РП по литературному чтению 2-4кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
2-4 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 2)
(уровень: специально-коррекционное обучение)
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Михалева Зарина Игоревна, учитель начальных классов

г. Свирск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная
рабочая
программа
составлена
на
основе
Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья авторской программы Климановой Л.Ф.,
Бойкиной
М.В.
«Литературное
чтение»
М.,
«Просвещение»
(программы
общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 2-4 классы; Учебно-методический
комплект «Школа России: М., «Просвещение»)
Общей целью является: Формирование читательской компетентности младшего
школьника с ЗПР (вариант 7.2), осознание себя как грамотного читателя, способного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Краткие сведения о категории обучающихся
1.У обучающихся с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки
сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не
могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность,
тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости,
соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым
развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений
самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,
механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки
информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и
сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой
системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,
вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности,
несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости,
расторможенность влечений, учебной мотивации
Общая характеристика учебного предмета
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС)
и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
использования соответствующих методик и технологий;


















упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования; - обеспечение
непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения; - комплексное сопровождение, включающее специальную
психокоррекционную помощь, направленную на компенсацию дефицитов
эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение
социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 класс
Обучающийся научится:
-на основе художественных произведений определять основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка);
-с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире. Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
-с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в
своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
-самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.

3 класс
-Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности
взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь,
взаимовыручка).
-Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов,
озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными
произведениями.
-Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и
поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других
народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
-Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать,
высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты.
-Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
-Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное
время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным
источникам информации.
-Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов,
обосновывать свой выбор.
-Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному
желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
-Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного
чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры
«высокого» ученичества из прочитанных произведений.
-Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
-Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении
каких-либо заданий на уроках и дома.
-Приводить примеры ответственного/безответственного,
самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
-Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
-Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения,
которые использованы автором для создания художественного образа.
4 класс
-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,
находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных
произведений;
-собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей
Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту
информацию до слушателей, используя художественные формы изложения
(литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
-составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения
собственного сочинения; -принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в
произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
-Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над
причинами.
-Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке,
понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
-Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть
свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных
принципов.

-Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения
литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и
нравственности.
-Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для
своего самосовершенствования
-Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
-Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что
поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
-Познавать национальные традиции своего народа, сохранять их.
-Рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных
местах своей малой родины.
-Находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших
подвиг во имя своей Родины.
-Создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о
Родине.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 класс
Регулятивные
Обучающийся научится:
-сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в
процессе его изучения; -формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в
соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
-читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
-коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
-коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
-контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
-оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкалы, лесенок, разноцветных фишек и пр.),
аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к
улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию;
-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
-выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
-оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

-определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); -анализировать
причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−»,
«?»);
-фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
-понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
-сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную
и литературную сказку;
-сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой
соответствующего смысла;
-создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5—6 предложений; -понимать смысл русских народных и литературных сказок,
басен И. А. Крылова; -проявлять индивидуальные творческие способности при
составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в
процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
-определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради; -понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать
прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении
структуры текста и пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять информацию на основе различных художественных объектов, например,
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,
таблицы, схемы и т. д.;
-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
-сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих
творческих работах;
-самостоятельно определять с помощью пословиц, (поговорок) смысл читаемого
произведения;
-понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
-понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
-проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;

-определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных
произведений.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
-создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
-оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
-прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные
мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
-не конфликтовать, использовать вежливые слова;
-в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
-употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
-оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно
и др.), высказывая свою точку зрения;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
-готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей и пр.)
по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Обучающийся получит возможность научиться:
-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы; -создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения
устного высказывания;
-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения
другого;
-объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
-отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
-опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
-формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей
работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и
функции;

-определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по
выработанным критериям;
-определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на
основе нравственных норм; -руководствоваться выработанными критериями при оценке
поступков литературных героев и своего собственного поведения;
-объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из
создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных
произведений;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские
журналы и газеты);
-готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и
изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
-озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.
3 класс
Регулятивные
Обучающийся научится:
-Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе
его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с
целями темы; принимать учебную задачу урока.
-Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.). -Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы.
-Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.
-Контролировать выполнение действий в соответствии с планом.
-Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
-Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.),
аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к
улучшению результата в ходе выполнения учебных задач. -Анализировать причины
успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной
форме по собственному желанию.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации.
-Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и
научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.
-Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с
помощью приёмов устного словесного рисования.
-Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них
(лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку).

Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины
художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.
Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника.
-Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6
предложений. -Осознавать сущность и значение русских народных и литературных
сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
-Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический,
содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция,
литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и
народные промыслы. Обучающийся получит возможность
-Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий.
-Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в
произведении.
-Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры
текста и пр.
4 класс
Регулятивные
-формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
-читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений,
выразительно, выборочно и пр.);
-осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный
группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,
альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего
плана работы;
-принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
-выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения
темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их
выполнение; -оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными
критериями и выбранными формами оценивания;
-определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы
баллов);
-фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради
или в пособии «Портфель достижений».
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный
результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; свободно
пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
-самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке
и преобразовывать её из одного вида в другой;
-владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения; пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих
учебных целей.
Познавательные
-находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать
полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать
авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
-сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ,
волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
-сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки,
кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
-находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать
название выставке книг;
-сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10
предложений;
-понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов
и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; -проявлять индивидуальные
творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе
чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
-предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных
установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его
мотивы и замысел автора;
-определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины,
жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения),
осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения -самостоятельно
анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы
поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать
свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под
руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное
чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный
текст; при чтении отражать настроение автора;
-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге
художественной; -просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска
нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои
читательские успехи; -осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых
изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми
произведениями; -распределять загадки по тематическим группам, составлять
собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; -соотносить
заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его
заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев,
приводить примеры их поступков.
Обучающийся получит возможность научиться:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение
к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких
и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями; -употреблять пословицы и поговорки в диалогах
и высказываниях на заданную тему; -наблюдать, как поэт воспевает родную природу,
какие чувства при этом испытывает; -рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво»
и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных
высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и
нравственных дилемм; - пользоваться элементарными приёмами анализа текста с
помощью учителя; -осуществлять переход от событийного восприятия произведения к
пониманию главной мысли; - соотносить главную мысль произведения с пословицей или
поговоркой
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
в зависимости от цели чтения; -находить книги для самостоятельного чтения в
библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и
поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
художественное произведение по образцу.
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным
интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения
под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);
выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный
текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
-ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на
них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых;
-соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание
текста с его заголовком (почему так называется);
-определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в
соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение
к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;

-понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает, как это характеризует самого поэта;
-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм -пользоваться
элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
-осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной
мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в
тексте.
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
-находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации
опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от
самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими
впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о
прочитанных книгах;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
-читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения;
отражая настроение автора;
-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных
слов под руководством учителя;
-составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному. Обучающийся получит возможность
научиться:
-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии
с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
-пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
-находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; между
текстом-описанием и текстом - рассуждением, приводить факты из текста, указывающие
на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять
таблицу различий.
-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, рассказы),
особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими
словами.
-находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).

4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина,
Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям
произведения;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы,
особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня
читается с сатирическими нотками и пр.);
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и
осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и
эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически
воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом
тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ
; -участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений;
-формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственный взгляд на проблему;
-делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план
пересказа, продумывать связки для соединения частей;
-находить в произведениях средства художественной выразительности;
-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и
выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим
предметам;
-приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении
справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении,
давать ему нравственно-эстетическую оценку.
-соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со
своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование
— создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героя);
-работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую
последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

