Технология 8 ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел образования МО «город Свирск»
МОУ «СОШ №4 г. Свирска»

УТВЕРЖДЕНО
. Директором
________________________

Вильданова А.А..
Приказ №152/1-0
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 8 классов

Учитель Калашников Анатолий Николаевич

г. Свирск 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП
ООО) 2015 г. и требований, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) 2010 г.
Программа включает цели и задачи предмета «Технология», общую характеристику
учебного курса, личностные, мета-предметные и предметные результаты его освоения,
содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Формирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма
изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета (с
распределением времени по каждому разделу).
Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных
учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой
деятельности и рассчитана на 1 час в неделю. (34 часа в год)

Цели изучения учебного предмета «Технология»
Изучение учебного предмета «Технология» способствует достижению следующих целей
основного общего образования:
обеспечение всем учащимся оптимального, с учётом их возможностей,
интеллектуального развития;
становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности,
неповторимости;
социально-нравственное и эстетическое воспитание;
знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе,
обществе, технике и культуре;
развитие способностей и познавательных интересов учащихся (критического
мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений);
выработку у обучающихся навыков самостоятельно выявлять, формулировать и
разрешать определённые теоретические и практические проблемы, связанные с природой,
общественной жизнью, техникой и культурой;
формирование у обучающихся научно обоснованной системы взглядов и убеждений,
определяющих их отношение к миру;
формирование у учащихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся
знаний и умений как в ходе учёбы, так и за пределами школы;
ознакомление учащихся с научными основами производства и организации труда в
таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая
промышленность, сельское хозяйство и т. д., и формирование у них умений пользоваться
простейшими техническими приспособлениями и устройствами;
понимание важнейших закономерностей технических, технологических и
организационных процессов, общих для многих областей промышленного и
сельскохозяйственного производства и сферы услуг;
обеспечение подготовки учащихся к какой-либо профессии.
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего
образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике
знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в

своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты
материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной
предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей,
что, несомненно, соответствует потребностям развития современного общества. В рамках
«Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на
работу в различных сферах общественного производства, тем самым обеспечивается
преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и
трудовой деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа курса предполагает достижение выпускниками 8 классов следующих
личностных, мета-предметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики:
Ответственное отношение к учению, способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами
организации умственного и физического труда;
Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в
различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации;
Компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при
коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и
возможностей членов трудового коллектива;
Технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей
деятельности;
Основы экологической культуры, соответствующие современному уровню
экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и
мира.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
Трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания
учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
Осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных

предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду;
Самооценки готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий для
рационального ведения домашнего хозяйства;
творческой деятельности эстетического характера; индивидуально-личностных позиций
учащихся.
Мета-предметные результаты
Обучающиеся научатся:
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности;
Виртуально и натурально моделировать технические объекты и технологический
процесс; проявлять инновационный подход к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Формированию и развитию компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбору для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, интернет ресурсы и другие базы данных;
Организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; согласованию и координации совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими её участниками; объективному оцениванию вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
Оцениванию точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её
решения; диагностике результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям; обоснованию путей и средств устранения ошибок или
разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
Соблюдению норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда; соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства;
Оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципам;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности;
комбинировать известные алгоритмы технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; поиск новых
решений возникшей технической или организационной проблемы;
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планированию своей деятельности;
подбору аргументов, формулированию выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражению в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
Формированию и развитию экологического мышления, умению применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
Практическому
освоению
основ
проектно-исследовательской
деятельности;
проведению наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснять явления,
процессы и связи, выявляемые в ходе исследований;
Понимать социальные и экологические последствия развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
распознавать виды, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого
в технологических процессах; оценивать технологические свойства сырья, материалов и
областей их применения;
Применять технологии представления, преобразования и использования информации,
оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном
производстве или сфере обслуживания, рационально использовать учебный и
дополнительный технический и технологический материал для проектирования и создания
объектов труда;
Владеть алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; овладевать элементами научной организации труда, формами
деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре
производства;
Планировать технологический процесс; подбирать материал с учетом характера объекта
труда и технологии; подбирать инструменты, приспособления и оборудование с учётом
требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
Выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов,
ограничений; соблюдать трудовую и технологическую дисциплину; соблюдать нормы и
правила безопасного труда, пожарной безопасности, правила санитарии и гигиены;
Контролировать промежуточный и конечный результат труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления;
Документировать результаты труда и проектной деятельности; рассчитывать
себестоимость продуктов труда; примерную экономическую оценку возможной прибыли с
учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
Осознавать ответственность за качество результатов труда;
Стремиться к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств; экологической культуре при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
Методам эстетического оформления изделий, обеспечивать сохранность продуктов
труда, дизайнерского проектирования изделий; разрабатывать варианты рекламы
выполненного объекта или результата труда;
Рабочим отношениям в группе для выполнения практической работы или проекта,
эффективному сотрудничеству и способствованию эффективной кооперации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Осознанию роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техно-сфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; классификации видов и назначению методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также
соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и
возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

Овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации, владением методами чтения
технической, технологической и инструктивной информации;
Устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения
прикладных учебных задач; применению общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических
процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применению
элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
Овладевать методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решать
творческие задачи моделирования, конструирования; проектировать последовательность
операций и составлять операционные карты работ;
Выражать готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
оценивать свою способность и готовность к предпринимательской деятельности;

Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Современные и перспективные технологии.
Промышленные и производственные технологии
Промышленные технологии. Технологии металлургии. Машиностроительные технологии.
Энергетические технологии. Производственные технологии.

Тема 2. Технологии получения и преобразования металлов и
искусственных материалов.
Общие сведения о видах стали и термической обработке стали.
Сталь. Процесс выплавки стали в сталеплавильных печах: конверторных, мартеновских,
электрических. Виды сталей по химическому составу. Процентное содержание углерода в
сталях и чугуне. Свойства углеродистых и легированных сталей. Применение сталей.
Определение марок сталей. Изготовление деталей машин, инструментов из различных
сталей. Применение новых композиционных материалов.
Общие сведения о термической обработке. Виды термообработки: отжиг, нормализация,
закалка, отпуск. Диаграмма железоуглеродистых сплавов. Определение температуры
нагрева стали термоэлектрическими пирометрами. Определение цветов каления и
побежалости стали. Устройства для термической обработки стали. Муфельная печь.
Инструменты, оснастка, приспособления при термообработке стальных заготовок.
Определение температуры закалки зубила. Применение современных технологий в
термической обработке стали.
Металлы и способы их обработки.
Металлы. Сплавы. Внешние признаки металлов. Цвета металлов и сплавов. Чёрные и
цветные металлы. Инструментальная сталь. Конструкционная сталь. Медь, латунь, бронза,
алюминий. Профили. Листовой металл. Маркировка стали. Цвета маркировки сталей.
Способы обработки металлов. Обработка металлов давлением: штамповка, прокатка, ковка.
Литьё. Обработка металлов резанием. Режущие инструменты.
Разметка заготовок.
Слесарный верстак. Правила безопасной организации рабочего места. Слесарные тиски.
Разметка металлов и пластмасс. Инструменты: чертилка, кернер. Шаблон.
Последовательность действий при разметке заготовок из металла и пластмассы. Правила
безопасной работы при разметке.

Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами.
Металлы. Чёрные и цветные металлы. Тонколистовые металлы. Искусственные
материалы. Ручные и электро-слесарные ножницы. Рычажные ножницы. Гильотинная
резка. Слесарные операции: разметка, правка, гибка, резание. Правила безопасной работы
со слесарными ножницами.
Технологический процесс сборки деталей.
Технологический процесс. Процесс сборки деталей. Сборочные единицы. Виды
соединений. Слесарно-монтажный инструмент. Крепёжные детали: болты, гайки, шайбы,
шплинты. Правила безопасной работы при сборке деталей.
Рубка и резание металлов.
Знакомство с профессией слесаря. Рубка металла. Инструменты для рубки металла:
ручные и механизированные. Подготовка рабочего места. Рабочее положение при рубке
металла. Виды ударов молотком по зубилу: кистевой, локтевой, плечевой. Рубка по уровню
губок. Разрубание и вырубание металла. Правила безопасной работы при рубке металла.
Резание металла и искусственных материалов ручной слесарной ножовкой. Подготовка
ручной слесарной ножовки к работе. Рабочее положение при резании слесарной ножовкой.
Последовательность резания тонколистового металла. Последовательность резания
слесарной ножовкой заготовок круглого сечения. Резание металла слесарной ножовкой с
поворотом ножовочного полотна. Основные ошибки при резании слесарной ножовкой и
способы их устранения. Правила безопасной работы при резании слесарной ножовкой.
Опиливание металла Заклёпочные соединения.
Опиливание металла. Напильник. Виды напильников. Требования к рабочему
положению при опиливании. Приёмы и способы опиливания и контроля обрабатываемых
заготовок из металла. Правила безопасной работы при опиливании металла.
Соединение деталей. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Разъёмное и
неразъёмное соединение деталей. Резьбовые, конусные, сварные, заклёпочные соединение
деталей. Соединение заклёпками деталей из тонколистового металла. Инструменты и
оборудование для клёпки. Последовательность соединения деталей заклёпками с
полукруглыми головками. Пробивание отверстий в тонколистовом металле. Современные
способы соединения деталей заклёпками. Правила безопасной работы при соединении
деталей заклёпками.
Устройство и назначение токарно-винторезного станка. Управление токарновинторезным станком.
Токарно-винторезные станки. Основные виды обработки металлов и искусственных
материалов резанием. Основные составляющие режима резания: скорость резания,
скорость подач, глубина резания. Устройство и принцип действия токарно-винторезного
станка ТВ-6.
Наладка, настройка, управление станком. Закрепление заготовок. Установка резца.
Организация труда и безопасность работ на токарно-винторезном станке. Правила
безопасной работы на токарно-винторезном станке.
Применение режущих инструментов при работе на токарно-винторезном станке.
Режущие инструменты. Токарный резец. Основные части и элементы токарного резца.
Геометрия и углы резца. Классификация токарных резцов: по направлению движения,
форме головок, конструкции, назначению, способу крепления. Материал изготовления.
Применение контрольно-измерительных инструментов, приспособлений, оснастки.

Основные технологические операции, выполняемые на токарно-винторезном
станке.
Резание. Процесс образования стружки различной формы. Подрезание торцов и уступов,
про-резание канавок и отрезание заготовок. Последовательность подрезания торца и
обтачивание уступа. Применяемые резцы.
Сверление. Последовательность сверления отверстий на ТВС. Центрование и
зенкование отверстий. Формы цилиндрических отверстий. Способы закрепления свёрл.
Правила безопасной работы при сверлении, центровании и зенковании отверстий на ТВС.
Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей. Черновое и чистовое точение.
Последовательность обтачивания наружных поверхностей способом пробных проходов.
Лимбы продольной и поперечной подач. Цена деления.

Тема 3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Художественное выжигание.
Выжигание. Плоское и глубокое выжигание. Электрический выжигатель. Приёмы
выполнения работ. Последовательность действий при художественном выжигании.
Правила безопасной работы с электро-выжигателем.
Домовая пропильная резьба.
Домовая пропильная резьба. Материалы, инструменты, приспособления для
выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Последовательность действий при
подготовке лобзика к работе. Основные правила работы с ручным лобзиком. Правила
безопасной работы при выпиливании лобзиком.
Приёмы разметки и техника резьбы.
Плоско-выемочная резьба. Основы скобчатой резьбы. Инструменты для выполнения
скобчатой резьбы. Скобчатые порезки. Разметка чешуек. Разметка скобчатых порезок: с
выпуклой средней линией —- глазков, с углублённой средней линией. Техника резьбы
скобчатых порезок. Правила безопасной работы при выполнении скобчатой резьбы.
Основы геометрической резьбы.
Геометрическая
резьба.
Геометрические
элементы.
Техника
выполнения
геометрической резьбы. Выполнение операций: наколки и подрезки. Правила безопасной
работы при выполнении резьбы по дереву. Виды отделки изделий, украшенных резьбой.
Приёмы разметки и техника резьбы треугольников и сияний.
Резьба треугольников. Пирамидки. Приёмы разметки и техника резьбы сияний.
Основные правила при резьбе сияний.
Использование плоско-выемочной комбинированной резьбы в практических
работах и творческих проектах.
Плоско-выемочная комбинированная резьба.
Солярные знаки. Идеи творческих проектов.

