РП по технологии 2-4 кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по технологии
для 2-4 класса
(уровень: базовый)
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по технологии
для общеобразовательных школ (Сборник примерных рабочих программ
«Школа России» 1 – 4 классы. Издательство Просвещение 2011 год).

Программу разработали:
Черных Н. Б.,
Пономаренко Я. А.,
Корецкая Н. Н.,
Непомнящая Е. Н.,
Кокорева О. И.

г. Свирск

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по
технологии для общеобразовательных школ сборник рабочих программ «Школа России»
(1-4 классы) Москва «Просвещение» 2011
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Изучение предмета «Технология» направлено на решение следующих задач:
-духовно-нравственное
развитие
обучающихся,
освоение
нравственноэстетического и: социально-исторического опыта человечества, отражённого в
материальной культуре;
-формирование
идентичности
гражданина
России
в
поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
-формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление
духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы;
-стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру
профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других
государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей, художественно-конструктивной деятельности
человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации,
интереса к предметно-преобразующей, художественно- конструктивной деятельности;
-формирование знаково-символического и пространственного мышления,
творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование
(умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование
(предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия),
контроль, коррекцию, оценку;
-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой
информации в словарях и библиотеке.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение
начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности
человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном
пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и
творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе
продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических
знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные
особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» 2

позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве
особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта
и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со
свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и
знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от
деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной
«продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ,
которое предусматривает:
•
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и
инструментов;
•
овладение
инвариантными
составляющими
(способами
работы)
технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
•
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек
при работе;
•
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами,
помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
•
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития
пространственного восприятия);
•
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия
на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
•
проектная деятельность (определение цепи и задач, распределение
участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и
способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
•
использование в работе преимущественно конструкторской, а не
изобразительной деятельности;
•
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
•
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами
предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у
обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность
действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное
осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить
решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за
результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы
трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные
практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и
творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития
личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовнонравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология»
проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые
представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное
изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым
источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с
народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный
нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений,
усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира,
изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
3

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания,
полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с
природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих
конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает
знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов.
Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в
программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует
формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в
деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное
искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства
художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил
декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают
эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и
работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при
конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и
создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и
преобразования информации также тесно связано с образовательной областью
«Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание
образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для
понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается
культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах
разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные
суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе,
способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и
единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать
эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт
условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание
программы
обеспечивает
реальное
включение
в
образовательный
процесс
различных
структурных
компонентов
личности
(интеллектуального, - эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического)
в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления
психического и физического здоровья обучающихся.
На изучение предмета во 2—4 классах на уроки технология отводится по 17 ч (0,5 ч
в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Учебно – методическое обеспечение:
1. Сборник рабочих программ С. В. Анащенко [др.]: под общ. ред. А. А. Плешакова.М.:Просвещение, 2011.-528 с.
2. Роговцева Н.И. Технология. 2 класс: учебник. /Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П.
Фрейтаг - М.: Просвещение, 2012.
3. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс: рабочая тетрадь: /Н.И. Роговцева, Н.В.
Богданова, И.П. Фрейтаг пособие для уч-ся.- М.: Просвещение, 2012.
4. Технология. Электронное приложение к учебнику (CD). 2 класс. / Роговцева Н. И.,
Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. – М.: Просвещение, 2012.

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
2 класс
Учащийся научится:
- уважительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека как
создателя и хранителя этнокультурного наследия;
- осмысливать значение бережного и ценностного отношения к окружающему миру и
результату деятельности человека и культурно-историческому наследию;
- оценивать свою деятельность и других учеников на основе заданных в учебнике
критериев и ответов на вопросы рубрики «Вопросы юного технолога»;
- соблюдать этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при
изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
- соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для
качественного выполнения изделия;
- понимать особенности проектной деятельности;
- проявлять интерес к конструктивной деятельности;
- использовать простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды).
Учащийся получит возможность научиться:
- уважительно относиться к трудовой деятельности;
- соблюдать этические норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при
изготовлении изделия;
- осознавать ценность коллективного труда в процессе создания изделия и реализации
проекта;
- оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или не
успешность;
- бережно и уважительно относиться к культурно-историческому наследию страны и
родного края;
- уважительно относиться к людям и результатам их трудовой деятельности;
- учитывать собственные интересы, склонности и способности других учеников.
3 класс
Учащийся научится:
- уважительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека в городской
среде;
- ценить и бережно относиться к окружающему миру и результату профессиональной
деятельности человека;
- проявлять интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в
заданиях учебника и с учётом собственных интересов;
- оценивать собственную деятельность и деятельность других учеников (самостоятельно
или при помощи ответов на вопросы рубрики «Вопросы юного технолога»);
- соблюдать этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при
выполнении проекта;
- соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для
качественного выполнения изделия;
- понимать особенности проектной деятельности;
- проявлять интерес к конструктивной деятельности;
- соблюдать простейшие навыки самообслуживания;
- понимать чувства других людей.
Учащийся получит возможность научиться:
- уважительно относиться к трудовой деятельности;
- соблюдать этические нормы (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа
взаимодействия людей в профессиональной деятельности;
5

- оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или не
успешность и способы её корректировки;
- соотносить себя как гражданина России и жителе города, посёлка, деревни;
- проявлять потребность в творческой деятельности;
- учитывать при выполнении изделия свои интересы и склонности и способности других
учеников.
4 класс
Учащийся научится:
- уважительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на
производстве;
- ценить и бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека;
- осознавать значения промышленного производства для развития нашего государства;
- проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
- соблюдать этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие,
сопереживание);
- проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности
людей;
- находить и отбирать информацию о производствах, расположенных в регионе
проживания ученика, и профессиях, необходимых на данных производствах;
- использовать навыки самообслуживания.
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости учения,
преобладания учебно-познавательных мотивов и умений оценивать результат своей
деятельности;
- открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
- бережно и уважительно относиться к окружающей среде;
- понимать о значении производства для экономического развития страны и региона
проживания;
- уважительно относиться к людям и результатам их трудовой деятельности;
- проявлять этические чувства (гордость, ответственность, стыд);
- осознавать устойчивые этические предпочтения и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой деятельности;
- проявлять потребность в творческой деятельности и реализации собственных
замыслов;
- учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности и потребности
других учеников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
2 класс
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
- дополнять слайдовый и/или текстовый план выполнения изделия, предложенный в
учебнике, недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
- изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
- осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
- проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики
«Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Учащийся получит возможность научиться:

6

- работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы
юного технолога»: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа
работы над изделием, распределять роли;
- проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- выделять познавательную задачу из практического задания;
- воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами, и вносить
изменения в свои действия.
3 класс
Учащийся научится:
- следовать определённым правилам при выполнении изделия;
- выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
- корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
- проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи других
учеников;
- вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
- действовать в соответствии с определённой ролью;
- прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и
рубрики «Вопросы юного технолога» под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить
цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием,
распределять роли;
- проводить самооценку;
- обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
- выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения
изделия;
- прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
- оценивать качество своей работы.
4 класс
Учащийся научится:
- применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
- учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом
учебном материале;
- создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
- определять необходимые этапы выполнения проекта;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
- различать способ и результат действий;
- корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью;
- оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в
учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога».
Учащийся получит возможность научиться:
- работать над проектом: ставить цель;
- составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять
роли; проводить самооценку;
- обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
- самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции
изделия;
- определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые
способы решения учебной задачи;
7

- прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия
или изменении конструкции изделия;
- определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в
процесс выполнения изделия.
Познавательные
2 класс
Учащийся научится:
- находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь
материалами учебника;
- проводить защиту проекта по заданному плану; # использовать знаки, символы, схемы
для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между
реальными объектами и явлениями под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
- создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные
знания и опыт;
- выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить её в различные
знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным
критериям;
- находить информацию по заданным основаниям в соответствии с собственными
интересами и потребностями;
- читать тексты и работать с ними с целью использования информации в практической
деятельности.
3 класс
Учащийся научится:
- выделять из текстов информацию, заданную в явной форме;
- высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты,
основанные на тексте и иллюстрациях учебника;
- проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при
работе с материалами учебника;
- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя и/или самостоятельно;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между
реальными объектами и явлениями под руководством учителя и/или самостоятельно;
- проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей,
используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
- высказывать суждения о свойствах объектов, их строении и т. д.;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного
характера с учётом конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
- проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным
критериям;
8

- находить информацию по заданным основаниям и в соответствии с собственными
интересами и потребностями.
4 класс
Учащийся научится:
- выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
- использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и
собственного кругозора;
- использовать различные знаково-символические средства для представления
информации и решения учебных и практических задач;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при
работе с материалами учебника;
- самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять
последовательность их выполнения;
- самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
- работать с информацией, представленной в различных формах;
- обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным
критериям;
- выделять существенные признаки изучаемых объектов;
- овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной
учителем
задачей,
используя
различные
ресурсы
информационной
среды
образовательного учреждения;
- строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
- создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в
соответствии с конкретными условиями;
- находить и информацию по заданным основаниям и в соответствии с собственными
интересами и потребностями.
Коммуникативные
2 класс
Учащийся научится:
- слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
- уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнёра при
работе в паре и над проектом;
- выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с
партнёром в соответствии с определёнными правилами;
- формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Учащийся получит возможность научиться:
- воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
- соотносить мнение партнёра со своим, высказывать свою оценку;
- приводить аргументы за и против;
- учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и свои;
- вести диалог на заданную тему;
- использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
3 класс
Учащийся научится:
- слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения;
- находить точки соприкосновения различных мнений;
9

