РП по коррекции и развитию познавательных процессов 8 вид 2-4 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
по коррекционно-развивающим занятиям
«Коррекция и развитие познавательных процессов» для 2-3-4 класса
Уровень : специально-коррекционное обучение вариант обучения 8
на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Камнева Е.С.,
Педагог-Психолог

г. Свирск
2022
1

Пояснительная записка.
Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов
обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы
организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети – с
разной интеллектуальной подготовкой – сильные и слабые – могли бы
решать нетиповые, поиско-творческие задания, не связанные с учебным
материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае
ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо
решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести
уверенность в своих силах, т.к. решение не учебных задач опирается на
поисковую активность и сообразительность ребенка. В настоящее время
растет число детей, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях.
Особенно это актуально для детей, обучающихся по программе восьмого
вида. Рост числа детей с задержкой психического развития, а также с легкой
умственной отсталостью вызван тем, что все большее количество детей
проживает в малообеспеченных, неблагополучных семьях, где зачастую оба
родителя злоупотребляют алкоголем. В этих семьях родители не могут или
не хотят помогать, своим детям ликвидировать отставания в развитии
внимания, мышления, памяти, мелкой моторики и творческого восприятия, а
без этого успех в учебной деятельности у них не возможен. Вот поэтому так
важны для них коррекционно-развивающие занятия в школе. Рабочая
программа составлена на основе программы по коррекции и развитию
познавательной сферы у учащихся с задержкой психического развития
Бузынина А.Н., коррекционно–развивающей программы Паскал В. В.
(уровень: специально-коррекционное обучение)
Коррекционно-развивающие занятия - это один из необходимых школьных
уроков. Предлагая проводить развивающую работу в наиболее привычной и
традиционной для учителя форме - форме урока, мы стремились к ее
максимально органичному включению в дидактико-воспитательный
школьный процесс. Данная программа направлена на развитие
познавательной сферы школьников. Усвоение обобщенных когнитивных
знаний, умений и навыков (ОЗУН), рассматриваемое как один из результатов
развивающей работы по данной программе, для меня является не целью, а
средством формирования у школьников психологических познавательноличностных структур. И это очень важно, так как смещает акцент в школьном
обучении
с
широко
распространенного
в
настоящее
время
«интеллектуального натаскивания» учащихся на их познавательноличностное развитие.
2

Цель программы - последовательно и планомерно сформировать у
учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего
психологического, и в частности умственного, развития.
Задачи программы:
 Повысить уровень развития внимания, мышления, памяти, мелкой
моторики, творческого восприятия.
 Способствовать расширению кругозора, осведомленности в
окружающем мире.
 Воспитывать целеустремленность, желание довести начатое дело
до конца.
Форма организации занятий:
- Занятия проводятся 1 разв неделю.
- Продолжительность занятия 40 минут.
Структура занятия.
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с
группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового
доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот
ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все
дети.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является
средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их
активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную
групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале
занятия,
но
и
между
отдельными
упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность
психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на
решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на
формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В
основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения,
способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения,
переключению
внимания,
повышению
работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах:
эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и
почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия
предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос,
зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную
эмоциональную связь друг другу и психологу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
3

К концу года у обучающихся имеют возможности научиться:
* испытывать эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* разовьем устойчивую положительную мотивацию на учебную
деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез,
умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми
ожиданиями других;
* нравственно-моральные качества;
- повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
Учебно-тематическое планирование 2класс 34 часа
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Раздел 1. Занятия по развитию внимания
1.
Вводное занятие. Создание условий для обеспечения 1
эмоционального комфорта, чувства защищенности. Упр.
«Водопад» Диагностика. Рисуночный тест «школа зверей».
Упр. «Воздушный шарик».
2.
Развитие устойчивости, концентрации, распределения 1
внимания. Упр. «штанга». Рисуночный тест «Моя семья» Упр.
«Слепой танец»
3.
Игры на развитие внимания. «найди букву» лепка «мое 1
настроение» Упр. «Разрывание бумаги»
4

