РП по ОБЖ 8-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
для 8-9 классов (уровень: базовый)
Учитель: Камнева Екатерина Станиславовна.
2022/2023 учебный год
Составитель: Камнева Е.С.,
Учитель ОБЖ

г. Свирск
2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов
составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Примерной государственной программы по основам безопасности
жизнедеятельности для общеобразовательных школ (Программа по основам безопасности
жизнедеятельности к учебникам 5-9 классов А.Т. Смирнова. Программно-методические
материалы: Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы. :
прогр. / Сост. А.Т. Смирнов. – М. : Просвещение. 2013)
2. Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 22.04.2020 г. №
330-мр.
Содержание Комплексной программы выстроено по трем линиям: обеспечение
личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы
безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. В ходе изучения предмета
обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых
государством по защите населения. Большое значение придается также формированию
здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию
первой медицинской помощи пострадавшим.
Комплексная программа полностью реализует требования федерального
государственного образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который
обеспечивает овладение обучающимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.
Настоящая Рабочая программа не вносит изменение в тематическое планирование
Комплексной программы. Изменения внесены только в практическую составляющую курса –
с учетом материально-технической базы школы.
Цели и задачи курса:
 Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
 Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при
пожаре;
 Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной
повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
социального и техногенного характера;
 Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;
 Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой
медицинской помощи;
 Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
 Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
 Дать знания о здоровье и ЗОЖ, о правилах поведения в экстремальных
ситуациях;
 Научить говорить, слушать, искать знания, оказать помощь;
 Воспитывать культуру мышления, культуру общения;
 Формировать достоинство, нравственные убеждения;
 Развивать способности, память, внимание, самоконтроль.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно
требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области
безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них
современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет
способствовать
снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность
жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
2

связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с
терроризмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ
организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм,
убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности
окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является
общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в
формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль
принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет
ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся
к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной,
техногенной и социальной.
Общее количество часов по плану: 68, по 34 на каждый год обучения.
Количество часов в неделю: по1 часу.
Учебники:
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. Рос. акад. наук,
Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 224 с.,
[4] л. ил. : ил. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-025671-1.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. Рос. акад. наук,
Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 7-е изд., перераб. – М. : Просвещение,
2013. – 240 с., : ил. – (Академический школьный учебник). – ISBN 978-5-09-030352-1.
Учебники написаны в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Основы
безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» под редакцией А.Т. Смирнова.
Учебники, построены по модульному принципу, содержит важнейшие правила
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального
происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни. Учебник знакомит с
основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой
помощи при различных несчастных случаях.
В содержательную часть 8 и 9 классов, в соответствии с Распоряжением
Министерства образования Иркутской области № 330-мр от 22.04.2020, добавлены темы, не
изученные в течение 2019-2020 учебного года из-за перевода обучающихся на
дистанционное обучение и исключения изучения курса ОБЖ в мае месяце.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в 8-9 классах
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов –
личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебнопознавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе
обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе
государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач
требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и
специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных,
познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом,
служащим основой для последующего обучения.
Структура планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные
Личностные результаты обучения:
3






























усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4


































Познавательные УУД:
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты обучения:
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере,
воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания
с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
5


































соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного
характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного
характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера
для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
6











































оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на
состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
7









оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
8 класс (34 час.)
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 час.)
Глава 1. Пожарная безопасность (3 час.)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные
причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние
«человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной
безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Глава 2. Безопасность на дорогах (3 час.)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения.
Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности
водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Глава 3. Безопасность на водоемах (3 час.)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение
правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный
отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Глава 4. Экология и безопасность (2 час.)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых
концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье
населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность
населения (12 час.)
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9
час.)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных
и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные
последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по
правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного
характера.
Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера (3 час)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных
объектах.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 час.)
8

Глава 7. Основы здорового образа жизни (8 час.)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье
человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая
составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность,
основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое
условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их
безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные
привычки и их профилактика.
Глава 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
(3 час.)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового
человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой
медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
9 класс (34 час.)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 час.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 час.)
Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 час.)
Современный мир и Россия.
Национальные интересы России в современном мире.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную
безопасность.
Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная
безопасность России (4 час.)
Чрезвычайные ситуации и их классификация.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.
Угроза военной безопасности России.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 час.)
Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 час.)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по
защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 час.)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 час.)
Глава 5. Терроризм и экстремизм: их причины и следствия (2 час.)
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы
осуществления.
Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму
в Российской Федерации (3 час.)
9

