РП по информатике 6-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика»
для 6-9 классов основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Исаева
Ирина Владимировна,
учитель информатики

г. Свирск
2022

1

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по информатике для 5-9
классов, авторской программы Л.Л. Босовой, АЛО. Босовой «Информатика. Программа для основной
школы 5-9 классы.», изданной в сборнике «Программы и планирование М.:
БИМОМ.
Лаборатория знаний, 2018» и федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.). Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики, которые определены
стандартом.
Рабочая программа ориентирована на УМК по информатике для основной школы (авторы
Л.Л. Босова, АЛО. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»),
предполагающего использование учебников:
• Л.Л. Босова, АЛО. Босова Информатика: Учебник для 5 М.: БИНОМ.
класса.Лаборатория знаний. 2018 г.
• Л.Л. Босова, АЛО. Босова Информатика: Учебник для 6 класса.
: БИНОМ. М
Лаборатория знаний, 2018 г.
• Л.Л. Босова. АЛО. Босова Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. М.:
Лаборатория знаний, 2018 г.
• Л.Л. Босова, АЛО. Босова Информатика: Учебник для 8 класса. БИНОМ.
М.:
Лаборатория знаний, 2018 г.
• Л.Л. Босова, АЛО. Босова Информатика: Учебник для 9 класса. БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2018 г.
• Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru).
Цели н задачи:
•
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ,
в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать ее результаты;
•
целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система»,
«модель», «алгоритм» и др.;
•
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире;
•
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов
деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной
деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской
деятельности и т.д.);
•
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования и
созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Сроки реализации рабочей программы
Данная программа рассчитана на 136 ч, предусмотренных в учебном плане образовательной
организации из расчета 1 час в неделю в 6-9 классах.
Рабочая программа полностью соответствует примерной программе.

Планируемые предметные результаты освоения курса информатики.
Личностные и метапредметные результаты освоения информатики
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
•
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
•
понимание роли информационных процессов в современном мире;
•
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
•
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей
информационной среды:
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
•
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой
деятельности:
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств
ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными мстапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
•
владение обще предметным и понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
•
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять
способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
•
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно- графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно
перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
3

представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования:
•
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства
(об-ращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных
сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты освоения информатики
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию н применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
•
формирование
информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация,
алгоритм, модель, и их свойствах;
•
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными про-граммами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
Предметные результаты изучения курса информатики в 6 классе
Раздел 1. Информации вокруг нас
Выпускник научится:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «
информационный объект»;
• приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека,
в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры древних и современных информационных носителей;
• классифицировать информацию но способам ее восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
• кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности
конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
• сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной
науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
• сформировать представление о способах кодирования информации;
• научиться преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
4

• научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием
логических таблиц
• научиться приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
• научиться для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства,
действия, поведение, состояния;
• научиться называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
• научиться осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному
или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
• научиться приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
• определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими
функции;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать на выполнение программу, работать с ней. закрывать программу;
• создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
• работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню,
обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на
диалоговые окна);
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
• выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
• применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших
текстов на русском и иностранном языках;
• выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
• использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом,
изменение величины шрифта) текстов;
• создавать и форматировать списки;
• создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
• создавать круговые и столбиковые диаграммы;
• применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых
рисунков;
• использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
• осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по
одному признаку);
• ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти па главную
страницу);
•соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Выпускник получит возможность:
• овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
• научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
• сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и
правилах организации индивидуального информационного пространства;
• расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
• научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
диаграммы, рисунки;
• научиться осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;
• научиться оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

5

• научиться видоизменять готовые графические изображения с помощью средств
графического редактора;
• научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или
преобразованными фрагментами;
• научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию
на экране компьютера или с помощью проектора;
• научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать
сообщения);
• научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
материалы;
• расширить представления об этических нормах работы с информационными
объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
• понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
• различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
• «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы,
схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
• перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
• строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Выпускник получит возможность:
• сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о
моделировании как методе научного познания;
• научиться приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных
моделей;
• познакомиться е правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• научиться выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,
дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Выпускник научится:
• понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические
конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
• подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.
Выпускник получит возможность:
• научиться исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
• научиться по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• научиться разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Предметные результаты изучения курса информатики в 7-9 классах
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
• понимать сущность основных понятий предмета: информатика,

информация,
6

информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
• различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
• раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
• приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением,
преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных,
канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
• оперировать единицами измерения количества информации;
• оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и
др.);
•записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024: переводить целые двоичные числа
в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
• составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение
логического выражения; строить таблицы истинности;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и
пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент,
предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина
«матрица смежности» необязательно);
• анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и
др.);
• перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
• выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии
с поставленной задачей;
• строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных
областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать
адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как
одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
• научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
•научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами
произвольного алфавита;
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем
счисления в десятичную систему счисления;
• познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным
кодированием текстов, графических изображений, звука;
• научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
• научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их
преобразования с использованием основных свойств логических операций;
•сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
• познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных
объектов и процессов;
• познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их
анализе: понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной
моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
7

• научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и
результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
• понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать
предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как
дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
• оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить
от записи алгоритмической конструкции па алгоритмическом языке к блок- схеме и обратно);
• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и
системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;
• исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки
символов;
• исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
• исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов,
записанных на алгоритмическом языке;
• использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а
также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• записывать па выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность научиться:
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя
с заданной системой команд;
• составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя
с заданной системой команд;
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной
задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• познакомиться с использованием в программах строковых величин;
• исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов
массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами;
определение
количества
элементов
массива
с
заданными
свойствами;
поиск
наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции;
• разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами.

