РП по музыке 2-4 кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по музыке
для 2-4 класса
Уровень (базовый)
Рабочая программа по музыке для 2- 4 классов разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования второго
поколения, примерной программой начального общего образования по музыке, с учетом
авторской программы по музыке: «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия
учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 классы 1 – 4 классы : пособие для
учителей общеобразовательных организаций/ [ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т.
С. Шмагина]. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2014 г.

Программу разработали:
Черных Н. Б.,
Корецкая Н.Н.,
Кокорева О.И.,
Непомнящая Е.Н.,
Пономаренко Я.А.

г. Свирск

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2-4-го классов разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования второго поколения, примерной программой начального общего образования
по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Рабочие программы.
Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 1–4 классы : пособие для
учителей общеобразоват. организаций/ [ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина].
— 5-е изд. — М. : Просвещение, 2014, основной общеобразовательной программы
начального общего образования МОУ МСОШ г. Свирска.
Цели программы:
 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к
истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
 развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
 развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
 понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
 освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных
(опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
 изучение особенностей музыкального языка;
 формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной
деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих
способностей детей.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих
освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего
человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения,
приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и
жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет
особую
значимость
для
духовно-нравственного
воспитания
школьников,
последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы,
формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические
отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность
программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает
постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков
2

музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и
изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона,
усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой
развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия,
множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,
«видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках,
близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует
развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы
общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства
фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в
составлении программы итогового концерта.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более
динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
 формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
 начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
 приобретение знаний и умении;
 овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно
–эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших
школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на
музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для
познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает
способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с новым Базисным учебным планом в начальных классах на учебный
предмет «Музыка» отводится 135 часов: во 2-4 классах- 34 часа.
Учебно-методическое обеспечение:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 1-4 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь для 2 класса, М.: Просвещение, 2010.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1-4 кл.:
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1-4класс.
Методическое обеспечение:
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская,
Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
3

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение,
2004.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
2 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
4

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в
соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
4 класс
Личностные результаты:
5

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в
соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о
музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой
деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
6

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание тем учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального
искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека (30ч)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и
характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, мюзикл.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства (60ч)
Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.
Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и
др.
Музыкальная картина мира (30ч)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной
жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и
7

танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).
Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и
телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской,
смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкальнопедагогической деятельности.
Содержание программного материала
2 класс (34 ч)
«Россия – Родина моя» (3 ч)
Урок 1. Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как
естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия).
Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов
о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).
Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота
как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Урок 3. Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России»
А.Александров, С.Михалков).
«День, полный событий» (6 ч)
Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты
(фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство
школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность,
маршевость.
Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные
средства музыкальной выразительности (ритм).
Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность,
маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация
– источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их
сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
8

аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.
Урок 9. Обобщающий урок. Проверочная работа по теме. Обобщение музыкальных
впечатлений второклассников. Накопление обучающимися слухового интонационностилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов
(С.Прокофьева и П.Чайковского).
«О России петь – что стремиться в храм» (7 ч)
Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение обучающихся в
художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные
звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон»
М.П.Мусоргского).
Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные
традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных
образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки:
хоровая, оркестровая.
Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные
песнопения.
Урок 13. Жанры молитвы. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из
«Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
Урок
14. С
Рождеством
Христовым! Народные
музыкальные
традиции
Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное
музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции
Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран
мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».
Урок 16. Обобщающий урок. Музыкальная викторина. Накопление и обобщение
музыкально-слуховых впечатлений второклассников.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч)
Урок 17 - Урок 18. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение
народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы
построения музыки: вариации.
Урок 19. Русские народные песни, хороводы, пляски. Народные музыкальные
традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический
фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
Урок 20. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная
музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск
черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и
инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток,
определение их жанровой основы и характерных особенностей.
Урок 21. Обряды и праздники русского народа. Народные музыкальные традиции
Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор
России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное
9

исполнение
плясовых
наигрышей. Многообразие
этнокультурных,
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

