РП по литературе 7 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
для 7класса основного общего образования
на 2022-2023 уч.г.

Составитель: Вильданова А.А.
учитель русского языка и литературы

г.Свирск
2022
1

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для
общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.
«Просвещение») и
учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для
общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.:
«Просвещение», 2020 г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно
богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и
анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением,
общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской
литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
1. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением.
2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
3. Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ.
4. Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать художественный текст.
5. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте.
6. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями.
7. Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и
2

сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги
в жизни писателя и читателя).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе
– внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев, в 7
классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая
проблема литературы, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, в 9 классе – начало
курса на историко-литературной основе).
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании
учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента. Содержание
школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра
(5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8
класс и 9 класс.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений
на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной
речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из
изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными
произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной
литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной
литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у
учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене,
занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания
идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других народов;
3

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать
в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв.,
литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в
них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных
средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести
диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета «Литература»
Введение
4

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его
позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому
идеалу.
Устное народное творчество
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в
былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель
лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,
доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.
Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного
стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них
духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.
Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге.
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе
Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность
Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание
труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных
волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение
чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение
для понимания характеров и идеи поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел»
как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души,
переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее
проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу
знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
5

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского
языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие
духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь..
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие
некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки
общества.
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания
детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл
названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
(Для чтения и обсуждения.)
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной
природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка,
Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного
ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие
мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей,
душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный
герой с большим сердцем.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой
жизни.
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А.
Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
6

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,
поднятые в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном
восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).
Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин
природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».
Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и
народа.
Дмитрий Сергеевич Лихачев.
«Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как
публицистический жанр (начальные представления).
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о
справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в
борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от
зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

7

Тематическое планирование учебного предмета «Литература»
№
Тема урока
Количество
урока
1.
Изображение человека как важнейшая задача литературы.
1
2.
Предания как автобиография народа
1
3.
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович»
1
Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного
труда.
4.
Киевский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.
2
5.
«Калевала»- карело-финский мифологический эпос
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники
1
6.
пословиц. Собиратели пословиц
Рассказ по пословице
7.
Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха».
1
Нравственные заветы Древней Руси
8.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные
1
идеалы и заветы Древней Руси.
9.
Р.р. Подготовка к письменной работе на тему: «Народная
1
мудрость в произведениях устного народного творчества»
10.
М.В. Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «Ода на день
1
восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине,
русской науке и её творцах.
11.
Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р.
1
Державина.
12.
А.С. Пушкин. и русская история.
1
13.
Поэма «Медный всадник». Изображение Петра в поэме.
1
14.
15.

«Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме..
«Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

1
1

16.
17.
18.

Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»
Р.р. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Песня про …купца
Калашникова» - поэма об историческом прошлом России
Степан Калашников – носитель лучших качеств русского
национального характера.
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
Н.В. Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас
Бульба и его сыновья.
Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его
сыновья в Сечи.
Осада польского города Дубно.
Трагедия Тараса Бульбы.
Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба».
Р.р. Сочинение по повести «Тарас Бульба».
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя
И.С. Тургенев. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»
Стихотворения в прозе.
Н.А. Некрасов – поэт народной боли. Поэма «Русские

1
1
1

19.
20
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

31.
32.
33.

34.
35.
36.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

женщины»
Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. «Размышления у
парадного подъезда»
М. Е. Салтыков-Щедрин. Образ писателя. «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая
сказка
Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика,
осуждение его покорности
Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»
Л.Н. Толстой. Детство писателя. Автобиографический характер
повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой
отец?», «Классы»
Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии
духовного роста.
А.П. Чехов – мастер жанра короткого рассказа «Хамелеон»
Хамелеонство как социальное явление. Язык рассказа
«Хамелеон»
Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»
И.А. Бунин. Судьба и творчество. «Цифры»
Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Обретение доброты и гармонии.
Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному
ребенку.
Р.р. «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе
Обобщающий урок по русской литературе XIX века.
М. Горький.
О писателе. Автобиографический характер
повести «Детство» (1 глава)
.«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести
«Детство»
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах
повести «Детство»
«Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)
Л. Андреев. Личность писателя. Рассказ «Кусака»
В.В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души
поэта
Личность поэта. «Необычайное приключение…»
А.П. Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка»
«В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы
Платонова
Ф. Абрамов и его рассказ «О чем плачут лошади»
Проблематика рассказа Ф. Абрамова
Е. Носов.
Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика
рассказа
Е. Носов «Живое пламя»
А.Т. Твардовский – «художник с мудрым сердцем и чистой
совестью». Стихотворения
Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом —
участником Великой Отечественной войны.
Ю.П. Казаков и его рассказ «Тихое утро»
«Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

63.
64.
65.
66.
67.
68.

Р.р. «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине
Обобщающий урок по русской литературе
Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона
О.Генри. «Дары волхвов».
Р.Д.Бредбери. «Каникулы».
Итоговая контрольная работа
Подведение итогов года.

1
1
1
1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».