РП по литературе 9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
для 9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Калиушка Татьяна Юрьевна
учитель русского языка и литературы

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для
общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего
образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией
В.Я.Коровиной (М. «Просвещение»,2016) и учебника «Литература 9 класс. Учебникхрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина,
В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2016 г.).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;

освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным
учреждением основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и
детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития
личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к
художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с
точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой
литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том,
чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства
у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология».
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного
образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к
языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без
постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как
учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности
учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к
древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка
художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой
единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это
искусство.
Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание,
великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в
жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и ее роль в
духовной жизни человека.
В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен
разделами:
1. Древнерусская литература.
2. Русская литература XVIII века.
3. Русская литература XIX века.
4. Русская литература XX века.
5. Зарубежная литература.
6. Обзоры.

7. Сведения по теории и истории литературы.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании
учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента
государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы
на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его Федеральному
компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не
предусмотренные Госстандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы,
учебник-хрестоматию для 9 класса, обеспечивающие процесс обучения. Рассчитана
на 3 часа в неделю и составляет в полном объеме 102 ч.
Из них на развитие речи – 7ч., внеклассное чтение – 4ч., контроль (5ч. – контрольные
тесты, 9ч. – анализ текста, выразительное чтение – 5ч.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста
по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности.

Содержание учебного предмета «Литература»
Введение (1 ч.)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная
литература. Литературный характер, литературный тип.
Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении;
сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров
главных действующих лиц; жанровые особенности.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного
своеобразия.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч.)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного
сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины,
мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий»
слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский
слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие
из
Петербурга
в
Москву».
(Обзор.) Широкое изображение российской
действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности
повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты
сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы
жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет,
особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое
значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных
произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного
своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении
элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств
языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую
оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать
отрывки произведений; решать тестовые задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной
литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые
предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы
дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной
фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру
в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая
сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.
Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон
терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические
отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и
Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский
роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев;
«органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее
философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия
Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос
вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман
(начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием.
Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как
антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора
— от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на
критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном
типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер
комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос,
сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное
комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные
герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности,
воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и
одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль
истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование
личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный
конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками:
самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в
возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика
души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия
психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе
XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору
учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы
жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет,
особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое
значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных
произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного
своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении
элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств
языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую
оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать
отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения
проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную,
сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и
план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную
тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые
задания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 ч.)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о
ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных
слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.
Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость —
основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием
гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира
(развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба
человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и
труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение
картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ
праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди
людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»,
«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике
поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.
Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство
Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде
поэта.Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью —
потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии,
о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэтамыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Тростник»,
«Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о
любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый
крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и
любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из
поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на
дорогу...»); А.
Вертинский. «Доченьки»; Н.
Заболоцкий. «В
этой
роще
березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и
музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Зарубежная литература
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики
гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи
Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение
героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета

в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и
Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой
литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Тематическое планирование учебного предмета «Литература»
№ урока

Тема урока

1
2

Введение. Обращение к читателю
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник
древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник
древнерусской литературы
«За землю русскую» Осмысление текста. Тема и идея
произведения
Система образов. «Золотое слово Святослава»
Заключительный урок. Итоговый тест
Плач Ярославны. Анализ эпизода
Русская литература 18 века
Классицизм как литературное направление
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…»
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и
просвещения в «Оде на
день восшествия…». Жанр оды.
Творческий путь Г.Р. Державина. Поэт и гражданин
Анализ лирического произведения Державина
«Властителям и судиям», «Памятник»
Сентиментализм. Н.М.Карамзин. Писатель и историк
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
«Призрак счастья» в повести «Бедная Лиза»
Н.М.Карамзин «Осень».
Русская литература 19 века
Романтизм как литературное направление
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество
Баллада «Светлана»
Лирический герой. Особенности поэтического языка
В.А.Жуковского.
Контрольная работа по пройденному материалу
Реализм как литературное направление. А.С.
Грибоедов. Очерк жизни и творчества.
О комедии «Горе от ума». «К вам А.А. Чацкий»
Основной конфликт и развитие действия в комедии.
Век «нынешний» и век «минувший»
Фамусовское общество
Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин
Женские образы в комедии. Образ Софьи
Черты классицизма и реализма в комедии
Работа со ст. Гончарова «Миллион терзаний»
Р.р. Классное сочинение обучающего характера по
комедии Грибоедова «Горе от ума»
Р.р. Классное сочинение обучающего характера по

