РП по ИЗО 2-4 кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2-4 класса
(уровень: базовый)
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по изобразительному искусству для
общеобразовательных школ (Сборник примерных рабочих программ «Школа России»
1 – 4 классы. Издательство Просвещение 2011 год).

Программу разработали:
Черных Н. Б.,
Пономаренко Я. А.,
Корецкая Н. Н.,
Непомнящая Е.Н.
Кокорева О.И.

г. Свирск

Пояснительная записка
Рабочая программа по изо для 2-4 классов разработана на основе требований ФГОС
НОО, авторской программы Неменского Б. М. « Изобразительное искусство» в
соответствии с целями и задачами образовательной программы.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели учебного предмета:
•
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
•
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира,
умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
•
освоение
первоначальных
знаний
о
пластических
искусствах:
изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни
человека в и общества.
•
овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
•
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
•
развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектуры, дизайн и др.);
•
формирование навыков работы с различными художественными
материалами.
На изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 0,5 часа во 2-4 классах в неделю (17
часов в год).
Учебно – методическое обеспечение:
1. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. –
М.: Просвещение, 2012.
2. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной
школы / Коротеева Е. И. Под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,
2012.
3. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы / Под редакцией
Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2012.
Для отслеживания уровня усвоения материала и способов действий используются
следующие формы контроля, взаимно дополняющие друг друга:

проекты;

практические работы;

творческие работы.
Результаты заносятся учителем в классный журнал с согласия учащегося и
учитываются при выставлении отметки за четверть.

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
3

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся
научиться

Обучающийся научится

получит

возможность

2 класс
 понимать, что такое деятельность
художника
(что
может
изобразить
художник – предметы, людей, события; с
помощью каких материалов изображает
художник – бумага, холст, картон,
карандаш, кисть, краски и пр.);
 узнавать основные жанры (натюрморт,
пейзаж, анималистический жанр, портрет) и
виды произведений (живопись, графика,
скульптура,
декоративно-прикладное
искусство и архитектура) изобразительного
искусства;
 называть известные центры народных
художественных ремёсел России (Хохлома,
Городец, Дымково);

узнавать
отдельные
произведения
выдающихся отечественных и зарубежных
художников, называть их авторов;

сравнивать
различные
виды
изобразительного
искусства
(графики,
живописи,
декоративно-прикладного
искусства, скульптуры и архитектуры);
 различать основные и составные, теплые и
холодные
цвета;
изменять
их
эмоциональную напряженность с помощью
смешивания с белой и черной красками;
использовать
их
для
передачи
художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
 использовать декоративные элементы,
геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов
быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в
собственной
художественно-творческой
деятельности
специфику
стилистики
произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных
условий);
 использовать художественные материалы
(гуашь, акварель, цветные карандаши,
восковые мелки, тушь, уголь, бумага);


воспринимать
произведения
изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении
их
содержания
и
выразительных средств, объяснять сюжеты
и содержание знакомых произведений;
 высказывать суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных
состояниях;
 пользоваться средствами выразительности
языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной
художественно-творческой
деятельности;
 моделировать новые формы, различные
ситуации,
путем
трансформации
известного; создавать новые образы
природы,
человека,
фантастического
существа средствами изобразительного
искусства;

выполнять
простые
рисунки
и
орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе
Paint;
 видеть, чувствовать и изображать красоту
и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 изображать пейзажи, натюрморты,
портреты,
выражая
к
ним
свое
эмоциональное отношение.

4


применять
основные
средства
художественной
выразительности
в
рисунке, живописи и скульптуре (с натуры,
по памяти и воображению); в декоративных
работах – иллюстрациях к произведениям
литературы и музыки;
 пользоваться простейшими приёмами
лепки (пластилин, глина).
3 класс

различать
виды
художественной
деятельности;
 различать виды и жанры в ИЗО;
 понимать образную природу искусства.
 эстетически оценивать явления природы,
события окружающего мира;
 применять художественные умения,
знания и представления в процессе
выполнения
художественно-творческой
работы;
 узнавать, воспринимать и осмысливать
несколько великих произведений русского
и мирового искусства;
 обсуждать и анализировать произведения
искусства;
 использовать в художественно-творческой
деятельности различные материалы и
техники;
 компоновать на плоскости листа и в
объеме, задуманный образ;