Содержание учебного предмета « Литературное чтение »
2 класс
Вводный урок по курсу литературного чтения -1ч. Знакомство с учебником по
литературному чтению для 2 класса. Самое великое чудо на свете-4ч Мы идём в
библиотеку. Старинные и современные книги Р. Сеф. Напутствие читателю. Пересказ
научно-познавательных текстов Устное народное творчество -15ч
Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Потешки и
прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы —
малые жанры устного народного творчества. Загадки — малые жанры устного народного
творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные
сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». Русская народная сказка. «У страха глаза
велики». Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей
сказки. Русская народная сказка. «Лиса и тетерев».Русские народные сказка. «Лиса и
журавль». Русская народная сказка. «Каша из топора». Русская народная сказка. «Гусилебеди». Внеклассное чтение. Проверим и оценим свои достижения.
Люблю природу русскую. Осень - 8ч
Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки.
Стихотворение Ф. Тютчева Есть в осени первоначальный». Стихотворение К. Бальмонта
«Поспевает брусника». Стихотворение А. Плещеева Осень наступила». Стихотворение А.
Фета «Ласточки пропали». Стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад», С. Есенина «Закружилась листва золотая». М. Пришвина «Осеннее утро».
Стихотворения В. Брюсова «Сухие листья», И. Токмаковой «Опустел скворечник». М.
Пришвина «Осеннее утро». В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст
«Грибы». Проверим и оценим свои достижения.
Русские писатели --14ч.
Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».
А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин» «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима!
Крестьянин, торжествуя». «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и
народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И.А.
Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Л.Н.
Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Филиппок». Л. Толстой «Правда всего
дороже». Л. Толстой «Котёнок». Развитие речи: обучение подробному пересказу.
Внеклассное чтение Проверим и оценим свои достижения.
О братьях наших меньших- 13ч.
Знакомство с названием раздела. Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А.
Шибаева «Кто кем становится». Стихотворения Б. Заходера «Плачет киска в коридоре»,
И. Пивоваровой «Жила-была собака». Стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок». М.
Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Е. Чарушин
«Страшный рассказ». Внеклассное чтение Б. Житков «Храбрый утёнок». В. Бианки
«Музыкант». В. Бианки «Сова». Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных
картинок. Внеклассное чтение. Проверим и оценим свои достижения
Из детских журналов- 9ч

Обучение составлению вопросов. Запуск проекта «Мой любимый детский журнал». Д.
Хармс «Игра» Д. Хармс «Вы знаете?». Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» Д. Хармс
«что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров
«Чудаки». А. Введенский «Учёный Петя». А. Введенский «Лошадка» Внеклассное чтение.
Проект: «Мой любимый детский журнал». Проверим и оценим свои достижения
Люблю природу русскую. Зима -9ч.
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. И. Бунин. Стихотворение «Первый
снег». К. Бальмонт. Стихотворение «Снежинка» (в сокращении) Я. Аким «Утром кот
принёс на лапках». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит». С. Есенин
«Поёт зима – аукает». С. Есенин «Берёза» Русская народная сказка «Два мороза». С.
Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. А. Барто
«Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». Проверим и оценим
свои достижения.
Писатели детям - 17 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский.
Сказка «Путаница». К. Чуковский. Сказка «Радость».К. Чуковский. Сказка «Федорино
горе».С.Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». С.В. Михалков.
Стихотворение «Мой секрет»С.В. Михалков. Стихотворение «Сила воли». С.В. Михалков.
Стихотворение «Мой щенок».А.Л. Барто. Стихи для детей. Стихотворение «Верёвочка».
А.Л. Барто. Стихотворения «Верёвочка», «Мы не заметили жука». А. Барто.
Стихотворение «В школу». А.Л. Барто. Стихотворение. «Вовка – добрая душа». Н.Н.
Носов «Затейники». Н.Н. Носов «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному
пересказу. Н.Н. Носов «На горке». Внеклассное чтение. Проверим и оценим свои
достижения
Я и мои друзья - 10ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Берестов.
Стихотворение «За игрой». В. Берестов. Стихотворение «Гляжу с высоты на обиду». Э.
Мошковская. Стихотворение «Я ушёл в свою обиду».В. Лунин. Стихотворение «Я и
Вовка»Н. Булгаков «Анна, не грусти!»Ю. Емолаев «Два пирожных» В. Осеева
«Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу.В. Осеева
«Хорошее», «Почему?». Внеклассное чтение. Проверим себя и оценим свои достижения.
Люблю природу русскую. Весна -10ч.
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Сочинение весенних загадок.Ф. Тютчев «Зима недаром злится» «Весенние воды». А.
Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь
не тот». И. Бунин «Матери». А. Плещеев «В бурю». Е. Благинина. «Посидим в тишине».
Э. Мошковская «Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая берёза». Запуск проекта
«Газета «День победы – 9 мая». Проверим и оценим свои достижения.
И в шутку, и всерьёз - 14ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер
«Товарищам детям». Б. Заходер «Что красивей всего». Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