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и
экстремизму.
Общегосударственное противодействие терроризму.
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
Глава 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в
Российской Федерации (2 час.)
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика
наркозависимости (2 час.)
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 час.)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 час.)
Глава 9. Здоровье – условие благополучия человека (3 час.)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
Здоровый образ жизни и его составляющая.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Глава 10. Факторы, разрушающие здоровье (3 час.)
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Глава 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
(2 час.)
Брак и семья.
Семья и здоровый образ жизни человека.
Основы семейного права в Российской Федерации.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 час.)
Глава 12. Оказание первой помощи ( 2 час.)
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие).
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
№
урока
п/п

8 класс (34 час. – 1 час в неделю)
Наименование разделов, тем уроков
Тип урока

Дата
Корректипроведения
ровка
урока
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 час.)
Глава 1. Пожарная безопасность (3 час.)
Урок
1
Пожары в жилых и общественных
1 неделя
комбинированный
зданиях, их причины и последствия
2
Профилактика пожаров в повседневной Урок
2 неделя
комбинированный
жизни и организация защиты населения

3

Права, обязанности и ответственность
граждан в области пожарной
безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожарах

Урок
комбинированный

3 неделя

10

Глава 2. Безопасность на дорогах (3 час.)
4
Причины дорожно-транспортных
происшествий и травматизма людей
5
Организация дорожного движения,
обязанности пешеходов и пассажиров
6
Велосипедист – водитель транспортного
средства
Глава 3. Безопасность на водоемах 2 (час.)
7
Безопасное поведение на водоемах в
различных условиях
8
Безопасный отдых на водоемах

Урок
комбинированный

4 неделя

Урок
комбинированный

5 неделя

Урок
комбинированный

6 неделя

Урок
комбинированный

7 неделя

Урок
комбинированный

8 неделя

Урок
Оказание помощи терпящим бедствие
9 неделя
комбинированный
на воде
Глава 4. Экология и безопасность (2 час.)
Урок
10
Загрязнение окружающей природной
10 неделя
комбинированный
среды и здоровье человека
Урок
11
Правила безопасного поведения при
11 неделя
комбинированный
неблагоприятной экологической
обстановке
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12
час.)
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (9 час.)
12
Классификация чрезвычайных ситуаций Урок усвоения
12 неделя
новых знаний
техногенного характера
Урок
13
Аварии на радиационно опасных
13 неделя
комбинированный
объектах и их возможные последствия
Урок
14
Обеспечение радиационной
14 неделя
комбинированный
безопасности населения
15
Аварии на химически опасных объектах Урок
15 неделя
комбинированный
и их возможные последствия
Урок
16
Обеспечение химической защиты
16 неделя
комбинированный
населения
Урок
17
Пожары и взрывы на
17 неделя
комбинированный
взрывопожароопасных объектах
экономики и их возможные последствия
Урок
18
Обеспечение защиты населения от
18 неделя
комбинированный
последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах
Урок
19
Аварии на гидротехнических
19 неделя
комбинированный
сооружениях и их последствия
Урок
20
Обеспечение защиты населения от
20 неделя
комбинированный
последствий аварий на
гидротехнических сооружениях
Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера (3 час.)
Урок усвоения
21
Организация оповещения населения о
21 неделя
чрезвычайных ситуациях техногенного новых знаний

9

11

22

характера
Эвакуация населения

Урок
комбинированный
Урок
комбинированный

22 неделя

Мероприятия по инженерной защите
23 неделя
населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 час.)
Глава 7. Основы здорового образа жизни (8 час.)
24
Общие понятия о здоровье как основной Урок усвоения
24 неделя
новых знаний
ценности человека
25
Индивидуальное здоровье человека, его Урок
25 неделя
комбинированный
физическая, духовная и социальная
сущность
Урок
26
Репродуктивное здоровье –
26 неделя
комбинированный
составляющая здоровья человека и
общества
Урок
27
Здоровы образ жизни как необходимое
27 неделя
комбинированный
условие сохранения и укрепления
здоровья человека и общества
Урок
28
Здоровый образ жизни и профилактика
28 неделя
комбинированный
основных неинфекционных
заболеваний
Урок
29
Вредные привычки и их влияние на
29 неделя
комбинированный
здоровье
Урок
30
Профилактика вредных привычек
30 неделя
23

31

Здоровый образ жизни и безопасность
жизнедеятельности

комбинированный
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

31 неделя

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 час.)
Урок усвоения
32
Первая медицинская помощь
32 неделя
новых
знаний
пострадавшим и её значение
Урок
33
Первая медицинская помощь при
33 неделя
комплексного
отравлениях аварийно химически
применения
опасными веществами
знаний и умений
34

Первая медицинская помощь при
травмах и утоплении

Урок
комплексного
применения
знаний и умений

ВСЕГО: 34 час.

