка верхней одежды, обуви Ремонт одежды Питание 7часов Значение питания в жизни и деятельности людей Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей Место приготовления пищи и его оборудование Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки Культура поведения 4 часа Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья Формы и методы исправления осанки Формы обращения к старшим и сверстникам Правила поведения за столом. Жилище 3 часа Виды жилых помещений в городе, деревне Гигиенические требования к жилому помещению Почтовый адрес дома, школы Транспорт 4 часа Виды транспортных средств Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения Знаки дорожного движения Торговля 5 часов Виды торговых предприятий Продуктовые магазины и их отделы Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Виды товаров. Срок годности стоимости продуктов. Итоговый урок Кол-во часов 1 Личная гигиена 4 часа 6 7 8 9-11 12 13 14 15-18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Корректировка