РП по КРЗ Социально- бытовая ориентировка 8 вид 9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
по коррекционно-развивающему курсу
«Социально-бытовая ориентировка»
для обучающихся с УО (вариант 1)
9 класс
на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Буйлова И.В.,
социальный педагог

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Адаптированная образовательная программа школы;
- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа составлена с учетом требований программно-методических материалов
по
коррекционно-развивающему
обучению
в
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида (сост. В.В. Воронкова, 2001 г.).
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка
обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их
включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся
с интеллектуальной недостаточностью.
Личностными результатами изучения курса являются:

Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость;

Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и
бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии,
строгое соблюдение правил техники безопасности;

Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную
пищу, творческого отношения к домашнему труду;

Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;

Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание,
воображение, речь).
Метапредметными результатами изучения курса являются:

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и
групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и
нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и
ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность
помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.

Владение начальными формами познавательных универсальных учебных
действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа,
классификации, обобщения;

Получение первоначального опыта организации самостоятельной
практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных
учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического
действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления
контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать,
преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и
физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала
пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего
мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в
поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности


При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное
значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и
общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

Применение знаний полученных при изучении других образовательных
областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

Применение полученного опыта практической деятельности для
выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:






коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности
(ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством
работы).

Независимо
от
технологической
направленности
обучения,
программой
предусматривается
обязательное
изучение
общетрудовых
знаний,
овладение
соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической
деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные
по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных
пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление
работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете
СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной
программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового
материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических
особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы
расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное
изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у
детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания,
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически
ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит
обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют
разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы
быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с
людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в
себя основные теоретические сведения, практические работы.
Межпредметные связи:
 СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных
работ/;
 СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного
бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
 СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства
продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
 СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в
переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

 СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
 развитие восприятия, представлений, ощущений;
 развитие памяти;
 развитие внимания.
 Развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
 развитие наглядно-образного мышления;
 развитие словесно-логического мышления.
 Развитие основных мыслительных операций:
Развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
 развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
 формирование адекватности чувств;
 формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Основные формы:
 урок,
 практическая работа,
 самостоятельная работа,
 фронтальная работа.
Основные технологии:
 личностно-ориентированное,
 деятельностный подход,
 уровневая дифференциация,
 информационно-коммуникативные,
 здоровьесберегающие,
 игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
 Беседа (диалог).
 Работа с книгой.
 Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному
изображению.
 Самостоятельная работа
 Работа по карточкам.
 Работа по плакатам.
 Составление плана работ, планирование последовательности операций по
технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:






Демонстрация натуральных объектов;
ИКТ
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;

 Занимательные упражнения;
 Экскурсии.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с
возрастными
особенностями
развития
обучающихся.
Личностная
ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих
целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития
технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном
мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной
самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству,
воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуальнодифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только
на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию
психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы
важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает
познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или
выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в
зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной
индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом
материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту
обучающихся.
Раздел 2. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки
обучающийся должен знать:

правила личной гигиены;

виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из
различных материалов;

способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения
продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда;

родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и
возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;

правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских
учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими,
сверстниками;

гигиенические требования к жилому помещению, последовательность
проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;

правила поведения в магазине, правила покупки товаров;

основные средства связи, виды почтовых отправлений;

меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной
помощи;

виды учреждений, их местонахождение и назначение;

составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в
семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений;

учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых
для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень
основных деловых бумаг и требования к их написанию.
уметь:

- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;


различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать
одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду,
подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;

пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать
правила безопасности; приготовить простые блюда, сервировать стол;

записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила
поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за
маленькими детьми;

производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными
инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;

соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах
транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;

выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;
округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и
сдачу;

оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно
разговаривать по телефону;

вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при
ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;

обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений;

подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц,
полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и подсчитывать
расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать
заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о
предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить
анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную
записку.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
9 класс
№ п/п

Разделы. Тема урока.

1

Вводное занятие

2
3

Уход за кожей лица.
Косметические средства (лосьоны, кремы).
Одежда 6 часов
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
Практическая работа «Стирка изделий из шерсти».
Утюжка блузок, рубашек, платьев.
Практическая работа «Утюжка рубашки».
Прачечная. Виды услуг.
Прачечная самообслуживания. Правила пользования
Питание 14 часов
Виды теста. Приготовление изделий из теста.
Правила гигиены и техники безопасности на кухне.
Тестирование
Приготовление изделий из пресного теста.
Практическая работа «Выпечка блинов».
Приготовление изделий из песочного теста.
Практическая работа «Выпечка печенья».

Кол-во
часов
1

Личная гигиена 2 часа

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Корректировка

Приготовление изделий из бисквитного теста.
Практическая работа «Шарлотка с яблоками».
Приготовление изделий из слоёного теста.
Практическая работа «Приготовление слоёных язычков».
Заготовка овощей и фруктов впрок.
Практическая работа «Заморозка зелени на зиму».
Составление меню завтрака, обеда, ужина на день,
неделю.
Практическая работа «Составление меню выходного
дня».
Семья 4 часа
Грудной ребенок в семье.
Уход за грудным ребенком.
Уход за грудным ребёнком. Упражнения в купании,
одевании, пеленании куклы.
Уход за грудным ребёнком. Правила содержания детской
постели, посуды, игрушек.
Культура поведения 6 часов
Культура общения юноши и девушки.
Правила поведения юноши и девушки при знакомстве.
Внешний вид молодых людей.
Практическая работа «Подбор причёски, одежды для
посещения театра».
Правила поведения в общественных местах.
Обобщающий урок. Тестирование.
Жилище 6 часов
Уборка кухни.
Моющие средства и приспособления для уборки кухни.
Правила и периодичность уборки санузла.
Моющие средства и приспособления для уборки санузла.
Практическая работа «Подбор моющих средств для
уборки кухни»
Практическая работа «Уборка кухни в кабинете СБО»
Транспорт 6 часов
Междугородний автотранспорт, автовокзал.
Основные автобусные маршруты.
Расписание движения автобусов.
Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
Экскурсия на автостанцию.
Экскурсия на автостанцию.
Торговля 4 часа
Специализированные магазины (книжный, спортивный и
др.)

1
1
1
1
1
1
1

47

Стоимость основных промышленных товаров.

1

48
49

Экскурсия в магазин «Одежда».
Экскурсия в магазин «Одежда».
Средства связи – 2 часа
Виды телефонной связи. Культура разговора по телефону.
Междугородняя телефонная связь.
Учреждения и организации – 2 часа
Государственные учреждения: мэрия, ОВД.

1
1

16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

50
51
52

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

53

54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Государственные учреждения: мэрия, ОВД, их
назначение.
Медицинская помощь – 4 часа
Первая помощь при несчастных случаях (ожог,
отравление).

1

1

1
Практическая работа «Первая помощь при ожогах,
отравлении».
1
Глистные заболевания.
1
Профилактика глистных заболеваний.
Экономика домашнего хозяйства – 14 часа
1
Экономика домашнего хозяйства.
1
Виды источников дохода семьи.
1
Назначение и необходимость расходов в семье.
1
Основные статьи расходов в семье.
1
Расходы на питание.
Практическая работа «Планирование расходов на питание 1
с учётом бюджета и состава семьи»
1
Содержание жилища.
Практическая работа «Подсчёт стоимости коммунальных 1
услуг за месяц».
1
Приобретение предметов длительного пользования.
1
Планирование расходов на крупные покупки.
1
Понятие бюджета. Планирование семейного бюджета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».