34 неделя

34

9 класс (34 час. – 1 час в неделю)
Наименование разделов, тем уроков
Тип урока

№
Дата
урока
проведения
п/п
урока
МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА (24 час.)
Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 час.)
Урок
1
Современный мир и Россия
1 нед.

Корректировка

комбинированный

12

2

Национальные интересы России в
современном мире

Урок
комбинированный

2 нед.

Урок
Основные угрозы национальным
3 нед.
комбинированный
интересам и безопасности России
Урок
4
Влияние культуры безопасности
4 нед.
комбинированный
жизнедеятельности населения на
национальную безопасность
Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная
безопасность России (4 час.)
5
Чрезвычайные
ситуации
и
их Урок
5 нед.
комбинированный
классификация
6
Чрезвычайные ситуации природного
6 нед.
характера и их последствия

3

7
8

Чрезвычайные ситуации техногенного Урок
комбинированный
характера и их причины
Урок
Угроза военной безопасности России
комбинированный

7 нед.
8 нед.

Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени (3 час.)
9
Единая
государственная
система Урок усвоения
9 нед.
предупреждения
и
ликвидации новых знаний
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
10
Гражданская оборона как составная Урок
10 нед.
комбинированный
часть национальной безопасности и
обороноспособности страны
Урок
11
МЧС России – федеральный орган
11 нед.
управления в области защиты населения комбинированный
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава 4. Основные мероприятии, проводимые в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 час.)
Урок усвоения
12
Мониторинг и прогнозирование
12 нед.
новых
знаний
чрезвычайных ситуаций
Урок
13
Инженерная защита населения и
13 нед.
комбинированный
территорий от чрезвычайных ситуаций
Урок
14
Оповещение и эвакуация населения в
14 нед.
комбинированный
условиях чрезвычайных ситуаций
Урок
15
Аварийно-спасательные и другие
15 нед.
неотложные работы в очагах поражения комбинированный
Глава 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 час.)
Урок усвоения
16
Международный терроризм – угроза
16 нед.
новых знаний
национальной безопасности России
17
Виды террористической деятельности и Урок
17 нед.
комбинированный
террористических актов, их цели и
способы осуществления
Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации (3 час.)
18
Основные нормативно-правовые акты по Урок усвоения
18 нед.
новых
знаний
противодействию терроризму и
экстремизму
13

Общегосударственное противодействие Урок
19 нед.
комбинированный
терроризму
Урок
20
Нормативно-правовая база
20 нед.
комбинированный
противодействия наркотизму
Глава 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в
российской Федерации (2 час.)
Урок усвоения
21
Организационные основы
21 нед.
новых знаний
противодействия терроризму в
Российской Федерации
Урок
22
Организационные основы
22 нед.
комбинированный
противодействия наркотизму в
Российской Федерации
Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика
наркозависимости (2 час.)
Урок усвоения
23
Правила поведения при угрозе
23 нед.
новых знаний
террористического акта
Урок
24
Профилактика наркозависимости
24 нед.
19

комбинированный

МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (10 час.)
Глава 9. Здоровье – условие благополучия человека (3 час.)
Урок усвоения
25
Здоровье человека как индивидуальная,
25 нед.
новых знаний
так и общественная ценность
Урок
26
Здоровый образ жизни и его
26 нед.
комбинированный
составляющая
Урок
27
Репродуктивное здоровье населения и
27 нед.
комбинированный
национальная безопасность России
Глава 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 час.)
Урок усвоения
28
Ранние половые связи и их последствия
28 нед.
29
30

Инфекции, передаваемые половым
путем
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

новых знаний
Урок
комбинированный

29 нед.

Урок
комбинированный

30 нед.

Глава 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (2
час.)
Урок усвоения
31
Брак и семья. Семья и здоровый образ
31 нед.
новых знаний
жизни человека
Урок
32
Основы семейного права в Российской
32 нед.
комбинированный
Федерации
Глава 12. Оказание первой помощи (2 час.)
Урок
Первая помощь при массовых
33
33 нед.
комплексного
поражениях (практическое занятие)
34

Первая помощь при передозировке в
приеме психоактивных веществ
ВСЕГО: 34 час.

применения
знаний и умений
Урок
комплексного
применения
знаний и умений

34 нед.

34 нед.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».