Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска» Рабочая программа по музыке для 8 класса (уровень: базовый) Учитель: Борисова Ольга Викторовна первая квалификационная категория г. Свирск 2022 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8 класса разработана в соответствии: с программой «Музыка. 5- 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М.: Просвещение, 2017г. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебнометодического комплекта: Для учащихся: Учебник «Музыка 8 класс»/ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева – Москва: “Просвещение”, 2020. Для учителя: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: 5-8 классы: учеб. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Крицкая. М. : Просвещение 2017. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; — целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; — ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; — компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; — коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; — участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей; — признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; — эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: — умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; — умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; — умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 2 — умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; — формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: — степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; — сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; — становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; — сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.); — воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства; — расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; — овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; — приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; — сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Место учебного предмета в учебном плане. На изучение музыки отводится 34 часа (1 час в неделю). Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс. «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства 3 всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный). «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» 18 часов Традиции и новаторство – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры. Традиция – это память культуры,присутствие прошлого в настоящем,которое проявляется в преемственности. Новаторство опирается на традицию ,требуя бережного отношения к художественному наследию. Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое. Убедительными примерами синтеза традиций могут служить оперы «Порги и Бес» Дж.Гершвина , «Юнона и Авось» А.Рыбникова, «Преступление и наказание» Э.Артемьева,балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина….. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни. Музыка Чайковского объединила в себе и традиции русской классической музыки, и принципы бетховенского симфонизма. Рахманинов, в свою очередь, был музыкальным «наследником» не только Чайковского. В музыке Сергея Васильевича отражаются общие принципы романтизма, творчески развиваются выразительные приёмы других композиторов. В рахманиновских прелюдиях, этюдах-картинах мы узнаем и прихотливые пассажи Шопена, и красочность, виртуозность фортепианной техники Ференца Листа. Тематическое планирование: № Разделы и темы Количество часов 2 Раздел: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»16 часов Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера 3 Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» 1 4 В музыкальном театре. Балет. 1 5 В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание» 1 6 7 Мюзикл «Ромео и Джульетта». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» 1 1 8 Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». 1 1 9 10 11 12 Музыка к драматическому спектаклю «Гоголь – сюита» А.Шнитке. Музыка в кино. Музыка немого кино. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, Симфония №5 П.Чайковского, симфония №1 («Классическая»), С.Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 18 19 «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…». Музыканты – извечные маги» Защита проекта. Обобщающий урок- викторина. Раздел: «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»19 часов В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова 20 Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. 1 21 Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. 1 22 Современный музыкальный театр. Синтез архитектуры и музыки. 13 14 15 16 17 Взаимодействие искусств. 1 1 1 1 Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось» Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки». Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы». Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально - драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов. А.Рублев. Спас Нерукотворный. 1 1 1 30 31 32 33 Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм». Цикл «песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия – миру. Музыкальные завещания потомкам. Исследовательский проект. Защита. 1 1 1 1 34 Обобщающий урок по второму разделу. 1 ВСЕГО 34 23 24 25 26 27 28 29 1 1 1 1 5 6