Программа внеурочной деятельности в мире информатики

Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из
тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к
жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина
является образовательным компонентом общего среднего образования.
Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и,
следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического
плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания
учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование
новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях
желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и
учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться
именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних
классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
С 1 по 3 годы обучения программа “Мир информатики” представляет
собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий
курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на
следующие принципы:






системность;
гуманизация;
междисциплинарная интеграция;
дифференциация;
дополнительная мотивация через игру.

Целью курса является формирование универсальных учебных
действий, отражающих потребности ученика начальной школы в
информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных
предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий
начального курса информатики и первичных мотивированных навыков
работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении
других дисциплин.



Задачами курса являются:
формирование
системного,
объектно-ориентированного
теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной
действительности на основе различных способов представления
информации;
2




овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной
техники и современных информационных технологий для решения
практических задач.
Планируемые результаты:

На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования
результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире
информатики». В связи с этим можно выделить основные направления
работы учителя по начальному формированию универсальных учебных
действий.
Личностные
 внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения
к школе;
 принятие образа «хорошего ученика»;
 положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса
«Первые шаги в мире информатики»;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Познавательные
 начало формирования навыка поиска необходимой информации для
выполнения учебных заданий;
 сбор информации;
 обработка информации (с помощью ИКТ);
 анализ информации;
 передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
 использовать общие приёмы решения задач;
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы
существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
 подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков;
 синтез;
 сравнение;
 классификация по заданным критериям;
 установление аналогий;
 построение рассуждения.
Регулятивные
 начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную
задачу;
3

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
 умение выполнять учебные действия в устной форме;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей
и других людей по исправлению допущенных ошибок;
 выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;
 ставить вопросы;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы
Первый год обучения (102 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном
кабинете
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения
в
кабинете.
Демонстрация
возможностей
компьютера
и
непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в
компьютерной программе «Мир информатики»
Графический редактор Paint Знакомство с графическим редактором,
его основными возможностями, инструментарием программы. Составление
рисунков на заданные темы. Меню программы.
4

Учебно-тематический план
№
1
2,3
4,5
6,7

8
9,10
11,12
13-18
18-23

24-25
26
27-31

32-35
36
37-39

40-47

48-54
55-61
62-69

70-85

Тема
Правила техники безопасности.
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство.
Программы.
Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов
программы
Инструментарий программы Paint. Меню и палитра
инструментов, сохранение выполненной работы в файле,
открытие файла для продолжения работы
Самостоятельная работа
Функция раскрашивания в графическом редакторе.
Создание рисунка по образцам.
Раскрашивание готовых рисунков. Раскрашивание по
образцам.
Декоративное рисование
(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры
орнамент, цвет)
Изготовление при помощи компьютерного ресурса
нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя»
Самостоятельная работа
Проба пера. Проект.
Тематическая композиция ( Создание композиций на
тему: «Мой дом», «Моя школа», «Планета Земля»,
«Свободная тема»)
Функция копирования. Составление рисунков.
Самостоятельная работа
Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор
шрифта, создание надписи, корректировка надписи, Ф,И
надпись.
Проект. Книжная графика
( книжная обложка, календарь, поздравительная
открытка)
Театральная графика (Создание образца занавеса,
эскизов костюмов и головных уборов)
Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия
(пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)
Промышленная графика Создание образца упаковки
(фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с
библиотекой символов.
Декоративное рисование. Упражнения, повторение и
закрепление пройденного материала. Создание
5

Часы
1
2
3
3

1
3
4
6
6

2
1
5

4
1
3

7

7
7
8

15

коллекции рисунков.
Я модельер
Я дизайнер интерьера
Открытка для друга
Реклама Мороженного, шоколада,
Контрольная работа.
Отчет.