Э. Успенский «Чебурашка» (из повести «Крокодил Гена и его друзья»). Развитие речи:
обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. Э. Успенский
«Если был бы я девчонкой». Э. Успенский «Над нашей квартирой». Э. Успенский
«Память». В. Берестов «Знакомый». В. Берестов «Путешественники», «Кисточка». И.
Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский
«Тайное становится явным». Внеклассное чтение. Проверим и оценим свои достижения
Литература зарубежных стран – 12 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.
Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. Американская
народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Английские народные песенки «Перчатки»,
«Храбрецы» (перевод К. Чуковского», «Храбрецы» (перевод С. Маршака». Французская
народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народна песенка «Знают мамы, знают
дети». Ш. Перро «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Е.
Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка». Г. Андерсен «Принцесса на горошине». Э.
Хогарт «Мафин и паук». Внеклассное чтение. Проверим себя и оценим свои достижения.
Содержание учебного предмета « Литературное чтение »
3 класс
Самое великое чудо на свете – 2 ч
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка
сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии,
рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка
сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений.
Устное народное творчество – 11 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские
народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные
народные песни.Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения
прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская
игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская
народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
Деление текста на части. Соствление плана сказки. Характеристика героев сказки.
Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и
живописного текстов. Проект: «Сочиняем сказку». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь - 10 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект «Как
научиться читать стихи». Русские поэты 19-20 века. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»,
«Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение –
средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут
осенние листья»А.А. Фет. «Мама! Глядь-ка из окошка…» «Зреет рожь над жаркой
нивой…». Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. И.С.
Никитин. «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». Подвижные картины природы. И.З.
Суриков «Детство». «Зима» Сравнение как средство создания картин природы. Оценка
достижений.

Великие русские писатели – 24 ч
Знакомство с название раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.Пушкин.
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» Лирические
стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности:
эпитеты, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство
создания картин. «Сказка о царе Салтане…» Тема сказки. События сказочного текста.
Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои
литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. Рисунки И. Билибина у
сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И.А. Крылов.
Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Басни
И.А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика
героев на основе их поступков. Инсценирование басен. М.Ю. Лермонтов. Лирические
стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к
лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Рассказы Л.Н. Толстого. Тема и главная мысль
рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная
мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического
текста. Средства выразительности. Текстрассуждение. Сравнение текста-рассуждения и
текста-описания. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 – 7 ч
Прогнозирование содержания раздела. Н.А. Некрасов. Настроение стихотворений.
Картины природы. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к
герою. К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание
словесных картин. Оценка достижений. Литературные сказки – 10 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.МаминСибиря «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок.
Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.М. Гаршин
«Лягушкапутешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный
смысл сказки. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной
сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ
сказки. Оценка достижений.
Были-небылицы- 10 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М.Горький
«Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства.
Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К.Г. Паустовский «Растрёпанный
воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.
А.И Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов
плана. Пересказ. Оценка достижений. Поэтическая тетрадь 1 – 4 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный.
Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к
изображаемому. А.А. Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных
авторов С.А. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин
цветущей черёмухи. Оценка достижений. Люби живое - 16 ч