Игры на развитие внимания. «найди 10 отличий», « найди
букву» рисунок «Мой питомец»
5.
Развитие объема и распределение внимания, зрительной
памяти; конвергентного мышления; воображения. Рисуем
«фигуры»
6.
Игры на развитие волевого внимания. «Что исчезло, что
появилось?»
7.
Развитие распределения, переключения, объема внимания,
слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости
мышления.
8.
Развитие активного внимания. Рванная аппликация «Земной
шар»
9.
Развитие распределения, объема внимания; зрительной и
кинестетической памяти; наблюдательности; логического
мышления; творческого воображения.
Раздел 2. Занятия по развитию памяти
10. Развития
зрительной
и
кинестетической
памяти;
наблюдательности; логического мышления; творческого
воображения.
11. Игра – путешествие «Какая бывает память». Игра «У меня есть
на букву…»
12. Развитие смысловой памяти; логического мышления; гибкости
мышления.
13. Игры на развитие моторно-слуховой памяти, внимания.
14. Игры на развитие памяти и наблюдательности.
15. Развитие смысловой памяти; пространственной ориентации;
логического мышления; креативности.
16. Игры способствующие успокоению и организации.
Раздел 3. Занятия по развитию познавательных процессов
17. Развитие взаимодействия, развитие внимания, связанного с
координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие
логического мышления
18. Игры на развитие внимания, памяти.
19. Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.
20. Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции;
концентрации и переключения внимания; смысловой памяти;
умения выполнять действия по аналогии; выявлять
существенные признаки.
21. Игры на развитие памяти, внимания. Упр. «что было на
рисунке»
22. Упражнение на развитие внимания.
4.

1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

5

Развитие концентрации, объема внимания; зрительной памяти;
звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости
мышления.
24. Игры на развитие наблюдательности и эмпатии друг к другу.
Прогулка по школьной территории. «наблюдаем за природой и
погодой»
25. Развитие концентрации внимания; смысловой памяти;
понятийного мышления; воображения.
Раздел 4. Занятия по развитию познавательных процессов, на
расслабление, этюды на выражение различных эмоций
26. Развитие объема, переключения внимания; зрительной памяти;
логического мышления; творческого воображения.
27. Упражнения на расслабление мышц рук.
28. Игра без слов « кто я?»
29. Этюды на расслабление мышц.
30. Развитие концентрации, объема внимания; смысловой памяти;
логического мышления; грамматических навыков.
31. Этюды на выражение Веселья. Рисуем хорошее настроение.
32. Этюды на выражение гнева. Рисуем Злость.
33. Игра на развитие памяти «повторяй за мной» упражнение
«группировка слов»
34
Итоговая диагностика
23.

№

1.

2.
3.
4.
5.

6.

Учебно-тематическое планирование 3класс 34 часа
Тема занятия
Раздел 1. Занятия по развитию внимания
Вводное занятие. Создание условий для обеспечения
эмоционального
комфорта,
чувства
защищенности.
Диагностика. Рисуночный тест «дом дерево человек»
Развитие устойчивости, концентрации, распределения
внимания. Рисуночный тест «Моя семья»
Игры на развитие внимания. «Ищи безостановочно» лепка
«запомни предмет»
Игры на развитие внимания. «найди 15 отличий», « найди
буквы » рисунок «Кактус »
Развитие объема и распределение внимания, зрительной
памяти; конвергентного мышления; воображения. Рисуем по
памяти «фигуры»
Игры на развитие волевого внимания. «Счет с помехой»

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

1

6

Развитие распределения, переключения, объема внимания,
слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости
мышления.
8.
Развитие активного внимания. Рванная аппликация
«Сказочный мир»
9.
Развитие распределения, объема внимания; зрительной и
кинестетической памяти; наблюдательности; логического
мышления; творческого воображения.
Раздел 2. Занятия по развитию памяти
10. Развития
зрительной
и
кинестетической
памяти;
наблюдательности; логического мышления; творческого
воображения.
11. Игра – «Я положил в мешочек». Игра «У меня есть на
букву…»
12. Развитие смысловой памяти; логического мышления; гибкости
мышления.
13. Игры на развитие моторно-слуховой памяти, внимания.
14. Игры на развитие памяти и наблюдательности.
15. Развитие смысловой памяти; пространственной ориентации;
логического мышления; креативности.
16. Игры способствующие успокоению и организации.
Раздел 3. Занятия по развитию познавательных процессов
17. Развитие взаимодействия, развитие внимания, связанного с
координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие
логического мышления
18. Игры на развитие внимания, памяти. Упр. «Водопад»
19. Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.
20. Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции;
концентрации и переключения внимания; смысловой памяти;
умения выполнять действия по аналогии; выявлять
существенные признаки.
21. Игры на развитие памяти, внимания. Упр. «что было на
рисунке»
22. Упражнение на развитие внимания.
23. Развитие концентрации, объема внимания; зрительной памяти;
звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости
мышления.
24. Игры на развитие наблюдательности и эмпатии друг к другу.
Прогулка по школьной территории. «наблюдаем за природой»
25. Развитие концентрации внимания; смысловой памяти;
понятийного мышления; воображения.
Раздел 4. Занятия по развитию познавательных процессов, на
расслабление, этюды на выражение различных эмоций
7.