- приводить аргументы за и против под руководством учителя при совместных
обсуждениях;
- осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов интересов) при
выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
- оценивать высказывания и действия партнёра, сравнивать их со своими высказываниями
и поступками;
- формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Учащийся получит возможность научиться:
- осмыслять значимость профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной
жизни человека;
- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
4 класс
Учащийся научится:
- вести диалог при работе в паре и группе;
- находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать
свою точку зрения;
- строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести
диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и
средства ИКТ;
- контролировать свои действия и действия партнёра;
- принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
- проявлять инициативу в ситуации общения.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
- соотносить свою позицию с позицией партнёра;
- выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы,
обсуждения;
- ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
Предметные результаты:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
2 класс
Учащийся научится:
- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметнопреобразующей деятельности человека — создателя и хранителя этнокультурного
наследия (на примере традиционных народных ремёсел России) в различных сферах: на
земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
- называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека:
гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и др.;
организовывать
с
помощью
учителя
рабочее
место
для
работы:
с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами,
яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушками), тканью,
нитками, фольгой;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
- различать материалы и инструменты;
- определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
- при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому
материалу, назначению;
- объяснять значение понятия технологии как процесса изготовления изделия на основе
эффективного использования различных материалов.
Учащийся получит возможность научиться:
10

- определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
- называть традиционные для своего края народные промыслы и ремёсла;
- осмыслять значимость сохранения этнокультурного наследия России;
- познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью,
городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения
и развития, способами создания.
3 класс
Учащийся научится:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника,
рабочей тетради;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты,
взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану
с использованием материалов учебника;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с
материалами учебника;
- проводить анализ изделий
и определять или дополнять последовательность их
выполнения под руководством учителя или самостоятельно;
- использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с
материалами учебника;
- находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между
реальными объектами и явлениями под руководством учителя или самостоятельно;
- высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты,
взятые из текста и иллюстраций учебника;
- проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
- называть традиционные для своего края народные промыслы и ремёсла;
- осмыслять значимость сохранения этнокультурного наследия России;
- познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью,
городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения
и развития, способами создания.
4 класс
Учащийся научится:
- воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой
деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
- называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в
производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал,
раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер,
технолог-кондитер, слесарь-электрик, электрик, электромонтёр, агроном, овощевод,
лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор,
технический редактор, корректор, художник;
- определять основные этапы создания изделий на производстве;
- сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла
выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
- анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
- отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения
изделия в зависимости от вида работы;
- проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым
материалам, способам применения, вариантам отделки;
- находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы,
заполнять технологическую карту.
11

Учащийся получит возможность научиться:
- знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением, добычей
полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским, швейным,
деревообрабатывающим производством, очисткой воды, тепличным хозяйством,
издательским делом;
- узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они
расположены;
- знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
- воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
- выполнять самостоятельно проект.
Содержание учебного предмета
2 класс (17 ч)
Человек и земля (7 ч)
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных
культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в
домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей о
происходящих изменениях. Профессии: садовод, овощевод. Понятие: земледелие.
Практическая работа: «Выращивание лука»
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления
посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы
хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия:
керамика, глазурь. Проект «Праздничный стол».
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского
растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие. Техника:
папье-маше, грунтовка. Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент. Изделие:
«Золотая хохлома». Изделие: «Матрёшка».
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми.
Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся
конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи
ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Профессии: животновод, коневод, конюх. Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.
Изделие: «Лошадка». Практическая работа: «Домашние животные».
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотника. Различные виды
построек деревянного зодчества. Значение слов «родина», «родной». Конструкция
русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые
при строительстве избы. Профессия: плотник. Понятия: кракле, венец, наличник,
причелина. Изделия: «Изба», «Крепость» (по выбору учителя)
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных
народов. Правила работы с новым инструментом — циркулем. Изготовление помпона и
игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Понятие: циркуль. Изделие:
«Домовой». Практическая работа: «Наш дом».
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных
народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из
которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона.
Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Внешние признаки тканей из натуральных
волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приёмов плетения в три нити. Понятия:
волокна, виды волокон, сутаж, плетение. Изделие: композиция «Русская красавица».
Человек и вода (3 ч)
Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый
вид техники — изонить. Рациональное размещение материалов и инструментов на
12