Символы

геометрических

фигур.

Тема 4. Электротехнические работы. Введение в робототехнику.
Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе.
Электрическая энергия. Источники тока. Виды электростанций. Электрогенераторы.
Потребители. Электрический ток. Проводники и диэлектрики.

Электрическая цепь.
Электрическая цепь. Электрическая схема. Элементы электрической цепи. Провода.
Оконцевание проводов. Правила безопасной работы при выполнении электромонтажных
работ.
Виды проводов и электроарматуры.
Провода. Виды проводов и электропроводки. Марки проводов. Виды и назначение
электромонтажных инструментов и изоляционных материалов. Последовательность действий при
сращивании многожильных проводов. Последовательность действий при выполнении
ответвления многожильных проводов. Виды и назначение электроарматуры и установочных
изделий. Правила безопасной работы при выполнении электромонтажных работ.

Устройство квартирной электропроводки.
Квартирная электропроводка. Потребители электроэнергии. Электрическая схема квартирной
электропроводки. Виды и назначение счётчика электрической энергии. Защитные устройства:
автоматические выключатели и предохранители.

Роботы. Понятие о принципах работы роботов.
Чип-микропроцессор. Робот. Центральный процессор. Постоянная память. Оперативная
память. Контроллер. Микропроцессор.
Функциональное разнообразие роботов.
Стационарные и мобильные роботы. Промышленные роботы. Медицинские роботы.
Сельскохозяйственные роботы. Подводные роботы. Космический робот. Сервисные
роботы. Круиз-контроль.
Программирование роботов.
Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Запись алгоритма с
помощью блок-схемы. Линейный алгоритм. Условный алгоритм. Циклический алгоритм.
Идеи творческих проектов.
Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой.
Выключатели. Светодиод. Устройство контроллера. Логика. Суждение. Отрицание
(операция НЕ). Сложные суждения. Операция ИЛИ. Операция И.

Тема 5. Технологии творческой, проектной и исследовательской
деятельности. Разработка и изготовление творческих проектов.
Социальные проекты. Идеи творческих проектов.
Постановка проблемы. Изучение проблемы. Цель проекта. Первоначальные идеи.
Дизайн-исследование. Окончательная идея. Оформление проекта. Исследование размера
изделия. Технология изготовления. Анализ проекта.

Тематическое планирование.
№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Машиностроительные технологии.

1

2

Энергетические технологии.

1

3

Промышленные и производственные технологии.

1

4

Общие сведения о видах стали и термической
обработке стали.
Металлы и способы их обработки.

1

5

1

6
7
8

Разметка заготовок.
Приёмы работы с тонколистовыми металлами и
искусственными материалами.
Технологический процесс сборки деталей.

1
1
1

9

Рубка и резание металлов.

1

10

Опиливание металла Заклёпочные соединения.

1

11
12
13
14

Устройство и назначение токарно-винторезного
станка. Управление токарно-винторезным станком.
Применение режущих инструментов при работе на
токарно-винторезном станке.
Основные технологические операции, выполняемые
на токарно-винторезном станке.
Художественное выжигание.

1
1
1
1

15

Домовая про-пильная резьба.

1

16

Приёмы разметки и техника резьбы.

1

17

Основы геометрической резьбы.

1

18
19
20
21

Приёмы разметки и техника резьбы треугольников и
сияний.
Использование плоско-выемочной комбинированной
резьбы в практических работах и творческих проектах.

1

Источники и потребители электрической энергии.
Понятие об электрическом токе.
Электрическая цепь.

1

1

1

22

Электрическая цепь.

1

23

Виды проводов и электроарматуры.

1

24

Устройство квартирной электропроводки.

1

25

Роботы. Понятие о принципах работы роботов.

1

26

Функциональное разнообразие роботов.

1

27

Программирование роботов.

1

28

Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой.

1

29

Социальные проекты. Идеи творческих проектов.

1

30

Дизайн-исследование.

1

31

Оформление проекта.

1

32

Технология изготовления.

1

33

Технология изготовления.

1

34

Анализ проекта. Подведение итогов.

1

Итого

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(395)732-19-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».