МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Отдел образования МО «город Свирск» МОУ «СОШ №4 г. Свирска» УТВЕРЖДЕНО . Директором ________________________ Вильданова А.А.. Приказ №152/1-0 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для обучающихся 8 классов Учитель Калашников Анатолий Николаевич г. Свирск 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) 2015 г. и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) 2010 г. Программа включает цели и задачи предмета «Технология», общую характеристику учебного курса, личностные, мета-предметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Формирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета (с распределением времени по каждому разделу). Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности и рассчитана на 1 час в неделю. (34 часа в год) Цели изучения учебного предмета «Технология» Изучение учебного предмета «Технология» способствует достижению следующих целей основного общего образования: обеспечение всем учащимся оптимального, с учётом их возможностей, интеллектуального развития; становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости; социально-нравственное и эстетическое воспитание; знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре; развитие способностей и познавательных интересов учащихся (критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений); выработку у обучающихся навыков самостоятельно выявлять, формулировать и разрешать определённые теоретические и практические проблемы, связанные с природой, общественной жизнью, техникой и культурой; формирование у обучающихся научно обоснованной системы взглядов и убеждений, определяющих их отношение к миру; формирование у учащихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся знаний и умений как в ходе учёбы, так и за пределами школы; ознакомление учащихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д., и формирование у них умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами; понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг; обеспечение подготовки учащихся к какой-либо профессии. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития современного общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Программа курса предполагает достижение выпускниками 8 классов следующих личностных, мета-предметных и предметных результатов. Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики: Ответственное отношение к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; Компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; Технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности; Основы экологической культуры, соответствующие современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира. Обучающиеся получат возможность для формирования: Познавательной активности в области предметной технологической деятельности; Трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; Осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; Самооценки готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий для рационального ведения домашнего хозяйства; творческой деятельности эстетического характера; индивидуально-личностных позиций учащихся. Мета-предметные результаты Обучающиеся научатся: Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности; Виртуально и натурально моделировать технические объекты и технологический процесс; проявлять инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; Формированию и развитию компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбору для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных; Организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласованию и координации совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективному оцениванию вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; Оцениванию точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностике результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснованию путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; Соблюдению норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; Оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; Обучающиеся получат возможность научиться: Самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; комбинировать известные алгоритмы технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планированию своей деятельности; подбору аргументов, формулированию выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражению в устной или письменной форме результатов своей деятельности; Формированию и развитию экологического мышления, умению применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты Обучающиеся научатся: Практическому освоению основ проектно-исследовательской деятельности; проведению наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснять явления, процессы и связи, выявляемые в ходе исследований; Понимать социальные и экологические последствия развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавать виды, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценивать технологические свойства сырья, материалов и областей их применения; Применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рационально использовать учебный и дополнительный технический и технологический материал для проектирования и создания объектов труда; Владеть алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; овладевать элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; Планировать технологический процесс; подбирать материал с учетом характера объекта труда и технологии; подбирать инструменты, приспособления и оборудование с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; Выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдать трудовую и технологическую дисциплину; соблюдать нормы и правила безопасного труда, пожарной безопасности, правила санитарии и гигиены; Контролировать промежуточный и конечный результат труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления; Документировать результаты труда и проектной деятельности; рассчитывать себестоимость продуктов труда; примерную экономическую оценку возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг. Осознавать ответственность за качество результатов труда; Стремиться к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств; экологической