РП по географии 6-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 6-9 классов (уровень: базовый)
Учитель: Пронина Наталья Алексеевна, высшая квалификационная категория
2022/2023 учебный год

г. Свирск
2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса Географии для 6-9 классов составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1. Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных
школ (Программа по географии к учебникам 5-9 классов А.И. Алексеева, В.В. Николиной,
Е.К. Липкиной и др. (Программно-методические материалы: Рабочие программы. География.
5 – 9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»/ Сост. В.В. Николина. – М.:
Просвещение, 2018 г.
2. Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 22.04.2020 г. №
330-мр.
Целями изучения географии является:
 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
 формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях
(планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
 понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его
развития с учетом исторических факторов;
 познание основных природных, социально – экономических, экологических,
геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом
пространстве России в мире;
 формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально
и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
 формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды
для жизни на Земле;
 формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством
научные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения,
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
 формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
 формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально
– коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических
продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами,
зависимости
проблем
адаптации
и
здоровья
человека
от географических условий проживания;
 всестороннее
изучение
географии
России,
включая
различные
виды
ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных,
социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации,
понимание
истоков,
сущности
и
путей
решения
проблем
для устойчивого развития страны;
 выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется
последовательно
от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В
2

основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на
взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих
развитие личностных, познавательных и коммуникативных качеств
личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать
материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать
свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Общее число учебных часов предмета География в 5 и 6 классах – по 34 часа в год
(по 1 часу в неделю), в 7 класс – 68 час. (2 часа в неделю), 8 класс – 68 час. (2 часа в неделю), 9
класс – 68 час. (2 часа в неделю)
Учебники:
1. География. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев,
В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 191 с. : ил., карт. –
(Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-037925-0.
2. География. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 256 с. : ил., карт. –
(Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-037926-7.
3. География. 8 класс : учеб для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 255 с. : ил., карт. –
(Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-057310-8.
4. География. 9 класс : учеб для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев, В.В.
Николина и др.]. – 7-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 239 с. : ил., карт. – (Полярная
звезда). – ISBN 978-5-09-071733-5.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностными результатами обучения географии является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих
результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
долга перед Родиной;
3

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и
техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и желательного отношения к
другому человеку, его мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в отношении моральных проблем
на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаюжизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
З) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её,
давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить
логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать
собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять
познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной
деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников,
4

аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа
действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в
области использования технических средств технологий (компьютеров и программного
обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко
распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение
свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно
отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации
столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и
позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в
том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
5

самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на
ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности.
Планируемые результаты изучения:
6класс
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных
свойств и проводить их простейшую классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами процессами и явлениями для
объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной
высоты, направления и скорости течения водных потоков;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
 создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
7класс
Население Земли
Выпускник научится:
 различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
 cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
 использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими
процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
 проводить расчеты демографических показателей;
 объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
 приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества, стран и регионов;
 самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
6

Выпускник научится:
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
 сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;
 оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
 описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
 создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,
населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
 оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами.
8 класс
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
 различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
 оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
 использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном
времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные
мировыми
геодемографическими,
геополитическими
и
геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной
системы.
Природа России
Выпускник научится:
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
страны и отдельных регионов;
 сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
 оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
 описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических
объектов
 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
 оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
7

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов
природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
 оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны,
связанных с глобальными изменениями климата;
 делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
 различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения России и отдельных регионов и стран;
 анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории России, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
 сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,
языковому и религиозному составу;
 объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и
размещения на селения России и ее отдельных регионов;
 находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей;
 использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого
капитала;
 оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
 различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
 анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий
по территории страны;
 объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
 использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте
из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
 обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
9 класс
Районы России
Выпускник научится:
 объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов
страны;


8



сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
 составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
 самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их
частей;
 создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях
отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на
территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
 сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
 объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
6 класс
Тема 1. Гидросфера (13 час.)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой
океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и
межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и
сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их
происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная
система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота.
Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и
окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианскиеводы, речная система,
исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги,
многолетняя мерзлота.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.
3. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли:
направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 2. Атмосфера (11 час.)
9

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и
воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в
зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его
возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода,
причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической
широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим
условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы,
тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные
осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы:
1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание
наблюдаемой погоды, обработка результатов.
2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.
Выявление причин изменения погоды.
Тема 3. Биосфера (4 час.)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и
растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана
органического мира. Красная книга МСОП. Почва как особое природное образование.
Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Основные понятия: биосфера, Красная книга, почва, плодородие.
Персоналии: В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.
Практическая работа: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и
животными своей местности.
Тема 4. Географическая оболочка (6 час.)
Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между
всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и
биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного
шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под
воздействием деятельности человека.
Основные понятия: природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный
комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.И. Вернадский.
Практическая работа: Описание природных зон Земли по географическим картам.
7 класс
Введение (3 час.)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Практическая работа № 1 «Получаем
информацию, изучая фотографии». Географические карты.
Тема 1. Население Земли (4 час.)
Народы, языки, религии. Города и сельские поселения. Практическая работа № 2
«Изучаем население по картам и диаграммам». Страны мира.
Тема 2. Природа Земли (13 час.)
Развитие земной коры. Земная кора на карте. Природные ресурсы земной коры.
Температура воздуха на разных широтах. Давление воздуха и осадки на разных широтах.
Общая циркуляция атмосферы. Климатические пояса и области Земли. Океанические
10

