РП по обществознанию 6-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по обществознанию
для 6-9 классов
(уровень – базовый)

Учитель: Ясная Светлана Владимировна

г. Свирск
1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 6 – 9
классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 6 – 9 классы:
пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд.
2-е, доработанное-М.: Просвещение, 2020 г.»). Данная линия учебников соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего
образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный
перечень.
Цели обучения:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного
на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина.
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни
гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и
противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной
зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В
чем мое призвание?».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными
результатами
изучения
предмета «Обществознание»
формирование следующих умений и качеств:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2

является

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных
традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) Использование элементов причинно-следственного анализа;
2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами изучения курса является:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
3

знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношениях к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семенных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и
грядущими поколениями.
Человек. Деятельность человека.
Ученик научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового
возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;

4

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
Общество.
Ученик научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Ученик получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Ученик научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
5

характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Ученик получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры.
Ученик научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Ученик получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера.
Ученик научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
6

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;
корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества.
Ученик научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство.
Ученик научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Ученик получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства.
7

Ученик научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в
их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика.
Ученик научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

8

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные
и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
.
Учебные материалы
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова,
Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы».- М: Просвещение 2020.
18.
6 класс:
1. Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
[Текст] / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2020.
2. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под
редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных
организаций. М.: Просвещение, 2020.
7 класс:
1. Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
[Текст] / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2018
2.Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику
«Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие
для учителей общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2020.
8 класс:

9

1. Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
[Текст] / Л.Н. Боголюбова .- М: Просвещение, 2020.
2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику
«Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие
для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.
9 класс:
1. Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.
[Текст] / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2018.
2. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику
«Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие
для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019.
Содержание курса
6 класс
Вводный урок (1 ч)
Тема I. Загадка человека (12 ч). Биологическое и социальное в человеке. Наследственность
— биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что
такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что
такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.
Тема II. Человек и его деятельность (9ч.). Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство
обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение
учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя.
Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей (11 ч). Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые
отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения.
Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и
малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в
малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками,
друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины
их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы
их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
Итоговое повторение за курс обществознания 6 класса 1ч.
7 класс
Содержание учебного курса «Обществознание 7 класс»:
Глава 1. Мы живем в обществе.
Общество – что это такое? Как устроено общество. Общественные отношения.
Социальная солидарность.
Что значит жить по правилам. Многообразие правил. Социальные нормы. Привычки,
обычаи, ритуалы, обряды и церемонии. Правила этикета и хорошие манеры. Сетикет.
Экономика и ее основные участники. Что такое экономика? Натуральное и товарное
хозяйство. Материальные (экономические) блага. Основные участники экономики.
Производственная деятельность человека. Что и как производить. Затраты
производства. Прибыль. Успешное прогнозирование своего дела.
10

Обмен, торговля, реклама. Зачем люди обмениваются. Торговля и ее формы. Реклама
– двигатель торговли.
Домашнее хозяйство. Понятие «домохозяйство». Виды домохозяйств. Экономические
функции домохозяйств. Доходы и потребления домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Финансовые цели и планы. Активы и пассивы.
Бедность и богатство. Потребительская корзина и прожиточный минимум.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Человек в обществе: труд и социальная лестница. Путь к успеху лежит через труд.
Планирование своего жизненного пути.
Зачем людям государство. Страна и государство. Когда и почему возникло
государство. Может ли прожить общество без государства. Что отличает граждан от
подданных. Правила использования государственных документов, удостоверяющие
личность гражданина РФ и его права.
Почему важны законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится
установить справедливость.
Культура и ее достижения. Культура вокруг нас. Какими путями человек
приобщается к культуре. Культурный человек. Правила изучения и охранения памятников
культуры своего края.
Глава 2. Наша Родина – Россия.
Наша страна на карте мира. Российская Федерация. Государственный язык. Что такое
патриотизм и как быть патриотом.
Государственные символы России: герб, флаг, гимн.
Конституция РФ. Конституция – основной закон страны. Конституция РФ как
юридический документ.
Гражданин России. Понятие «гражданин». Права и обязанности граждан России.
Мы – многонациональный народ. Понятие «нация». Мы – дети разных народов, мы –
один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Защита Отечества. Долг и обязанность. В чем заключается военная служба. Готовить
себя к исполнению воинского долга.
Заключение Обобщение и закрепление полученных знаний и умений. Анализ
результатов работы класса, отдельных учащихся за прошедший год.
8 класс
Тема 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции
развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Практикум по теме «Личность и общество».
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции
развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.
Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
11

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы
системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого.
Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества. Свобода совести.
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
Тема 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные
группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.
Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения
между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому,
традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Социальная сфера».
Тема 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической
системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги,
уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
12

