РП по ОРКСЭ 4 кл

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №4 г. Свирска»

Рабочая программа
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
(уровень: базовый)
Учитель: Корецкая Наталья Николаевна

г. Свирск

1

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4
класса составлена на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской
этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
«Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном компоненте
государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г. Приказом Министерства
образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования 2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на
соответствующие модули.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —
формирование у обучающегося
мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа
России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—
11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных
и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная
традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются
объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или
нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными
и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении
образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования
порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
 общая историческая судьба народов России;
 единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему
межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность
социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам
освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить
образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом
образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Основные задачи комплексного учебного курса:
 познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
2

развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
 обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
 развивать способности младших школьников к общению в политичной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного,
культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного
единства российской жизни.
На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Основы религиозной культуры и светской этики.
Предметные результаты
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
В результате изучения ОРКСЭ на ступени начального общего образования у
обучающихся:
- сформируется готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
- произойдет знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- произойдет понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
- сформируются первоначальные представления о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- сформируются первоначальные представления об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;
- произойдет становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
- произойдет осознание ценности человеческой жизни

3

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе
нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному
совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности,
становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в
Российской Федерации;
–акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций
Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий.
Овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного
смысла учения

Метапредметные результаты
Формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха
Освоение начальных форм познавательной
и личностной рефлексии

Активное использование речевых средств
и средств информационных
икоммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач
Развитие самостоятельности и личной
Использование знаково-символических
ответственности за свои поступки, в том числе в
средств представления информации для
информационной деятельности, на основе
создания моделей изучаемых объектов и
представлений о нравственных нормах,
процессов, схем решения учебных и
социальной справедливости и свободе
практических задач.
Формирование эстетических
Освоение способов решения проблем
потребностей, ценностей и чувств
творческого и поискового характера.
Развитие
этических чувств,
Овладение способностью принимать и
доброжелательности и эмоционально сохранять цели и задачи учебной
нравственной отзывчивости, понимания и
деятельности, поиска
средств ее
сопереживания чувствам других людей
осуществления.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и Использование различных способов
сверстниками в разных социальных ситуациях,
поиска (в справочных источниках и
умения не создавать конфликтов и находить
открытом учебном информационном
выходы из спорных ситуаций
пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи
4

Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным
ценностям.

и интерпретации информации
Овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами
Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать
возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль
Готовность конструктивно разрешать
конфликты
Овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного
предмета
Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ

РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
На изучение основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы светской этики в 4 классе
отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели.
Введение в курс (1ч.) Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об
отечественной
религиозно-культурной
традиции
(многонациональная,
многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы
нравственности и морали.
Этика общения (4 ч.)Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых
правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи между культурой,
моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной)
культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы
поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между
культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические
5

понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло
как основные этические понятия.
Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила
этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в
жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм,
норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный
гражданин России.
Этика человеческих отношений (4 ч.)В развитии добрых чувств – творение души. Природа –
волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ
жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами
религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными
традициями и поведением людей. Толерантное
отношение к представителям разных
мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и
нравственности в жизни людей.
Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с
меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм,
норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности.
Общечеловеческие ценности.
Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор
нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры
(православной и др.).Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность
неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.
Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди
людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой,
моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и
религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро,
нравственная установка. Гуманизм,
гуманность, понимание, прощение. Свобода.
Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие,
сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм
морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор
личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность.
Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.
Судьба и Родина едины (5 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и
гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как
основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин.
Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных
норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 класс (34 ч.)
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во
Корректировка
часов
1 четверть (8ч.)
Введение в курс (1ч.)
1
Этика – наука о нравственной жизни человека.
1
Этика общения (4 ч.)
2
Добрым жить на свете веселей.
1
3
Правила общения для всех.
1
4
От добрых правил – добрые слова и поступки.
1
5
Каждый интересен.
1
Этикет (4 ч.)
6
Премудрости этикета.
1
7
Красота этикета.
1
8
Простые школьные и домашние правила этикета.
1
2 четверть(8ч.)
9
Чистый ручеёк нашей речи.
1
Этика человеческих отношений (4 ч.).
10
В развитии добрых чувств – творение души.
1
11
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
1
12
Чувство Родины.
1
13
Жизнь протекает среди людей.
1
Этика отношений в коллективе (4 ч.)
14
Чтобы быть коллективом.
1
15
Коллектив начинается с меня.
1
16
Мой класс – мои друзья.
1
3 четверть (10 ч.)
17
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
1
Простые нравственные истины (4 ч.)
18
Жизнь священна.
1
19
Человек рождён для добра.
1
20
Милосердие – закон жизни.
1
21
Жить во благо себе и другим.
1
Душа обязана трудиться (4 ч.)
22
Следовать нравственной установке.
1
23
Достойно жить среди людей.
1
24
Уметь понять и простить.
1
25
Простая этика поступков.
1
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.)
26
Общение и источники преодоления обид.
1
4 четверть(8ч.)
27
Ростки нравственного опыта поведения.
1
28
Доброте сопутствует терпение.
1
29
Действия с приставкой «СО».
1
Судьба и Родина едины (5 ч.)
30
С чего начинается Родина.
1
31
В тебе рождается патриот и гражданин.
1
32
В тебе рождается патриот и гражданин.
1
33
Человек – чело века.
1
34
Слово, обращённое к тебе.
1
7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».