исторически

«В музыкальном театре» (5 ч)
Урок 22. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни
«Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме
музыкального диалога.
Урок 23. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об
основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных
жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие
голоса: детские, женские. Театры оперы и балета мира. Фрагменты из балетов.
Урок 24. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Балет. Балерина. Танцор. Симфонический
оркестр. Кордебалет. Драматургия развития.
Урок 25. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения
музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов.
Урок 26. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Тест по теме. Постижение
общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников.
«В концертном зале» (3 ч)
Урок 27. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные
инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами,
выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического
оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Урок
28. М.П.
Мусоргский.
Фортепианный
альбом
«Картинки
с
выставки». Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность
и изобразительность в музыке
Урок 29. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Проверочная
работа по теме. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки –
движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Формы построения музыки: рондо.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч)
Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все
это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как
способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в
музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
10

Урок 32. «Два лада». Природа и музыка. Песня, танец, марш. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель –
слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей.
Урок 33. Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Общие представления о
музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Первый (международный
конкурс П.И.Чайковского). Интонационное богатство мира.
Урок 34. Заключительный урок – концерт. Контрольная работа. Обобщение
музыкальных впечатлений второклассников за год. Составление афиши и программы
концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
3 класс (34 ч)
«Россия – Родина моя» (5 ч)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как
отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы
музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в
музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в
романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3. «Виват, Россия!» «Наша слава – Русская держава». Знакомство обучающихся с
жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня.
Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в
различных жанрах музыки.
Урок 4. С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в
различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных
композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей.
«День, полный событий» (4 ч)
Урок 6. Образы природы в музыке. Утро. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и
изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и
Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонационная
выразительность.
Детская
тема
в
произведениях
М.П.Мусоргского.
11

Урок 9. На прогулке. Вечер. Проверочная работа по теме. Выразительность и
изобразительность. Обобщение
музыкальных
впечатлений
третьеклассников.
Накопление обучающимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с
особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига,
М.Мусоргского).
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)
Урок 10. «Радуйся, Мария!» Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь
материнства. Введение обучающихся в художественные образы духовной музыки.
Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Духовная музыка в творчестве композиторов.
Урок 11. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в
музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Вербочки.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли
Русской.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад». Певцы русской старины. Музыкальный
и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Былина о Садко и Морском царе. «Океан – море синее», Н.А. Римский –
Корсаков. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная
музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в
музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Н.А. Римский-Корсаков, опера «Снегурочка». Ария «Лель, мой Лель…»
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка.
Урок 17. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Контрольная работа
№1. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и
профессиональная музыка.
«В музыкальном театре» (6 ч)
Урок 18. М.И. Глинка, опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведения. Певческие голоса.
Урок 19. К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в
опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне
озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
12

Урок 21. В заповедном лесу. Пляска скоморохов. Хор «Свет и сила» из оперы
«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 22. П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Урок 23. В современных ритмах. Проверочная работа по теме. Обобщенное
представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии
музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
«В концертном зале» (6 ч)
Урок
24. Музыкальное
состязание.
Концерт.
Различные
виды
музыки:
инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр
инструментального концерта.
Урок 25. Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины. Музыкальные
инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок
26. Музыкальные
инструменты
Скрипка. Музыкальные
инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера
и исполнители.
Урок 27. Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки –
движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.
Урок 28 – Урок 29. Л. Бетховен. «Героическая» симфония. Призыв к мужеству, 2-я
часть, финал симфонии. Мир Бетховена: «Сурок», Соната №14 «Лунная», «К
Элизе». Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч)
Урок 30 - 31. «Чудо-музыка». Острый ритм музыки джаза. Обобщенное представление
об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных
жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века.
Урок 32. Г. Свиридов. «Весна», «Осень», «Тройка». «Люблю я грусть твоих
просторов». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача
информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи.
Урок 33. Мир С. Прокофьева. Симфоническая сюита «Алла и Лоллий». Контрольная
работа №2. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача
информации, выраженной в звуках.
Урок 34. Прославим радость на земле. В.Моцарт, Л.Бетховен. Музыкальная речь как
способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в
звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
4 класс (34 ч)
«Россия – Родина моя» (4 ч)
Урок 1 – 2. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». Вокализ. «Что не выразишь
словами…» Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных
13

композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о
России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Вокализ.
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества.
Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили
песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных
произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления,
обучающихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь
дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров
народных песен.
Урок 4. С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». «Я пойду по полю белому…
На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Народная и профессиональная музыка.
«О России петь – что стремиться в храм» (4ч)
Урок 5.Святые земли Русской.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в
творчестве композиторов. Стихира.
Урок 6. Великий князь Владимир, княгиня Ольга, Илья Муромец.
Святые земли Русской. Роль русских святых. Традиции родного края. («Богатырские
ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 7. Кирилл и Мефодий.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн,
величание. Святые земли Русской.
Урок 8. Праздников праздник, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый
праздник. Тест по теме.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма
самовыражения.
«День, полный событий» (5 ч)
Урок 9. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические
образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов,
П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 10. Зимнее утро. Зимний вечер. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии
А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Выразительность и изобразительность в
музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоциональнообразном строе.
Урок 11. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность,
маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в
сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

14

Урок
12. Ярмарочное
гулянье.
Святогорский
монастырь. Народная
и
профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные
музыкальные традиции Отечества.
Урок 13. «Приют, сияньем муз одетый…». Контрольная работа №1. Выразительность
и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение
музыкальных впечатлений обучающихся. Исполнение разученных произведений, участие в
коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах,
передача музыкальных впечатлений обучающихся.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч)
Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного
автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их
выразительные возможности.
Урок
15. Оркестр
русских
народных
инструментов. «Музыкант-чародей».
Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых
музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов.
Урок 16. Народные праздники. Троица. Музыкальный и поэтический фольклор России:
обряды. Народная и профессиональная музыка.
«В концертном зале» (5ч)
Урок 17. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему
рококо. Старый замок. Музыкальные инструменты. Различные виды музыки:
инструментальная.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Вариации.
Урок 18. Счастье в сирени живет… С. Рахманинов.
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в
музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Урок 19. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные,
двух-и трехчастные, куплетные.
Урок 20. Патетическая соната №8. Л. Бетховен.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы
построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 21. Годы странствий. М.И.Глинка. Царит гармония оркестра.
Жанры камерной музыки. Баркарола. Романс. Особенности звучания различных видов
оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
«В музыкальном театре» (7ч)
Урок 22- 23- 24. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Тест по теме.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –
оперы.
Основные средства музыкальной выразительности.
15

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
Урок 25. Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»
М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных
композиторов.
Урок 26. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
Орнаментальная мелодика.
Урок 27. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» Песенность, танцевальность,
маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Урок
28. Театр
музыкальной
комедии. Оперетта.
Мюзикл. Песенность,
танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и
мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч)
Урок 29. Прелюдия. Исповедь души. Ф.Шопен. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов,
«Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 30. Мастерство исполнителя.
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное
исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска
наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные
возможности.
Урок 31. Музыкальные инструменты. Гитара. Инструментальная музыка. Формы
построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений.
Урок 32. Музыкальный сказочник Н.А. Римский-Корсаков. Выразительность и
изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Урок 33. «Рассвет на Москве-реке», М.П. Мусоргский. Контрольная работа №2.
Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.
(«Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).
Урок 34. Обобщающий урок. Урок-концерт.
Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год. Составление афиши и
программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Музыка 2 класс (34 ч)
№
урока

Темы и подтемы учебного курса

Кол-во
часов

Россия – Родина моя – 3 ч
1

Мелодия.
Опера – сказка.

1
16

2
3

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия!
«Ничего на свете лучше нету». Контрольная работа.
Гимн России.

1
1

День, полный событий – 6 ч
5
6
7
8
9

Музыкальные инструменты – фортепиано.
Афиша. Программа. Обобщающий урок.
Природа и музыка. Прогулка.
Танцы, танцы, танцы…
Эти разные марши. Звучащие картины.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Обобщающий урок 1 четверти.

10
11
12
13
14
15
16

Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Святые земли Русской. Князь А.Невский. Сергей Радонежский.
Сергей Радонежский.
Молитва.
Рождество Христово!
Музыка на Новогоднем празднике.
Обобщающий урок 2 четверти.

4

1
1
1
1
1
1

«О России петь – что стремиться в храм!» - 7 ч
1
1
1
1
1
1
1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 5 ч
17
18
19
20
21

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Обряды и праздники русского народа.
Сказка будет впереди.

