Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Свирска» Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса (уровень: базовый) Учитель: Корецкая Наталья Николаевна г. Свирск 1 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г. Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят: «Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г. Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10— 11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Основные задачи комплексного учебного курса: познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики; 2 развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Основы религиозной культуры и светской этики. Предметные результаты 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. В результате изучения ОРКСЭ на ступени начального общего образования у обучающихся: - сформируется готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - произойдет знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - произойдет понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - сформируются первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - сформируются первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; - произойдет становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; - произойдет осознание ценности человеческой жизни 3 В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится: – понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; – развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации; –акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Личностные результаты Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Метапредметные результаты Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач Развитие самостоятельности и личной Использование знаково-символических ответственности за свои поступки, в том числе в средств представления информации для информационной деятельности, на основе создания моделей изучаемых объектов и представлений о нравственных нормах, процессов, схем решения учебных и социальной справедливости и свободе практических задач. Формирование эстетических Освоение способов решения проблем потребностей, ценностей и чувств творческого и поискового характера. Развитие этических чувств, Овладение способностью принимать и доброжелательности и эмоционально сохранять цели и задачи учебной нравственной отзывчивости, понимания и деятельности, поиска средств ее сопереживания чувствам других людей осуществления. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и Использование различных способов сверстниками в разных социальных ситуациях, поиска (в справочных источниках и умения не создавать конфликтов и находить открытом учебном информационном выходы из спорных ситуаций пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи 4 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. и интерпретации информации Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль Готовность конструктивно разрешать конфликты Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» На изучение основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы светской этики в 4 классе отводится 34 учебных часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю, 34 недели. Введение в курс (1ч.) Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали. Этика общения (4 ч.)Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические 5 понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия. Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России. Этика человеческих отношений (4 ч.)В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности. Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.).Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность. Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»:сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость. Судьба и Родина едины (5 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ. 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 класс (34 ч.) № п/п Раздел, тема Кол-во Корректировка часов 1 четверть (8ч.) Введение в курс (1ч.) 1 Этика – наука о нравственной жизни человека. 1 Этика общения (4 ч.) 2 Добрым жить на свете веселей. 1 3 Правила общения для всех. 1 4 От добрых правил – добрые слова и поступки. 1 5 Каждый интересен. 1 Этикет (4 ч.) 6 Премудрости этикета. 1 7 Красота этикета. 1 8 Простые школьные и домашние правила этикета. 1 2 четверть(8ч.) 9 Чистый ручеёк нашей речи. 1 Этика человеческих отношений (4 ч.). 10 В развитии добрых чувств – творение души. 1 11 Природа – волшебные двери к добру и доверию. 1 12 Чувство Родины. 1 13 Жизнь протекает среди людей. 1 Этика отношений в коллективе (4 ч.) 14 Чтобы быть коллективом. 1 15 Коллектив начинается с меня. 1 16 Мой класс – мои друзья. 1 3 четверть (10 ч.) 17 Ежели душевны вы и к этике не глухи. 1 Простые нравственные истины (4 ч.) 18 Жизнь священна. 1 19 Человек рождён для добра. 1 20 Милосердие – закон жизни. 1 21 Жить во благо себе и другим. 1 Душа обязана трудиться (4 ч.) 22 Следовать нравственной установке. 1 23 Достойно жить среди людей. 1 24 Уметь понять и простить. 1 25 Простая этика поступков. 1 Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) 26 Общение и источники преодоления обид. 1 4 четверть(8ч.) 27 Ростки нравственного опыта поведения. 1 28 Доброте сопутствует терпение. 1 29 Действия с приставкой «СО». 1 Судьба и Родина едины (5 ч.) 30 С чего начинается Родина. 1 31 В тебе рождается патриот и гражданин. 1 32 В тебе рождается патриот и гражданин. 1 33 Человек – чело века. 1 34 Слово, обращённое к тебе. 1 7 8