8

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
• называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
• подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
• разбираться в иерархической структуре файловой системы;
• осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
• применять основные правила создания текстовых документов;
• использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;
• использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том
числе вычисления но формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками,
встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
• работать с формулами;
• визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и
столбчатую диаграммы);
• осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
• основам организации и функционирования компьютерных сетей;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
• составлять запросы для поиска информации в Интернете;
• использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
• систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных
возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального
информационного пространства;
• систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением
средств информационных технологий;
• научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
• расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией,
об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
• научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам;
• познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
• сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей, технических и экономических ограничений.Содержание учебного предмета в 6 классе
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классах
основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блокам и
(разделами):
• Информация вокруг нас.
• Информационные технологии.
• Информационное моделирование.
• Алгоритмика.

9

Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу
получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная
форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы
представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой
информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Черные ящики».
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на
переливания. Задачи на переправы.
•
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное
мышление. Понятие как форма мышления.
•
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука,
изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила
именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши,
действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное
меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы
управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев
на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования
(вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер
обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование
символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ
первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в
документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического
редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и
внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование
фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет).
Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения
с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения
объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные
модели. Просгейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые
таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении
величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

10

Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Черепаха. Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда,
режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блоксхема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной
жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями
Чертежник, Водолей и др.

Содержание учебного предмета в 7-9 классах
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств
получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного
(цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность
двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от
0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная
арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины,
фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной
информации.
Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки
такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения
количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флешпамять). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость
передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных
системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка,
связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета,
процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и I. д. Использование
моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание,
таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
11

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных
процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении
научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования, состоящем в
построении математической модели, ее программной реализации, проведении компьютерного
эксперимента, анализе его результатов, уточнении модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое
отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот,
Чертежник. Черепаха, Кузнечик. Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение,
среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при
заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов.
Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и
программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами).
Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений
при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Системы программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль. Школьный алгоритмический язык и др.): правила представления
данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и
вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись
программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в
выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная
память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по
состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное
программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования
программного обеспечения.
Файл. Каталог (папка). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация
пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка,
слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и
редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа
с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов
(шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал).
Стилевое

12

форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и
графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сносок, оглавлений, предметных указателей.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над
документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа.
Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение
документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное
представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических
редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как
составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуковая и видеоинформация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. 11онятис о сортировке
(упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка
данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.
Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат. форум,
телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой
системе, базе данных. Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые
^машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке
достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству
достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная
подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества.
Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно- технические исследования,
управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных
данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия
(медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

13

Тематическое планирование 6 класс
№

Наименование разделов, тем уроков

1 четверть
Объекты и системы
1.
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
2 Компыотерные объекты.
3 Файлы и папки. Размер файла.
4
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.
5
6
7

Отношение «входит в состав».
Разновидности объекта и их классификация. Отношение являются разновидностью.
Классификация компьютерных объектов.

8

Контрольный тест «Объекты». Системы объектов.
2 четверть
Система и окружающая среда.
Информационные технологии

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25.
26.
27.
28.
29.
30
31.
32.
33, 34

Персональный компьютер как система.
Способы познания окружающего мира
Информационные модели
Понятие как форма мышления.
Определение понятия.
Информационное моделирование как метод познания.
Словесные информационные модели
Знаковые информационные модели. Математические модели. Многоуровневые списки.
3 четверть
Табличные информационные модели.
Вычислительные таблицы. Табличное решение логических задач.
Графики и диаграммы.
Создание информационных моделей - диаграмм. Выполнение мини-проекта
«Диаграммы вокруг нас»
Многообразие схем и сферы их применения.
Информационные модели на графах. Использование графов при решении,задач.
Алгоритмика
Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик
Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей
Линейные алгоритмы
4 четверть
Алгоритмы с ветвлениями.
Алгоритмы с повторениями.
Исполнитель Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертёжник
Вспомогательный алгоритм. Работа в среде исполнителя Чертёжник
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя
Чертёжник
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»
Итоговое повторение
Выполнение и защита итогового проекта.

