РП по истории России 6-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по истории России
для 6-9класса
(уровень – базовый)
Учитель: Ясная Светлана Владимировна

г. Свирск

Пояснительная записка
Программа по истории для 6-9 классов составлена на основе примерной программы
по истории в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Авторская программа по истории России для предметной линии учебников под
редакцией А.В.Торкунова 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для
общеобразовательных организаций Авторы: АА.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина.
М.: «Просвещение»- 2017
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки
России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая
2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. N 345»);
Цели изучения:
 воспитание гражданственности, национальной идентичности,
 развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
 развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами;
 освоение систематизированных знаний об истории человечества, овладение
умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные
версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное
отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи изучения:
 усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как
следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
 показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение
человечества от первобытности к цивилизации;
 историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые
формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные
работы в форме тестов по типу ГИА.

Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение и работа с текстом;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
13)формирование проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и вне текстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в
самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста:
 определять назначение разных видов текстов;
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
 различать темы и под темы специального текста;





выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
 выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции.
Выпускник получит возможность научиться:
 структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
 преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные,
в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных
к другому;
 интерпретировать текст:
 сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
 обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
 делать выводы из сформулированных посылок;
 выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
 выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
 откликаться на содержание текста:
 связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
 находить доводы в защиту своей точки зрения;
 откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
 использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.

В результате работы в данном направлении обучающиеся смогут работать по
направлениям:
1. поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов
(книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

2. представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц,
схем, диаграмм и др. способов;
3. выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей
современной техники.
4. владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести
довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)
5.умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами
оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых
документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)
6.владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными
собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их
использования и т.д.)
7.понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической
компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков
программирования; владение ими на соответствующем уровне)
8.умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным
программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная
работа приложений и т.д.)
9.толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов
(существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными
собеседниками и т.п.)
10.приобретение способностей к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Обучающиеся научатся:
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии;
презентации деятельности и ее результатов;
поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;
применение знаний в нестандартных ситуациях;
выбору, освоению и использованию технологии адекватной проблемной ситуации и
конечного продукта проектирования;
проведение исследования.
Предметные результаты:
1. формирование основ гражданской, этно-национальной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур;
2. овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке
социальных явлений, современных глобальных процессов;
3. формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
многоконфессиональном мире;
4. формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и

познания современного общества на основе изучения исторического опыта России
и человечества;
5. развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и
настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6. воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном и
многоконфессиональном Российском государстве.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося сформированы:
− целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств как необходимой основы миропонимания и познания современного
общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических
процессов; о месте и роли России в мировой истории;
− базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней;
−
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
− способность применять исторические знания для осмысления общественных
событий и явлений прошлого и современности;
− умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую
информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
− умение работать с письменными, изобразительными и вещественными
историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию;
− уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и
других народов; готовность применять исторические знания для
выявления
и
сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
От Древней Руси к Российскому государству(VIII –XV вв.) (6 класс)
Выпускник научится:
− локализовать во времени общие рамки и события , этапы становления и развития
Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
− использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси Средние века, о направлениях крупнейших
передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
− проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках ;
− составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях отечественной истории;
− раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси;
− объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
− сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
− давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:
− давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья(Русь, Запад, Восток);
− сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее
и различия;
− составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры Руси , объяснять, в чем заключаются
их художественные достоинства и значение.
Россия в VI – ХIХ веках (7–9 класс)
Выпускник научится:
− локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового
времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
− использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического
развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений –
походов, завоеваний, колонизации и др.;
− анализировать информацию различных источников по отечественной истории
Нового времени;
− составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового
времени;
−
систематизировать
исторический
материал,
содержащийся
в учебной и
дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
− раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм»,
«социализм»); г) представлений
о мире и
общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
− объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий
между народами и др.);
− сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
− давать оценку событиям и личностям отечественной истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
− используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России в Новое время;
− использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
− сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
− применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета «История»
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в
древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование
первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в.
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя
Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при
наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная
организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного
края в древности. Русь в середине XII — начале XIII в. Политическая раздробленность в
Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные
и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в.
Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на
Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный
строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление
Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг
Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине
XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского
государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная
церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и
культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых
государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя
политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья,
Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во
второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.. Культура и
повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых
Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале
XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое
развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном
устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные
движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой»
российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная
церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и
первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в.
Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов
Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра
I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления
Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I.
Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная
реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.
Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории
страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха
дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—
1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная

политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе
международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие
России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины
XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и
национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения
Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя
политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и
скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в
повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I:
начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—
1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя
политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во
внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра
I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное
движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX
в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное
движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—
1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой
половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и
предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа
1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при
Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика
Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра
II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III:
особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика
Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во
второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в
начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало
правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические
реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ РОССИИ»
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
89
10
11
12
13
14