течения. Реки и озера Земли. Практическая работа № 3 «Ищем информацию в Интернете».
Растительный и животный мир Земли. Почвы . Контрольная работа № 1 «Природа Земли»
Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 час.)
Природные зоны Земли. Океаны: Атлантический, Индийский, Тихий, Северный
Ледовитый. Материки. Как мир делится на части и как объединяется. Контрольная работа № 2
«Природные комплексы Земли и регионы»
Тема 4. Материки и страны (42 час.)
Африка: образ материка. Африка в мире. Африка: путешествие. Египет .
Практическая работа № 4 «Разрабатываем проект». Проверочная работа № 1 по теме
«Африка».
Австралия: образ материка. Австралия: путешествие. Проверочная работа № 2 по
теме «Австралия».
Антарктида. Проверочная работа № 3 по теме «Антарктида».
Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Южная Америка:
путешествие. Бразилия. Проверочная работа № 4 по теме «Южная Америка».
Северная Америка: образ материка. Англо-Саксонская Америка. Северная Америка:
путешествие. Соединенные Штаты Америки. Проверочная работа № 5 по теме «Северная
Америка».
Евразия: образ материка. Европа в мире. Европа: путешествие. Германия. Франция.
Великобритания. Проверочная работа № 6 по теме «Европа». Азия в мире. Азия: путешествие.
Китай. Индия. Проверочная работа № 7 по теме «Азия». Контрольная работа № 3 «Материки
и страны».
8 класс
Россия в мире (7 час.)
Мы и наша страна на карте мира. Где располагается Россия. Какое место занимает
Россия среди других стран мира. Каково место России в Европе и в Азии. С какими странами
граничит Россия.
Наша страна на карте часовых поясов. Как на Земле считают время. Как располагается
Россия на карте часовых поясов. Изучаем карты часовых поясов.
Как ориентироваться по карте России. Каковы самые крупные природные объекты. На
какие районы и субъекты делится Россия.
Формирование территории России. Как формировалась территория России. Как
заселялась и осваивалась территория России.
Наше национальное богатство и наследие. В чем состоит наше национальное
богатство. В чем особенности природных ресурсов России. Что такое всемирное природное и
культурное наследие.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 1 «Есть ли страны холоднее
России?»
Тема 2. Россияне (10 час.)
Численность населения. От чего зависит численность населения России. Как
менялось число жителей России.
Воспроизводство населения. Как менялось воспроизводство населения в различные
исторические периоды. Как в районах России происходил переход от традиционного к
современному типу воспроизводства.
Наш «демографический портрет». О чем рассказывает «пирамида населения». Где
население молодое, а где – старое.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 2 «Сравниваем
половозрастные пирамиды регионов России»
11

Мозаика народов. Что такое этнос. Какие народы России самые многочисленные.
Каково значение русского языка для народов России. Каковы особенности географии
религий в России.
Размещение населения. Что влияет на размещение населения России. Где проживает
большинство россиян. Какую роль сыграл рост крупных городов в размещении населения.
Города и сельские поселения. Урбанизация. Какие бывают типы поселений. Что
такое урбанизация. Каковы типы городов России. Каковы функции сельской местности.
Миграции населения. Почему люди переселяются на дальние и близкие расстояния.
Как изменилось направление миграций в России в конце ХХ в. Как миграции меняют состав
населения.
Россияне на рынке труда. Что такое экономически активное население. От чего
зависит уровень безработицы. С чем выходить на рынок труда.
Обобщение по теме «Россияне»
Тема 3. Природа (17 час.)
История развития земной коры. Как изучают историю развитие земной коры.
Рельеф: тектоническая основа. Что мы знаем о геосинклиналях. Какие платформы
древние, а какие – молодые. Каков рельеф России и как он связан с тектоническим строением
её территории.
Рельеф: скульптура поверхности. От чего зависит рельеф поверхности. Как действуют
внешние силы Земли. Как внешние процессы влияют на рельеф России.
Ресурсы земной коры. Чем богаты россияне. Как образуются полезные ископаемые.
Где в России следует опасаться стихийных природных явлений, связанных с земной корой.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 3 «Систематизируем
информацию о полезных ископаемых России».
Солнечная радиация. Что такое солнечная радиация. Как меняется солнечная
радиация по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Какие воздушные массы влияют на климат России. Что
происходит на границах воздушных масс. Почему циклоны приносят осадки, а антициклоны –
сухую погоду.
Зима и лето в нашей северной стране. Как влияет на климат нашей страны её
географическое положение. Каковы особенности зимнего сезона. Каковы особенности летнего
сезона.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 4 «Оцениваем
климатические условия России на основе различных источников информации».
Как мы живем и работаем в нашем климате. Что такое комфортность климата. Как
климат влияет на сельское хозяйство. Какие неблагоприятные климатические явления
встречаются в России.
Наши моря. Сколько морей в России. Каковы особенности наших морей. Что дают
моря и люди друг другу.
Наши реки. Как «измерить» реку. Каковы особенности российских рек.
Где спрятана вода. Где находятся наши озера и какие они. Что происходит в болотах.
Где взять источники чистой воды.
Водные дороги и перекрестки. Почему люди издавна селились на берегах. Как
менялось значение рек в жизни общества. Какое значение имеют морские пути для развития
страны.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 5 «Решаем проблему:
преобразование рек».
Почва – особое природное тело. Каково строение почвы. Как различаются почвы по
механическому составу и структуре. Какие типы почв распространены в России.
Обобщение по теме «Природа»
12

