РП по КРЗ Социально- бытовая ориентировка 8 вид 8 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
по коррекционно-развивающему курсу
«Социально-бытовая ориентировка»
для обучающихся с УО (вариант 1)
8 класс
на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Буйлова И.В.,
социальный педагог

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых
и инструктивно-методических документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Адаптированная образовательная программа школы;
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных
стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа составлена с учетом требований программно-методических
материалов по коррекционно-развивающему обучению в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида В.В.Воронковой (раздел «Социально бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка
обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к
их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и
бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии,
строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
творческого отношения к домашнему труду;
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание,
воображение, речь).
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых
работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных
качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к
делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий
— исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической
деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий:
целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования,
отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции
результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую
печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и
физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала
пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего
мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в
поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение
имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и
общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и
учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения
домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
- коррекционно – обучающую;
- коррекционно – развивающую;
- коррекционно – воспитательную;
- воспитание положительных качеств личности;
- развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой
деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за
качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой
предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение
соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта
практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:
разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры,
демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы,
сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия
должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое
оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового
материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и
психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал
программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано
формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья
необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки
в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и
учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав
самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на
формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать
усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя
основные теоретические сведения, практические работы
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
- Беседы
- Практические работы
- Сюжетно-ролевые игры
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального
письменного и устного опроса с использованием:
- Тестов

- Кроссвордов
- Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
- Практических работ.
В 8 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
- Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки
продуктов впрок.
- Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо,
шею, руки
- Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и
последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды,
предоставляемые услуги.
- Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к
содержанию детской посуды, постельки, игрушек.
- Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании,
требования к внешнему виду
- Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие
средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.
- Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки
- Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.
- Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды
междугородней связи и способы её осуществления
- Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания
первой медицинской помощи
- Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии
и сбережения.
2. Обучающиеся должны уметь:
- Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки
впрок
- Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные
средства к имеющимся косметическим средствам
- Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки
и блузки
- Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать
косметические средства, украшения и духи
- Мыть кафельные стены, чистить раковины
- Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
- Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
- Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время,
культурно и вежливо разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему
- Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры
- Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели
счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
8 класс
№ п/п

Разделы. Тема урока.

Кол-во
часов

1

Вводное занятие

2
3

Значение здоровья для жизни и деятельности человека.
Значение косметики для девушки и юноши
Одежда и обувь 6 часов
Особенности ухода за одеждой.

1

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
Химчистка.
Правильность стирки вещей по цветам
Средства для стирки вещей
Основные правила по глажке одежды

1
1
1
1
1

10

Культура поведения 14 часов
Культура общения юноши и девушки.

1

11

Внешний вид молодых людей.

1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

Внешний вид рабочего человека
Внешний вид студентов, учеников
Культура поведения в общественных местах
Культура поведения в общественном транспорте
Основные правила поведения при знакомстве
Помощь гражданам
О вежливых словах и их применении
Правила приветствия и прощания
Правила поведения в столовой, за столом
Как вести себя в школе, на переменах
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение
гостей
Как правильно разговаривать по телефону
Семья 4 часа
Семья как экономическая ячейка общества

25

Потребности семьи

1

26
27

Расходы и доходы семьи
Списки продуктов семьи

1
1

1
Личная гигиена 2 часа

4
5
6
7
8
9

23

28
29
30
31
32
33

Торговля 6 часов
Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые,
открытые и т.д
Различия рынка от магазина. Право выбора товара
Примерные цены на продукты в разных регионах
Сортировка товаров
Примерные цены на промышленные товары в различных
регионах
Отличия магазинов от супермаркетов
Учреждения, предприятия 6 часов

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

Корректировка

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

1
Городские котельные
1
Органы внутренних дел
1
Медицинские учреждения (поликлиники, больницы)
1
Частные медицинские учреждения
1
ВУЗЫ, СУЗЫ, школы и др.
1
Банки города
Экономика домашнего хозяйства 6 часов
1
Бюджет семьи. Статьи доходов. Помощь подростков
родителям
1
Составление доверенности. Основные статьи расходовсоздание домашнего уюта.
1
Обязательные платежи. Налоги
1
Коммунальные платежи, как основные статьи расходов
1
Незапланированные расходы- повышение уровня
культуры
1
Основные статьи расходов.
Сбережения. Способы сохранения расходов
Медицинская помощь 4 часа
1
Первая помощь при несчастном случае.
Первая помощь утопающему.
1
Солнечный удар и тепловой удар. Первая помощь
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
1
Предметы первой необходимости при аварии
1
Что входит в аптечку?
Средства связи – 2 часа
1
Виды телефонной связи
1
Современные мессенджеры
Жилище – 2 часа
1
Жилище. Уборка кухни.
1
Моющие средства, используемые при уборке кухни.
Обустройство – 4 часа
1
Обустройство кухонной зоны

Обустройство зоны спальни
Обустройство зоны гостиной
Обустройство зоны прихожей
Мебель и декорирование – 7 часа
Виды мебели
Кухонная мебель
Мебель ванной комнаты
Мебель комнаты отдыха
Декорирование комнаты отдыха
Практическая работа «Моя комната»
Декорирование детской комнаты
Традиционные праздники – 7 часа
Празднование Нового года
Празднование масленицы
Празднование дня рождения в кругу семьи (традиции
семьи)
Празднование международного женского дня и дня
защитника Отечества

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».