РП по музыке 7 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по музыке
для 7 класса
(уровень: базовый)

Учитель: Борисова Ольга Викторовна
первая квалификационная категория

г. Свирск
2022

Пояснительная записка
Программа составлена на основе
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12. 2010г. №1897;
Предмет «Музыка» в основной школе базируется на нравственно-эстетическом,
интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов
музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд
классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с
произведениями других видов искусства.
Содержание курса соответствует целям основного общего образования и предметной
области «Искусство», куда входит предмет «Музыка», и базируется на положениях
«Концепции духовно-нравственного развития, воспитания гражданина России».
Цель преподавания музыкального искусства в основной школе - развитие творческих
сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его
музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение таких задач, как:
- развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке
музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и
музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их
взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение
особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве
современных композиторов, народной музыке; -развитие художественных умений и
навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой
индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на
музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный,
танцевальный, поэтический.
Если в 5-м классе обучающиеся изучали «Связь музыки с литературой и
изобразительным искусством», в 6-м - «Образы вокальной и инструментальной, камерной
и симфонической музыки», то в 7-м классе они знакомятся с особенностями драматургии
сценической музыки: опер, балетов, драматических спектаклей и с особенностями
драматургии камерной и симфонической музыки.
Методологическим основанием программ предметной линии учебников Г.П. Сергеевой
и Е.Д. Критской служат современные научные исследования, в которых отражаются идеи
познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным
в программах является введение обучающегося в мир музыки через интонации, воспитание
чувства любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных
культур, обеспечивающих осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие
самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программ по музыке в основной школе
являются:

принцип увлеченности;

принцип «тождества и контраста», сходства и различия;- принцип
интонационности;

принцип диалога культур.
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в изучение
предмета «Музыка» является сегодня весьма важной задачей и осуществляется в условиях
2

воспитания интереса к историческому прошлому родного края, его культурной и
музыкальной жизни. Изучение музыкальной культуры народов Республики Адыгея в 7-м
классе происходит по двум направлениям:

изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора,
отражающего историю народов Республики Адыгея, их традиций, систему их духовных
ценностей;

изучение творческого наследия композиторов Республики Адыгея.
Республика Адыгея - одна из многонациональных полиэтнических территорий, на
которой проживают люди, говорящие на различных языках, исповедующие разные
религии, придерживающиеся определенных обычаев, традиций. Культура Республики
Адыгея имеет вековые традиции. Ее богатство составляет песенное, танцевальное,
инструментальное и художественное наследие, осознание и осмысление которого являются
важнейшей
задачей
современного
художественно-эстетического
образования,
формирующего гражданскую позицию учащихся, патриотизм. Идея патриотического
воспитания в современном обществе как никогда актуальна, так как содержит
гуманистический, общечеловеческий смысл. В этой связи в решении задач
патриотического, художественно-эстетического и творческого развития подрастающего
поколения исключительную роль приобретает изучение музыкального наследия региона,
что очень ярко отражено в тематическом планировании преподавательской деятельности.
Введение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в процесс
обучения через различные предметные дисциплины поможет шире использовать
музыкально- художественное наследие региона, что, несомненно, будет способствовать
воспитанию у детей любви к своему краю, нравственности, эстетического самосознания.
Для изучения регионального музыкального творчества учителю музыки необходим
музыкальный фольклор, произведения композиторов Республики Адыгея, где учащиеся
будут знакомиться с особенностями жанров народной и профессиональной музыки,
музыкальной речи, структурой произведений, использованием фольклора в сочинениях
адыгских композиторов.
Включение региональных, национальных и этнокультурных особенностей в школьное
образование в полиэтничном обществе имеет большое значение. Всестороннее изучение в
образовательных учреждениях истории региона, культуры народов республики, традиций,
эпоса, фольклора, песенной и танцевальной культуры, искусства пародов, дающих знания
о своей родословной, и использование народной педагогики формируют у обучающихся
чувство «малой Родины», культуру межнационального общения, духовное обновление
семейного и школьного образования и воспитания.
Как известно, понятия «этнос» и «нация» часто используются синонимично; в то же
время в научной традиции нация толкуется как более широкое явление сравнительно с
этносом. Поэтому национальная картина мира вбирает в себя этническую, что позволяет
нам использовать выражение «национальная картина мира» как обобщающее. Воплощаясь
в произведениях национального искусства, она приобретает статус национальной
художественной картины мира, аккумулирующей систему мирообразных этнокультурных
представлений нации/этноса. Их ядром служат образы-ценности традиционной
этнокультуры.
Освоение региональных, национальных и этнокультурных особенностей при изучении
музыки - это приобщение обучающихся к национальной картине мира на основе искусства,
прежде всего музыки народов, населяющих регион. Роль музыкально-эстетического
воспитания и обучения в освоении культурных ценностей разных народов огромна.
Искусство - это интегративный код этноса, и содержание предмета «Музыка» в школе
подразумевает первоочередное внедрение региональных, национальных и этнокультурных
особенностей в учебный процесс.