рассуждать
о
многообразии
представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных
природных условиях создавать свою
самобытную культуру;
 объяснять значение памятников и
архитектурной среды древнего зодчества
для современников;
 приводить примеры произведений
искусств, выражающих красоту мудрости и
богатой
духовной
жизни,
красоту
внутреннего мира человека.
4 класс

 понимать содержание и выразительные
средства художественных произведений;


различать
виды
художественной
деятельности
(рисунок,
живопись,
скульптура,
художественное
конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в
художественно-творческой деятельности,
используя
различные
художественные


воспринимать
произведения
изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении
их
содержания
и
выразительных средств, объяснять сюжеты
и содержание знакомых произведений;
 видеть проявления художественной
культуры
вокруг:
музеи
искусства,

 сопоставлять объекты и явления реальной
жизни и их образы, выраженные в
произведениях искусств, и объяснять их
разницу;
 выражать в беседе свое отношение к
произведению искусства;
 создавать графическими средствами
выразительные образы природы, человека,
животного;

выбирать
характер
линий
для
изображения того или иного образа;

использовать
пропорциональные
соотношения лица, фигуры человека при
создании портрета;

создавать
средствами
живописи
эмоционально-выразительные
образы
природы;
 изображать пейзажи, натюрморты,
выражая к ним свое эмоциональное
отношение.

5

материалы и приемы работы с ними для
передачи собственного замысла;
 различать основные виды и жанры
пластических искусств, понимать их
специфику;
 узнавать, воспринимать, описывать и
эмоционально оценивать шедевры русского
и мирового искусства, изображающие
природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.)
окружающего мира и жизненных явлений;
 называть ведущие художественные музеи
России и художественные музеи своего
региона;
 создавать простые композиции на
заданную тему на плоскости и в
пространстве;
 использовать выразительные средства
изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные художественные материалы для
воплощения собственного художественнотворческого замысла;
 различать основные и составные, теплые и
холодные
цвета;
изменять
их
эмоциональную напряженность с помощью
смешивания с белой и черной красками;
использовать
их
для
передачи
художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
 создавать средствами живописи, графики,
скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на
плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты
внешнего облика, одежды, украшений
человека;
 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и
анализировать
геометрическую
форму
предмета; изображать предметы различной
формы; использовать простые формы для
создания
выразительных
образов
в
живописи,
скульптуре,
графике,
художественном конструировании;
 использовать декоративные элементы,
геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов
быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в
собственной
художественно-творческой
деятельности
специфику
стилистики

архитектура,
скульптура,
дизайн,
декоративные искусства в доме, на улице, в
театре;
 высказывать суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных
состояниях;
 пользоваться средствами выразительности
языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной
художественно-творческой
деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные
состояния,
используя
различные оттенки цвета при создании
живописных композиций на заданные темы;
 моделировать новые формы, различные
ситуации, путем трансформации известного
создавать новые образы природы, человека,
фантастического
существа
средствами
изобразительного
искусства
и
компьютерной графики;

выполнять
простые
рисунки
и
орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе
Paint;
 видеть, чувствовать и изображать красоту
и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов;
 понимать и передавать в художественной
работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира,
проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
 изображать пейзажи, натюрморты,
портреты,
выражая
к
ним
свое
эмоциональное отношение;
 изображать многофигурные композиции
на значимые жизненные темы и участвовать
в коллективных работах на эти темы.

6

произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных
условий);
 осознавать главные темы искусства и
отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
 выбирать художественные материалы,
средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека,
явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи с
опорой
на
правила
перспективы,
цветоведения,
усвоенные
способы
действия;
 передавать характер и намерения объекта
(природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д.) в живописи,
графике и скульптуре, выражая свое
отношение к качествам данного объекта.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
Искусство и ты (17 ч)
Как и чем работают художники (4 ч)
Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и
тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные
возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги.
Реальность и фантазия (4 ч)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность.
Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера
Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (6 ч)
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в
изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский
образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в
различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение
намерений через украшение. Изображение животных, передача в изображении характера
выбранного животного. Создание противоположных по характеру сказочных женских
образов (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая
волшебницы). Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером.
Наблюдение за природой в различных состояниях. Изображение живописными
материалами контрастные состояния природы.
Искусство в твоём доме (3 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как
средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства
выразительности. Обобщающий урок года.
7

