Программа внеурочной деятельности Кукольный театр

Пояснительная записка
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей
своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и
близкие игрушки, только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще
привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит
их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако
нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение
намного шире. Школьный возраст - это период, когда у ребенка начинают
формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому
очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности,
отзывчивости, находчивости, и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр
располагает большими возможностями. Кукольный театр в школе необходим для
осуществления коррекции недостатков психического и физического развития
средствами игровой деятельности. Кукольный театр помогает воспитывать у детей
культуру общения, стремление к сотворчеству, интерес к искусству, способствует
познанию действительности в художественных образах. Целью эстетического
воспитания учащихся

школы посредством кукольного театра является развитие

творческого потенциала детей. Как известно, кукольный театр является одной из
наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на
восприятии мира через образы. В процессе игры в кукольном спектакле
осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в
нём. Приобщение школьников к театральному творчеству в условиях коррекционной
школы осуществляется в рамках создания сказки, что дает уникальную возможность
помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для
современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему
ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное
наслаждение.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

кружка

«Кукольный

театр»

разработана в соответствии с нормативными документами : Приказ Министерства
образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа
2014 г. N 33660); Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от
11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей».
Планируемые результаты:
В конце года дети будут знать
 Сценой в кукольном театре, является ширма.
 Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
 Правила поведения в театре.
 о некоторых основателях кукольного театра, истоках возникновения;
 о существовании кукольных театров;
 о видах литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;
 новые понятия: ширма, спектакль, сцена, мизансцена, декорация, реквизит.
 особенности профессии режиссёра, кукольника, декоратора, сценариста;
Дети будут уметь:
 Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
 Правильно одевать на руку куклу.
 Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму
Содержание программы
Цель дополнительной общеобразовательной программы: формирование общих
историко-теоретических знаний о театральном искусстве, развитие творческих
способностей, воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой
самодеятельности.

Задачи: познакомить с историей кукольного театра и его видами (перчаточный,
марионетка, тростевой, теневой);
 познакомить с технологией изготовления

кукол, используя различные

материалы (ткань, кожа, мех и т.д.);
 научить работать над сценарием, анализировать характер своего героя;
 научить

изготавливать

внешнее

оформление

спектакля

(декорации,

реквизит);
 формировать навыки вождения перчаточных кукол;
 формировать умения произвольно менять характер движений, опираясь на
контроль

своих

ощущений;

понимать

эмоции,

подражательно

«воспроизводить» и демонстрировать их по заданному образцу, используя
средства речевой выразительности;
 развивать эмпатию, уверенность в себе; артистические способности;
 воспитывать трудолюбие, усидчивость, доброжелательное отношение друг к
другу.
Программа предназначена для детей 8-10лет в группе 10-12 детей.
- принимаются все желающие;
- допускается дополнительный набор обучения на основании результатов
собеседования.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- групповая.

Учебно– тематическое планирование .
№

Тема

Содержание

Количество
часов
Теория Практ
ика

1

Вводное занятие.

Знакомство с историей

Театр. Его

возникновения театра

истоки.

петрушек, с театральной

4

лексикой, профессиями
людей, которые работают
в театре (режиссер,
художник - декоратор,
бутафор, актер).
2

Знакомство с

Ввести детей в мир

историей театра.

театра, дать
первоначальное
представление о
“превращении и
перевоплощении”, как
главном явлении
театрального искусства.
Беседа о разнообразии
кукол для кукольного
театра. Рассказ
о народных кукольных
представлениях и их
первых
героях. Знакомство с
театральной лексикой.

4

Дата

3

Реализация
программы.

4

Знакомство с
темпом, тембром
речи. Дыхательн
ые упражнения.

5

Развитие речи

6

Работа с
литературой.

2
Викторина по
пройденному материалу
«Театр начинается с …»

Артикуляционные
упражнения, чтение
скороговорок

1

2

2

7

2

Выбор для
спектакля пьесы
7

Начало работы
над сказкой «Три
поросёнка»

Чтение сказки учителем

2

Чтение сказки детьми
Выразительное чтение
сказки детьми

8

Работа над
сказкой «Три
поросёнка»

Определить сколько
действующих лиц в
пьесе? Каково
эмоциональное состояние
персонажа?

9

Чтение сказки по
ролям

Проба учащихся в разных
ролях. Самооценка и
оценка актёрской группы
учащихся

2

10

Отработка
каждой роли

Заучивание и
выразительное чтение
ролей: учить детей
умению вживаться в свою
роль, учить их интонации

5

1

передавать настроение,
чувства, персонажа
Четкое чтение: ясно
проговаривая звуки в
словах, не глотать
окончания, соблюдать
правила дыхания;
определить логические
ударения, паузы;
постараться представить
себя 2 на месте
персонажа, подумать, как
надо читать за “него” и
почему именно так.
11

Обучение работе
за ширмой

Выполнение упражнений 1
с каждым ребенком:
надеть куклу на руку:
голову на указательный
палец, руки куклы на
большой и средний
пальцы ; проводить куклу
над ширмой на вытянутой
руке, стараясь делать это
плавно, без скачков.
Взаимодействие на ширме
всех героев пьесы,
соединения действия
куклы со словами своей
роли

5

12

Изготовление
кукол и
декораций

Изготовление декорации,
подбор звукового и
музыкального
сопровождения

1

7

13

Обучение работе
над ширмой с
декорациями

Репетиции с
установленными
декоративными деталями,
музыкальным
сопровождением

1

5

14

Генеральная
репетиция пьесы

4

15

Подведение
итогов
реализации
программы.
Наблюдение.

2

Показ пьесы
детям.
Промежуточная
диагностика.
16

Речевая
гимнастика,
гимнастика
эмоций и чувств

17

Работа с
литературой.

Артикуляционные
упражнения, чтение
скороговорок.

1

9

2

Выбор для
спектакля пьесы
18

Начало работы
над сказкой
«Рукавичка»

Чтение сказки по ролям

2

19

Работа над
сказкой

Определить сколько
действующих лиц в
пьесе? Каково
эмоциональное состояние
персонажа?

1

20

Чтение сказки по
ролям

Проба учащихся в разных
ролях. Самооценка и
оценка актёрской группы
учащихся

21

Отработка чтения Заучивание и
выразительное чтение
каждой роли
ролей: учить детей

2

7

умению вживаться в свою
роль, учить их интонации
передавать настроение,
чувства, персонажа
Четкое чтение: ясно
проговаривая звуки в
словах, не глотать
окончания, соблюдать
правила дыхания;
определить логические
ударения, паузы;
постараться представить
себя 2 на месте
персонажа, подумать, как
надо читать за “него” и
почему именно так.
22

Обучение работе
за ширмой

Создание сценического
1
пространства, умение
ориентироваться за
ширмой, определять
основное место действия
и его границы, знать
стороны, определять
середину и края.
Выполнение упражнений
с каждым ребенком:
надеть куклу на руку:
голову на указательный
палец, руки куклы на
большой и средний
пальцы; проводить куклу
над ширмой на вытянутой
руке, стараясь делать это
плавно, без скачков
Взаимодействие на ширме
всех героев пьесы,
соединения действия
куклы со словами своей
роли.

5

23

Изготовление
кукол и
декораций

Изготовление декорации,

1

6

24

Обучение работе
над ширмой с
декорациями

Репетиции с
установленными
декоративными деталями,
музыкальным
сопровождением

1

6

25

Генеральная
репетиция пьесы

2

26

Подведение
итогов.
Наблюдение.

2

Показ сказки. .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».