Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска» Адаптированная рабочая программа факультативного курса «В мире математики» 2-4 класс для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 2) (уровень: специально-коррекционное обучение) на 2022-2023 учебный год Составитель: Михалева Зарина Игоревна, учитель начальных классов г. Свирск Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса «В мире математики», 2-4 класс для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО ОВЗ) с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 2-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; • развитие краткости речи; • умелое использование символики; • правильное применение математической терминологии; • умение делать доступные выводы и обобщения; • обосновывать свои мысли. Программа коррекционно-развивающего курса является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; —воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Содержание факультативного курса «В мире математики» Вводное занятие. Путешествие в страну «Арифметика» Инструктаж по ТБ. Римские цифры; Римские цифры; Ребусы; Монета и купюра. Размер монет и купюр. «Шаг в будущее». Геометрия вокруг нас. Путешествие точки. Тайны окружности. Математическое путешествие. Математические игры. «Часы нас будят по утрам...» .Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Секреты задач. «Что скрывает сорока?» .Интеллектуальная разминка. Дважды два — четыре. В царстве смекалки. Мир занимательных задач. Математические фокусы. Математическая эстафета Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Развитие познавательных способностей» № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема занятия Кол-во часов Вводное занятие. Путешествие в страну «Арифметика» 1 Инструктаж по ТБ Римские цифры 1 Римские цифры 1 Ребусы 1 Ребусы 1 Монета и купюра. Размер монет и купюр 1 Монета и купюра. Размер монет и купюр 1 Обобщение раздела «Удивительный мир чисел» 1 «Шаг в будущее» 1 Геометрия вокруг нас 1 Путешествие точки 1 Путешествие точки 1 Тайны окружности 1 Тайны окружности 1 Математическое путешествие 1 Математическое путешествие 1 Математические игры 1 Математические игры 1 «Часы нас будят по утрам...» 1 Геометрический калейдоскоп 1 Геометрический калейдоскоп 1 Головоломки 1 Головоломки 1 Секреты задач 1 «Что скрывает сорока?» 1 Интеллектуальная разминка 1 Дважды два — четыре 1 Дважды два — четыре 1 В царстве смекалки 1 В царстве смекалки 1 Мир занимательных задач 1 Мир занимательных задач 1 Математические фокусы 1 Математическая эстафета 1