3 класс
Искусство вокруг нас (17 ч)
Искусство в твоем доме (4 ч)
Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы
в
твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем
доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города (4 ч)
Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные
ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что делал
художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище (6 ч)
Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат.
Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство –
необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от
вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в
работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка),
декоративной (украшение), изобразительной (изображение).
Художник и музей (3 ч)
Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картинапортрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на
улице. Художественная выставка (обобщение темы).
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Знакомство со
станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи
Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города.
Участие художника в организации музея.
4 класс
Каждый народ — художник
Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли (17 ч)
Истоки родного искусства (4 ч)
Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Украшение деревянных русских
построек. Образ традиционного русского дома. Образ красоты человека. Народные
праздники (обобщение темы). Коллективное панно. Обобщение по разделу. Тест.
Знакомство с истоками родного искусства, знакомство со своей Родиной. Роль
природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с
природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных
постройках. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в
произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей Земли (4 ч)
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный
пир в теремных палатах (обобщение темы).
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные
особенности русского города-крепости. Древнерусский каменный храм. Общий характер
и архитектурное своеобразие древних русских городов – Новгород, Псков, Суздаль,
Владимир. Памятники древнего зодчества Москвы. Соответствие одежды человека и его
предметной среды. .
Каждый народ — художник (6 ч)
8

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство
народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ
художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры
средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире
(обобщение темы).
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения
человека и природы в особой манере понимать явления жизни. Выражение в предметном
мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Формирование
эстетического отношения к другим художественным культурам, понимания единства
культуры человечества.
Формы контроля: творческая работа, практическая работа, проект.
Искусство объединяет народы (3 ч)
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Формы контроля: творческая работа, практическая работа, проект, тест.
Тематическое планирование
Изобразительное искусство 2 класс (17 ч)
№
п/п
1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Темы и подтемы
учебного курса
Как и чем работает художник (4 ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Неожиданные материалы. Творческая работа. «Цветочная поляна».
Три основные краски, строящие многоцветье мира.
Реальность и фантазия (4 ч)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия.
Украшение и реальность. Украшение и фантазия.
Постройка и реальность. Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда
работают вместе. Проект.
О чем говорит искусство (6 часов)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: сказочный мужской образ.
Изображение характера человека: женский образ русских сказок.
Образ человека в скульптуре.
Образ сказочного героя, выраженный в объеме.
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм пятен?
Ритм линий. Характер линий. Творческая работа.

Кол-во
часов
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Изобразительное искусство 3 класс (17 ч)
№
п/п
1

Темы и подтемы
учебного курса
Искусство в твоем доме (4 ч)
Твои игрушки.

Кол-во
часов
1
9

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

Обои и шторы в твоем доме.
Иллюстрация твоей книжки. Декоративная закладка.
Осенний вернисаж. Творческая работа.
Искусство на улицах твоего города (4 ч)
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины магазинов.
Труд художника на улице твоего города. Проект.
Художник и зрелище (6 ч)
Цирковое представление. Художник и цирк.
Образ театрального героя. Силуэт загадка.
Театр кукол (голова и костюм куклы).
Карнавальные маски.
Афиша, плакат к спектаклю.
Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок
четверти. Практическая работа.
Художник и музей (3 ч)
Натюрморт. В музеях хранятся картины натюрморты
Лоскутный коврик. Коллаж.
Художественная выставка. Проект.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Изобразительное искусство 4 класс (17 ч)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Темы и подтемы
учебного курса
Истоки родного искусства (4 ч)
Пейзаж родной земли.
Образ традиционного русского дома.
Образ красоты человека. Женский и мужской портрет.
Народные праздники. Коллективное панно. Тест.
Древние города нашей Земли (4 ч)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах. Творческая работа.
Каждый народ — художник (6 ч)
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Многообразие художественных культур в мире. Проект.
Искусство объединяет народы (3 ч)
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Искусство народов мира (обобщение темы). Практическая работа.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».