рабочем месте. Профессия: рыболов. Понятия: рыболовство, изонить. Изделие:
композиция «Золотая рыбка»
Проект «Аквариум». Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок.
Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных
материалов с реальными объектами. Понятие: аквариум. Изделие: «Аквариум».
Использование литературных текстов для презентации изделия. Понятия: русалка, сирена.
Изделие: «Русалка»
Формы контроля: Проект «Аквариум».
Человек и воздух (3 ч)
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание,
складывание. Освоение техники оригами. Понятия: оберег, оригами. Изделие: «Птица
счастья»
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели
мельницы на основе развёртки. Самостоятельное составление плана изготовления
изделия. Профессия: мельник. Понятие: мельница. Практическая работа: «Ветряная
мельница». Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый
вид материала — фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование
фольги. Соединение деталей при помощи скрепки. Понятия: фольга, флюгер. Изделие:
«Флюгер»
Формы контроля: практическая работа: «Ветряная мельница»
Человек и информация (4 ч)
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека.
Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила
разметки по линейке. Понятия: книгопечатание, книжка-ширма. Изделие: «Книжкаширма»
Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации об
УМК «Перспектива». Понятия: компьютер, Интернет, набор текста. Практическая работа:
«Ищем информацию в Интернете»
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор
лучших работ. Примечание. Заключительный урок можно провести совместно с
родителями в разных формах: в виде выставки достижений, учащихся за год, экскурсии,
конференции. Подведение итогов работы по предмету «Технология» можно организовать
во внеурочное время
Формы контроля: практическая работа: «Ищем информацию в Интернете», выставки
изделий. Презентация изделий.
3 класс (17 ч)
Человек и земля (7 ч)
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и
способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки. Понятия:
проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. Изделие: «Телебашня»
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских
условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание
различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный
дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка,
секатор. Изделие: «Городской парк»
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности.
Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной
модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Понятия: технологическая карта, защита
проекта. Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»
13

Виды и модели одежды. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды.
Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и
пряжи. Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков»,
«Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Практическая работа:
«Коллекция тканей»
Новый технологический процесс — вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и
назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания — крючок и спицы.
Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком. Понятия: вязание,
крючок, воздушные петли. Изделие: «Воздушные петли»
Знакомство с новым материалом — бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его
использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для
работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Использование лески при
изготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисероплетения. Понятия: бисер,
бисероплетение. Изделия: «Браслетик «Цветочки», «Браслетик «Подковки». Практическая
работа: «Кроссворд «Ателье мод»
Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала —
соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве.
Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление
аппликации из соломки. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции.
Понятия: соломка, междоузлия. Изделие: «Золотистая соломка»
Человек и вода (4 ч)
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их
назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели
висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон,
нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения
деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост,
висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция. Изделие: модель
«Мост»
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект «Водный транспорт». Проектная
деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором.
Конструирование. Заполнение технологической карты. Профессия: кораблестроитель.
Понятия: верфь, баржа, контргайка. Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя)
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские,
полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Работа с текстильными
материалами. Изготовление упрощённого варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков
выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка,
океанариум. Изделие: «Осьминоги и рыбки».
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели
фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Понятия: фонтан,
декоративный водоём. Изделие: «Фонтан».
Человек и воздух (3 ч)
Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История
возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами:
классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения
техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по
условным обозначениям. Понятия: оригами, бионика. Изделие: «Птицы».
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика,
штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым
материалом — пробкой. Профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор. Понятия:
вертолёт, лопасть. Изделие: «Вертолёт «Муха»
14

Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Освоение техники папье-маше. Украшение города и помещений при помощи воздушных
шаров. Изделие: «Воздушный шар». Украшаем город (материал рассчитан на
внеклассную деятельность) Изделия: «Композиция «Клоун». Практическая работа:
«Человек и воздух»
Человек и информация (3 ч)
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты
и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие
«бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового
отправления. Профессии: почтальон, почтовый служащий. Понятия: корреспонденция,
бланк.
Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художникадекоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка.
Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при
помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. Проект
«Готовим спектакль». Понятия: театр, театр кукол, программа. Изделие: «Кукольный
театр»
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word
Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и
программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Изделие: «Афиша»
4 класс (17 ч)
Человек и земля (7 ч)
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для
изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология
лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики.
Коллективная работа: изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек)
учащимися. Профессия: мастер по камню. Понятия: поделочные камни, имитация,
мозаика, русская мозаика. Изделие: «Малахитовая шкатулка».
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация
бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых,
так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление
плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами
конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КамАЗ»,
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и
профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи
сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов
технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами.
Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель
лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное
производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка,
размер. Изделие: «Прихватка»
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для
производства обуви. Виды обуви и её назначение. Создание модели обуви из бумаги
(имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и
способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные
материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь,
размер обуви. Проект: «Модель детской летней обуви»
Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и
последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды
пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины.
15

Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной.
Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура,
нож-косяк. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенкаопора для растений»
Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила
эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием
простой электрической цепи, работа с батарейкой. Изделия: «Настольная лампа»,
«Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации
электронагревательных приборов»
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для
жизнедеятельности человека. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат,
рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы»
Формы контроля: тест: «Правила эксплуатации электронагревательных приборов», тест:
«Полезные ископаемые», проект: «Модель детской летней обуви»
Человек и вода (3 ч)
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и
растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом
фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества
расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация,
ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды»
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение
способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного.
Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике
макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение
способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Понятие: макраме. Изделие:
«Браслет»
Формы контроля: практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»
Человек и воздух (3 ч)
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических
ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление
модели самолёта из конструктора. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт,
картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая
баллистическая ракета. Изделие «Самолёт»
Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты.
Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Изделие:
«Ракета-носитель» Летательный аппарат. Воздушный змей (1 ч)
Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона
сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер,
хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей»
Формы контроля: тест «Человек и воздух»
Человек и информация (4 ч)
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи
информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги,
профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её
особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор,
художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционноиздательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный
блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист»
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft
Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: работа с таблицами.
16

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс
редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на
компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового
продукта годового проекта «Издаём книгу». Практическая работа: «Содержание»
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов шитьё блоков нитками
втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление
значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление
переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё
втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник
путешественника»
Тематическое планирование
Технология 2 класс (17 ч)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8,9,10
11
12
13
14
15
16
17

Темы и подтемы учебного курса
Человек и земля – 7 ч
Земледелие. Практическая работа: «Выращивание лука»
Посуда. Проект «Праздничный стол».
Народные промыслы.
Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор».
Строительство: «Изба».
В доме. Проект «Убранство избы»
Народный костюм.
Человек и вода – 3 ч
Рыболовство: «Золотая рыбка», «Русалка». Проект «Аквариум».
Человек и воздух – 3 ч
Птица счастья.
Использование
ветра:
«Ветреная
мельница»,
«Флюгер».
Практическая работа: «Ветряная мельница».
Человек и информация – 4 ч
Книгопечатание: «Книжка ширма».
Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем
информацию в Интернете».
Заключительный урок. Организация выставки изделий.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2

1
2
1

Технология 3 класс (17 ч)
№
урока

Темы и подтемы учебного курса

Кол-во
часов

Человек и земля – 7 ч
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Городские постройки.
Парк. Композиция из природных материалов.
Проект «Детская площадка»
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Вязание. Правила работы вязальным крючком.
Бисероплетение. Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод»
Золотистая соломка.
Человек и вода – 4 ч
Мосты.
Водный транспорт. Проект «Водный транспорт»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

10
11
12
13
14
15
16
17

Океанариум. Практическая работа: «Мягкая игрушка»
Фонтаны. Практическая работа: «Человек и вода»
Человек и воздух – 3 ч
Зоопарк. Изделие «Птицы».
Вертолётная площадка.
Воздушный шар. Практическая работа: «Человек и воздух»
Человек и информация – 3 ч
Почта. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль».
Афиша. Создание афиши и программки на компьютере.

1
1
1
1
1
1
1
1

Технология 4 класс (17 ч)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Темы и подтемы учебного курса
Человек и земля – 7 ч
Полезные ископаемые. Тест: «Полезные ископаемые»
Автомобильный завод
Швейная фабрика.
Обувное производство. Проект: «Модель детской летней обуви»
Деревообрабатывающее производство
Бытовая техника. Практическая работа: «Тест: Правила
эксплуатации электронагревательных приборов»
Тепличное хозяйство
Человек и вода – 3 ч
Водоканал
Порт. Практическая работа: «Технический рисунок канатной
лестницы»
Узелковое плетение
Человек и воздух – 3 ч
Самолётостроение. Ракетостроение
Ракета-носитель
Летательный аппарат. Воздушный змей. Тест: «Человек и воздух»
Человек и информация – 4 ч
Создание титульного листа.
Работа с таблицами
Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание».
Переплётные работы. Проект «Издаём книгу».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».