Кол-во
часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

14

№
1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тематическое планирование 7 класс
Наименование разделов, тем уроков
1 четверть
Введение .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности в
кабинете информатики и правила поведения для учащихся в кабинете
информатики п информационные процессы
Информации
Информация и её свойства
Информационные процессы. Обработка информации
Информационные процессы. Хранение и передача информации
Всемирная паутина как информационное хранилище
11редетавление информации
Дискретная форма представления информации. Измерение информации
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»
2 четверть
Компьютер - как универсальное средство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции
Персональный компьютер
Программное обеспечение компьютера.
Системное программное обеспечение. Системы программирования
Прикладное программное обеспечение
Файлы и файловые структуры
Пользовательский интерфейс
Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для
работы с информацией».
3 четверть
Обработка графической информации
Формирование изображения на экране компьютера.
Компьютерная графика.
Создание графических изображений.
Контрольная работа по теме «Обработка графической информации».
Обработка текстовой информации»
Текстовые документы и технологии их создания.
Создание текстовых документов на компьютере.
Прямое форматирован не.
Стилевое форматирование.
Визуализация информации в текстовых документах.
Распознавание текста и системы компьютерного перевода.
4 четверть
Оценка количественных параметров текстовых документов.
Оформление реферата «История вычислительной техники»

27
28
29 Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации».
Мультимедиа
30 Технология мультимедиа.
31 Компьюбтерные презентации.
32 Создание мультимедийной презентации.
33 Контрольная работа по теме «Мультимедиа».
34 Итоговое повторение. Реализация и защита итогового проекта.

Кол-во
часов
1
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1

15

Тематическое планирование 8 класс
№

Наименование разделов, тем уроков

1.
2
3
4.

1 четверть
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Математические основы информатики
Общие сведения о системах счисления.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы
счисления

Кол-во
часов
1
12
1
1
1

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

6
7

Представление целых чисел.
Представление вещественных чисел
Высказывание. Логические операции.
2 четверть
Построение таблиц истинности для логических выражений
Свойства логических операций.
Решение логических задач
Логические элементы
Обобщение и систематизация основных понятий темы « Математические основы
информатики ».
Основы алгоритмизации
Алгоритмы и исполнители
Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов
3 четверть
Алгоритмическая конструкция следование
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления
Неполная форма ветвления
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения
работы
Цикл с заданным условием окончания работы
Цикл с заданным числом повторений
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».
Контрольная работа но теме «Основы алгоритмизации»
Начала программирования
Общие сведения о языке программирования Паскаль
Организация ввода и вывода данных
Программирование линейных алгоритмов
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
Программирование циклов с заданным числом повторений.
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
Обобщение «Начала программирования». Контрольная работа по теме «Начала
Итоговое
повторение
программирования

1
1
1

8
9
10
11
12
13
14.
15.
16.
17
18
19
20.
21.
22.
23

24.
25
26
27.
28.
29.
-_
30.
31
32
33
34

1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

Тематическое планирование 9 класс
№

1

2
3
4
5
6
7
8

9
10

Наименование разделов, тем уроков
1 четверть
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника ясности и организация рабочего
места.
Тема. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания
Знаковые модели
Графические модели. Графы.
Табличные информационные модели
База данных как модель предметной области.Реляционные базы данных
Система управления базами данных Создание базы данных. ПР «Создание базы
данных».Запросы
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и
формализация». Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».
2 четверть
Тема: Алгоритмизация и программирование
Решение задач на компьютере ПР «Решение задач на компьютере»
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. ПР
«Одномерные массивы. Заполнение и вывод массива»

11
12
13
14

Вычисление суммы элементов массива ПР «Вычисление суммы элементов массива»
Последовательный поиск в массиве ПР «Последовательный поиск в массиве»
Сортировка массива ПР«Сортировка массива»
Конструирование вспомогательных алгоритмов алгоритма Разработка алгоритма
методом последовательного уточнения. ПР «Разработка алгоритма методом
последовательного уточнения для исполнителя Робот»

15

Вспомогательные алгоритмы (процедуры и функции). Запись вспомогательных
алгоритмов на языке Паскаль.
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование»
3 четверть
Тема Обработка числовой информации в электронных таблицах
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. ПР «Интерфейс
электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы»
Основные режимы работы ЭТ Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. ПР
«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
Встроенные функции. ПР «Встроенные функции»
Логические функции. ПР «Логические функции»
Сортировка и поиск данных. ПР «Сортировка и поиск данных»
Построение диаграмм и графиков. ПР «Построение диаграмм»

16

17
18
19
20
21
22
23
24

25
26

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой
информации в электронных таблицах».
Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных
таблицах».
Тема: Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети Как устроен Интернет. IP-адрес
компьютера
Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
4 четверть.

Колво
часов
1
7
1
1
1
1
1
1
1

8
1
1
1
1
1
1

1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1

17

27
28
29
30
31
32
33
34

Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное
взаимодействие. Сетевой этикет.
Технологии создания сайта. Практическая работа №24 «Технологии создания сайта»
Содержание и структура сайта. Практическая работа №25 «Содержание и структура
сайта»
Оформление сайта. Практическая работа №26 «Оформление сайта»

1
1
1
1
1

Размещение сайта в Интернете.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные
технологии».
Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».
Тема Итоговое повторение
Информация и информационные процессы. Системы счисления. Логика. Итоговое
тестирование. Основные понятия курса.

1
1
1
1

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».