РП по музыке 2-4кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
2-4 класс
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 2)
(уровень: специально-коррекционное обучение)
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Михалева Зарина Игоревна, учитель начальных классов

г. Свирск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по музыке составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; авторской программы по музыке. Предметная линия
учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.1-4 классы», М.,.- 6-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
Цель и задачи реализации учебной программы по изобразительному искусству для
обучающихся с ЗПР (задержка психического развития) вариант 7.2— обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Общие цели учебного предмета:



формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным
традициям России, музыкальной культуре разных народов;
 развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного
и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности
(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах,
музыкально-пластическое движение и импровизация).
Успехи в изучении предмета «Музыка» немаловажную роль играют в качестве подготовки
ребёнка по другим школьным предметам. Учитывая это, программа построена с учётом
специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении,
причиной которых являются:
- незрелость эмоционально - волевой сферы;
- нарушения восприятия и памяти;
- проблемы речи и замедление темпа её развития;
- отставание в развитии форм мышления;
- общее ослабление здоровья из-за проявлений хронических заболеваний и повышенной
утомляемости уч-ся.
Данная программа строит обучение детей с ОВЗ по предмету «музыка» на основе принципа
коррекционно–развивающей направленности
процесса, в котором нужно обозначить дополнительный комплекс коррекционных задач и
целей, стоящих перед преподавателем на уроках, а именно:
- корригировать отклонения в нарушении восприятия и памяти;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- способствовать снятию эмоционального напряжения;
- активизировать творческие способности учащихся.
Реализуется данная программа через следующие методы и формы:
- обучение на интересе, успехе, доверии;
увеличение многообразия и наглядности учебного предмета (музыкальные клипы,
презентации, видео, музыкальные тесты);
-одновременное подключение слуха,зрения, моторики;
- формулирование определений по установленному образцу;
- взаимообучение, диалогические методики;

- оптимальность темпа изучения с позиции полного усвоения.
Задачи программы:
 развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
 понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
 освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера,
балет, симфония, музыка из кинофильмов);
 изучение особенностей музыкального языка;
 формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности
(сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально
значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным
опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО отражают:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими

основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и
жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего
образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР предметные результаты отражают:
Музыка:
 формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;
 формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических
суждений;
 развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной
музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
 формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений
различных жанров;



использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизации.

Выпускник 2класса научится:
 воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на
искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
 ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора
России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные традиции;
 соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
 общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
 исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и
др.);
 определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
 оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник 2 класса научит возможность научиться:
 реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных
видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и
других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и
импровизации); владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов, Имеет слуховой багаж из прослушанных
произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики; Узнает
изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
Выпускник 3 класса научится:
 воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё
отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения,
позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
 воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений,
игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
 вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми;
 реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач;
 понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и
приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Выпускник 3 класса научит возможность научиться:


организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность; музицировать;



использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий; использовать систему графических знаков для ориентации в
нотном письме при пении простейших мелодий; реализовывать творческий потенциал

Выпускник 4 класса научится:
 узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
 продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
музыкальных инструментах, составах оркестров;
 продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой
деятельностью;
 высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать
идеи и отстаивать собственную точку зрения;
 продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных
видов искусств;
 эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике;
 показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
 выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде
исполнительской деятельности (пение, музицирование);
 передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков,
оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
 охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов;
 определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный
язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
 использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
 исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.).
Выпускник 4 класса научит возможность научиться:


организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность; музицировать;



использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;



владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать
в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его
музыкальных образов;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
2 класс
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (2 ч.)
Мелодия.
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников
в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в
различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с
музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники
задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась.
Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы
построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся
с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве (сл. Н
Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить
представление о мелодии и аккомпанементе.
Гимн России.Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России»
А.Александров, С.Михалков).Знакомство учащихся с государственными символами России:
флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм
Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано).
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с
пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир
ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства
музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома»
П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные
средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов
музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и
различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп,
динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление
учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями
музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные
образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная
музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.
Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.
Молитва.Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома»
П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской
православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях.
Народные славянские песнопения.
Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и
профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику
– «Новый год».
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества.
Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический
фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного
творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игрыдраматизации. Приразучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы»,
«Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое
произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт,
роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные
импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой
основы и характерных особенностей.
Русские народные праздники. Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные
традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор
России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное
исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся
традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (7 ч.)
Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор»
Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.
Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет.
Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор,
солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное
представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере.
Развитие музыки в исполнении. Рольдирижера,
режиссера, художника в создании
музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении
человеческих чувств, тем, художественных образов.Роль дирижера в создании музыкального
спектакля. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.
-«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Увертюра к опере.
- Увертюра

- заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.
-Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
- сцена из первого действия.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки:
развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
В концертном зале. Симфоническая сказка. Музыкальные инструменты. Симфонический
оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями
музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные портреты в
симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих
чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности
(тембр).
Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные
портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла
«Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих
закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с
произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения
между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты
(орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями
великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор –
исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей.
Природа и музыка. «Печаль моя светла».Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Первый Международный конкурс П.И.Чайковского. Конкурсы и фестивали музыкантов.
Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева,
П.Чайковского).Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.
-Концерт №1 для фортепиано с оркестром.
П.Чайковский.
Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
Заключительный урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль)
музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).Обобщение музыкальных
впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы
концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года
3 класс (34 часа)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Песенность музыки русских композиторов. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная
черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная.
Основные
средства
музыкальной
выразительности
(мелодия,
аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и
художников.
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. «Виват,
Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта.
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских
народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева
«Александр Невский».Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных
образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в
опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (3 ч.)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров. Утро. Звучание
окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.
Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя
молитва» и Э.Грига «Утро».
Портрет в музыке. Детские образы С.Прокофьева. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. «В детской». «Игры и игрушки». «На
прогулке». «Вечер». Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная
выразительность.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление
учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями
музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Древнейшая песнь материнства. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение
учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. «Тихая моя, нежная моя,
добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка
в творчестве композиторов.
Образ праздника в искусстве. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка
в творчестве композиторов.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная
музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Жанр былины. «Настрою гусли на старинный лад».Былина о Садко и Морском царе.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества.

Певцы – гусляры. Образы народных сказителей в русских операх. Образ певца- пастушка
Леля. Певцы русской старины (Баян.Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический
фольклор России. Народная и профессиональная музыка. (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Опера «Руслан и Людмила». Опера.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.. Интонационнообразное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».Опера.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Опера «Снегурочка». «Океан – море
синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений
мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова
«Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Контраст образов и чувств в балете П.Чайковского «Спящая красавица». Балет.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского
«Спящая красавица».
Мюзикл как жанр легкой музыки. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.
Тема раздела: «В концертном зале » (5ч.)
Жанр инструментального концерта. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды
музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.
Выразительные возможности флейты. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие
картины.
Выразительные возможности скрипки.
Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.
Контрастные образы симфонии «Героическая» Л.Бетховена. Музыкальная форма
(трехчастная). (симфония). Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений. Темы, сюжеты и образы музыки
Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Музыка – источник вдохновения и радости. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз
– музыка ХХ века. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление
об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и
стилей. Известные джазовые музыканты-исполнители.
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как
сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи
Э.Грига и П.Чайковского.
Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
«Радость к солнцу нас зовет». Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова,
С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Музыкальная речь как способ общения между
людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и
радости.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление
афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного
года
4 класс (34 часа)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (4 ч.)
Вся Россия просится в песню…Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь
словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о
России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Общность интонаций
народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских
композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ
(С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и
поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню».
Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных
жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».
«Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Размышления учащихся над поэтическими
строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их
интонационно-образные особенности.
На великий праздник собралася Русь! «Я пойду по полю белому…» Народная и
профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций
народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский»
С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(3 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и
профессиональная
музыка.
Духовная
музыка
в
творчестве
композиторов.
Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Праздники Русской
православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции
Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»С.В.
Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше»
П.Чесноков – молитва).
Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
В краю великих вдохновений. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальнопоэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов
(Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость.
Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина
и в опере Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье.. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и
изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном
стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по
мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике
играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Святогорский монастырь. Обобщение.
Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальнопоэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса
«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя
дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
«Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Народная и
профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в
руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни
народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе,
размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык
одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная
сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы,
легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных
стран мира.
Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные
музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.
Тема раздела: «В концертном зале» (6ч.)
В музыкальном театре. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на
тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление
музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких
композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для
виолончели с оркестром).
«Старый замок». Счастье в сирени живет…Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты
«Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества
С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в
музыке.
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные,
куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена( «Полонез №3», «Вальс №10»,
«Мазурка»).
«Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:
вокальная,
инструментальная.
Музыкальная
драматургия
сонаты.
(Соната
№8
«Патетическая» Л.Бетховен).
Царит гармония оркестра. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная,
оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за

2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении,
музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной
стоим…).Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Драматургическое развитие в опере. Контраст.
Основные темы – музыкальная
характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2
действия, хор из 3 действия).
«Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Народная и
профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария.
Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила
младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.Народная и профессиональная
музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
Орнаментальная мелодика.
Балет
«Петрушка».Народные
музыкальные
традиции
Отечества.
Народная
и
профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой
музыки.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.
(«Прелюдия» С.В.Рахманинов,). Развитие музыкального образа.
«Исповедь души». «Революционный этюд». Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. (
«Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальные
инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель.
Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков
(«Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,
«Утро» Э.Григ) имастерство
известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное
богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов:
Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила
младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита.
Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе
Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность
музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении
М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕЬНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
№
раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25-26
27
28
29
30
31
32
33
34

