Программа внеурочной деятельности ЮИД

Пояснительная записка
Программа кружка «Юный инспектор движения» (ЮИД) для детей 7-11 лет
разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения, учащихся на
улицах и дорогах».
Направленность образовательной программы социально- педагогическая:
создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления
нравственного и практического опыта.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса
находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны
сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же
программа позволяет систематическизнакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров
доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения
на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, содействовать сохранению жизни и
здоровья детей, приучению их кустановленному порядку в сфере дорожного движения.
Подготовка к участию в конкурсе "Безопасное колесо".
Задачи:
1. Обучающие:
 Обеспечить
каждому
ребенку
требуемый
уровень
знаний
побезопасному поведению на улицах и дорогах;
 Обучить правильному поведению на улицах, используя полученныезнания по
данному вопросу;
 Обучить способам оказания самопомощи
и первой доврачебной
помощи;
 Сформировать умение применять на практике полученные знания,обеспечив
тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
 Развивать
у учащихся
умение
ориентироваться
в дорожнотранспортной ситуации;
 Развить способность
к публичным
выступлениям,
общению
сучастниками дорожного движения во время рейдов;
 Повысить интерес школьников к велоспорту;
 Развивать
личностные
свойства
–
самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
 Воспитывать
сознательное
отношение
к выполнению
правил
дорожного движения;
 Воспитать чувство единения в
команде, взаимовыручки, умения
прийти на помощь, оказать моральную поддержку;
 Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях
дорожного движения.
Отличительной особенностью данной программы является подготовка пешеходапрофессионала, умеющего обеспечить свою безопасность и способного позаботиться о
других.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения
на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей
жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во

всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать
совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в
случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них
всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Поэтому школа первой должна поддержать идею движения
«Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и
взрослых, заинтересованных в снижении дорожно- транспортного травматизма. Если мы
хотим, чтобы дети были защищены от дорожных травм, то следует сделать систему
обучения безопасного поведения на дорогах обязательной и регулярной.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего,
понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мырассматриваем как
один из аспектов личной безопасности ребенка.
Планируемые результаты:
Личностные:
 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
• этические
чувства,
прежде
всего
доброжелательность
и
эмоциональнонравственная отзывчивость;
 положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные
инспекторы дорожного движения»
 способность к адекватной самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
• установление
причинно-следственных
связей;
Регулятивные:
• использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
 умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 ставить вопросы;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты:
будут знать:
 историю возникновения ПДД;
 безопасный путь из дома до школы;
 дорожные знаки; сигналы светофора;
 виды транспорта;
 причины ДТП;
 правила поведения в транспорте.
будут уметь:
 применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить
улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим
товарищам при переходе улиц и дорог;
 выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать
дорожную ситуацию;
 оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
иметь навыки:
 дисциплины, осторожности;
 предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Режим занятий.
 Общее количество часов в год – 102 часов.
 Количество часов в неделю – 3 часа.


Содержание программы
Раздел 1. Введение: юные инспекторы дорожного движения
(10ч)
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. История движения
ЮИД. Основные направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы
отряда ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения.
Атрибуты юного инспектора движения: значок, удостоверение, одежда; отрядная
символика. Краткий анализ ситуации дорожно-транспортного
травматизма, позиция людей по отношению к соблюдению ПДД, убеждение детей в
необходимости знать законы улиц и дорог, обеспечивая этим свою безопасность.
Вводный инструктаж перед проведением занятий.
Раздел 2. Дети и проблемы дорожной безопасности (3ч)
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Причины
транспортных аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при
торможении, при аварийной ситуации.
Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения,
дисциплинированность, самообладание, умение психологически
переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать
опасности.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правилаповедения
при аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила поведения).
Раздел 3. Организация дорожного движения (46)
Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) История появления
первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные, легковые
автомобили. Общественный транспорт.

Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в
районах проживания учащихся. Служба ГИБДД. Дисциплина участников ДД. Пропаганда
знаний ПДД. Оказание первой медицинской помощи. Дорога, её элементы и правила
поведения на дороге. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Общие
вопросы порядка движения. Остановка и
стоянка транспортных средств.
Тема 2. Светофор
Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров.Значение
круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок.
Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения
через железнодорожные переезды. Переход дороги по сигналам
светофора и при отсутствии светофора.
Тема 3. Знаки регулировщика
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулированиядорожного
движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
Тема 4. Дорожные знаки
Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в
регулировании дорожного движения. Современные дорожные знаки и их группы.
Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие
знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной
информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат
указаниям стационарных знаков. Места
установки дорожных знаков.
Тема 5. Дорожная разметка
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды
разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее
назначение. Пользование разметкой, ориентирование в движении.
Расположение транспортных средств на проезжей части. Интервал идистанция.
Полоса торможения и разгона.
Тема 6. Перекресток
Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на
перекрестках. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядокдвижения на
перекрестке при регулировании движения регулировщиком и
светофором. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд
перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки
равнозначных дорог.
Тема 7. Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожнотранспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор
конкретных ДТП.
Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»;
пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на
пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход,
идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения
пешеходов вдоль дорог.
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу.
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из
транспортных средств.
Тема 8. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Транспортная культура. Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения». Основы
страхования: договоры с родителями, попечителями, другими родственниками. Страховая
сумма. Государственные страховые фирмы.
Раздел 4. Основы медицинских знаний (14ч)
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой помощи.
Виды кровотечения и оказание первой помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги,
степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание первой помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Использование подручных материалов
для изготовления носилок.
Раздел 5. Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Фигурное вождение
велосипеда. (20ч)
История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды
велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов,
скутеров. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов
велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению
велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за
допущенные нарушения. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.
Движение групп велосипедистов.
Раздел 6. Итоговые занятия (9ч)
Тестирование. Зачёт по ПДД. Выпуск газеты. Подведение итогов работы отряда ЮИД.
Участие в конкурсе рисунков на асфальте «Безопасное лето!»
Учебно-тематический план
Количество
часов
№
занятия

Раздел и тема

Раздел 1. Введение: юные инспектора дорожного движения.
Введение. История создания детского объединения
юных инспекторов движения.
1. (1)
Структура и организация работы отряда ЮИД.
Инструктаж по технике безопасности в кабинете.
Правила Дорожного Движения РФ
Обязанности и права юного инспектора движения.
2. (2)
Атрибуты юного инспектора движения.
Оформление уголка по безопасности дорожного
3. (3)
движения и стенда отряда ЮИД «УАЗИКИ».