3,4
5
6
7

8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21.
22.
23
24
25
26
27
28
29
30

Количество
часов
1
1
2
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

5.
52
53
54
55
56
57,58
59
60
61
62
63
64
65
66

комедии Грибоедова «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. «Вся
жизнь – чудесный миг»
Петербургский период творчества. Вольнолюбивая
лирика поэта
Любовная лирика поэта
Р.р. Анализ стихотворения «Я помню чудное
мгновение»
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк»
Контрольнаяработа «Лирика начала ХIХ века».
Моцарт и Сальери». Два музыканта – две судьбы
Реализм. Творческая история романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин». Творческая история романа
Комментированное чтение первой главы. Онегин и
столичное дворянство
Онегин и Ленский
Образ Татьяны Лариной. Татьяна и Ольга в романе
Эволюция образа Евгения Онегина
Москва и Петербург на страницах романа
Образ автора. Роль лирических отступлений
Роман А.С.Пушкина в оценке русских критиков.
Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений
Онегин».
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта»
Тема поэта и роль поэзии в лирике Лермонтова
Любовная лирика Лермонтова
Судьба поколения 30 гг. в лирике М.Ю.Лермонтова.
Элегия «Дума».
Стихотворение «И скучно и грустно…»
Образ России в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Родина».
История создания романа «Герой нашего времени».
Композиция, смысл названия
Комментированное чтение «Предисловия» к роману
Анализ повести «Бэла»
Анализ повести «Максим Максимыч»
Печорин и Максим Максимыч
Анализ повести «Тамань»
Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и
Грушницкий
Анализ повести «Фаталист». Образ молодого
поколения 30-х гг.
Р.Р. Обучение анализу эпизода. Эпизод «Дуэль
Печорина и Грушницкого».
Контрольная работа «Лирика М.Ю. Лермонтова и
роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. История
создания поэмы «Мертвые души»
Комментированное чтение первой главы. Губернский
город и его обитатели
Образы помещиков в поэме. Манилов и Ноздрев
Образы помещиков. Коробочка, Собакевич, Плюшкин
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1

67
68
69
70
71
72,73
74
75
76
77
78
79
80
81,82
83
84
85
86,87
88
89,90
91,92

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Эволюция образа.
«Мёртвые» и «живые» души. Тема Родины и народа в
поэме «Мертвые души».
Р.Р. Обучение анализу эпизода. Эпизод «Повесть о
капитане Копейкине».
Р.р. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».
А.П.Чехов. Эволюция образа «маленького человека» в
рассказах «Тоска», «Смерть чиновника»
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и
направлений
И.А. Бунин «Темные аллеи»
А.А.Блок. Образы и ритмы поэта.
А.А. Блок. Своеобразие лирики
С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта.
Тема Родин
Тема любви в лирике С.А.Есенина. Размышления о
жизни, природе, человеке. «Письмо к женщине»
В. Маяковский. Лирика. «Громада-любовь» и
«громада-ненависть» в лирике поэта.
Вн.ч. М.А. Булгаков «Собачье сердце»
М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти.
Лирика А.А. Ахматовой. Тема поэта и поэзии. Тема
Родины
Лирика А.А. Ахматовой. Тема поэта и поэзии. Тема
Родины
М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и
судьба Родины в рассказе
Лирика Б.Л. Пастернака
Лирика А.Т. Твардовского. Военная тема в творчестве.
«Я убит подо Ржевом»
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема
«праведничества» в рассказе. Образ Матрены, трагизм
её судьбы
Романсы и песни на слова русских писателей
Р.р Выразительное чтение наизусть
Контрольная работа по теме «Русская литература ХХ
века».
В.М. Шукшин. «Чудики» Шукшина
В.М. Шукшин «Чудики» Шукшина
Зарубежная литература. У. Шекспир. «Гамлет»
И.В. Гёте. «Фауст»
И.В. Гёте. «Фауст»
Итоговый контрольный тест за курс литературы 9
класса.
Итоговый урок. Обобщение

1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».