РП по русскому языку 7 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Свирска»

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 уч.г.

Составитель: Вильданова А.А.
учитель русского языка и литературы

г.Свирск
2022
1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения на основе Примерной программы основного общего образования по русскому
языку (Москва: «Просвещение». 2011г.) и Программы по русскому языку к учебнику для 7
класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос,
В.В. Львова (М: Дрофа, 2020г.).
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в
научном и художественном словесном творчестве);

хранения и передачи информации;

связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря,
словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми
возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На
русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В
Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского
человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека,
любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство
общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности,
средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями,
формирование
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание
эстетической ценности родного языка;

совершенствование
коммуникативных
способностей,
формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и
находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета
Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил
(орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе
можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной
2

речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется
как ведущее направление.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней
предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила,
развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского
языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует
наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология,
синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание
языкового и речевого материала подаѐтся в единстве. В программе расширена понятийная
основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится
для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания
как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками
самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность
высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием
мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение
текста на абзацы, строение абзаца);
2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и
их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы,
описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.
V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в
содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию,
лексику и словообразование; VIII-IХ классы нацелены на освоение систематического курса
синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением
создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении
родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в VI классе, затем трудные
вопросы этой темы закрепляются в VII классе; такое расположение материала повышает
качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс
VII класса.
В 7 классе завершается изучение таких важнейших разделов школьного курса
русского языка, как «Морфология», «Орфография» и «Словообразование. Состав слова»,
поэтому подход к подаче программного материала в учебнике 7 класса носит обобщающий
характер. Каждая новая тема — «Наречие», «Служебные части речи», «Междометие» —
включается в общую систему ранее приобретенных учениками сведений; усвоение
материала 7 класса идет на базе изученного в предыдущие годы. В этом случае достигается
поставленная цель: учащиеся не только прочно усваивают программный материал седьмого
года обучения, но и в целом представляют себе особенности русского словообразования,
систему частей речи в русском языке с их отличительными грамматическими признаками,
систему действующих норм орфографии.
Обучение в 7 классе построено таким образом, что помогает ученику держать в
сознании общую картину вопросов русской морфологии, словообразования и орфографии, а
также способствует приобретению школьниками прочных знаний и легкости в анализе
языкового материала. Кроме того, в учебнике приводятся схемы разбора всех частей речи и
систематически предлагаются задания разобрать слово как часть речи, по составу, с точки
зрения правописания. В начале и в конце года, а также при изучении программных тем
предусматривается углубленное повторение.
3

Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в
изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных
грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление
значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует
грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных
связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и
навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся
такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная
часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у
учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык,
интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного
языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка,
наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах
художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила
русской речи.
Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в
учебнике. Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так
и письменных высказываний учащихся).
По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей
развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на
лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету,
свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.
Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.
Параллельно школьники обучаются языковому анализу.
Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки
родного языка во всей полноте этого понятия.
Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида
речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить
противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема
остается с помощью теоретического (научного) способа действия, которым должны
овладеть учащиеся.
В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается
под рубрикой "Возьмите на заметку!''
В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на
всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний
учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка
равномерно распределяется по классам.
В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по
начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном
объѐме.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с
учѐтом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в
полном объѐме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".
В VI классе на базе основных частей речи изучаются причастие и деепричастие,
числительное, местоимение.
В VII классе первой темой изучается наречие.
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка
закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий,
4

эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи
лингвистических знаний.
Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование
необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих
следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических
средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные
высказывания учащихся.
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1)
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1)
владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свёрнутости;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2)
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах,
5

обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку являются:
1)
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного
языка в жизни человека и общества;
2)
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4)
освоение базовых основ лингвистики;
5)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета;
6)
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка;
7)
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и
текста;
8)
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.