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин
«Моя родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на
основе художественного текста. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему
произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек –
главный герой. Рассказ о герое. Творческий пересказ. В.И. Белов. «Малька провинилась».
«Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В.В. Бианки
«Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое
произведения. Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.Б.С. Житков. Пересказ.
Краткий пересказ. В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В.Ю. Драгунский «Он
живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 – 6 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С.Я. Маршак
«Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. Выразительное
чтение. А.Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С.В. Михалков «Если».
Выразительное чтение. Е.А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение.
Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок - 17 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Б.В. Шергин
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
Соотнесение пословицы и содержания произведения. А.П. Платонов «Цветок на земле».
«Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М.М. Зощенко
«Золотые слова»..«Великие пушественники» Смысл названия рассказа. Особенности
юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка
событий. Н.Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности
юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов о
Н.Носова. Оценка достижений. По страницам детских журналов – 6 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и
«Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам детских журналов.
Ю.Ермолаев»Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника
добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего
города. Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Зарубежная
литература - 13 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий
миф. Храбрый Персей.Отражение мифологических представлений людей в
древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.Х.Андерсен
«Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка
сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений.
Содержание тем учебного предмета « Литературное чтение »
4 класс
Летописи, былины, жития – 9 ч
Знакомство с названием раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах
Царьграда». События летописи –основные события Древней Руси. Сравнение текста
летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом
произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины.
«Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в
пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой
былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».Сергей
Радонежский – святой земли русской. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе
опорных слов и репродукций известных картин. Проект «Создание календаря
исторических событий». Оценка достижений
. Чудесный мир классики – 17 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П. Ершов
«Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказки. Мотивы народной сказки
в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван –
настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного
искусства. А.С. Пушкина. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование…»
Интонация стихотворения. Заучивание стихотворения. Сравнение произведений
словесного и изобразительного искусства. «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки.
Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление
плана.Пересказ основных эпизодов сказки. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины
природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.
Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика
героев, отношение к ним. Л.Н. Толстой «Детство». События рассказа». Характер главного
героя рассказа Л.Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни.
Главная мысль. А.П, Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои
рассказа – герои своего времени. Характер художественного текста. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь – 7 ч
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» Отбор средств художественной
выразительности для создания картины природы. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и
ярко…» 3.Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в
лирическом тексте. А.А. Фет «Весенний дождь».»Бабочка». Картины природы в
лирическом стихотворении. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е.А.
Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н. Плещеев «Дети и
птичка». Ритм стихотворения. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Изменение картин природы в стихотворении. Н.А. Некрасов «Школьник». «В зимние
сумерки…» Выразительное чтение. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах
поэта. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка
достижений.
Литературные сказки -12 ч
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.
Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление
плана сказки. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М. Гаршин «Сказка о
жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текстописание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.
Главная мысль произведения. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Мотивы
народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения. Авторское
отношение к героям произведения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Мотивы
народных сказок в литературном тексте. Герои художественного текста. Деление текста

на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
Оценка достижений.
Делу время – потехе час – 7ч
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр
произведения. Инсценирование произведений. В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что
любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к
изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.
Драгунского. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои
произведения. Инсценирования произведения. Оценка достижений.
Страна детства - 7 ч
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой
произведения. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития
событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение
произведения. М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь – 3 ч
В.Я. Брюсов «Опять сон».«Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом
стихотворении. Выразительное чтение. С.А. Есенин. «Бабушкины сказки» Тема
стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М.И. Цветаева «Бежит
тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений разных поэтов на одну
и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.
Природа и мы – 11 ч
Д.М. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа.
Отношение человека к природе. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о
животных. Поступок как характеристика характеристика героя произведения
Поэтическая тетрадь – 5 ч. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом
произведениях Б. Пастернака. Д.Б. Кедрин «Бабье лето». С.А. Клычков. Картины весны и
лета в их произведениях. Н.М. Рубцов «Сентябрь. Изображение природы в сентябре в
лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С.А. Есенин
«Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка
достижений. Родина - 5 ч
И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С.Д.
Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина!
В неярком блеске…» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.
Поэтический вечер. Проект: «Они защищали Родину». Оценка планируемых результатов.
Страна фантазия – 6 ч
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Е.С. Велтистов
«Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои
фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности
фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.
Зарубежная литература – 12ч

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.
Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.Х. Андерсен
«Русалочка» Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен «Приключения Тома
Сойера» Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение
героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда.
Оценка достижений.
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
2 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
урока
1
Вводный урок по курсу литературного чтения
1
2
Самое великое чудо на свете
1
3
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
1
4
Старинные и современные книги. Сравнение книг.
1
5
Напутствие читателю Р.Сефа.
1
6
Устное народное творчество
1
7
Русские народные песни.
1
8
Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного
1
творчества.
9
Считалки и небылицы – малые жанры устного народного
1
творчества.
10
Загадки – малые жанры устного народного творчества
1
11
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль –
1
собиратель пословиц русского народа. Сочинение по
пословице
12
Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет»
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русская народная сказка «Каша из топора»
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» А. Шибаев «Вспомни
сказку»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Устное
народное творчество
Люблю природу русскую.
Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта
Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета
Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина
Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмакова
Средства художественной выразительности В.Берестов
«Хитрые грибы».
Сравнение художественного и научно-популярного текстов.
«Осеннее утро» М.Пришвин
Проверим себя и оценим свои достижения
Русские писатели. А.С. Пушкин – великий русский писатель
Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса
Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…»,