86-88
3
89-91
3
92-93
2
94-98
5
99
1
1012
102
Второй год обучения (102 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном
кабинете
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете.
Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они
будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в
компьютерной программе «Мир информатики»
Графический редактор Paint
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями,
инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы.
Меню программы.
Текстовый редактор Word
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы,
основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток,
буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№
1
2-4
5-8
9-12
13
14-16
17-23
24-30
31-32
33-40
41-47
48-54
55-56

Тема
Правили техники безопасности
Компьютер и его составляющие. Программы.
Текстовый редактор Word . Первое
знакомство. Вызов программы.
Клавиатура. Основные клавиши
Самостоятельная работа
Инструментарий программы. Меню «Файл»
Редактирование текста. Меню «Главная»
Набор текста.
Самостоятельная работа.
Меню
«Вставка».
Создание
грамоты.
Создание метрики.
Графический редактор Paint. Основные
возможности. Составление рисунка
Меню
«Вставка».
Составляем
поздравительные открытки.
Самостоятельная работа
6

Часы
1
3
4
4
1
3
7
7
2
8
7
7
2

Дата

57-61
62-70
71-75
76-82
83-84
85-90
91-100
101102

Оформление сочинения.
Меню
«Ссылки».
Реферат,
правила
оформления рефератов.
Оформление буклетов
Создание компьютерного рисунка в текстовом
редакторе. Схемы.
Самостоятельная работа
Брошюра. Оформление.
Творческий проект. Оформить брошюру
Контрольная работа

5
9
5
7
2
6
10
2

Третий год обучения (102 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация
возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на
кружке.
Компьютер и его устройства
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в
компьютерной программе «Мир информатики»
Графический редактор Paint
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями,
инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы.
Меню программы.
Текстовый редактор Word
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы,
основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток,
буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
Редактор Power Point
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание
презентации на заданные темы, использование эффектов анимации,
гиперссылки.
Знакомство с Ms Excel. Назначение ЭТ. Изучаем некоторые
возможности ЭТ; учащиеся называют те профессии, в работе которых можно
использовать ЭТ и для каких целей; варианты запуска программы.
Составление простых таблиц и графиков.
№

Тема

Часы

1

Техника безопасности

1

2-4

Компьютер и его составляющие. Программы.

3

4-6

Знакомство с программой PowerPoint

3

7

Дата

7-14

Основные возможности программы PowerPoint

8

15-16

Самостоятельная работа

2

17-18

Составление простейшей презентации

2

19-26

Творческий Проект. «Это я»

8

27-30

Работа с текстом.

4

31-34

Знакомство с текстовым редактором Word

4

35-38

Знакомство с графическим редактором Paint

4

39-45

Добавление в презентацию картинок, арт

6

текстов.
46-47

Самостоятельная работа

2

47-53

Творческий проект. «Я, мои интересы и мои

6

друзья»
54-59

Добавление эффектов анимации в

6

презентацию
60-61

Самостоятельная работа

2

62-67

Творческий Проект. «Моя семья»

6

68-71

Составление презентации с вложениями.

4

Гиперссылки.
72-81

Творческий Проект. На выбранную тему.

10

82-84

Знакомство с программой Ms Excel.

3

(простейшее)
85-86

Назначение электронных таблиц

2

87-89

Составление Таблиц

3

90-91

Расписание занятий в таблице.

2

92-95

Построение диаграмм

4

96-99

Проект «Календарь»

4

100-

Контрольная работа

2

Отчет

1

101
102

8

Список литературы
1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное
обучение. – Киев. 1993.
2. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. – Н. Новгород,
1991.
3. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. –
М., 1992.
4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в
школе. – М., 1987.
5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. –
Майкоп, 1998.
7. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед.
наук. – Вильнюс, 1990.
8 .Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях.
Москва. Академкнига/Учебник 20008г.
9. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие
для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник
2002г.
11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер).
Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
12. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер).
Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и
компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
15. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как
средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С.
Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
Сайты сети интернет
http://standart.edu.ru/ http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm
http://koshki-mishki.ru/n4-9.html
Электронные пособия
1. Дуванов А.А. «Азы информатики»- электронный учебник.
2. Мир информатики 1 - 2 год обучения: Комплекс компьютерных программ
Медиатека Кирилла и Мефодия

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».