Содержание учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Общие сведения о языке.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного
русского языка. Взаимосвязь языка и истории народа. Нормы современного русского
литературного языка, их изменчивость.
Речь. Речевое общение. Текст.
Повторение и обобщение сведений о тексте как речевом произведении.
Понятие текста, основные признаки текста: смысловая цельность (единство темы и
основной мысли), информативность, связность (смысловая и грамматическая связь
предложений), членимость (деление текста на составляющие его части), относительная
законченность. Структура текста. Абзац. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов
в предложениях тек- ста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а,
но, же как средства связи предложений и частей текста. Языковые средства
выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные (приставки,
уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы оценки), лексические средства
выразительности (неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, тропы) в тексте
(обобщение).
Типы речи (повторение). Строение типового фрагмента текста
с описанием состояния человека.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности
текста-рассуждения. Рассуждение- размышление.
6

Понятие о функциональных разновидностях языка (повторение и обобщение).
Разговорный язык и функциональные стили речи. Функциональные стили речи
(научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности. Жанры
(репортаж, заметка в газету, рекламное сообщение).
Информационная переработка текста. План (простой, сложный; назывной,
вопросный, тезисный).
Нормы построения текстов, принадлежащих к различным типам речи (описание,
повествование, рассуждение): соответствие текста теме и основной мысли; цельность и
относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в
зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие
грамматической связи предложений в тексте.
Нормы построения текстов публицистического стиля. Употребление языковых
средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Язык, Правописание. Культура речи.
Закрепление и углубление изученного в 6 классе.
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и
пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Именные части речи: морфологические признаки, синтаксическая функция,
употребление в речи, правописание.
Наречие: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи,
правописание.
Глагол: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи,
правописание.
Культура речи. Основные морфологические нормы русского языка. Использование
грамматических словарей и справочников.
Правописание изученных частей речи.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
Морфология
Причастие (28 часов)
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и
страдательных причастий настоящего и про- шедшего времени.
Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с
причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Синтаксическая роль
причастий в словосочетании и предложении.
Деепричастие (22 часа)
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с
деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении.
Культура речи.
Ударение в некоторых формах причастий и деепричастий. Правильное употребление
в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. Правильное
употребление причастий с суффиксом -ся.
7

Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа
«прич. + сущ.». Правильное употребление падежной формы имени существительного
в словосочетаниях типа «прич. + сущ.».
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах
причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён
прилагательных.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (элементарные случаи).
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и
деепричастными оборотами.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание
не с причастиями и деепричастиями. Знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом (элементарные случаи).
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Служебные части речи
Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика служебных частей
речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Роль служебных частей речи.
Предлог (7 часов)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные;
непроизводные и производные.
Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний
(отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря,
согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Нормы употребления предлогов с одним или несколькими падежами.
Употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим
значением.
Правописание производных предлогов из-за, из-под. Использование словарей
грамматических трудностей в речевой практике.
Союз (6 часов)
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи одно- родных членов
предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по значению: сочинительные (соединительные, противительные,
разделительные), подчинительные (изъяснительные, обстоятельственные: времени, цели,
сравнения, причины, условия, следствия, уступки).
Разряды союзов по строению: простые и составные.
Роль союзов в тексте: союзы как средство связи предложений.
Культура речи. Нормы употребления двойных союзов с одно- родными членами
предложения.
Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими
особенностями.
Правописание союзов тоже, также, чтобы, потому что, так как, как будто и др.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях; знаки препинания в
предложениях с союзом и.
Частица (6 часов)
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению (частицы,
выражающие вопрос, отрицание, восклицание, усиление, сомнение, уточнение,
ограничение, выделение).
Формообразующие частицы.
Разряды частиц по составу (простые, составные).
8

Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании
форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия.
Интонационные особенности предложений с частицами.
Культура речи. Нормы употребления частиц в предложении и тексте в соответствии
с их значением и стилистической окрас- кой.
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц; правописание частиц не и ни,
правописание формообразующих частиц.
Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц в тексте: частицы как средство
выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия,
обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Роль
междометий в речи.
Группы междометий по значению.
Культура речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в
предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи для выражения эмоций,
формул речевого этикета.
Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных
слов в речи.
Речь. Характеристика человека.
Лексическая и грамматическая омонимия. Омонимия слов разных частей речи.
Переход слов одной части речи в другую.
Омонимия как средство художественной выразительности.
Культура речи. Употребление омонимов в речи. Использование словарей
грамматических трудностей в речевой практике.
Обобщающее повторение и итоговый контроль.