3

Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационнообразном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других
видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и
направления:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру,
запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к
музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих
музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики
его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и
взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных
видах
музыкально-творческой
деятельности
(слушании
музыки
и
пении,
инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с
применением информационно-коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные
исследования , в которых отражается идея познания школьниками художественной
картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной
школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы
отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в
постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.
Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных
культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и
мира, развитие самосознание ребенка.
Основными методическими
принципами программы
являются:
принцип
увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности;
принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование
на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоциональноэстетического отношения к искусству и жизни.
Тема года: Особенности драматургии сценической, камерной и симфонической
музыки
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора:
Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические,
драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкальнодраматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет:
дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де,
музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
4

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(17 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы
воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление
драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация
искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные
интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские
коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения
учащимися содержания музыкальных произведений.

Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МОУ «СОШ №4 г. Свирска» отводит на изучение предмета «Музыка»
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34 ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития
человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика
Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств ( в
том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и
каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая
задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды,
творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию
личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных
интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное
включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с
жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества
отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на
данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится
сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов
художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических
представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и
ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта
музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к
отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного
и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется
целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества
и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
5

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Процесс освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе в части учета
региональных, национальных и этнокультурных особенностей обеспечивает определенные
результаты и направлен на достижение обучающимися универсальных учебных действий:
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
 чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
 ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
 компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
 коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
 участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
 признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
 принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
 эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат
освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют
уровень
сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности учащихся:
 умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение
6

устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать
выводы;
 смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например
в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и
отражают:
 сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части
его общей духовной культуры;
 сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного
развития,
социализации,
самообразования,
организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
 развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха),
а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
 сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение и др.);
 воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
 расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
 овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
 приобретение
устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
 сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.

Ожидаемые результаты освоения учебного предмета в части учета
региональных, национальных и этнокультурных особенностей
по предмету «Музыка» 7 класс
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
7

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё
отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в
единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий,
красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественнотворческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные
гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о
концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с
художественно-эстетической точки зрения.

Учебно-тематический
7 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

18

план

Разделы и темы

Кол-во часов

Особенности драматургии сценической музыки.
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха
в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина
моя! Русская земля.
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон
Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс.
Первая американская национальная опера. Развитие традиций
оперного спектакля .
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Образы Хозе и Эскамильо.
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ
Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания
к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.
Образы «Вечерни» и «Утрени».
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные
образы.
РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ
«Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

17
1
2

2
1
1
2

2
1
1

1
1
2

18
2
8

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления
музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С
Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна.

2
1
1
2
4

Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая»)
С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная»)
Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония №
5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики
Адыгея
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.
Хачатуряна.
РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной
культуре народов Республики Адыгея
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рокопер.
«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.
ИТОГО

1
1
1
1
1

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».