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 час.)
Северные безлесные зоны. Что такое Арктика. Что такое тундра и лесотундра. Чем
заняты коренные жители тундры.
Лесные зоны. Почему Россию называют лесной державой. В чем особенности зоны
тайги. В чем отличие зоны смешанных и широколиственных лесов.
Степи и лесостепи. На что больше похожа лесостепь – на лес или на степь. Где можно
увидеть степь. Чем важно для России сельское хозяйство степной зоны.
Южные безлесные зоны. Знаете ли вы главную отличительную черту полупустынь и
пустынь. Чем заняты жители полупустынь. Чем богаты наши полупустыни и пустыни.
Субтропики. Высотная поясность в горах. Где в Росси «не бывает зимы». Сколько
высотных поясов в горах. В чем особенности жизни и хозяйства в горах.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 6 «сравниваем, моделируем и
выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека».
Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны».
Тема 5. Хозяйство (21 час.)
Развитие хозяйства. Что важно для успешного развития хозяйства. Как организовано
хозяйство.
Особенности экономики России. Как определить уровень экономического развития
страны. Как отражается исторический фактор в развитии хозяйства России. Что
благоприятствует и что мешает развитию российской экономики.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 7 «Реализуем проект».
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Что обеспечивает
топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Где расположены главные угольные бассейны.
Конкурентоспособна ли угольная промышленность.
Нефтяная промышленность. Какое место занимает нефть в современном мире.
Каковы особенности нефтяной промышленности в России.
Газовая промышленность. В чем состоят преимущества природного газа. Почему
газовая промышленность – самая стабильная отрасль ТЭК. Каково будущее российского
природного газа.
Электроэнергетика. Что такое электроэнергетика. В чем специфика различных типов
электростанций. Как размещаются электростанции. Каковы перспективы энергопотребления в
России.
Чёрная металлургия. Каковы особенности металлургического комплекса. Какие типы
предприятий встречаются в черной металлургии. Каковы особенности размещения черной
металлургии в России.
Цветная металлургия. Каковы особенности цветной металлургии. Каковы
особенности размещения предприятий цветной металлургии.
Машиностроение. Каковы особенности машиностроения. Какова специфика развития
машиностроения в России.
Химическая промышленность. Какое место занимает химическая промышленность в
современном хозяйстве. Каковы особенности химической промышленности в России. Как
размещены химические производства.
Лесопромышленный комплекс. Как ведутся заготовки леса в крупнейшей лесной
державе. Где организована переработка древесины. Каковы проблемы лесопромышленного
комплекса.
Сельское хозяйство. Растениеводство. Что такое сельское хозяйство. Каковы
особенности зернового хозяйства. Где выращивают технические культуры.
Сельское хозяйство. Животноводство. Каковы особенности животноводческой
отрасли. Какова специализация скотоводства. Где разводят свиней и овец.
13

