Программа внеурочной деятельности Юный эколог

1

1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Юный эколог» разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей, Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», Уставом МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4 г. Свирска» и на основе содержания, структуры
программы «Юный исследователь» Котовой Е.В.
Программа «Юный эколог» имеет естественно-научную направленность.
В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным и решающим
образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет
политики в сфере детства – это развитие ценностей здорового образа жизни, в том числе
формирование экологической культуры школьников, улучшение подготовки учащихся по
экологии, защите окружающей среды.
Актуальность программы заключается в том, чтобы дети и подростки не бездумно
смотрели на природу, а видели и понимали природные явления и связь между ними; могли
объяснить, почему происходят изменения в разное время года. На сегодняшний день очень
актуален вопрос воспитания школьника не просто познающего природу, а юного
исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть
привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.
Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что
предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация,
творческое саморазвитие.
В коллектив можно набирать учащихся с 11 до 16 лет. Благодаря возможности
варьировать степень сложности заданий и время на их исполнение, данная программа
вполне может быть применима для разновозрастной группы учащихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели, 8,5 месяцев. Занятия
проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу. Основной формой проведения являются
учебные занятия.
Форма обучения – очная.
Цель программы: привитие обучающимся любви к своей малой родине,
бережного отношения к природе, расширение их экологических знаний, воспитание
экологической культуры личности, формирование основ экологической грамотности через
исследовательскую и проектную деятельность.
Образовательные (предметные) задачи:
 познакомить обучающихся с природой родного села, района, ее экологическим
состоянием;
 познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской деятельности
в природе;
 выработать умения давать оценку экологического состояния экосистемы;
 сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством
проведения экологических акций;
 научить новым педагогическим технологиям - проектированию и
исследовательской деятельности.
Личностные задачи:
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

2

сверстниками. Сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению;
 развить потребности в умственных впечатлениях, познавательную активность и
любознательность, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, доказывать,
строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.);
 научить правилам поведения в природной среде, роль обучающихся в пропаганде
природоохранных знаний; сформировать проявление желания и стремления улучшать
состояние окружающей среды в своей местности.
Метапредметные задачи:
 развить мотивации к практической деятельности, потребности в саморазвитии,
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
 научить соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 научить доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи, слушать и понимать других.
Планируемые результаты
В рамках программы «Юный эколог» в качестве основных планируемых
результатов будут:
1. Предметные результаты:
 обучающиеся познакомятся с природой родного края, района, ее экологическим
состоянием;
 ознакомятся с методиками исследовательской деятельности в природе;
 выработают умения давать оценку экологического состояния экосистемы;
2. Личностные результаты:
 у обучающихся будут сформированы коммуникативные компетентности в
общении и в сотрудничестве со сверстниками;
 будут развиты потребности в умственных впечатлениях, познавательная
активность и любознательность, интеллектуальные умения;
 будет сформировано ответственное отношения к учению, готовность и
способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 будут освоены правила поведения в природной среде, роль обучающихся в
пропаганде природоохранных знаний; сформировано проявление желания и стремления
улучшать состояние окружающей среды в своей местности.
3. Метапредметные результаты:
 у обучающихся будет развита мотивация к практической деятельности,
потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности;
 будут сформированы универсальные учебные действия;
 обучающиеся будут уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
Содержание программы
Объем программы – всего 102 часа - 1 год обучения.
Раздел 1. «Природа вокруг нас» - 33 часа.
Вводное занятие. Экология и мы, жители планеты Земля. Место человека в мире

