РП по родному русскому языку 2-4 кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по родному (русскому) языку
для 2-4 класса
(уровень: базовый)
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по родному (русскому) языку для общеобразовательных школ (Сборник примерных рабочих программ «Школа России»
1 – 4 классы. Издательство Просвещение 2019 год).

Программу разработали:
Черных Н. Б.,
Пономаренко Я. А.,
Корецкая Н.Н.,
Непомнящая Е. Н.,
Кокорева О. И.

г. Свирск

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» предназначена для обучающихся начального общего уровня образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка,
входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс родного (русского) языка направлен на достижение
следующих целей:
 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц
с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других
языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур
народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Учебно – методическое обеспечение:
1. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И.,
Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык, 2
класс, АО «Издательство «Учебная литература»;
2

2. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И.,
Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык, 3
класс, АО «Издательство «Учебная литература»;
3. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И.,
Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык, 4
класс, АО «Издательство «Учебная литература».
Место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане
Программа по родному (русскому) языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 102 часа (по 34 часа во 2 – 4 классах).
Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой
его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность
и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным
языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и
точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному
языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности, обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться
как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
3

гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях,
но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного
циклов.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной
специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и
других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован
на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры, учащихся в
современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
2 класс
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
4

осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
3 класс
Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; отработка навыков самостоятельной
и групповой работы.
4 класс
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи; интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
2 класс
Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3 класс
Учащиеся научатся:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение
технологии оценивания образовательных достижений.
5

4 класс
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
2 класс
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
3 класс
Учащиеся научатся:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
4 класс
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
6

2 класс
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической
формами речи.
3 класс
Учащиеся научатся:
Уметь донести свою позицию до собеседника;
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б)
учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
4 класс
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
2 класс
Обучающиеся научатся:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по
указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связан7

ных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
3 класс
Обучающиеся научатся:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
слова, называющие природные явления и растения;
слова, называющие занятия людей;
слова, называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать
особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации и стилю общения;
4 класс
Обучающиеся научатся:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная
с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Предметные результаты
при реализации содержательной линии «Язык в действии»
2 класс
Обучающиеся научатся: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.
8

3 класс
Обучающиеся научатся: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.
4 класс
Обучающиеся научатся: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го
лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова.
Предметные результаты
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
2 класс
Обучающиеся научатся: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно - познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать текстыповествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
3 класс
9

Обучающиеся научатся: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла.
4 класс
Обучающиеся научатся: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках,
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Основные содержательные линии программы для 2-4 классов (разделы программы)
соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа
включает в себя следующие разделы:
1.
Русский язык: прошлое и настоящее.
2.
Язык в действии: слово, предложение.
3.
Секреты речи и текста.
10

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе
русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления, учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры, учащихся в
современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования.
2 класс (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (11 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка,
бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную
форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
Раздел 2. Язык в действии (13 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых
есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (10 ч)
Типы текстов: описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как
выразить несогласие; как убедить товарища).
Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения
слова.
11

3 класс (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);
2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма
(например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник,
кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).
Проектное задание: «Русский народный костюм»
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка,
книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т.
п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа
имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или
только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в
рамках изученного).
4 класс (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И.
Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (15 ч)
12

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное
значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически
окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
Тематическое планирование
учебного предмета «Родной (русский) язык» 2 класс (34 ч)
№
урока

1, 2
3, 4
5
6
7
8
9
10
11

12, 13
14, 15
16, 17
18, 19
20, 21
22, 23
24

Тема урока

Кол-во
часов

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
Русский язык: прошлое и настоящее (11 ч)
По одёжке встречают…
2
распознают и понимают значение устаревших слов по укаРжаной хлебушко калачу дедушка
2
занной тематике;
Если хорошие щи, так другой пищи
1
используют словарные статьи
не ищи
для определения лексического
Каша – кормилица наша
1
значения слова;
Любишь кататься, люби и саночки
1
учатся понимать значение русвозить
ских пословиц и поговорок,
Делу время, потехе час
1
связанных с изученными темаВ решете воду не удержишь
1
ми;
Самовар кипит, уходить не велит
1
выполняют проектное
Проектное задание: Словарь «Поче1
задание
му это так называется».
Язык в действии (13 ч)
Помогает ли ударение различать
2
работают со словарем удареслова?
ний, различают слова, которые
по разному звучат, но называДля чего нужны синонимы?
2
ют одно и тоже; отбирают сиДля чего нужны антонимы?
2
нонимы, следят за выразительКак появляются фразеологизмы и
2
ностью речи правильно распословицы?
ставляют ударение в словах;
Как можно объяснить значение сло2
подбирают слова близкие по
ва? Переносное значение слова.
значению и противоположные
Встречается ли в сказках и стихах
2
по значению; находят антонинеобычное ударение?
мы в пословицах.
Представление результатов выпол1
находят в тексте фразеологизнения практической работы «Учимся
мы; объясняют значение фрачитать фрагменты стихов и сказок, в
зеологизмов.
которых есть слова с необычным
произношением и ударением»
13