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 8 «Планируем деятельность,
работаем с информацией».
Транспортная инфраструктура. В чем специфика транспорта как отрасли хозяйства.
Каковы особенности железнодорожного транспорта. В чем особенности других видов
сухопутного транспорта. Чем хорош и чем неудобен водный транспорт в России. Каковы
возможности авиационного транспорта. Чем важны транспортные узлы.
Социальная инфраструктура. Что такое сфера услуг, и какие отрасли её образуют.
Какова территориальная организация сферы услуг. Чем различается организация
обслуживания в городах и сельской местности.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 9 «Изучаем сферу услуг
своего района».
Информационная инфраструктура. Почему информация и связь играют
определяющую роль в современной экономике. Как формируется информационное
пространство. Как влияет система связи на территориальную организацию общества.
Обобщение по теме «Хозяйство».
9 класс
Тема 1. Хозяйство (21 час.)
Развитие хозяйства. Что важно для развития хозяйства. Как организовано хозяйство.
Особенности экономики России. Как определить уровень экономического развития
страны. Как отражается исторический фактор в развитии хозяйства России. Что
благоприятствует и что мешает развитию хозяйства России.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 1 «Реализуем проект: Что
мы оставим потомкам».
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Что обеспечивает
топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Где расположены главные угольные бассейны.
Конкурентоспособна ли угольная промышленность.
Нефтяная промышленность. Какое место занимает нефть в современном мире.
Каковы особенности нефтяной промышленности в России.
Газовая промышленность. В чем состоят преимущества природного газа. Почему
газовая промышленность – самая стабильная отрасль ТЭК. Каково будущее российского
природного газа.
Электроэнергетика. Что такое электроэнергетика. В чем специфика различных типов
электростанций. Как размещаются электростанции. Каковы перспективы энергопотребления в
России.
Чёрная металлургия. Каковы особенности металлургического комплекса. Какие типы
предприятий встречаются в черной металлургии. Каковы особенности размещения черной
металлургии в России.
Цветная металлургия. Каковы особенности цветной металлургии. Каковы
особенности размещения предприятий цветной металлургии.
Машиностроение. Каковы особенности машиностроения. Какова специфика развития
машиностроения в России.
Химическая промышленность. Какое место занимает химическая промышленность в
современном хозяйстве. Каковы особенности химической промышленности в России. Как
размещены химические производства.
Лесопромышленный комплекс. Как ведутся заготовки леса в крупнейшей лесной
державе. Где организована переработка древесины. Каковы проблемы лесопромышленного
комплекса.
Сельское хозяйство. Растениеводство. Что такое сельское хозяйство. Каковы
особенности зернового хозяйства. Где выращивают технические культуры.
14

Сельское хозяйство. Животноводство. Каковы особенности животноводческой
отрасли. Какова специализация скотоводства. Где разводят свиней и овец.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 2 «Планируем деятельность,
работаем с информацией».
Транспортная инфраструктура. В чем специфика транспорта как отрасли хозяйства.
Каковы особенности железнодорожного транспорта. В чем особенности других видов
сухопутного транспорта. Чем хорош и чем неудобен водный транспорт в России. Каковы
возможности авиационного транспорта. Чем важны транспортные узлы.
Социальная инфраструктура. Что такое сфера услуг, и какие отрасли её образуют.
Какова территориальная организация сферы услуг. Чем различается организация
обслуживания в городах и сельской местности.
Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 3 «Изучаем сферу услуг
своего района».
Информационная инфраструктура. Почему информация и связь играют
определяющую роль в современной экономике. Как формируется информационное
пространство. Как влияет система связи на территориальную организацию общества.
Обобщение по теме «Хозяйство».
Регионы России (41 час.)
Тема: Центральная Россия (7 час.)
Пространство Центральной России. Что мы знаем о Центральной России. Какой
общий вывод можно сделать, изучая карты Центральной России.
Центральная Россия: освоение территории. Как возникли различия в заселенности
лесной и степной зон. Как различались способы хозяйствования в лесной и степной зонах.
Центральная Россия: население. Какие народы живут в Центральной России. В каких
городах живёт население Центральной России. Народные художественные промыслы.
Центральная Россия: хозяйство (1). Какова особенность «географического рисунка»
Центрального района. Как развивалась промышленность в районе, небогатом полезными
ископаемыми. Каковы проблемы сельской местности в Центральном районе.
Центральная Россия: хозяйство (2). В чём особенность южной части Центральной
России. В чём особенность восточной части Центральной России. В чём своеобразие
национальных республик Волго-Вятского района.
Урок-практикум № 4: «Как правильно работать с текстом»
Москва – столица России. Как события в Москве влияют на судьбы России. Какова
«продукция» столичного города.
Тема: Европейский Северо-Запад (4 час.)
Пространство Северо-Запада. Что мы знаем о Северо-Западе. Какой вывод можно
сделать, изучая карты Северо-Запада.
Северо-Запад: «окно в Европу». Как географическое положение Северо-Запада
повлияло на его место в России. Как менялась роль Новгорода. Почему «окно в Европу»
пришлось прорубать снова. Удачно ли географическое положение Санкт-Петербурга.
Северо-Запад: хозяйство. Как развивалась промышленность Санкт-Петербурга. Как
изменилось положение Северо-Запада после распада СССР. Калининградская область.
Санкт-Петербург – вторая столица России. Почему Санкт-Петербург называют
культурной столицей России. В чем особенность облика Санкт-Петербурга.
Тема: Европейский Север (4 час.)
Пространство Европейского Севера. Что мы знаем о Европейском Севере. Какой
общий вывод можно сделать, изучая карты Европейского Севера.
Европейский Север: освоение территории и население. Как заселяли и осваивали
Европейский Север. Какие народы живут на Европейском Севере. Каковы особенности
городов Европейского Севера.
15