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

7

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34

Развитие объема, переключения внимания; зрительной памяти;
логического мышления; творческого воображения.
Упражнения на расслабление мышц рук.
Игра «я зная 5 имен друзей»
Этюды на расслабление мышц.
Развитие концентрации, объема внимания; смысловой памяти;
логического мышления; грамматических навыков.
Этюды на выражение удивления. Рисуем удивление.
Этюды на выражение гнева. Рисуем гнев.
Игра на развитие памяти «времена года»
Итоговая диагностика

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-тематическое планирование 4класс 34 часа
№

1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.

8.
9.

Тема занятия
Раздел 1. Занятия по развитию внимания
Вводное занятие. Создание условий для обеспечения
эмоционального комфорта, чувства защищенности. Упр.
«Воздушный шарик» Диагностика. Рисуночный тест «дом
дерево человек»
Развитие устойчивости, концентрации, распределения
внимания. Рисуночный тест «Моя семья»
Игры на развитие внимания. «Ищи безостановочно» лепка
«запомни предмет»
Игры на развитие внимания. «найди 20 отличий», « найди
буквы » рисунок «Кактус»
Развитие объема и распределение внимания, зрительной
памяти; конвергентного мышления; воображения. Рисуем по
памяти «фигуры»
Игры на развитие волевого внимания. «Счет с помехой» рис
тест. «Слон» упр. «Воздушный шарик»
Развитие распределения, переключения, объема внимания,
слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости
мышления.
Развитие активного внимания. Рванная аппликация
«Сказочный мир моих фантазий». Упр. «штанга».
Развитие распределения, объема внимания; зрительной и
кинестетической памяти; наблюдательности; логического
мышления; творческого воображения.
Раздел 2. Занятия по развитию памяти

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

1
1

1
1

8

Развития
зрительной
и
кинестетической
памяти;
наблюдательности; логического мышления; творческого
воображения.
11. Игра – «Я положил в мешочек».
12. Развитие смысловой памяти; логического мышления; гибкости
мышления.
13. Игры на развитие моторно-слуховой памяти, внимания.
14. Игры на развитие памяти и наблюдательности.
15. Развитие смысловой памяти; пространственной ориентации;
логического мышления; креативности.
16. Игры способствующие успокоению и организации.
Раздел 3. Занятия по развитию познавательных процессов
17. Развитие взаимодействия, развитие внимания, связанного с
координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие
логического мышления
18. Игры на развитие внимания, памяти. Упр. «Водопад »
19. Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.
20. Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции;
концентрации и переключения внимания; смысловой памяти;
умения выполнять действия по аналогии; выявлять
существенные признаки.
21. Игры на развитие памяти, внимания. Упр «Воздушный шарик»
Упр. «что было на рисунке»
22. Упражнение на развитие внимания. Упр. Игра «У меня есть на
букву…»
23. Развитие концентрации, объема внимания; зрительной памяти;
звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости
мышления.
24. Игры на развитие наблюдательности и эмпатии друг к другу.
Прогулка по школьной территории. «наблюдаем за природой»
25. Развитие концентрации внимания; смысловой памяти;
понятийного мышления; воображения.
Раздел 4. Занятия по развитию познавательных процессов, на
расслабление, этюды на выражение различных эмоций
26. Развитие объема, переключения внимания; зрительной памяти;
логического мышления; творческого воображения.
27. Упражнения на расслабление мышц рук.
28. Игра «я зная 5 имен друзей»
29. Этюды на расслабление мышц.
30. Развитие концентрации, объема внимания; смысловой памяти;
логического мышления; грамматических навыков.
31. Этюды на выражение удивления. Рисуем удивление.
32. Этюды на выражение гнева. Рисуем гнев.
10.

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
9

33.
34

Игра на развитие памяти «времена года»
Итоговая диагностика

1
1

Литература:
1. Стебенева Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР
дошкольного и младшего школьного возраста. // Школьный психолог №1
2001г.
2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших
школьников. Ярославль, 1998г.
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.,
1994.
5. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа
психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших
школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
6. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных
способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.:
Генезис, 2001г.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».