РП по литературе 8 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 уч.г.

Составитель: Вильданова А.А.
учитель русского языка и литературы

г.Свирск
2022
1

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы
для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего
образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией
В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и
учебника «Литература 8 класс. Учебникхрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина,
В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2016 г.).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка
при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к
художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с
точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой
литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том,
чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства
у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
2

комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и
умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология».
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного
образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к
языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без
постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как
учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности
учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы,
учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
В 8 классе – 68ч., из них на развитие речи – 5ч., внеклассное чтение – 4ч., контроль
(3ч. – контрольные тесты, 9ч. – анализ текста, выразительное чтение – 5ч.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемыми при
изучении предмета «Литература», являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости
за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и
младшими
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
3

использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Формы организации учебных занятий
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
4


заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и
умения работать с ними.

Содержание учебного предмета «Литература»
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому
прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица
метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной
песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием
цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов
врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг
самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий —
главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие
представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая
повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в
современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев
литературы XVII в. и их нравственная оценка.
Из русской литературы VIII века
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема
воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии.
Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые
характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении.
5

Контрольная
работа
(далее
— К.Р.). Контрольная
работа N°
1 по
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование
выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
Из русской литературы XIX века
Иван .Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный
сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику
М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с
использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум
современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой
думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.
Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P. Выразительное
чтение
отрывков
думы.
Устное
рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы
на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик
на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами
пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и
поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более
точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание.
Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и
беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде
А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на
отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование
характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини.
Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в
романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской
дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное
рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и
6

письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе
сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его
тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к
историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл
человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека
и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь
героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы,
смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского
отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой
(начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения.
Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с
использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста.
Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и
письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории,
исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки
комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной
писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков
чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна
финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из
характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).
Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием
Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя
надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и
противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные
представления). Фантастическое (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению
Н.В. Гоголя «Ревизор».
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием
цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения.
Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование
выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с
использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста
сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист
русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.
Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
7

P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного
чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на
современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный
на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на
официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная
пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные
проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное
рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана
анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия
в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями
и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном
диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и
средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И.
Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется
цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр
(развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и
письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные
представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного
чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием
цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
8

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных
жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное
рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в
коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в
семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное
рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в
коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с
использованием цитирования.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение
знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование
выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление
образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях
А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической
поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
Иван Сергеевич Шмелев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало
творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и
письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная
характеристика героев.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи,
О.
Дымов,
А.Т.
.Аверченко, «Всеобщая
история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических
событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического
повествования о прошлом. Проект.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для
внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы
писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие
представлений).
9

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и
героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и
реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений).
Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов.
Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема
служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и
убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и
литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев.
Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм
воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную
хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И.
Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в
годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер.
Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие
представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного
чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный
вопрос.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская
атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А.
Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По
вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно
без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье
лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях
поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка .
P.P. выразительное
чтение
отрывков.
Комплексный
анализ
эпизодов.
Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Из зарубежной литературы (5 ч). Уильям Шекспир
10

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта —
символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание
поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической
поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения
отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на
вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха
расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи
классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных
буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера.
Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Итоговый контроль (1 ч). К.Р. Контрольное тестирование.

Тематическое планирование учебного предмета «Литература»
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Тема урока

Количество
часов
1
Русская литература и история.
Исторические песни. «Пугачев в темнице.»
1
Лирические песни.
1
Предания как исторический жанр
1
«Житие Александра Невского».
1
«Шемякин суд».
1
Д.И. Фонвизин и его время.
1
Комедия «Недоросль». Назначение человека и его роль в
1
обществе.
Простакова и её представления о жизни.
1
Проблемы воспитания в комедии.
1
Рр Подготовка к написанию сочинения.
1
Сатирик и баснописец И.А. Крылов
1
Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова
1
«Обоз»
Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева
1
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.
1
Любовная лирика
Тема «дружества святого». «19 октября».
1
Человек и природа. «Туча».
1
Тема русской истории в творчестве. История пугачевского
1
бунта. «Капитанская дочка». Замысел создания романа.
Формирование характера Петра Гринева.
1
Проблема нравственного выбора.
1
Маша Миронова – нравственный идеал.
1
Образ Пугачева.
1
Историческая правда и художественный вымысел.
1
РР. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская
1
11

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

54.
55.
56.
57.
58.
59
60.
61.
62.
63.

дочка».
М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта.
Поэма «Мцыри». Композиция поэмы.
Судьба свободолюбивой личности.
Рр. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».
Н.В. Гоголь – писатель, сатирик.
«Ревизор» как социальная комедия.
Хлестаков и хлестаковщина.
Образ города и тема чиновничества.
Основной конфликт пьесы.
Контрольный тест.
«Шинель». Гуманистический смысл повести.
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Художественная сатира на современные
писателю порядки в романе.
Н.С. Лесков «Старый гений».
Л.Н. Толстой. Слово о писателе.
«После бала». Особенности композиции.
Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.Н.
Толстого «После бала».
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Пейзажная лирика.
А.П. Чехов. Рассказ «О любви».
И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени».
Утверждение взаимопонимания, любви и счастья в семье (по
рассказу «Куст сирени»).
С.А. Есенин. Поэма «Пугачев».
Историческая тема в стихотворении А.А.Блока «Россия».
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем».
Писатели улыбаются. Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник».
Сатира и юмор в рассказе
М.А. Осоргин «Пенсне».
М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в
рассказе.
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведении
А.Т. Твардовского «Василия Теркин».
Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца.
Образ русского солдата – освободителя.
Композиция и язык поэмы.
М.В. Исаковский «Катюша», «Враги
сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте»,
«Здесь птицы не поют».
А. Платонов. Рассказ «Возвращение».
В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева
«Фотография, на которой меня нет»
Рр. Отзыв на прочитанное произведение.
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Ф. Анненский «Снег», Заболоцкий «Вечер на Оке»,
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Ромео и Джульетта -

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

64.
65.
66.
67.
68.

символ любви и верности. Тема
Жертвенности.
Конфликт любви и семейной вражды.
Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».
Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве».
Итоговое тестирование
Обобщающий урок

1
1
1
1
1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».