Русский язык 8 ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел образования МО «город Свирск»
МОУ «СОШ №4 г. Свирска»

УТВЕРЖДЕНО
. Директором
________________________

Вильданова А.А..
Приказ №152/1-0
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 8 классов

Учитель Вильданова Алёна Айевна ,
первая квалификационная категория

г. Свирск 2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения на основе Примерной программы основного общего образования по русскому
языку (Москва:«Просвещение». 2011г.) и Программы по русскому языку к учебнику для 8
класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И.
Капинос, В.В. Львова (М: Дрофа, 2016г.).
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах
жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном
словесном творчестве);
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря,
словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми
возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое
значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской
Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского
человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе
являются:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека,
любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство
общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности,
средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и
потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи
грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в
разных
ситуациях
общения,
воспитание
стремления
к
речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета
2

При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности,
в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык
как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как
основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной
деятельности.
Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь
к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во
всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое
развитие учащихся, помочь им овладеть видами речевой деятельности, сформировать
умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия
звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и
писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая
нормы речевого этикета.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа
языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание
речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование
различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска
информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей,
речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В
программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к
потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою
речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой
деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема,
основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства
связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили
речи:
разговорный,
научный,
деловой,
публицистический,
художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и
их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места,
описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их
свойств, явлений, событий.
Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию
устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и
формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация,
темп и тембр речи).
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача
развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст;
читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям
грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и
т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и
явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных
грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление
значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает
грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных
связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и
навыки в их единстве.
3

Важный аспект в обучении - формирование у учащихся чуткости к богатству и
выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому
способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с
изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за
использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной
литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «русский
язык»
1)

2)

3)

1)










2)

3)

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе
получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной
и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
4

различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому(родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи,
портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте
заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты,
представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять
их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и
речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный
речеведческий
анализ
текста:
содержательно-композиционный
(смысловой),
стилистический, типологический – включать в каждый из них анализ выразительных
средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста – под углом
зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи).
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное
высказывание, отражая в нем проблематику текста, позицию автора и своё собственное
мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста; Пересказывать
(устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые
особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с
урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и
культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения
о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или
местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания
и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно
используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную
лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные
предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную
форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие,
перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и
противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкци.
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
5

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
По морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при
определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных
частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов);
сращение, переход слова одной части речи в другую;
По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно
их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
По морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах
орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми
орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов;
различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения
в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять
предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно
строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в
тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно
произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических
конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать
постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе
пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Содержание учебного предмета «Русский язык» 8 класс
О языке
Русский
язык
в
кругу
других
славянских
языков. Роль
старославянского(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья.
Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные
особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые
средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о
событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории
или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном
человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их
примирить?».
Язык. Правописание. Культура речи
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение
словосочетания.
6

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений
по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный
порядок слов.
Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов
как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных,
восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные
оттенки значения.
Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами
подчинительной связи: управлением и согласованием.
Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические
приемы, повышающие выразительность речи.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка
тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения.
Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения
(ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений с
сравнительными оборотами.
Культура
речи. Согласование
сказуемого
с
подлежащим,
выраженным
словосочетанием и сложносокращёнными словами.
Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых
как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах;
их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и
повествовательных текстах; их синонимика.
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в
форме
сказуемого
(определённо-личные,
неопределённо-личные,
безличные).
Особенности интонации простого односоставного предложения.
Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.
Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте
односоставных предложений
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного
предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в
разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бес
союзов и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными
членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при
обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации
простого предложения с однородными членами.
Выдающиеся лингвисты:. Ф. Ф. Фортунатов.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...,
как..., так и... .
7

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов.
Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с
повторяющимися союзами) как средство выразительности речи..
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями,
предложениями), междометиями
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при
обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при
вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в
предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными
словами и предложениями.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств,
использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений
книжного характера в разговорной речи.
Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в
художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского
отношения к нему.
Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как
средство связи предложений в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,
обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с
обособленными и уточняющими членами.
Культура
речи. Правильное
построение
предложений
с
обособленными
определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и
сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и
составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные
деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания.
Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.
Культура речи. Замена прямой речи косвенной.
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
№
урока
1.
2.
3, 4.
5.
6.
7.

Тема урока

Количество
часов
Русский язык в семье славянских языков
1
Разновидности речи
1
2
Контрольная работа № 1: изложение без концовки. Анализ
изложения
Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и
1
наречий
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
1
Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и
1
8

8.
9.
10.
11,12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30,31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42,43.
44.
45.
46.

наречиями
Употребление в тексте частицы ни
Употребление дефиса
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и
соотносимых с ними словоформ других частей речи
Контрольная работа № 2: диктант
Работа над ошибками
Рр Типы речи
Рр Способы и средства связи предложений в тексте
Словосочетание
Словосочетание
Словосочетание
Предложение (общая характеристика)
Предложение (общая характеристика)
Интонация простого предложения
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и
способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и
способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения
Тире между подлежащим и сказуемым
Правильное согласование главных членов предложения
Второстепенные
члены
предложения,
их
функции.
Определение
Второстепенные
члены
предложения,
их
функции.
Определение
Дополнение
Обстоятельство
Порядок слов в предложении
Контрольная работа № 3: диктант с дополнительными
заданиями
Работа над ошибками
Репортаж
Репортаж-повествование
Репортаж-описание
Контрольная работа № 4: сочинение в жанре репортажа
Виды односоставных предложений
Определённо-личное предложение
Определённо-личное предложение
Неопределённо-личное
предложение.
Обобщённо-личное
предложение
Неопределённо-личное
предложение.
Обобщённо-личное
предложение
Неопределённо-личное
предложение.
Обобщённо-личное
предложение
Безличное предложение
Назывное предложение
Понятие неполного предложения. Оформление неполных
предложений на письме
Понятие неполного предложения. Оформление неполных
предложений на письме

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

9

47.
48,49
50,51
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62,63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79,80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90,91.
92.
93.
94.
95.
96.

Изложение (или сочинение по картине)
Статья
Контрольная работа № 5: изложение с дополнительным
заданием: закончить текст, сделав вывод
Понятие однородности членов предложения
Понятие однородности членов предложения
Понятие однородности членов предложения
Средства связи между однородными членами предложения
Средства связи между однородными членами предложения
Однородные и неоднородные определения
Однородные и неоднородные определения
Сочинение с грамматическим заданием по картине
К. Брюллова «Всадница»
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Контрольная работа № 6: диктант
Работа над ошибками
Обращение
Обращение
Предложения с вводными конструкциями
Предложения с вводными конструкциями
Предложения с вводными конструкциями
Предложения с вводными конструкциями
Вставные конструкции
Вставные конструкции
Контрольная работа №7: тест
Понятие обособления второстепенных членов предложения
Понятие обособления второстепенных членов предложения
Обособленные определения и приложения
Обособленные определения и приложения
Обособленные определения и приложения
Обособленные определения и приложения
Контрольная работа №9: диктант
Анализ диктанта
Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства
Обособленные обстоятельства
Уточняющие члены предложения
Уточняющие члены предложения
Контрольная работа №9: тест
Портретный очерк
Портретный очерк
Контрольная работа № 10: сочинение в жанре портретного
очерка
Урок - деловая игра «Мы делаем газету»
Урок - деловая игра «Мы делаем газету»
Прямая речь и её оформление
Прямая речь и её оформление
Прямая речь и её оформление

1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
10

97.
98.
99.
100,101.
102.

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
Цитаты и их обозначение
Итоговый контрольный тест № 11 с дополнительными
заданиями и его анализ
Обобщающий урок

1
1
1
2
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».