Тема
Наша Родина Россия
Древние люди и их стоянки
на территории современной России
Неолитическая революция.
Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Образование первых государств
Восточные славяне и их соседи
Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства
на территории нашей страны в древности»
Первые известия о Руси
Становление Древнерусского государства

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
2

Правление князя Владимира. Крещение Руси
Русское государство при Ярославе Мудром
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
Общественный строй и церковная организация на Руси
Культурное пространство
Европы и культура Древней Руси
Повседневная жизнь населения
Место и роль Руси в Европе.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29

История и культура родного края в древности.
Политическая раздробленность в Европе и на Руси.
Владимиро-Суздальское княжество.
Новгородская республика..
Южные и юго-западные русские княжества.
Повторительно-обобщающий урок по теме III.
Монгольская империя и изменение политической картины мира.
Батыево нашествие на Русь.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и
культура.
Литовское государство и Русь
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII —

1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

1
1

1
1
1

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

1

2

3
4
5-6
7

8-9
1011
1213
14
1516
1718

XIV в.
Родной край в истории и культуре Руси
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в
середине XIII — XIV в.»
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV
в.
Московское княжество в первой половине XV в.
Распад Золотой Орды и его последствия
Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
Русская православная церковь в XV — начале XVI в.
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Формирование культурного пространства единого Российского
государства
Итоговое повторение
7 класс
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV
в. Распад Золотой Орды и его последствия Мир и Россия в начале
эпохи Великих географических открытий
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Территория, население и
хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России
Московское государство и его соседи в первой и во второй
половине XV в. Российское государство в первой трети XVI в.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
Начала правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
Государства Поволжья,
Северного Причерноморья, Сибири
в середине XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы
России во второй половине XVI в.
Опричнина

Россия в конце XVI в.
Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Власть и
церковь. Церковный раскол
Формирование культурного пространства единого Российского
государства. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI
в.
19- Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»
20
21 Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI
— начале XVII в.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
2
1

2
2
2
1
2
2

2
1

2223
24
25
26

Смута в Российском государстве

Окончание Смутного времени
Экономическое развитие России в XVII в.
Россия при первых Романовых: перемены в государственном
устройстве
27 Изменения в социальной структуре российского общества
28 Народные движения в XVII в.
29 Россия в системе международных отношений
30 «Под рукой» российского государя: вхождение Украины
в состав России
31 Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона
и раскол
32 Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
33- Культура народов России в XVII в.
34
35- Народы России в XVII в.
36
37- Повторительно-обобщающие уроки по теме:
38 -«Смутное время»
-«Россия при первых Романовых»
39- Итоговое повторение «Россия в 16-17 вв.»
40
8 класс
1
У истоков российской модернизации
2
Россия и Европа в конце XVII в.
3
Предпосылки Петровских реформ
4
Начало правления Петра I
5
Великая Северная война 1700—1721 гг.
6
Реформы управления Петра I
7
Экономическая политика Петра I
8
Российское общество в Петровскую эпоху
9
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий
10 Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
11 Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
12 Повседневная жизнь и быт при Петре I
13 Значение петровских преобразований в истории страны
14 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху
преобразований Петра I»
15- Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)
16
17 Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.
18 Внешняя политика России в 1725—1762 гг.
19 Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при
наследниках Петра I»
Россия в системе международных отношений
Внутренняя политика Екатерины II
Экономическое развитие России при Екатерине II
Социальная структура российского общества второй половины
XVIII в.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
Народы России. Религиозная и национальная политика
Екатерины II
Внешняя политика Екатерины II

1

Начало освоения Новороссии и Крыма
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя
при Екатерине II»
Внутренняя политика Павла I
Внешняя политика Павла I
Общественная мысль, публицистика, литература
Образование в России в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в.
Русская архитектура XVIII в.
Живопись и скульптура
Музыкальное и театральное искусство
Народы России в XVIII в.
Перемены в повседневной жизни российских сословий
Итоговое повторение

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
1

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.Александр I: начало
правления. Реформы М. М. Сперанского

1

2

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

1

3-4

Отечественная война 1812 г.

2

5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—1825 гг.

1

6

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815— 1825 гг.

1

7-8

Национальная политика Александра

2

9

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX
в

1

10-

Общественное
декабристов

2

движение

при

Александре

I.

Выступление

11
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая I
Социально-экономическое развитие страны во второй
четверти XIX в.

1

14

Общественное движение при Николае I

1

15

Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны

1

16

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817- 1864 гг.

1

17

Крымская война 1853— 1856 гг.

1

18

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

1

19

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Россия в первой
четверти XIX в.»

1

12
13

1

20

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в
России

1

21

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

22

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация

1

23

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
период
Общественное движение при Александре II и политика
правительств

1

25

Национальная и религиозная политика Александра II.

1

26

2

27

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—
1878 гг.
Александр III: особенности внутренней политики

28

Перемены в экономике и социальном строе

1

29

Общественное движение при Александре III

1

30

Национальная и религиозная политика Александра III

1

31

Внешняя политика Александра III

1

34

1

1

32

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1880—1890-е
гг.

1

34

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и
противоречия развития

1

35

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв.

1

36

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны
в1894-1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг

1

38

Первая российская революция и политические реформы
1905—1907 гг

1

39

Социально-экономические
реформы
П.
Политическое развитие страны в 1907-1914 гг

40

Итоговое повторение

37

А.

Столыпина.

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».