Европейский Север: хозяйство и проблемы. Как сложилась специализация
Европейского Севера. Что изменилось на Европейском Севере в постсоветский период.
Урок-практикум № 5 «Почему металлургический комбинат – «Северная Магнитка» –
был построен в Череповце?»
Тема: Европейский Юг (4 час.)
Пространство Европейского Юга. Что мы знаем о Европейской Юге. Какой общий
вывод можно сделать, изучая карты Европейского Юга.
Европейский Юг: население. Какова география народов Европейского Юга. Каковы
особенности городов Европейского Юга.
Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. Какие этапы можно выделить в
хозяйственном освоении территории. Что представляет собой аграрно-промышленный
комплекс района. Каковы особенности развития Крыма. Каковы перспективы развития
Европейского Юга.
Урок-практикум № 6. Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном
Кавказе».
Тема: Поволжье (4 час.)
Пространство Поволжья. Что мы знаем о Поволжье. Какой общий вывод можно
сделать, изучая карты Поволжья.
Поволжье: освоение территории и население. Как заселяли и осваивали Поволжье.
Какие народы живут в Поволжье. Каковы особенности размещения крупнейших городов
Поволжья.
Поволжье: хозяйство и проблемы. Как природные условия влияют на сельское
хозяйство Поволжья. Как район развивался в постсоветский период. Какова современная
ситуация в хозяйстве Поволжья.
Учимся с «Полярной звездой» № 7. Урок-дискуссия «Экологические проблемы
Поволжья»
Тема: Урал (8 час.)
Пространство Урала. Что мы знаем об Урале. Какой общий вывод можно сделать,
изучая карты Урала.
Урал: население и города. Какие народы живут на Урале. Каковы особенности
городов Урала.
Урал: освоение территории и хозяйство. Как Урал стал крупнейшим
металлургическим районом мира. Как был преодолен кризис уральской металлургии. Какую
роль сыграл Урал в Великой Отечественной Войне. Какова роль Урала в создании атомного
щита России. Какова современная специализация хозяйства Урала.
Урок-практикум № 8 «Анализируем специфику проблем Урала»
Тема: Сибирь (5 час.)
Пространство Сибири. Что мы знаем о Сибири. Какой общий вывод можно сделать,
изучая карты Сибири.
Сибирь: освоение территории и население и хозяйство. Как начиналось освоение и
заселение Сибири русскими. Как изменился состав населения в советское время. Какие
народы живут в Сибири. Какова демографическая ситуация в Сибири в настоящее время. Как
развивалось хозяйство Сибири. Какова роль Сибири в хозяйстве России.
Западная Сибирь. Каковы главные отрасли специализации Западной Сибири. Какие
другие отрасли хозяйства развиты в Западной Сибири. Какие крупные города расположены в
Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Каковы отрасли специализации Восточной Сибири. Какой самый
ценный природный ресурс Восточной Сибири. Какие крупные города расположены в
Восточной Сибири. Что такое БАМ.
16

Учимся с «Полярной звездой» № 9. Разрабатываем проект «Путешествие по
Транссибирской железнодорожной магистрали»
Тема: Дальний Восток (5 час.)
Пространство Дальнего Востока. Что мы знаем о Дальнем Востоке. Какой общий
вывод можно сделать, изучая карты Дальнего Востока.
Дальний Восток: освоение территории и население. Как формировалась российская
территория Дальнего Востока. Как проходило становление российско-японской границы.
Какие народы живут на Дальнем Востоке. Какие народы коренные. Каковы особенности
половозрастного состава населения Дальнего Востока. В чем особенность городского
расселения на Дальнем Востоке.
Дальний Восток: хозяйство. Как экономика и населения должны приспосабливаться к
особенностям природы. Какие природные ресурсы служат основой экономики района. Каковы
отрасли специализации хозяйства района.
Дальний Восток: хозяйство и перспективы. Каковы различия севера и юга Дальнего
Востока. Каковы функции крупнейших городов района. Каковы перспективы развития
Дальнего Востока. Какие транспортные коридоры проходят через Россию.
Учимся с «Полярной звездой» № 10. Разрабатываем проект «Развитие Дальнего
Востока в первой половине XXI в.»
Заключение (2 час.)
Россия в мире. Как менялось положение России в международном разделении труда.
Какова роль современной России в мировом хозяйстве.
Обобщение по теме. Экспресс-контроль. Готовимся к ОГЭ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
6 класс (34 час.)
№
Наименование разделов, тем уроков
Тип урока
урока
п/п
Гидросфера – водная оболочка земли (13 час.)
Урок усвоения
Состав и строение гидросферы
1
2

Водные части
Мирового океана (Мировой океан (1)

3

Острова и полуострова (Мировой океан (2)

4

ПР №1 Выполнение проекта "Круизный лист
путешественника"
(Учимся с Полярной звездой)

5

Свойства океанических вод (Воды океана)

6

Волны и течения в океане
(Воды океана)
Реки Земли и их питание
(Реки – артерии Земли (1)
Режимы рек.
(Реки - артерии Земли (2)
Озера и болота

7
8
9

новых знаний
Урок
комбинированный

Дата
проведения
урока

Корректировка

1 неделя
2 неделя

Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный

3 неделя

Урок

9 неделя

4 неделя

5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

17

10

Подземные воды

11

Ледники и многолетняя мерзлота

12

Гидросфера и человек

13

КР №1
"Человек и гидросфера"

комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
систематизации и
обобщения
знаний и умений

Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 час.)
Урок усвоения
Состав и строение атмосферы
14

17

Температура воздуха.
(Тепло в атмосфере (1)
Тепловые пояса
(Тепло в атмосфере (2)
Атмосферное давление

18

Ветер

19

Влажность воздуха.
(Влага в атмосфере (1)
Облака и атмосферные осадки
(Влага в атмосфере (2)
Погода и климат.

