РП по ИЗО 2-4кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Изо»
2-4 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 2)
(уровень: специально-коррекционное обучение)
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Михалева Зарина Игоревна, учитель начальных классов

г. Свирск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «ИЗО» для 2-4 классов
разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР ФГОС НОО обуч-ся
с ЗПР (вариант 7.2), авторской программы «Изобразительное искусство» /Б.М.
Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских/ «Изобразительное
искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М.
Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /
[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]; под. ред. Б.М.
Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.
Цель и задачи реализации учебной программы по изобразительному искусству для
обучающихся с ЗПР (задержка психического развития) вариант 7.2— обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
 формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческихспособностей
обучающихся с ЗПР;
 становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности
и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, личностного развития;
 создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
 минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР;  обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования;
 использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа.
Фактор
развития
реализуется
в
программе
посредством
развития
дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка
изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой
деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой педагогического
процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство
учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с
другими образовательными дисциплинами.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного
образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного
понимания требований к результатам обучения. Смысловая и логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и
преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося
рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в
мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и
самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической,
деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка.

Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль
программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу
программы положен принцип «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры».
Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии
каждого ребёнка — главный смысловой стержень программы.
Краткие сведения о категории обучающихся ЗПР вариант 7.2
Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в
целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное
становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти,
восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение
школьных норм и школьную адаптацию в целом. Достижения планируемых результатов
освоения РП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант
характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР
полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в
психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания
образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей
ступени основного общего образования. Сроки получения начального общего образования
обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и
индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5
лет (с обязательным введением первого дополнительного класса). Вариант 7.2. РП по ИЗО
обучающихся с ЗПР может быть реализован в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР РП по изобразительному
искусству для варианта 7.2. является достижение предметных и метапредметных
результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
При освоении РП по Изобразительному искусству обучающиеся с ЗПР обучаются по
базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со
специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и
дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и
иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или
электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной
работы, направленную на специальную поддержку освоения РП
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
 способность к самооценке;
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, эмпатия как понимание
чувств других людей и сопереживание им;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и
фантазия;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
 потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Выпускник получит возможность для формирования:
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; 
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для
формирования метапредметных действий, замещения и моделирования явлений и
объектов природного и социокультурного мира в продуктивной деятельности
обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 целеполаганию как формированию замысла;
 умению планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
 умению рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умению
организовать место занятий;
Выпускник получит возможность научиться:

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 использованию средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т. д.;
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
 овладевать умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Выпускник
получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осознанному стремлению к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 формулировать собственное мнение и позицию; Выпускник получит возможность
научиться:

 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры:
 представление о специфике изобразительного искусства, потребность в
художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о
выразительных возможностях языка искусства;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения искусства;
 будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям
действительности и художественный вкус;
 сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом;
 устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут
базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и
поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви,
взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за
другого человека;
 появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и
род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций 
многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности
за общее благополучие.  Обучающиеся овладеют:
 практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических
искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке),
живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративноприкладном искусстве;

 смогут понимать образную природу искусства;  давать эстетическую оценку и
выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу;
 воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности;
 научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач,
познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
 получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
будут способны вставать на позицию другого человека;
 смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит
видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объёме. Изображать можно
линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы). Ты украшаешь Мир полон украшений. Цветы.
Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Монотипия. Красивые
рыбы. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Мастер
Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Ты строишь Постройки в
нашей жизни. Дома бывают разными. Дом снаружи и внутри. Строим город. Всё имеет
своё строение. Строим вещи. Город, в котором мы живём (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу Три Брата -Мастера
всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй,
лето! Урок любования (обобщение темы).
ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? Три основных цвета — жёлтый, красный, синий. Белая
и чёрная краски. Пастель. Восковые мелки. Акварель. Их выразительные возможности.
Что такое аппликация? Выразительные возможности аппликации. Что может линия?
Выразительные возможности графических материалов. Что может пластилин?
Выразительность материалов для работы в объёме. Бумага, ножницы, клей.
Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и
реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. 15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы). О чём говорит искусство Изображение природы в различных
состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека:
женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в
скульптуре. О чём говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении,

постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру
(обобщение темы). Как говорит искусство Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают
тёплые и холодные цвета? Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий.
Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции —
средства выразительности. Обобщающий урок года.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС Искусство в твоём доме Твои игрушки. Посуда у тебя
дома. Обои и шторы у тебя дома. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего
дома (обобщение темы). Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд
художника на улицах твоего города (обобщение темы). Художник и зрелище Художник в
цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат. Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы). Художник и музей Музей в жизни города.
Картина — особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины
исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка
(обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (изображение, украшение, постройка в
творчестве народов всей земли) Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Деревня
— деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы). Древние
города нашей земли Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские
воины -защитники. Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье
теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы). Каждый народ — художник Страна
восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей.
Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие
художественных культур в мире (обобщение темы). Искусство объединяет народы
Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои -защитники. Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
№
урока
1
2
3
4
5

Три основных цвета: желтый, красный, синий
Белая и черная краска
Пастель. Восковые мелки. Акварель.
Что такое аппликация?
Что может линия?

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15-16

Что может пластилин?
Бумага, ножницы, клей.
Неожиданные материалы
Неожиданные материалы
Изображение и реальность
Изображение и фантазия
Украшение и реальность
Украшение и фантазия
Постройка и реальность
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда

Тема урока

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

17
18
19
20
21
22
23
24-25
26
27
28
29
30
31
32-33
34

работают вместе (обобщение темы)
Изображение природы в различных состояниях
Изображение характера животного
Изображение характера человека: женский образ
Изображение характера человека: мужской образ
Человек и его украшения
О чем говорят украшения
Образ здания
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои
чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру
Теплые и холодные цвета
Тихие и звонкие цвета
Что такое ритм линии
Характер линии
Ритм пятин
Пропорции выражают характер
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства
выразительности
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1

3 класс
№
урока
1
2
3
4
5

Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои шторы у тебя дома
Мамин платок
Твои книжки

6

Твои книжки

1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19-20
21-22
23
24-25
26
27

Открытки
Открытки
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы)
Художник в цирке
Художник в театре
Театр кукол
Маски
Афиша и плакат
Праздник в городе
Школьный карнавал
Музей в жизни города

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1

Тема урока

Количество
часов
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32-33
34

Картина — особый мир. Картина пейзаж
Картина-портрет
Картина-натюрморт
Картины исторические
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка

1
1
1
1
2
1

4 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
20
21
22-23
24-25
26-27
28
29
30
31-32
33-34

Тема урока
Пейзаж родной земли
Пейзаж родной земли
Деревня-деревянный мир
Деревня-деревянный мир
Деревня-деревянный мир
Красота человека
Красота человека
Народные праздники
Народные праздники
Родной угол
Древние соборы
Города русской земли
Древнерусские воины защитники
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры
Японии
Народы гор и степей
Города в пустыни
Древняя Эллада
Европейские города Средневековья
Многообразие художественны х культур в мире (обобщение
темы)
Материнство
Мудрость старости
Сопереживание
Герои-защитники
Юность и надежды
Искусство народов мира (обобщение темы)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».