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 7 класс
Тема урока

1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

Изменяется ли язык с течением времени
Что мы знаем о стилях речи
Что мы знаем о типах речи
Фонетика и орфоэпия
Фонетическая транскрипция и её роль. Фонетический анализ
слова.
Орфоэпический анализ слова. Орфоэпический словарь и
словарная статья
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи
Способы образования слов с помощью морфем:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
сложение.
Словообразовательная цепочка однокоренных слов и
морфемное строение слова. Словообразовательное гнездо.
Словообразовательный словарик учебника и школьный
словообразовательный словарь.
Неморфологические способы образования слов.
Этимологический словарик учебника

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
9

Контрольная работа по фонетике и словообразованию.
Работа над ошибками
РР. Текст. Способы и средства связи предложений
РР. Обучающее изложение по рассказу М. Бубличенко
«Лёнька, любимец ребят»
О роли чтения и письма в жизни людей.
Орфография и пунктуация
Правила употребления некоторых букв. Буквы ъ и ь как
разделительные
Буква ь для обозначения мягкости и как показатель
грамматической формы слова
Буквы о - е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах
Правописание приставок. Неизменяемые приставки
Правописание приставок. Приставки при- и преОбозначение на письме гласных и согласных звуков в составе
морфем. Проверяемые гласные и согласные в корне
Обозначение на письме гласных и согласных
в корне слова. Корни с чередованием
Обозначение на письме гласных и согласных
в корне слова. Буквы о - ё после шипящих в корне слов
Правописание суффиксов в существительных
Правописание суффиксов в прилагательных
Правописание суффиксов в наречиях
Контрольная работа по теме «Правописание: орфография и
пунктуация»
Работа над ошибками
Правописание окончаний существительных
Правописание окончаний глаголов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Не с
глаголами
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Не с
существительными
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Не с
прилагательными и наречиями
Не и ни в отрицательных местоимениях
Употребление дефиса
Практикум. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Словарное богатство русского языка. Толковые словари
Словарное богатство русского языка. Лингвистические
словари
Грамматика: морфология и синтаксис. Что такое грамматика

1
1
1
1

1

44

Грамматика: морфология и синтаксис. Морфологический
анализ слов
Грамматика: морфология и синтаксис. Синтаксический анализ
предложений
Контрольная работа по теме «Правописание: орфография и
пунктуация»
Работа над ошибками

45

РР. Стили речи. Публицистический стиль речи

1

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

10

46

РР. Заметка в газету

47

РР. Заметка в газету

1

48

Анализ творческих работ. Работа над ошибками

1

49

Что такое причастие. Место причастия в системе частей речи

1

50

Причастие и его грамматические признаки

1

51

Признаки глагола и прилагательного
в причастии.
Суффиксы причастий

1

Грамматические и семантические различия причастия и
прилагательного
Практикум. Что такое причастие.

1

1

57

Причастный оборот. Признаки причастного оборота.
Определяемое слово и зависимые от причастия слова.
Причастный оборот. Обособленные и необособленные
определения, выраженные причастными оборотами
Образование причастий. Действительные причастия

58

Правописание суффиксов действительных причастий

1

59

Образование причастий. Страдательные причастия

1

60

Правописание суффиксов страдательных причастий

1

61

Практикум. Образование причастий

1

62

Практикум. Образование причастий

1

63

Полные и краткие причастия. Сходство и различие

1

64

Полные и краткие причастия. Их синтаксические функции.