15
16

20
21
22

ПР №2 Сбор и изучение информации о
погоде (Учимся с Полярной звездой)

23

Атмосфера и человек

24

КР №2
"Человек и атмосфера"

Биосфера – живая оболочка Земли (4 час.)
Биосфера - земная оболочка жизни
25
26

Почвы

27

Распространение живых организмов по
планете
(Биосфера – сфера жизни)
Изменение биосферы человеком
(Биосфера – сфера жизни)

28

Географическая оболочка (6 час.)
Географическая оболочка
29
30
31

Природные комплексы
(Географическая оболочка Земли)
Природные зоны
ПР №3
"От экватора до полюсов"

новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок
систематизации и
обобщения
знаний и умений

10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя

14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя

23 неделя
24 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный

25 неделя

Урок
комбинированный

28 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

29 неделя

26 неделя
27 неделя

30 неделя
31 неделя

18

32

Культурные

ландшафты

33

КР №3
"Биосфера и Геосфера"

34

Мир географии

Урок
комбинированный
Урок
систематизации и
обобщения
знаний и умений
Урок
комбинированный

ВСЕГО: 34 час.

Практическая работа № 1 «Получаем
информацию, изучая фотографии»

3

Географические карты

Тема 1. Население Земли (4 час.)
4
Народы, языки, религии
5

Города и сельские поселения

6

Практическая работа № 2 «Изучаем
население по картам и диаграммам»

7

Страны мира

Тема 2. Природа Земли (13 час.)
Развитие земной коры
8
9

Земная кора на карте

10

Природные ресурсы земной коры

11

Температура воздуха на разных широтах

12
13

Давление воздуха и осадки на разных
широтах
Общая циркуляция атмосферы

14

Климатические пояса и области Земли

15

Океанические течения

16

Реки и озера Земли

17

Практическая работа № 3 «Ищем
информацию в Интернете»

33 неделя

34 неделя
34 недели

7 класс (68 час.)
№
Наименование разделов, тем уроков
Тип урока
урока
п/п
Введение (3 час.)
Урок усвоения
Как мы будем изучать географию в 7 классе
1
2

32 неделя

новых знаний
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный

Дата
проведения
урока

Корректировка

1 неделя
1 неделя

2 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный

2 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

4 неделя

3 неделя
3 неделя

4 неделя

5 неделя
5 неделя
6 неделя
6 неделя
7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
9 неделя

19

18

Растительный и животный мир Земли

19

Почвы

20

Контрольная работа № 1 «Природа Земли»

Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения
знаний и умений

Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 час.)
Урок усвоения
Природные зоны Земли
21
22

Океаны (1)

23

Океаны (2)

24

Материки

25

Как мир делится на части и как объединяется

26

Контрольная работа № 2 «Природные
комплексы Земли и регионы»

Тема 4. Материки и страны (42 час.)
Африка: образ материка
27

новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения
знаний и умений

9 неделя
10 неделя
10 неделя

11 неделя
11 неделя
12 неделя
12 неделя
13 неделя
13 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
промежуточного
контроля знаний
Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
промежуточного
контроля знаний

14 неделя

28

Африка в мире

29

Африка: путешествие (1)

30

Африка: путешествие (2)

31

Египет

32

Практическая работа № 4 «Разрабатываем
проект»

33

Проверочная работа № 1 по теме «Африка»

34

Австралия: образ материка

35

Австралия: путешествие

36

Проверочная работа № 2 по теме
«Австралия»

37

Антарктида

Урок усвоения
новых знаний

19 неделя

38

Проверочная работа № 3 по теме
«Антарктида»

Урок
промежуточного
контроля знаний

19 неделя

39

Южная Америка: образ материка (1)

Урок усвоения
новых знаний

20 неделя

40

Южная Америка: образ материка (2)

20 неделя

41

Латинская Америка в мире

Урок
комбинированный
Урок

14 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя

17 неделя
17 неделя
18 неделя
18 неделя

21 неделя
20

комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
промежуточного
контроля знаний

42

Южная Америка: путешествие (1)

43

Южная Америка: путешествие (2)

44

Бразилия

45

Проверочная работа № 4 по теме «Южная
Америка»

46

Северная Америка: образ материка

Урок усвоения
новых знаний

23 неделя

47

Англо-Саксонская Америка

24 неделя

48

Северная Америка: путешествие (1)

49

Северная Америка: путешествие (2)

50

Соединенные Штаты Америки

51

Проверочная работа № 5 по теме «Северная
Америка»

Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
промежуточного
контроля знаний

52

Евразия: образ материка (1)

Урок усвоения
новых знаний

26 неделя

53

Евразия: образ материка (2)

Урок
комбинированный

27 неделя

54

Европа в мире

Урок усвоения
новых знаний

27 неделя

55

Европа: путешествие (1)

28 неделя

56

Европа: путешествие (2)

57

Германия

58

Франция

59

Великобритания

60

Проверочная работа № 6 по теме «Европа»

Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
промежуточного
контроля знаний

61

Азия в мире

Урок усвоения
новых знаний

31 неделя

62

Азия: путешествие (1)

31 неделя

63

Азия: путешествие (2)

64

Китай

65

Индия

66

Проверочная работа № 7 по теме «Азия»

67

Контрольная работа № 3 «Материки и
страны»
Резервное время (повторение)

Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
промежуточного
контроля знаний
Урок итогового
контроля знаний
-

68

21 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя

24 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя

28 неделя
29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя

32 неделя
32 неделя
33 неделя
33 неделя
34 неделя
34 неделя
21

ВСЕГО: 68 час.

34 недели

8 класс (68 час.)
№
Наименование разделов, тем уроков
Тип урока
урока
п/п
Тема 1. Россия в мире (7 час.)
Урок усвоения
Мы и наша страна на карте мира
1
2

Учимся с «Полярной звездой». Практическая
работа № 1 «Есть ли страны холоднее
России?»

3

Наша страна на карте часовых поясов

4

Как ориентироваться по карте России

5

Формирование территории России

6

Наше национальное богатство и наследие

7

Обобщение по теме «Россия в мире»

Тема 2. Россияне (10 час.)
Численность населения
8
9

Воспроизводство населения

10

Наш «демографический портрет»

11

12

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 2 «Сравниваем
половозрастные пирамиды регионов
России»
Мозаика народов

13

Размещение населения

14

Города и сельские поселения. Урбанизация

15

Миграции населения

16

Россияне на рынке труда

17

Обобщение по теме «Россияне»

Тема 3. Природа (17 час.)
История развития земной коры
18
19

Рельеф: тектоническая основа

20

Рельеф: скульптура поверхности

новых знаний
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения
знаний и умений

Дата
проведения
урока

Корректировка

1 неделя
1 неделя

2 неделя
2 неделя
3 неделя
3 неделя
4 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

4 неделя

Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения
знаний и умений

6 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный

9 неделя

5 неделя
5 неделя
6 неделя

7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
9 неделя

10 неделя
10 неделя
22

21

Ресурсы земной коры

22

23

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 3
«Систематизируем информацию о полезных
ископаемых России»
Солнечная радиация

24

Атмосферная циркуляция

25

Зима и лето в нашей северной стране

26

27

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 4 «Оцениваем
климатические условия России на основе
различных источников информации»
Как мы живем и работаем в нашем климате

28

Наши моря

29

Наши реки

30

Где спрятана вода

31

Водные дороги и перекрестки

32

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 5 «Решаем
проблему: преобразование рек»

33

Почва – особое природное тело

34

Обобщение по теме «Природа»

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 час.)
Северные безлесные зоны
35
36

Лесные зоны

37

Степи и лесостепи

38

Южные безлесные зоны

39

Субтропики. Высотная поясность в горах

40

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 6 «сравниваем,
моделируем и выбираем: природные зоны
для жизни и деятельности человека»
Обобщение по теме «Природнохозяйственные зоны»

41

Тема 5. Хозяйство (21 час.)
Развитие хозяйства
42

Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

11 неделя

Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

12 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения
знаний и умений

14 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

18 неделя

Урок контроля,
систематизации и
обобщения
знаний и умений

21 неделя

Урок усвоения
новых знаний

21 неделя

11 неделя

12 неделя
13 неделя
13 неделя

14 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя

17 неделя
17 неделя

18 неделя
19 неделя
19 неделя
20 неделя
20 неделя

23

43

Особенности экономики России

44

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 7 «Реализуем
проект»

45
46

Топливно-энергетический комплекс.
Угольная промышленность
Нефтяная промышленность

47

Газовая промышленность

48

Электроэнергетика

49

Чёрная металлургия

50

Цветная металлургия

51

Машиностроение

52

Химическая промышленность

53

Лесопромышленный комплекс

54

Сельское хозяйство. Растениеводство

55

Сельское хозяйство. Животноводство

56

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 8 «Планируем
деятельность, работаем с информацией»

57

Транспортная инфраструктура (1)

58

Транспортная инфраструктура (2)

59

Социальная инфраструктура

60

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 9 «Изучаем сферу
услуг своего района»

61

Информационная инфраструктура

62

Обобщение по теме «Хозяйство»

Резервное время (6 час.)
Повторение (Россия в мире)
63
Повторение (Население России)
64
Повторение (Природа России)
65
Повторение (Природные зоны России)
66
Повторение (Хозяйство России)
67
Повторение (Хозяйство России)
68
ВСЕГО: 68 час.

Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения
знаний и умений

22 неделя
22 неделя

23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя
28 неделя

29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя

31 неделя
31 неделя

32 неделя
32 неделя
33 неделя
33 неделя
34 неделя
34 неделя
34 недели
24

9 класс (68 час.)
Наименование разделов, тем уроков
Тип урока

№
урока
п/п
Тема 1. Хозяйство (21 час.)
1

Развитие хозяйства

2

Особенности экономики России

3

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 1 «Реализуем
проект»

4
5

Топливно-энергетический комплекс.
Угольная промышленность
Нефтяная промышленность

6

Газовая промышленность

7

Электроэнергетика

8

Чёрная металлургия

9

Цветная металлургия

10

Машиностроение

11

Химическая промышленность

12

Лесопромышленный комплекс

13

Сельское хозяйство. Растениеводство

14

Сельское хозяйство. Животноводство

15

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 2 «Планируем
деятельность, работаем с информацией»

16

Транспортная инфраструктура (1)

17

Транспортная инфраструктура (2)

18

Социальная инфраструктура

19

Учимся с «Полярной звездой».
Практическая работа № 3 «Изучаем сферу
услуг своего района»

20

Информационная инфраструктура

21

Обобщение по теме «Хозяйство»

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения знаний
и умений

Дата
проведения
урока

Корректировка

1 неделя
1 неделя
2 неделя

2 неделя
3 неделя
3 неделя
4 неделя
4 неделя
5 неделя
5 неделя
6 неделя
6 неделя
7 неделя
7 неделя
8 неделя

8 неделя
9 неделя
9 неделя
10 неделя

10 неделя
11 неделя

Регионы России (41 час.)
Тема: Центральная Россия (7 час.)
25

22

Пространство Центральной России

23

Центральная Россия: освоение территории

24

Центральная Россия: население

25

Центральная Россия: хозяйство (1)

26

Центральная Россия: хозяйство (2)

27

Урок-практикум: «Как правильно работать с
текстом»

28

Москва – столица России

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный

11 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

15 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

17 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

19 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного

21 неделя

12 неделя
12 неделя
13 неделя
13 неделя
14 неделя

14 неделя

Тема: Европейский Северо-Запад (4 час.)
29

Пространство Северо-Запада

30

Северо-Запад: «окно в Европу»

31

Северо-Запад: хозяйство

32

Санкт-Петербург – вторая столица России

15 неделя
16 неделя
16 неделя

Тема: Европейский Север (4 час.)
33

Пространство Европейского Севера

34

Европейский Север: освоение территории и
население
Европейский Север: хозяйство и проблемы

35
36

Урок-практикум «Почему металлургический
комбинат – «Северная Магнитка» – был
построен в Череповце?»

17 неделя
18 неделя
18 неделя

Тема: Европейский Юг (4 час.)
37

Пространство Европейского Юга

38

Европейский Юг: население

39

Европейский Юг: освоение территории и
хозяйство
Разрабатываем проект «Развитие
рекреации на Северном Кавказе»

40

19 неделя
20 неделя
20 неделя

Тема: Поволжье (4 час.)
41

Пространство Поволжья

42

Поволжье: освоение территории и население

43

Поволжье: хозяйство и проблемы

44

Урок-дискуссия «Экологические проблемы

21 неделя
22 неделя
22 неделя
26

Поволжья»

применения
знаний и умений

Тема: Урал (8 час)
45

Пространство Урала

46

Пространство Урала (продолжение)

47

Урал: население и города

48

Урал: освоение территории

49

Урал: хозяйство

50

Урок-практикум «Специфика проблем
Урала»

51

Урок обобщающего повторения изученного
материала Контрольная работа за 3 чт.

52

Работа над ошибками, подготовка к ОГЭ

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок контроля,
систематизации и
обобщения знаний
и умений
Урок
комбинированный

23 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

27 неделя

Урок усвоения
новых знаний
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений
Урок
комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

29 неделя

Урок
комбинированный
Урок контроля,
систематизации и
обобщения знаний
и умений

32 неделя

23 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя

26 неделя

26 неделя

Тема: Сибирь (5 час.)
53

Пространство Сибири

54

Сибирь: освоение территории и население

55

Западная Сибирь

56

Восточная Сибирь

57

Разрабатываем проект «Путешествие по
Транссибирской железнодорожной
магистрали»

27 неделя
28 неделя
28 неделя
29 неделя

Тема: Дальний Восток (5 час.)
58

Пространство Дальнего Востока

59
60

Дальний Восток: освоение территории и
население
Дальний Восток: хозяйство

61

Дальний Восток: хозяйство и перспективы

62

Разрабатываем проект «Развитие Дальнего
Востока в первой половине XXI в.»

30 неделя
30 неделя

31 неделя
31 неделя

Заключение (2 час.)
63

Россия в мире

64

Готовимся к экзамену «Экспресс-контроль»

32 неделя

27

Резервное время (4 час.)
33 неделя
33 неделя
34 неделя
34 неделя

65
66
67
68

ВСЕГО: 68 час.

34 недели

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».