25, 26
27, 28
29, 30
31, 32
33
34

Секреты речи и текста (10 ч)
Учимся вести диалог
2
участвуют в различных видах
диалога; упражняются в разСоставляем развёрнутое толкование
2
личных приемах общения ; вызначения слова
бирают из текста словосочетаУстанавливаем связь предложений в
2
ния для описания;
тексте
по вопросам составляют опиСоздаём тексты инструкции и тексты
2
сание предмета, существа;
повествования
составляют текст по опорным
Представление результатов выпол1
словам и по плану.
нения проектных заданий
находят в деформированном
1
Творческая проверочная работа «Что
тексте начало рассказа и промне больше всего понравилось на
должают составлять рассказ;
уроках русского родного языка в
выполняют проверочную
этом году»
работу
Тематическое планирование
учебного предмета «Родной (русский) язык» 3 класс (34 ч)

№
урока

1, 2
3, 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14, 15
16, 17

18, 19
20, 21
22, 23

Тема урока

Кол-во
часов

Характеристика основных
видов деятельности обучающихся
Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч)
Где путь прямой, там не езди по кри2
распознают и понимают знавой.
чение устаревших слов по указанной тематике;
Кто друг прямой, тот брат родной.
2
используют словарные статьи
Дождик вымочит, а красно солныш1
для определения лексического
ко высушит.
значения слова;
Сошлись два друга – мороз да вьюга.
1
учатся понимать значение русВетер без крыльев летает.
1
ских пословиц и поговорок,
Какой лес без чудес.
1
связанных с изученными теДело мастера боится.
1
мами;
Заиграйте, мои гусли…
1
выполняют проектное
Что ни город, то норов.
1
задание
У земли ясно солнце, у человека –
1
слово.
Проектное задание: «Русский народ1
ный костюм»
Язык в действии (10 ч)
Как правильно произносить слова.
2
работают со словарем ударений; учатся подбирать и упоИзобразительно-выразительные
2
треблять метафоры, сравнения,
средства языка: метафора, эпитет,
эпитеты и олицетворение в
сравнение, олицетворение.
устной и письменной речи; раФразеологизмы.
2
ботают со словарем синониОткуда приходят слова?
2
мов; находят в тексте фразеоКак растет слово? Тест.
2
логизмы; объясняют значение
фразеологизмов; учатся
уместно употреблять знако14

24, 25
26, 27
28, 29
30, 31

32, 33
34

мятся с заимствованными словами; учатся определять грамматические значения заимствованных слов.
Секреты речи и текста (11 ч)
Темы текстов. Основная мысль тек2
учатся определять тему текста,
ста. Опорные слова.
основную мысль; определять
опорные (ключевые) слова в
Сочинение на тему: «Мой выходной
2
тексте; на основе опорных
день»
слов создавать текст.
Типы текста. Рассуждение.
2
знакомятся со структурой текСтили речи: разговорный и книж2
ста рассуждения; учатся соный
ставлять тексты рассуждения,
(художественный и научный).
определять стилистическую
2
Культура общения.
принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиТворческая проверочная работа «Что
1
ле; уметь соблюдать речевой
мне больше всего понравилось на
этикет в споре, дискуссии.
уроках русского родного языка в
выполняют проверочную
этом году»
работу
Тематическое планирование
учебного предмета «Родной (русский) язык» 4 класс (34 ч)

№
урока
1, 2
3
4
5
6
7

8 – 10
11 – 13
14, 15
16 – 18
19 – 21
22

Тема урока

Кол-во
Характеристика основных вичасов
дов деятельности обучающихся
Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)
Не стыдно не знать, стыдно не
2
распознают слова и понимают
учиться.
значение устаревших слов по
указанной тематике;
Вся семья вместе, так и душа
1
используют словарные статьи для
на месте.
определения лексического значеКрасна сказка складом, а песня
1
ния слова;
– ладом.
учатся понимать значение русКрасное словцо не ложь.
1
ских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
Язык языку весть подаёт.
1
создают книжку с пословицами
Проектное задание: Пословицы
1
с устаревшими словами в
с устаревшими словами в каркартинках.
тинках.
Язык в действии (15 ч)
Омонимы, омофоны, омофор3
знакомятся с омофонами и омомы,
формами и учатся их определять;
упражняются в различении мноКак правильно произносить
3
гозначного слова от омонима;
слова.
работают со словарем ударений.
Фразеологизмы.
2
работают с фразеологизмами; заДиалектизмы.
3
меняют слова фразеологизмами;
Пословицы и поговорки. Афо3
объясняют смысл фразеологизма;
ризмы.
используют в речи; читают текСочинение по пословице.
1
15

23, 24

25, 26
27, 28
29, 30
31, 32
33
34

сты, в которых использованы
диалектизмы; учатся уместно
употреблять пословицы в речи;
знакомятся с афоризмами.
Секреты речи и текста (12 ч)
Стили речи: разговорный,
2
анализируют тексты разных стикнижный, художественный
лей; знакомятся с основными
стиль.
элементами композиции текста;
учатся их находить в тексте;
Аннотация. Письма пишут раз2
упражняются в определении эленые.
ментов композиции в деформиКомпозиция текста. Работа с
2
рованном тексте; восстанавливадеформированным текстом.
ют и записывают текст;
Завязка, развитие действия,
2
знакомятся с жанрами газетного
кульминация, развязка.
стиля; упражняются в определеГазетно – публицистический
2
нии газетного жанра;
стиль.
пробуют самостоятельно напиКомпозиция текста. Основные
1
сать письмо другу, в котором бы
элементы композиции.
просматривались такие части:
Итоговый тест.
1
обращение к адресату, рассказ о
событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату.
выполняют итоговую работу

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».