Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Свирска» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной русский язык» для 6-9 классов основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Калиушка Татьяна Юрьевна учитель русского языка и литературы г. Свирск 2022 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 6-9-х классов составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература». Для реализации рабочей программы «Родной (русский) язык 6-9 класс» используется УМК: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 6 класс О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 7 класс О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 8 класс О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 9 класс Цель примерной рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования: - воспитание ценностного отношения к родному языку (русскому) как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа; - познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека. - осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком (русским) во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм. Общая характеристика учебного предмета Родной (русский) язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Задачи изучения родного языка (русского) в школе: формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов; овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств; овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания. Родной язык (русский) является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования и формированием у школьников различных видов компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение родным языком (русским), умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения родного языка (русского) создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Методической основой изучения курса русского языка в основной школе является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» как части предметной области «Родной язык. Родная литература» основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка» и др. В соответствии с требованиями ФГОС ООО в ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся должны приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Именно поэтому в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности. Планируемые результаты освоения предмета «Родной язык» Изучение родного языка (русского) – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить: - получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации; - формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; - формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм; - обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностные результаты 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. 10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся научится: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся научится: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 1. Смысловое чтение. Обучающийся научится: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся научится: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся научится: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся научится: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; 1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся научится: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Предметные результаты 1. Совершенствование разных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования. 3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков. 4. Расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. 5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения. 6. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Содержание учебного предмета «Родной язык» 6-9 классы «Родной язык (русский)» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки. В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими. В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык» 6 класс № п/п Тема урока Количество 1 Из истории русского литературного языка 1 2 Диалекты как часть народной культуры 1 3,4 Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур 2 5,6 Особенности освоения иноязычной лексики 2 Современные неологизмы 1 Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы. 3 Орфографический и пунктуационный практикум. 1 7 8,9,10 11 Орфографический и пунктуационный практикум. 1 Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм. 2 15 Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи 1 16 Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи 1 Лексические омонимы и точность речи. 2 19 Особенности склонения имён собственных. 1 20 Нормы употребления имён существительных 2 Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. 2 23 Контрольная работа по теме «Лексика» 1 24 Работа над ошибками 1 25 Тематическое единство текста. Тексты описательного характера. 1 26,27 Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. 2 28.29 Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. 2 30,31 Орфографический и пунктуационный практикум. 2 32.33 Повторение паройденного за курс 6 класса 2 34 Повторение пройденного за курс 6 класса 1 12 13,14 17,18 21,22 Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык» 7 класс Тема урока № урока 1 Русский язык как развивающееся явление. Количество 1 Факторы, влияющие на развитие языка. 2,3 Устаревшие слова как живые свидетели 2 истории. 4,5 Архаизмы, историзмы 6,7 Рр Творческая работа «Этимология слова» 8 Анализ творческих работ 9,10 Группы лексических единиц по степени устарелости. Лексические заимствования последних десятилетий. 1 11,12 Основные орфоэпические нормы 1 2 13,14 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. 2 15 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 1 16 Тест 1 17,18 Речевой этикет 2 Русская этикетная речевая манера общения. 19 Невербальный (несловесный) этикет общения. 1 20 Язык и речь. Виды речевой деятельности 1 Традиции русского речевого общения. 21,22 Текст как единица языка и речи 2 Основные типы текстовых структур. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Тексты аргументативного типа: рассуждение, 23 1 доказательство, объяснение. 24,25 Творческая работа «Рассуждение по тексту» 2 26 Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. 1 27,28 Публицистический стиль. Путевые записки. 2 Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. 29,30 Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Притча 2 31,32 Притча. Работа с текстом 2 33,34 Итоговое занятие 2 Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык» 8 класс № урок а Тема Количество 1 Русский язык как развивающееся явление. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. 1 2,3 Становление русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Старославянизмы и их приме 2 4,5 Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Национально-культурная специфика русской фразеологии 2 6 Национально-культурная специфика русской фразеологии 1 Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и поговорки. 1 9 Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. 1 10 РР. Творческая работа «Концепт слова» (на выбор) 1 7,8 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Равноправные и допустимые варианты 11,12 произношения. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. 2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные речевые ошибки. 2 13,14 Основные грамматические нормы современного русского 15,16 литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. 2 17 Типичные грамматические ошибки в речи. 1 18 Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. 1 Речевой этикет: нормы и традиции. Активные процессы в речевом этикете. 2 21 Контрольный тест по разделу «Культура речи» 1 22 Язык и речь. Традиции русского речевого общения. Формы речи: монолог и диалог. 1 23 . Формы речи: монолог и диалог. 19,20 24,25 Текст и его основные признаки. Типы речи. 2 26,27 Стили речи, их особенности. 2 28,29 РР. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника. 30,31 РР Защита проектов по темам раздела. 32 2 2 Защита проектов по темам раздела 33,34 Повторение пройденного 1 Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык» 9 класс № урока Тема урока Количество 1 Отражение в русском языке культуры и истории русского народа 1 2 Ключевые слова русской культуры 1 3 Крылатые слова и выражения в русском языке 1 4 Развитие русского языка как закономерный процесс 1 5 Основные тенденции развития современного русского языка 1 6 Новые иноязычные заимствования в современном русском языке 1 7 Словообразовательные неологизмы в современном русском языке 1 8 Переосмысление значений слов в современном русском языке 1 9 Стилистическая переоценка слов в современном русском языке 1 10 РР Творческая работа «Экология языка» 1 11 Активные процессы в области произношения и ударения 1 12 Трудные случаи лексической сочетаемости 1 Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложненного и сложного предложений 2 15 Речевой этикет в деловом общении 1 16 Правила сетевого этикета 1 17 Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. 1 18 РР Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. 1 19 Контрольный тест по разделу «Культура речи» 1 20 Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в соцсетях 1 21 Виды преобразования текстов 1 22 Разговорная речь. Анекдот. Шутка. 1 23-24 Официально-деловой стиль. Деловое письмо. 2 25-26 Научно-учебный подстиль. Доклад. Сообщение. 2 13-14 27-28 Публицистический стиль. Проблемный очерк. 2 29-30 Язык художественной литературы. Текст и ирнтертекст. Прецедентные тексты. Афоризмы. 1 31-32 РР Защита проекта по предложенной теме 1 33-34 Резервные уроки 2