культуре при обосновании объекта труда и выполнении работ; Методам эстетического оформления изделий, обеспечивать сохранность продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результата труда; Рабочим отношениям в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективному сотрудничеству и способствованию эффективной кооперации; Обучающиеся получат возможность научиться: Осознанию роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техно-сфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификации видов и назначению методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; Овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владением методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; Устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применению общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применению элементов экономики при обосновании технологий и проектов; Овладевать методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решать творческие задачи моделирования, конструирования; проектировать последовательность операций и составлять операционные карты работ; Выражать готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивать свою способность и готовность к предпринимательской деятельности; Содержание тем учебного курса. Тема 1. Современные и перспективные технологии. Промышленные и производственные технологии Промышленные технологии. Технологии металлургии. Машиностроительные технологии. Энергетические технологии. Производственные технологии. Тема 2. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов. Общие сведения о видах стали и термической обработке стали. Сталь. Процесс выплавки стали в сталеплавильных печах: конверторных, мартеновских, электрических. Виды сталей по химическому составу. Процентное содержание углерода в сталях и чугуне. Свойства углеродистых и легированных сталей. Применение сталей. Определение марок сталей. Изготовление деталей машин, инструментов из различных сталей. Применение новых композиционных материалов. Общие сведения о термической обработке. Виды термообработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Диаграмма железоуглеродистых сплавов. Определение температуры нагрева стали термоэлектрическими пирометрами. Определение цветов каления и побежалости стали. Устройства для термической обработки стали. Муфельная печь. Инструменты, оснастка, приспособления при термообработке стальных заготовок. Определение температуры закалки зубила. Применение современных технологий в термической обработке стали. Металлы и способы их обработки. Металлы. Сплавы. Внешние признаки металлов. Цвета металлов и сплавов. Чёрные и цветные металлы. Инструментальная сталь. Конструкционная сталь. Медь, латунь, бронза, алюминий. Профили. Листовой металл. Маркировка стали. Цвета маркировки сталей. Способы обработки металлов. Обработка металлов давлением: штамповка, прокатка, ковка. Литьё. Обработка металлов резанием. Режущие инструменты. Разметка заготовок. Слесарный верстак. Правила безопасной организации рабочего места. Слесарные тиски. Разметка металлов и пластмасс. Инструменты: чертилка, кернер. Шаблон. Последовательность действий при разметке заготовок из металла и пластмассы. Правила безопасной работы при разметке. Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами. Металлы. Чёрные и цветные металлы. Тонколистовые металлы. Искусственные материалы. Ручные и электро-слесарные ножницы. Рычажные ножницы. Гильотинная резка. Слесарные операции: разметка, правка, гибка, резание. Правила безопасной работы со слесарными ножницами. Технологический процесс сборки деталей. Технологический процесс. Процесс сборки деталей. Сборочные единицы. Виды соединений. Слесарно-монтажный инструмент. Крепёжные детали: болты, гайки, шайбы, шплинты. Правила безопасной работы при сборке деталей. Рубка и резание металлов. Знакомство с профессией слесаря. Рубка металла. Инструменты для рубки металла: ручные и механизированные. Подготовка рабочего места. Рабочее положение при рубке металла. Виды ударов молотком по зубилу: кистевой, локтевой, плечевой. Рубка по уровню губок. Разрубание и вырубание металла. Правила безопасной работы при рубке металла. Резание металла и искусственных материалов ручной слесарной ножовкой. Подготовка ручной слесарной ножовки к работе. Рабочее положение при резании слесарной ножовкой. Последовательность резания тонколистового металла. Последовательность резания слесарной ножовкой заготовок круглого сечения. Резание металла слесарной ножовкой с поворотом ножовочного полотна. Основные ошибки при резании слесарной ножовкой и способы их устранения. Правила безопасной работы при резании слесарной ножовкой. Опиливание металла Заклёпочные соединения. Опиливание металла. Напильник. Виды напильников. Требования к рабочему положению при опиливании. Приёмы и способы опиливания и контроля обрабатываемых заготовок из металла. Правила безопасной работы при опиливании металла. Соединение деталей. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Разъёмное и неразъёмное соединение деталей. Резьбовые, конусные, сварные, заклёпочные соединение деталей. Соединение заклёпками деталей из тонколистового металла. Инструменты и оборудование для клёпки. Последовательность соединения деталей заклёпками с полукруглыми головками. Пробивание отверстий в тонколистовом металле. Современные способы соединения деталей заклёпками. Правила безопасной работы при соединении деталей заклёпками. Устройство и назначение токарно-винторезного станка. Управление токарновинторезным станком. Токарно-винторезные станки. Основные виды обработки металлов и искусственных материалов резанием. Основные составляющие режима резания: скорость резания, скорость подач, глубина резания. Устройство и принцип действия токарно-винторезного станка ТВ-6. Наладка, настройка, управление станком. Закрепление заготовок. Установка резца. Организация труда и безопасность работ на токарно-винторезном станке. Правила безопасной работы на токарно-винторезном станке. Применение режущих инструментов при работе на токарно-винторезном станке. Режущие инструменты. Токарный резец. Основные части и элементы токарного резца. Геометрия и углы резца. Классификация токарных резцов: по направлению движения, форме головок, конструкции, назначению, способу крепления. Материал изготовления. Применение контрольно-измерительных инструментов, приспособлений, оснастки. Основные технологические операции, выполняемые на токарно-винторезном станке. Резание. Процесс образования стружки различной формы. Подрезание торцов и уступов, про-резание канавок и отрезание заготовок. Последовательность подрезания торца и обтачивание уступа. Применяемые резцы. Сверление. Последовательность сверления отверстий на ТВС. Центрование и зенкование отверстий. Формы цилиндрических отверстий. Способы закрепления свёрл. Правила безопасной работы при сверлении, центровании и зенковании отверстий на ТВС. Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей. Черновое и чистовое точение. Последовательность обтачивания наружных поверхностей способом пробных проходов. Лимбы продольной и поперечной подач. Цена деления. Тема 3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Художественное выжигание. Выжигание. Плоское и глубокое выжигание. Электрический выжигатель. Приёмы выполнения работ. Последовательность действий при художественном выжигании. Правила безопасной работы с электро-выжигателем. Домовая пропильная резьба. Домовая пропильная резьба. Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Последовательность действий при подготовке лобзика к работе. Основные правила работы с ручным лобзиком. Правила безопасной работы при выпиливании лобзиком. Приёмы разметки и техника резьбы. Плоско-выемочная резьба. Основы скобчатой резьбы. Инструменты для выполнения скобчатой резьбы. Скобчатые порезки. Разметка чешуек. Разметка скобчатых порезок: с выпуклой средней линией —- глазков, с углублённой средней линией. Техника резьбы скобчатых порезок. Правила безопасной работы при выполнении скобчатой резьбы. Основы геометрической резьбы. Геометрическая резьба. Геометрические элементы. Техника выполнения геометрической резьбы. Выполнение операций: наколки и подрезки. Правила безопасной работы при выполнении резьбы по дереву. Виды отделки изделий, украшенных резьбой. Приёмы разметки и техника резьбы треугольников и сияний. Резьба треугольников. Пирамидки. Приёмы разметки и техника резьбы сияний. Основные правила при резьбе сияний. Использование плоско-выемочной комбинированной резьбы в практических работах и творческих проектах. Плоско-выемочная комбинированная резьба. Солярные знаки. Идеи творческих проектов. Символы геометрических фигур. Тема 4. Электротехнические работы. Введение в робототехнику. Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. Электрическая энергия. Источники тока. Виды электростанций. Электрогенераторы. Потребители. Электрический ток. Проводники и диэлектрики. Электрическая цепь. Электрическая цепь. Электрическая схема. Элементы электрической цепи. Провода. Оконцевание проводов. Правила безопасной работы при выполнении электромонтажных работ. Виды проводов и электроарматуры. Провода. Виды проводов и электропроводки. Марки проводов. Виды и назначение электромонтажных инструментов и изоляционных материалов. Последовательность действий при сращивании многожильных проводов. Последовательность действий при выполнении ответвления многожильных проводов. Виды и назначение электроарматуры и установочных изделий. Правила безопасной работы при выполнении электромонтажных работ. Устройство квартирной электропроводки. Квартирная электропроводка. Потребители электроэнергии. Электрическая схема квартирной электропроводки. Виды и назначение счётчика электрической энергии. Защитные устройства: автоматические выключатели и предохранители. Роботы. Понятие о принципах работы роботов. Чип-микропроцессор. Робот. Центральный процессор. Постоянная память. Оперативная память. Контроллер. Микропроцессор. Функциональное разнообразие роботов. Стационарные и мобильные роботы. Промышленные роботы. Медицинские роботы. Сельскохозяйственные роботы. Подводные роботы. Космический робот. Сервисные роботы. Круиз-контроль. Программирование роботов. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Запись алгоритма с помощью блок-схемы. Линейный алгоритм. Условный алгоритм. Циклический алгоритм. Идеи творческих проектов. Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой. Выключатели. Светодиод. Устройство контроллера. Логика. Суждение. Отрицание (операция НЕ). Сложные суждения. Операция ИЛИ. Операция И. Тема 5. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности. Разработка и изготовление творческих проектов. Социальные проекты. Идеи творческих проектов. Постановка проблемы. Изучение проблемы. Цель проекта. Первоначальные идеи. Дизайн-исследование. Окончательная идея. Оформление проекта. Исследование размера изделия. Технология изготовления. Анализ проекта. Тематическое планирование. № урока Тема урока Кол-во часов 1 Машиностроительные технологии. 1 2 Энергетические технологии. 1 3 Промышленные и производственные технологии. 1 4 Общие сведения о видах стали и термической обработке стали. Металлы и способы их обработки. 1 5 1 6 7 8 Разметка заготовок. Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами. Технологический процесс сборки деталей. 1 1 1 9 Рубка и резание металлов. 1 10 Опиливание металла Заклёпочные соединения. 1 11 12 13 14 Устройство и назначение токарно-винторезного станка. Управление токарно-винторезным станком. Применение режущих инструментов при работе на токарно-винторезном станке. Основные технологические операции, выполняемые на токарно-винторезном станке. Художественное выжигание. 1 1 1 1 15 Домовая про-пильная резьба. 1 16 Приёмы разметки и техника резьбы. 1 17 Основы геометрической резьбы. 1 18 19 20 21 Приёмы разметки и техника резьбы треугольников и сияний. Использование плоско-выемочной комбинированной резьбы в практических работах и творческих проектах. 1 Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь. 1 1 1 22 Электрическая цепь. 1 23 Виды проводов и электроарматуры. 1 24 Устройство квартирной электропроводки. 1 25 Роботы. Понятие о принципах работы роботов. 1 26 Функциональное разнообразие роботов. 1 27 Программирование роботов. 1 28 Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой. 1 29 Социальные проекты. Идеи творческих проектов. 1 30 Дизайн-исследование. 1 31 Оформление проекта. 1 32 Технология изготовления. 1 33 Технология изготовления. 1 34 Анализ проекта. Подведение итогов. 1 Итого 34 часа