Практикум по теме «Экономика».
9 класс
Тема 1. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие
демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в
РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов
в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического
экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и
движении в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль
СМИ в предвыборной борьбе.
Практикум по теме «Политика».
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие
правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса
несовершеннолетних.
Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной
власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права.
Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и
свобод человека и гражданина РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и
гражданина РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности
родителей и детей.
13

Административные
правоотношения.
Административное
правонарушение.
Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных
конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Практикум по теме «Право».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
6 класс
№ урока
Кол-во
Тема урока
1
Введение
1
2-3
Принадлежность к двум мирам
2
4-5
Человек - личность
2
6-7
Отрочество - особая пора
2
8-9
Потребности и способности человека
2
10-11
Когда возможности ограничены
2
12
Мир увлечений
1
13
Практикум к теме «Загадка человека»
1
14-15
Деятельность человека
2
16-17
Труд - основа жизни
2
18-19
Учение – деятельность школьника
2
20-21
Познание человеком мира и себя
2
25-26
Общение
2
27-28
Человек в группе
2
29
Отношения со сверстниками
1
30-31
Конфликты в межличностных отноше-ниях
2
32
Семья и семейные отношения
1
33
Практикум к теме «Человек среди людей»
1
34
Повторительно-обобщающий урок за курс обществознания 6
1
14

класса
7 класс
1-2

Как устроена общественная жизнь

2

3-4

Что значит жить по правилам

2

5-6

Экономика и ее основные участники

2

7-8

Производственная деятельность человека.

2

9-10

Обмен, торговля, реклама.

2

11-12

Домашнее хозяйство.

2

13-14

Бедность и богатство.

2

15-16

Человек в обществе: труд и социальная лестница.

2

17-18

Зачем людям государство

2

19-20

Почему важны законы

2

21-22

Культура и ее достижения.

2

23

Практикум к главе 1.

2

24-25

Наша страна на карте мира.

2

26-27

Государственные символы России

2

28

Конституция Российской Федерации

2

29-30

Гражданин России

2

31

Мы – многонациональный народ.

1

32

Защита Отечества

1

33

Практикум к главе 2.

1

34

Итоговое повторение и обобщение материала по курсу
«Обществознание 7 класс».

1

8 класс
1

Что делает человека человеком?
15

1

2

Человек, общество, природа

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

4

Развитие общества

1

5

Как стать личностью

1

6

Практикум по теме «Личность и общество»

1

7

Сфера духовной жизни

1

8

Мораль

1

9

Долг и совесть

1

10

Моральный выбор – это ответственность

1

11

Образование

1

12

Наука в современном обществе

1

13

Религия как одно из форм культуры

1

14

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

15

Социальная структура общества

1

16

Социальные статусы и роли

1

17

Нации и межнациональные отношения

1

18

Отклоняющееся поведение

1

19

Практикум по теме «Социальная сфера»

1

20

Экономика и ее роль в жизни общества

1

21

Главные вопросы экономики

1

22

Собственность

1

23

Рыночная экономика

1

24

Производство – основа экономики

1

25

Предпринимательская деятельность

1

26

Роль государства в экономике

1

27

Распределение доходов

1
16

28

Потребление

1

29

Инфляция и семейная экономика

1

30

Безработица, её причины и последствия

1

31

Мировое хозяйство и международная торговля

1

32

Практикум по теме «Экономика»

1

33

Повторение по теме «Экономика»

1

34

Повторение по теме «Социальная сфера»

1

9 класс
1

Вводный урок

1

2

Политика и власть

1

3

Политика и власть

1

4

Государство

1

5

Политический режим

1

6

Политический режим

1

7

Правовое государство

1

8

Гражданское общество

1

9

Участие граждан в политической жизни

1

10

Участие граждан в политической жизни

1

11

Политические партии и движения

1

12

Политические партии и движения

1

13

Межгосударственные отношения

1

14

Повторение по теме «Политика и социальное развитие»

1

15

Конституция РФ. Основы конституционного строя

1

16

Права и свободы гражданина

1

17

Права и свободы гражданина

1

18

Высшие органы государственной власти в РФ

1

19

Судебная система РФ

1

20

Правоохранительные органы РФ

1

21

Повторение по теме «Гражданин и государство»

1

22

Роль права в жизни общества и государства

1

17

23

Правоотношения и субъекты права

1

24

Правонарушения и юридическая ответственность

1

25

Гражданские правоотношения

1

26

Право на труд

1

27

Семейные правоотношения

1

28

Административные правоотношения

1

29

Уголовная ответственность, преступление.

1

30

Социальные права

1

31

Международно-правовая зашита жертв вооружённых
конфликтов

1

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

33

Обобщение по теме «Право»

1

34

Итоговое повторение

1

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».