Всего
часов

10

тео
рия

прак
тика

7

3

1

3
3

Раздел 2.Дети и проблемы дорожной безопасности.
Современный транспорт – зона повышенной
4. (1)
опасности.
5. (2)
Юные пешеходы.
Дети – пассажиры. Правила поведения в
6. (3)
общественном и индивидуальном транспорте.
Раздел 3. Организация дорожного движения.
Тема 1. Законы дорожного движения (история и
современность).
История и развитие Правил дорожного движения в
7. (1)
России. Первые автомобили.
Автомобильный транспорт. Общественный
8. (2)
транспорт.
Участники движения: пешеходы, водители,
пассажиры. Опасные места в районе проживания
9. (3)
учащихся.
10. (4)
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.
Общие вопросы порядка движения.
11. (5)
Остановка и стоянка транспортных средств.
Тема 2. Светофор.
12. (1)
Появление светофора на дорогах.
13. (2)
Виды светофоров.
14. (3)
Сигналы светофоров.
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по
15. (4)
сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Тема 3. Знаки регулировщика.
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и
16. (1)
инспекций регулирования ДД.
17. (2)
Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
18. (3)
Тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Тема 4. Дорожные знаки.
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании
дорожного движения. История дорожных знаков.
19. (1)
Дорожные знаки и их группы.
20. (2)
Предупреждающие знаки.
21. (3)
Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
22. (4)
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
23. (5)
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.
24. (6)
Места установки дорожных знаков.
25. (7)
Изготовление макетов дорожных знаков.
Тема 5. Дорожная разметка.
Дорожная разметка как способ регулирования
26. (1)
дорожного движения. Виды разметки.
27. (2)
Горизонтальная разметка и ее назначение.
28. (3)
Вертикальная разметка и ее назначение.
Расположение транспортных средств на проезжей
29. (4)
части.
Тема 6. Перекрёсток.
30. (1)
Перекрестки и их виды.
31. (2)
Проезд перекрестков.
32. (3)
Правила перехода перекрестка.

3

3

-

1
1
1
46

26

26

8

4

4

1
1
1

2

1
2
4

3
1
1
1

1

1
4

2

2

1
1
8

5

2
3

1
1
1
1
1

4

3

1
2
1

1
1
1
1
7

3
1
1
1

4

33. (4)
34. (5)

35. (1)
36. (2)
37. (3)
38. (4)
39. (5)
40. (6)
41. (7)
42. (8)

43. (1)
44. (2)
45. (3)
Раздел 4.
46. (1)
47. (2)
48. (3)
49. (4)
50. (5)
51. (6)
52. (7)
53. (8)
Раздел 5.
54. (1)
55. (2)
56. (3)
57. (4)
58. (5)
59. (6)

Порядок движения на перекрестке при регулировании
движения регулировщиком и светофором.
Перекресток: решение ситуационных задач.
Тема 7: Дорожно-транспортные происшествия
(причины и последствия).
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП.
Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.
Дорожные ловушки. Решение задач по теме.
Места перехода проезжей части. Правила движения
Пешеходов вдоль дорог.
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным
переходам. Наша дорога в школу.
Правила пользования транспортом.
Правила перехода улицы после выхода из
транспортных средств.
Решение задач по билетам ГИБДД.
Решение задач по билетам ГИБДД.
Тема 8. Культура поведения пешехода, пассажира,
водителя.
Транспортная культура. Федеральный закон
«О безопасности дорожного движения».
Меры ответственности пешеходов и водителей за
нарушение ПДД.
Культура поведения пешехода, пассажира, водителя
Основы медицинских знаний.
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Виды кровотечений. Способы наложения повязок.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему.
Наложение жгута, различных видов повязок, шины.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и
тепловом ударах.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле.
Фигурное вождение велосипеда.
История создания велосипедов. Виды велосипедов.
Обязанности водителей велосипедов, мопедов,
мотоциклов, скутеров.
Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и
мотоциклистами. Ответственность за допущенные
нарушения.
Езда на велосипеде, технические требования,
предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Подача предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой.
Правила проезда велосипедистами пешеходного
перехода
и нерегулируемых перекрестков.

2
2
12

3

9

1
1
2
1
2
1
2
2
3

3

-

1
1
14

1
6
1
1

8

1
1

3
2

1

1

1

1
1

20

6

14

1
1
1
1
1
1

60. (7)
61. (8)
62. (9)
63. (10)
64. (11)
65.(12)

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

68.(2)
69.(3)
70

2
2
2

Тренировочные занятия на велосипеде

Движение групп велосипедистов.
Подготовка площадки для занятий на улице.
Изучение материально-технической базы. Навыки
66.(13)
ремонта велосипеда
Раздел 6. Итоговые занятия.
67.(1)

1

1
2
4
9

1

Зачет по ПДД. Тестирование.

2

Подведение итогов работы отряда ЮИД.
Участие в конкурсе рисунков на асфальте
«Безопасное лето!»
Подвижные игры. ЮИД в детском саду

1
1
5

71.
Итого

8

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».