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33-35
36
37
38
39-40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52-53
54
55
56
57
58
59
60
61
62-63
64
65-66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

78

«Зима..»
Проверка техники чтения
Сказка о рыбаке и рыбке
И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек
Л.Н.Толстой «Филипок»
Л.Н.Толстой «Котенок»
Разноцветные страницы. И.Токмакова «Десять птичек - стайка»
Проверим себя и оценим свои достижения
О братьях наших меньших.Знакомство с названием раздела.
Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится
Веселые стихи о животных. Б.Заходер «Плачет киска..»,
И.Пивоварова «Жила-была собака»
В.Берестов «Кошкин щенок
М.Пришвин «Ребята и утята»
М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе
плана, вопросов, рисунков.
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Б.Житков «Храбрый утенок»
В.Бианки «Музыкант
В.Бианки «Сова»
Разноцветные страницы. С.Брезкун
Проверим себя и оценим свои достижения 1
Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал
Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра»
Д.Хармс «Вы знаете»
Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи»
Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Оченьочень
вкусный пирог»
Е.Чарушин «страшные сказки»
Б.Житков «Храбрый утенок»
В.Бианки «Музыкант»
В.Бианки «Сова»
Разноцветные страницы. С.Брезкун
Проверим себя и оценим свои достижения
Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра»
Д.Хармс «Вы знаете»
Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи»
Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Оченьочень
вкусный пирог»
Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя
Защита проекта «Мой любимый детский журнал» Проверка
техники чтения
А.Введенский «Лошадка»
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои
достижения
Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение
загадки и отгадки.
Лирические стихотворения. И.Бунин «Зимним холодом»,

1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111112
113
114
115
116117
118119
120

К.Бальмонт «Снежинка»
Я.Аким «Утром кот принес на лапках»
Лирические стихотворения Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..»,
С.Есенин «Поет зима…»
С.Есенин «Береза»
С.Михалков «Новогодняя быль»
А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет»
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои
достижения
К.И.Чуковский «Радость»
К.И.Чуковский «Федорино горе»
К.И.Чуковский «Федорино горе»
С.Я.Маршак «Кот и лодыри»
С.В.Михалков «Мой секрет»
С.В.Михалков «Сила воли»
С.В.Михалков «Мой щенок
А.Л.Барто «Веревочка»
А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу»
Н.Носов «Затейники»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «На горке».
Подробный пересказ на основе картинного плана.
Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях
В.Берестова, Э. Мошковской
В.Лунин «Я и Вовка»
Н.Булгаков «Анна, не грусти!»
Лирический стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»,
«Весенние воды
Лирические стихотворения А.Плещеева «Весна», «Сельская
песенка»
Лирические стихотворения А.Блока «На лугу», С.Маршака
«Снег теперь уже не тот»
Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю»
Лирические стихотворения Е.Благининой «Посидим в
тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел»
Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза»
Проект Газета «День Победы – 9 мая»
Б.Заходер «Что красивей всего?»
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои
достижения
Б.Заходер «Песенки Винни-Пух
Э.Успенский «Чебурашка

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…»
Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память»
В.Берестов «Знакомый, «Путешественники»
В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной
стране»
Г.Остер «Будем знакомы»

1
1
1
2

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1

2

121122
123
124
125126
127
128129
130
131
132133
134135
136

В.Драгунский «Тайное становится явным»

2

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои
достижения.
Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник»
Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»

1

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и
мотылек», «Знают мамы, знают дети»
Шарь Перро «Кот в сапогах»

1

Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» Понимать
Эни Хогарт «Мафин и паук»
Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник»

1
1
2

Обобщающий урок по разделу « Литература зарубежных
стран»
Резервный. Проверка техники чтения.