2 класс
Тема урока
"Россия - Родина моя"
Мелодия
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
"День, полный событий"
Музыкальные инструменты (фортепиано)
Природа и музыка. Прогулка.
Танцы, танцы, танцы...
Эти разные марши. Звучащие картины.
Расскажи сказку. Колыбельные . Мама.
"О России петь - что стремиться в храм"
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Святые земли русской. Князь Ал.Невский
Сергий Радонежский
Жанр молитвы
С Рождеством Христовым! Обобщение.
Музыка на Новогоднем празднике.
Обобщающий урок
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Разыграй песню.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны.
"В музыкальном театре"
Сказка будет впереди.
Детский музыкальный театр: опера, балет
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра
Опера. Формы построения музыки.
Опера "Руслан и Людмила". Сцены из оперы.
"Какое чудное мгновенье!" Увертюра. Финал.
В концертном зале. Симфоническая сказка (С.Прокофьев "Петя и волк")
"В концертном зале"
"Картинки с выставки" Музыкальное впечатление.
"Звучит нестареющий Моцарт" Симфония № 40. Увертюра.
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё
это Бах!
Всё в движении. Попутная песня.
Музыка учит людей понимать друг друга. "Два лада" (легенда).
Природа и музыка. "Печаль моя светла".
Первый Международный конкурс П.И.Чайковского.
Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть
мелодии?

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

"Россия-Родина моя"

1
2
3
4
5
6
7
8
9-10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33

Песенность музыки русских композиторов
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и
художников
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки
Кантата "Александр Невский" С.Прокофьева
Опера "Иван Сусанин" М.Глинки
"День, полный событий"
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров
Портрет в музыке. Детские образы С.Прокофьева. В каждой интонации
спрятан человек.
Детская тема в произведениях М.Мусоргского.
"О России петь - что стремиться в храм"
Древнейшая песнь материнства. Радуйся, Мария! "Богородице Дево,
радуйся!"
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве
Образ праздника в искусстве
Святые земли Русской. княгиня Ольга. Князь Владимир.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. "Настрою гусли на старинный лад". Былина о Садко и
Морском царе.
Певцы – гусляры. Образы народных сказителей в русских операх. Образ
певца – пастушка Леля.
Обобщающий урок 2 четверти.
«В музыкальном театре»
Музыкальные темы – характеристики главных героев. Опера «Руслан и
Людмила» М.Глинка.
Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка "Орфей и Эвридика"
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Опера "Снегурочка".
"Океан-море синее".
Контраст образов и чувств в балете П.Чайковского «Спящая красавица».
Мюзикл как жанр легкой музыки.
«В концертном зале»
Жанр инструментального концерта. Музыкальное состязание (концерт).
Выразительные возможности флейты.
Выразительные возможности скрипки.
Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Обобщающий урок 3 четверти.
Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Контрастные образы симфонии «Героическая» Л.Бетховена. Музыкальная
форма (трехчастная).
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Музыка – источник вдохновения и радости. Композитор- исполнитель –
слушатель. Джаз – музыка ХХ века.
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие
музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между
людьми.
«Радость к солнцу нас зовет». Сходство и различие музыкальной речи

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

34

№
раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.
4 класс
Тема урока
Россия-Родина моя
Вся Россия просится в песню…Мелодия. "Ты запой мне ту песню..." "Что не
выразишь словами, звуком на душу навей..."
Как сложили песню. Звучащие картины.
"Ты откуда русская, зародилась, музыка?"
На великий праздник собралася Русь! "Я пойду по полю белому..."
О России петь - что стремиться в храм
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Праздников праздник, торжество из торжеств. "Ангел вопияше".
Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий.
День, полный событий
В краю великих вдохновений. "Приют спокойствия, трудов и
вдохновенья..."
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Ярмарочное гулянье
Святогорский монастырь.Обобщение.
Зимнее утро. Зимний вечер.
"Приют, сияньем муз одетый..."
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Оркестр русских народных инструментов. "Музыкант-чародей"
(белорусская народная сказка)
Народные праздники. "Троица".
В концертном зале
«В музыкальном театре». Музыкальные инструменты(скрипка, виолончель)
Вариации на тему рококо.
"Старый замок" " "Счастье в сирени живет…"
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы...
"Патетическая" соната. Годы странствий.
Царит гармония оркестра.
"Какое чудное мгновенье!" Увертюра. Финал.
В музыкальном театре
Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стоим...)
«Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского.
Русский восток. "Сезам, откройся!" Восточные мотивы.
Балет«Петрушка»
Театр музыкальной комедии.
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..."
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
«Исповедь души». «Революционный этюд».
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
В интонации спрятан человек.
Музыкальный сказочник.
«Рассвет на Москве-реке».

1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».