3

природы. Природа и творчество. Осень глазами юных экологов. Составление кроссвордов
по теме «Осень». Живая и неживая природа. Вода источник жизни. Загрязнение водоемов.
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Вода в жизни растений, животных,
человека. Экологические знаки. Помощники в путешествии: глобус, карта, компас.
Маршрут и азимут. Презентация поделок и рисунков по теме «В гости к осени».
Раздел 2. «Жизнь растений» - 18 часов.
Разнообразие царства растений. Деревья и кустарники нашего края. Комнатные
растения. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Цветковые растения. Такие
удивительные растения. Лекарственные растения. Растения-синоптики. Аппликация «Мой
любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Красная книга – способ
защиты редких видов растений. Забота человека о сохранении многообразия растений.
Конкурсная программа «Угадай цветок».
Раздел 3. «Птицы и животные родного края» - 21 час.
Насекомые – шестиногие малыши. Птицы нашего края. Перелетные птицы.
Водоплавающие птицы. Берегите птиц зимой. Изготовление кормушек. Обобщающее
занятие о птицах. Животные нашего края. Домашние животные. Дикие животные.
Правила безопасного поведения с дикими животными. Животные, занесенные в Красную
книгу. Собака – друг человека. Кошки, которые нас окружают. Аквариумные рыбки.
Обобщающий зачёт «Таинственный мир животных».
Раздел 4. «Здоровье человека и окружающая среда» - 30 часов.
Я и мое здоровье. Организм здорового человека. Как сохранить хорошее зрение.
«Как мы дышим…» органы дыхания. Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья Заповеди
здорового питания. Белки – основа жизни. Без углеводов не обойтись. Жиры, их
необходимость для организма. Витамины. Лекарства в домашней аптечке. Опасные
препараты, созданные человеком. Полезные и вредные привычки. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Тестирование «В здоровом теле – здоровый дух».

Содержание программы
Количество часов
№

Название раздела, темы
Раздел 1. Природа вокруг нас

Вводное занятие
Экология и мы, жители планеты
Земля
1.3 Место человека в мире природы
1.4 Природа и творчество
1.5 Осень глазами юных экологов
1.6 Составление кроссвордов по теме
«Осень»
1.7 Живая и неживая природа
1.8 Вода источник жизни
1.9 Загрязнение водоемов
1.10 Загрязнение окружающей среды
бытовыми отходами
1.11 Вода в жизни растений,
1.1
1.2

Форма
промежуточной
(итоговой)
практика
аттестации
16,5
По итогам раздела:
презентация
0,5
1

всего

теория

33

16,5

1
2

0,5
1

2
9
2
3

1
4,5
1
1,5

1
4,5
1
1,5

1
1
1
2

0,5
0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5
1

2

1

1

4

животных, человека
1.12 Экологические знаки
1.13 Помощники в путешествии:
глобус, карта, компас
1.14 Маршрут и азимут
1.15 Презентация поделок и рисунков
по теме «В гости к осени»
Пример промежуточной
аттестации
Раздел 2. Жизнь растений

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12

Разнообразие царства растений
Деревья и кустарники нашего
края
Комнатные растения
Инвентарь для ухода за
комнатными растениями
Цветковые растения
Такие удивительные растения
Лекарственные растения
Растения-синоптики
Аппликация «Мой любимый
цветок»
Коллективное панно «Цветочная
поляна»
Красная книга – способ защиты
редких видов растений
Забота человека о сохранении
многообразия растений
Конкурсная программа «Угадай
цветок»
Пример промежуточной
аттестации
Раздел 3. Птицы и животные
родного края
Насекомые
–
шестиногие
малыши
Птицы нашего края
Перелетные птицы
Водоплавающие птицы
Берегите птиц зимой
Изготовление кормушек
Обобщающее занятие о птицах
Животные нашего края
Домашние животные
Дикие животные
Правила безопасного поведения
с дикими животными
Животные,
занесенные
в
Красную книгу

2
2

1
1

1
1

2
1

1
0,5

1
0,5
Презентация

18

9

9

3
3

1,5
1,5

1,5
1,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

21

10,5

10,5

2

1

1

2
1
1
1
1
1
2
1
1
2

1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1

1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1

2

1

1

5

По итогам раздела:
конкурсная
программа

Конкурсная
программа
По итогам раздела:
зачет

3.13
3.14
3.15
3.16

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15

Собака – друг человека
Кошки, которые нас окружают
Аквариумные рыбки
Обобщающий зачёт
«Таинственный мир животных»
Пример промежуточной
аттестации
Раздел 4. Здоровье человека и
окружающая среда
Я и мое здоровье
Организм здорового человека
Как сохранить хорошее зрение
«Как мы дышим…» органы
дыхания
Ваша кожа. Кожа - зеркало
здоровья
Заповеди здорового питания
Белки – основа жизни
Без углеводов не обойтись
Жиры, их необходимость для
организма
Витамины
Лекарства в домашней аптечке
Опасные препараты, созданные
человеком
Полезные и вредные привычки
Солнце, воздух и вода - наши
лучшие друзья.
Тестирование «В здоровом теле –
здоровый дух»
Пример промежуточной
аттестации
Пример итоговой аттестации
Итого:

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
Зачет

30

15

15

3
2
2
2

1,5
1
1
1

1,5
1
1
1

2

1

1

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
2

1
1

1
1

1

0,5

0,5

По итогам раздела:
тестирование

Тестирование
Презентация
экологических
проектов
102

6

51

51

Календарный учебно-тематический план
№
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24
1.25
1.26
1.27
1.28
1.29
1.30
1.31
1.32
1.33

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9

Название раздела;
темы раздела; темы занятия
Раздел 1. Природа вокруг нас
Вводное занятие
Экология и мы, жители планеты Земля
Экология и мы, жители планеты Земля
Место человека в мире природы
Место человека в мире природы
Природа и творчество
Природа и творчество
Природа и творчество
Природа и творчество
Природа и творчество
Природа и творчество
Природа и творчество
Природа и творчество
Природа и творчество
Осень глазами юных экологов
Осень глазами юных экологов
Составление кроссвордов по теме «Осень»
Составление кроссвордов по теме «Осень»
Составление кроссвордов по теме «Осень»
Живая и неживая природа
Вода источник жизни
Загрязнение водоемов
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами
Вода в жизни растений, животных, человека
Вода в жизни растений, животных, человека
Экологические знаки
Экологические знаки
Помощники в путешествии:
глобус, карта, компас
Помощники в путешествии:
глобус, карта, компас
Маршрут и азимут
Маршрут и азимут
Презентация поделок и рисунков по теме «В гости к
осени»
Раздел 2. Жизнь растений
Разнообразие царства растений
Разнообразие царства растений
Разнообразие царства растений
Деревья и кустарники нашего края
Деревья и кустарники нашего края
Деревья и кустарники нашего края
Комнатные растения
Инвентарь для ухода за комнатными растениями
Цветковые растения

7

Количество
корректировка
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20
3.21

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17

Такие удивительные растения
Лекарственные растения
Растения-синоптики
Аппликация «Мой любимый цветок»
Коллективное панно «Цветочная поляна»
Коллективное панно «Цветочная поляна»
Красная книга – способ защиты редких видов растений
Забота человека о сохранении многообразия растений
Конкурсная программа «Угадай цветок»
Раздел 3. Птицы и животные родного края
Насекомые – шестиногие малыши
Насекомые – шестиногие малыши
Птицы нашего края
Птицы нашего края
Перелетные птицы
Водоплавающие птицы
Берегите птиц зимой
Изготовление кормушек
Обобщающее занятие о птицах
Животные нашего края
Животные нашего края
Домашние животные
Дикие животные
Правила безопасного поведения с дикими животными
Правила безопасного поведения с дикими животными
Животные, занесенные в Красную книгу
Животные, занесенные в Красную книгу
Собака – друг человека
Кошки, которые нас окружают
Аквариумные рыбки
Обобщающий зачёт
«Таинственный мир животных»
Раздел 4. Здоровье человека и окружающая среда
Я и мое здоровье
Я и мое здоровье
Я и мое здоровье
Организм здорового человека
Организм здорового человека
Как сохранить хорошее зрение
Как сохранить хорошее зрение
«Как мы дышим…» органы дыхания
«Как мы дышим…» органы дыхания
Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья
Ваша кожа. Кожа - зеркало здоровья
Заповеди здорового питания
Заповеди здорового питания
Белки – основа жизни
Белки – основа жизни
Без углеводов не обойтись
Без углеводов не обойтись

8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
4.25
4.26
4.27
4.28
4.29
4.30

Жиры, их необходимость для организма
Жиры, их необходимость для организма
Витамины
Витамины
Лекарства в домашней аптечке
Лекарства в домашней аптечке
Опасные препараты, созданные человеком
Опасные препараты, созданные человеком
Полезные и вредные привычки
Полезные и вредные привычки
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Тестирование «В здоровом теле – здоровый дух»

9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».