2

1
2

2

1

3 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема урока
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдор
О первопечатнике Иване Фёдорове.
Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на
свете».Тест № 1
Русские народные песни.
Шуточные народные песни
Докучные сказки
Произведения
прикладного искусства: гжельская
и
хохломская посуда
Произведения прикладного искусства: дымковская и
богородская игрушка.
Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»
Проверка техники чтения.
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
Обобщающий урок по разделу «Устное народное
творчество»Тест № 2.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
27
28
29
30
31
32
33

34
35
36

37

38

39

40
41
42
43
44
45

46
47
48

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научнопопулярной статьи Я. Смоленского.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Ф.И. Тютчев «Листья» сочинение-миниатюра «О чём
расскажут осенние листья»
А.А. Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка»
А.А. Фет
«Зреет рожь над жаркой нивой…»
И.С. Никитин «Полно, степь моя…»
И.З. Суриков «Детство»
И.З. Суриков «Зима».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Тест № 3.
Первый снег
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни
А.С. Пушкина»
А.С. Пушкин «За весной, красой природы…»,
«Уж небо осенью дышало…».
А.С. Пушкин
«В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного
паркета»
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
А.С. Пушкин «Зимний вечер».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди»
Тест № 4. КИМы
с. 10-11.
И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове
И.А. Крылов «Мартышка и очки».
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна
И.А. Крылов «Ворона и лисиц
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи.
М.Ю. Лермонтов
«Горные вершины…»,
«На севере диком стоит одиноко…».
М.Ю. Лермонтов «Утёс»
М.Ю. Лермонтов «Осень».
Тест № 5
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

и

1
1
1

и

1

и

1

и

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74-77
78
79
80
81
82
83

Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
Л.Н. Толстой «Акула»
Л.Н. Толстой «Акула»
Л.Н. Толстой «Прыжок».
Л.Н. Толстой «Лев и собачка
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается
вода из моря?»
Обобщающий урок по разделу «Великие русские
писатели».
Тест № 6.
Н.А. Некрасов «Славная осень!»
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный
ельник у дороги».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь
Тест № 7.
Знакомство с литературными сказками.
Проверка техники чтения.
Д.Н. Мамин – Сибиряк
«Присказка к «Алёнушкиным сказкам»
Д.Н. Мамин – Сибиряк
«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост».
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
Тест № 8.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой»
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей»
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей».
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей»
А.И. Куприн «Слон»
Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы
Тест № 9.
С. Чёрный
«Что ты тискаешь утёнка…».
С. Чёрный
«Воробей», «Слон»
А.А. Блок «Ветхая
избушка»
А.А. Блок «Сны»,
«Ворона».
С.А. Есенин «Черёмуха»

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1

84
85
86-87
88
89
90-91
92
93-97
98
99
100

101
102
103

104
105
106
107
108

109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120

121

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
Тест № 10.
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
И.С. Соколов – Микитов
«Листопадничек»
В.И. Белов «Малька провинилась».
В.И. Белов «Ещё про Мальку»
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
В. В. Бианки «Мышонок Пик».
Тест № 11.
Б.С. Житков «Про обезьянку».
В.П. Астафьев «Капалуха»
В.Ю. Драгунский
«Он живой и светится»
Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Тест № 12.
КИМы с. 26-27.
С.Я. Маршак «Гроза днём».
С.Я. Маршак
«В лесу над росистой поляной …».
А.Л. Барто «Разлука».
Проверка техники чтения.
А.Л. Барто
«В театре».
С.В. Михалков «Если».
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Проект «Праздник поэзии».
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь
Тест № 13.
Б.В. Шергин» «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Цветок на земле»
А.П. Платонов «Ещё мама».
А.П. Платонов «Ещё мама».
Уч. с. 137-143.
М.М. Зощенко «Золотые слова».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
Н.Н. Носов «Федина задача».
Н.Н. Носов «Телефон».
В.Ю. Драгунский
«Друг детства».
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок».
Тест № 14.
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские
журналы. По страницам журналов для детей.

1
1
2
1
1
2

5
1

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

122

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

123
124
125

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».
Г. Б. Остер «Вредные советы».
Г. Б. Остер
«Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи»
Создание сборника добрых советов.
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских
журналов».

126
127
128

129
130
131
132
133
134
135
136

Тест № 15.
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».
Тест № 16.
Итоговая диагностическая работа.
Игра «Брейн Ринг»
Проверка техники чтения.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».