1

65

Полные и краткие причастия. Произношение полных и
кратких причастий
Морфологический анализ причастий (закрепление)

1

1

69

Буквы н и нн в причастиях, полных причастиях и
отглагольных прилагательных
Буквы н и нн в причастиях,
полных причастиях и
отглагольных прилагательных
Буквы н и нн в кратких причастиях

70

Практикум. Буквы н и нн в причастиях

1

71

1

73

Слитное и раздельное написание не
с причастиями
Слитное и раздельное написание не
с причастиями
Контрольная работа по теме «Причастие»

74

Работа над ошибками

1

75

РР. Рассуждение-размышление. Строение типового
фрагмента со значением рассуждения-размышления.

1

52
53
54
55
56

66
67
68

72

1

1

1
1

1

1
1

1
1

11

РР. Рассуждение-размышление. Средства публицистической
выразительности в таких текстах
РР. Сочинение – рассуждение по тексту

1

Что такое деепричастие. Глагольные и наречные признаки
деепричастия. Суффиксы деепричастия.
Что такое деепричастие. Опознавание деепричастий в
предложении и в тексте
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном
обороте.
Деепричастный оборот. Различение деепричастных и
причастных оборотов
Правописание не с деепричастиями

1

1

84

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного
вида
Суффиксы деепричастий несовершенного вида

85

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного вида

1

86

Суффиксы деепричастий совершенного вида

1

87

Контрольная работа по теме «Не с разными частями речи»

1

88

Работа над ошибками

1

89

1

92

Употребление причастий и деепричастий в речи. Роль
причастия и деепричастия и соответствующих оборотов в
текстах
Употребление причастий и деепричастий в речи. Причастия и
отглагольные прилагательные.
Употребление причастий и деепричастий в речи.
Деепричастия во фразеологизмах
Практикум. Употребление причастий и деепричастий в речи

93

Произношение глаголов, причастий и деепричастий

1

94

Контрольная работа по теме «Орфоэпия»

1

95

99

Повторение орфографии и пунктуации по теме «Причастие
деепричастие»
Повторение орфографии и пунктуации по теме «Причастие
деепричастие»
Повторение орфографии и пунктуации по теме «Причастие
деепричастие»
Повторение орфографии и пунктуации по теме «Причастие
деепричастие»
Контрольная работа по теме «Причастие и деепричастие»

100

Работа над ошибками

1

101

РР. Описание состояния человека. Способы выражения
«данного» и «нового» в типовых фрагментах
со значением состояния человека.
РР. Описание состояния человека. Описание состояния
человека по фотографии, репродукции картины, при
непосредственном общении с кем-либо
РР. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…»

1

76
77
78
79
80
81
82
83

90
91

96
97
98

102

103

1

1
1
1
1

1

1
1
1

и

1

и

1

и

1

и

1
1

1

1
12

104

Работа над ошибками

1

105

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

1

106

Морфологический анализ предлога

1

107

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов

1

108

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов

1

109

1

115

Практикум. Слитное, раздельное, дефисное написание
предлогов
Употребление предлогов в речи. Предлоги в составе
глагольных и именных словосочетаний
Употребление предлогов в речи. Ошибки, связанные с
употреблением производных и непроизводных предлогов
РР. Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической
речи
РР. Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической
речи
РР. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность
речи
РР. Изложение по упражнению № 424

116

Союз как часть речи. Разряды союзов

1

117

Правописание союзов

1

118

Правописание союзов

1

119

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

1

120

Контрольная работа по теме «Предлоги. Союзы»

1

121

Анализ контрольной работы

1

110
111
112
113
114

1
1
1
1
1
1

РР. Текст. Описание внешности человека. Признаки,
необходимые для описания внешности человека
123, РР. Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного
124 человека»
125 Частица как часть речи. Разряды частиц

1

1

127

Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи.
Частицы и приставки не и ни
Правописание частиц ли, же, бы,-то, -ка.

128

Употребление частиц в речи

1

129

Практикум «Служебные части речи»

1

130

Произношение предлогов, союзов, частиц

1

131

Междометия. Звукоподражательные слова

1

132

Омонимия слов разных частей речи

1

133

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1

134

Анализ контрольной работы. Повторение

1

135

Проект «Лингвистическая сказка о …»

1

136

Заключительный урок

1

122

126

2
1

1

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».