Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска» Рабочая программа по истории России для 6-9класса (уровень – базовый) Учитель: Ясная Светлана Владимировна г. Свирск Пояснительная записка Программа по истории для 6-9 классов составлена на основе примерной программы по истории в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); • Авторская программа по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций Авторы: АА.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. М.: «Просвещение»- 2017 • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»); Цели изучения: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Задачи изучения: усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности, показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации; историческими знаниями и применять их в различных ситуациях. Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение и работа с текстом; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 13)формирование проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и вне текстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и под темы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. Выпускник получит возможность научиться: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. В результате работы в данном направлении обучающиеся смогут работать по направлениям: 1. поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации; 2. представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов; 3. выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники. 4. владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.) 5.умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.) 6.владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.) 7.понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне) 8.умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.) 9.толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) 10.приобретение способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Обучающиеся научатся: целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии; презентации деятельности и ее результатов; поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации; применение знаний в нестандартных ситуациях; выбору, освоению и использованию технологии адекватной проблемной ситуации и конечного продукта проектирования; проведение исследования. Предметные результаты: 1. формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2. овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3. формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, многоконфессиональном мире; 4. формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней; 6. воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном и многоконфессиональном Российском государстве. Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы: − целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; − базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; − способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; − способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; − умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; − умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; − уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. От Древней Руси к Российскому государству(VIII –XV вв.) (6 класс) Выпускник научится: − локализовать во времени общие рамки и события , этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; − использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; − проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках ; − составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях отечественной истории; − раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; − объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; − сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); − давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков. Выпускник получит возможность научиться: − давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья(Русь, Запад, Восток); − сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; − составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси , объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. Россия в VI – ХIХ веках (7–9 класс) Выпускник научится: − локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; − использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; − анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени; − составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового времени; − систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени; − раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; − объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); − сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; − давать оценку событиям и личностям отечественной истории Нового времени. Выпускник получит возможность научиться: − используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время; − использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); − сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; − применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Содержание учебного предмета «История» История России. 6 класс Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине XII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края. 7 класс Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. 8 класс Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725— 1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий. 9 класс Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801— 1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ» 6 класс № 1 2 3 4 5 6 7 89 10 11 12 13 14 Тема Наша Родина Россия Древние люди и их стоянки на территории современной России Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники Образование первых государств Восточные славяне и их соседи Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» Первые известия о Руси Становление Древнерусского государства Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 2 Правление князя Владимира. Крещение Руси Русское государство при Ярославе Мудром Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах Общественный строй и церковная организация на Руси Культурное пространство Европы и культура Древней Руси Повседневная жизнь населения Место и роль Руси в Европе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 История и культура родного края в древности. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика.. Южные и юго-западные русские княжества. Повторительно-обобщающий урок по теме III. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. 30 Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 1 1 1 1 1 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 1 2 3 4 5-6 7 8-9 1011 1213 14 1516 1718 XIV в. Родной край в истории и культуре Руси Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства Итоговое повторение 7 класс Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Распад Золотой Орды и его последствия Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий Человек в Российском государстве второй половины XV в. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России Московское государство и его соседи в первой и во второй половине XV в. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Начала правления Ивана IV. Реформы Избранной рады Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во второй половине XVI в. Опричнина Россия в конце XVI в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Власть и церковь. Церковный раскол Формирование культурного пространства единого Российского государства. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. 19- Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» 20 21 Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2223 24 25 26 Смута в Российском государстве Окончание Смутного времени Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве 27 Изменения в социальной структуре российского общества 28 Народные движения в XVII в. 29 Россия в системе международных отношений 30 «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России 31 Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол 32 Русские путешественники и первопроходцы XVII в. 33- Культура народов России в XVII в. 34 35- Народы России в XVII в. 36 37- Повторительно-обобщающие уроки по теме: 38 -«Смутное время» -«Россия при первых Романовых» 39- Итоговое повторение «Россия в 16-17 вв.» 40 8 класс 1 У истоков российской модернизации 2 Россия и Европа в конце XVII в. 3 Предпосылки Петровских реформ 4 Начало правления Петра I 5 Великая Северная война 1700—1721 гг. 6 Реформы управления Петра I 7 Экономическая политика Петра I 8 Российское общество в Петровскую эпоху 9 Церковная реформа. Положение традиционных конфессий 10 Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 11 Перемены в культуре России в годы Петровских реформ 12 Повседневная жизнь и быт при Петре I 13 Значение петровских преобразований в истории страны 14 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» 15- Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) 16 17 Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. 18 Внешняя политика России в 1725—1762 гг. 19 Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I» Россия в системе международных отношений Внутренняя политика Екатерины II Экономическое развитие России при Екатерине II Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II Внешняя политика Екатерины II 1 Начало освоения Новороссии и Крыма Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II» Внутренняя политика Павла I Внешняя политика Павла I Общественная мысль, публицистика, литература Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура Музыкальное и театральное искусство Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий Итоговое повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 класс 1 Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского 1 2 Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. 1 3-4 Отечественная война 1812 г. 2 5 Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. 1 6 Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. 1 7-8 Национальная политика Александра 2 9 Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в 1 10- Общественное декабристов 2 движение при Александре I. Выступление 11 Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. 1 14 Общественное движение при Николае I 1 15 Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны 1 16 Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817- 1864 гг. 1 17 Крымская война 1853— 1856 гг. 1 18 Культурное пространство империи в первой половине XIX в. 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме: « Россия в первой четверти XIX в.» 1 12 13 1 20 Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России 1 21 Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. 1 22 Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация 1 23 Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период Общественное движение при Александре II и политика правительств 1 25 Национальная и религиозная политика Александра II. 1 26 2 27 Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. Александр III: особенности внутренней политики 28 Перемены в экономике и социальном строе 1 29 Общественное движение при Александре III 1 30 Национальная и религиозная политика Александра III 1 31 Внешняя политика Александра III 1 34 1 1 32 Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в 1 33 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1880—1890-е гг. 1 34 Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития 1 35 Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. 1 36 Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в1894-1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг 1 38 Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг 1 39 Социально-экономические реформы П. Политическое развитие страны в 1907-1914 гг 40 Итоговое повторение 37 А. Столыпина. 1 1 1