22
23
24
25
26

Детский музыкальный театр. Опера.
Театр оперы и балета. Балет.
Театр оперы и балета. «Волшебная палочка» дирижёра.
Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
«Какое чудное мгновенье!». Увертюра. Финал. Обобщение тем 3
четверти.

1
1
1
1
1

В музыкальном театре – 5 ч
1
1
1
1
1

В концертном зале – 3 ч
27
28
29

Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

1
1
1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 ч
30
31
32
33
34

Волшебный цветик – семицветик. И всё это – Бах!
Всё в движении. Попутная песня.
Два лада. Природа и музыка.
Мир композитора. Чайковский и Прокофьев.
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт.
Итого

17

1
1
1
1
1
34

Тематическое планирование
Музыка 3 класс (34 ч)
№
урока
1
2
3
4
5

Темы и подтемы
учебного курса
Россия – Родина моя – 5 ч
Мелодия – душа музыки.
Всё в движении. Попутная песня.
Природа и музыка. Звучащие картины.
Два лада. Природа и музыка.
Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава!
Кантата С. Прокофьева «Александр Невский». Мир композитора.
Чайковский и Прокофьев.
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Кол – во
часов
1
1
1
1
1

День, полный событий – 4 ч
6
7
8
9

Образы природы в музыке. Утро.
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Обобщающий урок 1 четверти.

10
11
12
13

Древнейшая песнь материнства «Радуйся, Мария!»
Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО.
Образ праздника в искусстве.
Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

14
15
16
17

Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе.
Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…»
Обобщающий урок 2 четверти.
Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

18
19
20
21
22
23

Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Опера К. Глюка «Орфей и Эфридика».
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя
природы.
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Океан – море синее.
Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица».
В современных ритмах (мюзикл).

24
25
26
27
28
29

Музыкальное состязание (концерт).
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 3 четверти.
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт»
Героическая симфония. Мир Бетховена.
Чудо – музыка. Острый ритм джаза.

30
31
32

«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева.
Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский)
Прославим радость на земле.

1
1
1
1

«О России петь – что стремиться в храм!» - 4 ч
1
1
1
1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч
1
1
1
1

В музыкальном театре – 6 ч
1
1
1
1
1
1

В концертном зале – 6 ч
1
1
1
1
1
1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5 ч

18

1
1
1

33
34

Радость к солнцу нас зовет.
Обобщающий урок 4 четверти. Урок-концерт.
Итого

1
1
34

Тематическое планирование по музыке 4 класс (34 ч)
№
урока
1
2
3
4

Темы и подтемы
учебного курса
Россия – Родина моя – 4 ч
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» Певцы родной природы.
(Э.Григ, П. Чайковский)
Как сложили песню. Звучащие картины. Прославим радость на земле.
Ты откуда русская, зародилась, музыка? Радость к солнцу нас зовет.
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь».
Обобщающий урок. Урок- концерт

Кол – во
часов
1
1
1
1

«О России петь – что стремиться в храм!» - 4 ч
5
6
7
8

Святые земли Русской.
Великий князь Владимир, княгиня Ольга, Илья Муромец.
Кирилл и Мефодий.
Праздников праздник, торжество торжеств. «Ангел вопияше».
Светлый праздник. Тест по теме.

9
10
11
12
13

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».
Зимнее утро. Зимний вечер.
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
«Приют, сияньем муз одетый…». Контрольная работа №1.

1
1
1
1

День, полный событий – 5 ч
1
1
1
1
1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 ч
14
15
16

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей».
Народные праздники. Троица.

17
18
19
20
21

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
«Счастье в сирени живёт…» С. Рахманинов.
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы.
Патетическая соната Л.В. Бетховена.
Годы странствий М.И.Глинка. Царит гармония оркестра.

1
1
1

«В концертном зале» - 5 ч
1
1
1
1
1

«В музыкальном театре» - 7 ч
22 – 24 Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Тест по теме.
25
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»
М.П.Мусоргского.
26
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
27
И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»
28
Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл.

3
1
1
1
1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6 ч
29
30

Прелюдия. Исповедь души. Ф.Шопен. Революционный этюд.
Мастерство исполнителя.
19

1
1

31
32
33
34

Музыкальные инструменты. Гитара.
Музыкальный сказочник Н.А. Римский-Корсаков.
«Рассвет на Москве-реке», М.П. Мусоргский. Контрольная работа №2.
Обобщающий урок. Урок-концерт.

20

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».